Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процессы стереотипизации как групповой феномен





Липман: Стереотипы – это обобщенная, упрощенная и ригидная система представлений об индивиде, как представителе определенной соц.группы. Стереотип связан с восприятием другого человека. Изначально стереотипизация объяснялась на основе концепции Тейлора “Когнитивные скряги”. Согласно ей человек прибегает к стереотипам для того чтобы снизить поток информации, внося искажение в восприятие реальности. Всегда подчеркивался негативный оттенок в стереотипах. Эксперименты Сукса и Тернера опровергли эту концепцию, и установили, что процесс образования стереотипов связан не с ограниченными когнитивными способностями личности, а объясняется скорее процессами обобщения, т.е. обогащение информацией через перестройку восприятия реальной стр-ры соц.окружения, дающее возможность индивиду действовать на более высоком уровне организации своего поведения, т.е. на уровне коллективных субъектов. С помощью этого процесса индивид выстраивает свое поведение, как член волне определенной соц.группы, находящейся во взаимодействии с другими соц.группами. Стереотипизация особенно сильна в ситуации конфликта, напряженных отношений с другими соц.группами. Стереотипизация начинает приобретать редуктивный хар-р в том случае, если в ситуации межиндивидуального взаимодействия продолжает применяться соц. стереотип. Стереотип наполняет групповое сознание не ошибками восприятия, а устойчивыми и обобщенными сторонами соц. реальности, который закрепляет групповой опыт взаимодействия доводя его через стереотипы до каждого члена группы

Стереотипизация – это приписывание познаваемой личности набора качеств на основе отнесения ее к какому-либо классу или социальной группе.

Стереотип – это набор качеств, приписываемых познаваемому лицу или объекту.

Социальный стереотип – это обобщенный, устойчивый, эмоционально окрашенный, основанный на общественном или личном опыте образ целого класса людей.

Впервые понятие «стереотип» употребил Литман в 1922 г. в работе «Общественное мнение».

Виды стереотипов:

Стереотипы, характеризующие людей как членов определенных социальных групп. Это могут быть возрастные, половые, национальные, профессиональные, политические, статусные стереотипы.

Оценочные стереотипы – стереотипы, формирующиеся на основе оценки внешности. Они подразделяются на 3 разновидности:

o Антропологические стереотипы. Анализ чисто анатомических признаков.

o Ролевые стереотипы. Анализ манеры поведения человека, его экспрессивные проявления, оформление внешности. По внешности мы судимо социальной роли, а дальше приписываем определенный набор качеств.

o Эмоционально-эстетические стереотипы. Внешность человека оценивается по ее соответствию обще принятым эталонам красоты. Они подразделяются на эмоционально-интегративные (внешность в целом) и эмоцинально-аналитические (отдельные элементы внешности). Красивым людям приписываются положительные качества, а некрасивым людям – негативные качества.

Литман говорит, что специальные стереотипы порождаются обществом и усваиваются в процессе некритического заимствования от авторитетных лиц.

Основные формальные характеристики стереотипов:

Адекватность. Низкая степень адекватности может быть обусловлена тем, что социальные группы со временем претерпевают изменения, а стереотипы являются устойчивыми и не могут быстро изменяться, становясь неадекватными.

Устойчивость (ригидность). Устойчивость стереотипов проявляется в том, что стереотипы сохраняются у человека даже вопреки его личному опыту. Стереотип сохраняется даже тогда, когда доказана его гносеологическая несостоятельность. Степень устойчивости стереотипа обусловлена 2 типами факторов: социальными и психологическими. К социальным факторов относится уровень образования, чем образованнее человек, тем его стереотипы менее устойчивы. К психологическим факторам относится замкнутость, авторитаризм и некритичность, все это приводит к повышению устойчивости. Снижению устойчивости способствует реальный контакт с людьми, т.к. в процессе реального взаимодействия можно более глубоко узнать человека.

Вывод: стереотипы искоренить невозможно, мы вынуждены пользоваться ими, но делать это нужно с большой осторожностью. При использовании стереотипов силлогистический способ мышления (из общего вывода вытекает частный вывод) следует заменять вероятностным. К стереотипу нужно относиться как к своеобразной гипотезе, нуждающейся в проверке на собственном опыте.

Date: 2016-11-17; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию