Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бихевиористское направление в психологии. Значение бихевиоризма для развития современной психологии.





Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон («Психология с точки зрения бихевиориста») видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. На первое место в проведении исследований данного направления ставится решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психологию были введены совершенно новые факты - факты поведения, которые отличаются от фактов сознания в интроспективной психологии.

В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов, и тем самым факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспективной психологии разводятся по методу их выявления. Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие - путем самонаблюдения.

Причины развития бихевиоризма определяли:

· здравый смысл. Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека.

Но Уотсон, доказывая необходимость заниматься изучением поведения, отрицал необходимость изучения сознания. Тем самым он разделил психическое и его внешнее проявление - поведение.

· психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и ввести объективный научный метод. Это привело к развитию эксперимента, основанного на отличных от интроспективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки.

С точки зрения Уотсона, поведение - это система реакций. Реакция - это еще одно новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развитием бихевиоризма. Поскольку Уотсон стремился сделать психологию естественнонаучной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения человека. Для Уотсона поведение или поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Так появилась знаменитая формула <S-R> (стимул-реакция). Для бихевиористов соотношение S-R стало единицей поведения.

С точки зрения бихевиоризма основные задачи психологии –

1. описание типов реакций;

2. исследование процессов их образования;

3. изучение законов их комбинаций, т. е. образование сложных реакций.

В качестве общих и окончательных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи:

- прийти к тому, чтобы по стимулу предсказать поведение (реакцию) человека

- и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

Решение поставленных задач осуществлялось бихевиористами в двух направлениях: теоретическом и экспериментальном.

Создавая теоретическую базу бихевиоризма, Уотсон попытался описать типы реакций и прежде всего выделил врожденные и приобретенные реакции. К числу врожденных реакций он относит те поведенческие акты, которые можно наблюдать у новорожденных детей, а именно: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища, конечностей, головы и т. д.

Для решения данной задачи ему необходимо было оттолкнуться от какой-либо из уже имеющихся теорий, и он обратился к работам И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. В их работах содержалось описание механизмов возникновения условных, или, как говорили в то время, <сочетанных>, рефлексов. Уотсон принимает концепцию условных рефлексов в качестве естественнонаучной базы своей психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путем обусловливания. (Мать гладит ребенка, и на его лице появляется улыбка. Через некоторое время появление матери перед ребенком вызывает у него улыбку, даже если мать его не поглаживает- это безусловный стимул, а улыбка на лице ребенка - это безусловная врожденная реакция)

Все человеческие действия, по мнению Уотсона, представляют собой сложные цепи, или комплексы, реакций. Определенное внешнее воздействие вызывает у человека определенную ответную безусловную (врожденную) реакцию или комплекс безусловных (врожденных) реакций.

Не менее значимым для бихевиористов было проведение экспериментов, с помощью которых они стремились доказать правоту своих теоретических выводов.

Однако довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограниченность схемы <S-R> для объяснения поведения людей. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или <промежуточные переменные> - V, в результате схема приобрела вид: <S-V-R>. Под <промежуточными переменными> Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула. К ним относились такие образования, как <цели>, <намерения>, <гипотезы>, <познавательные карты> (образы ситуаций.


Другой значимый шаг в развитии бихевиоризма - изучение особого типа

условных реакций, которые получили название инструментальных, или оперантных. Явление инструментального, или оперантного, обусловливания - если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей легкостью. Например, если какое-либо определенное действие постоянно подкреплять, т. е. поощрять или вознаграждать кусочком сахара, колбасы, мяса и т. п., то очень скоро животное будет выполнять это действие при одном лишь виде поощрительного стимула.

Берес Скиннер

Главная идея – контроль поведения. Человек – это биологический организм, реагирующий рефлекторно на внешние раздражители: Все понятия взяты из общей психологии (стимул, подкрепление и т.д.). Человек способен к научению в процессе адаптации и это научение «удовольствие впечатывает, боль стирает» (Торндайк)

Основные методы: эксперимент, внешнее наблюдение.

Сознание д.б. объяснено только через то, что мы видим. Человек это черный ящик, на входе – стимул, при выходе поведение.

Испытуемые животные – крысы, наблюдая за ними можно сделать вывод о поведении человека.

Две модели поведения:

1. Стимул реакция. Это респондентное поведение вырабатывается условно-рефлекторно (Павлов, его учение).

2. Реакция – стимул. Это оперантное поведение. Метод, который изучает это поведение, называется свободным оперантым поведением.

Голодную крысу сажают в ящик Скиннера (там педаль), крыса бегает, случайно нажимает на педаль, оттуда еда. Следующий раз она быстрее находит пищу, а затем уже целенаправленно.

Очень много изучали режим подкрепления. Оно может быть:

- непрерывное (каждый раз при соответствующем поведении)

- прерывистое (через какое-то количество случаев)

Типы подкрепления:

1. Первичное (непосредственно удовлетворяет потребности пища, вода и т.д.);

2. Вторичное (т.е. ассоциируемое с первичным, деньги).

С точки зрения Скинера, поведение человека контролируется аверсивными стимулами, т.е. болевыми, неприятными. Но это не самый эффективный метод, т.к. человек более эффективно более позитивное подкрепление.

Выделяют следующие:

1. Позитивное наказание, поведение, которое идет к аверсивному исходу (тюрьма).

2. Негативное наказание, когда за поведение, следует устранение позитивного стимула(не сдашь экзамен, не пойдешь в кино).

3. Негативное подкрепление, т.е. человек ограничивает аверсивный стимул или избегает (водитель избегает мест, где обычно стоят гаи).

Он предпочитает положит подкрепление. Психотерапия является эффективной, не смотря на простоту.

Согласно теории бихевиоризма, классическое (т. е. павловское) и оперантное обусловливания являются универсальным механизмом научения, общим и для животного и для человека. При этом процесс научения представлялся как автоматический, не требующий проявления активности человека. Достаточно использовать подкрепление для того, чтобы <закрепить> в нервной системе успешные реакции независимо от воли или желаний самого человека.


Отсюда бихевиористы делали выводы о том, что с помощью стимулов и подкрепления можно манипулировать поведением человека.

НО в данном случае игнорируется существование сознания, т. е.игнорируется существование внутреннего психического мира человека.

Конец 60-х гг. - наблюдается постепенное возвращение к изучению сознания - высшей формы психического отражения объективной действительности.

В русле бихевиорального подхода сформировалось психотерапевтическое направление, также базирующееся на теории научения. Его развивают Айзенк, Дж. Уолп, Бандура, А. Лазарус, А. Каздин. Эмоциональные проблемы рассматриваются в нем как результат формирования связи эмоции с определенным стимулом (напр., учитель вызывает у ребенка тревогу). Признавая, что прошлые события повлияли на возникновение проблем клиента, представители бихевиоральной психотерапии не исследуют корни нарушений. Невротическое поведение, так же, как и нормальное, рассматривается как результат подкрепления.

Другой вариант необихевиоризма принадлежал Кларку Холлу (1884–1952) и его школе. Он ввел в формулу «стимул – реакция» другое среднее звено, а именно потребность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.).

Основной вклад Альберта Бандуры в психологию - Теория социального научения, включая следующие главные пункты: Обучение через наблюдение за образцом: моделями поведения. Косвенное подкрепление. Самоконтроль, самоподкрепление, самонаказание Самоэффективность

Проблема социального в концепции Бандуры - Признавал важность подкрепления, но люди могут учиться, наблюдая, читая, слыша поведение других людей, т.е. люди способны к предвиденью последствий поведения. Поэтому м\у стимулом и открытым поведением включает такой эл-т как вера и ожидание, и говорит, что используя символы мы можем решать проблемы, избегая метода проб и ошибок.

Поведение -> влияние ситуации; Человеческий фактор (ожидание, предвидение) ->пов-ие и влияние ситуации (схема треугольником. Ч.ф-р - внизу)

Человек способен формировать образы желаемых результатов и в итоге в соответствии с ними строить свое поведение, прогнозировать его. Много в нашем поведении мы приобретаем за счет примера с помощью механизма имитации.

Эксперимент в детском саду: оборудовали три комнаты

1) ребенок

2) лаборант (исследователь) колотил по голове куклу со словами «Ну дай ей». Ребенок смотрел и шел в комнату №3, но лаборант просил не трогать его игрушки, они самые любимые. Следовательно в комнате №3 возникала агрессия у ребенка.


Если мальчики-подростки видели как бьют кого — то в фильме, то далее они не сдерживались и даже хотели ударить похожего человека.

Значение бихевиоризма в развитии психологии:

1. он привнес в психологию дух материализма, благодаря чему эта наука стала развиваться по пути естественнонаучных дисциплин.

2. он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, фактов, принципов, благодаря чему в психологии получили широкое распространение инструментальные приемы исследования психических процессов.

3. была расширена область психологических исследований: стало интенсивно изучаться поведение младенцев и животных.

4. в работах бихевиористов были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков.

5. распространение бихевиористских взглядов способствовало изучению психических явлений с естественнонаучных позиций.

Недостатки Б.: сближение психики чел-ка и животного; игнор.сознания; недоучет сложности психич. деят-ти чел-ка).

 

 

36. Гуманистические теории в психологии (К.Роджерс, А. Маслоу)







Date: 2016-11-17; view: 784; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию