Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое тестирование. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.





Тесты - методики состоят из серий заданий с готовыми вариантами ответов.

Тест - «проба»; «испытание» - это стандартизированная система заданий, измеряющая уровень развития определенных качеств личности к моменту измерения.

Результатом тестирования является психол. диагноз, в котором количественно или качественно оценивается какое-либо свойство, или личность в целом. Система испытаний существовала в истории человечества, как научный метод тест - 19-нач. 20 века. (Гальтон, Кетелл, Крипилин впервые в 19 в. стали измерять IQ). Окончательно -в 40-50 г. 20 века. А с начале 60 гг. большое значение ситуации тестирования. В нашей стране тестирование применялось в 20-30 гг. в рамках педологии. Возродились тесты в 60-е г. 20 в.

Тесты могут быть объективные, связанные с фиксацией конечных результатов деятельности (общий балл, ошибки). Могут носить субъективный характер на основании субъективных ответов.

При подсчете баллов - однозначную количественную оценку. Затем этот суммарный балл сравнивается с тестовыми нормами, и дается психол. заключение.

Виды тесты:

1) с сырыми баллами (иногда они называются - бальные оценки);

2) со стандартными баллами (шкальные оценки). Полученную оценку сравниваю! со шкалой -> заключение.

Положительные стороны тестов:

1. Стандартизация условий и результатов (тестовые методики относительно-независимы от исполнителя), т.е. для их проведения можно подготовить даже лаборанта.

2. Оперативность и экономичность. Типичный тест состоит из кратких заданий, на выполнение этих заданий требуется несколько секунд, а на весь тест не более 1 часа.

3. Количествен, дифференцированный характер оценки. Тест считается лучшим, если по его результатам испытуемых можно дифференцировать по разным категориям. Хороший тест позволяет произвести, количественную оценку данных.

4. Оптимальная трудность. Профессионально-сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности (на IQ, способности) —• средний испытуемый набирает около 50% из возможного кол-ва баллов. Проверяется оптимальная трудность с помощью психометрических методик пилотажным способом (т.е. когда принимает участие не менее 200-х испытуемых). Если в ходе пилотажа выясняется, что с заданием справились 50% испытуемых, то задание признается удачным, его оставляют в тесте.

5. Надежность. Одно из главных достоинств тестов. Низкой надежностью наиболее обладают тесты достижений (тесты на проверку знаний), т.к. большое кол-во помех (случайных - состояние здоровой окружающей обстановки списывания). Высокая надежность - стандартизированные тесты, ряд тестов на 1Q, опросники при возможности сравнения со шкалой.

6. Справедливость (и при групповом и при индивид, тестировании). Все испытуемые ставятся в одинаковые условия, т.е. диагност не буде1 помогать. Отсутствие влияния личности экспериментатора.

7. Возможность компьютеризации. Помогает психологу почувствовать себя неотъемлемой частью научно - технического прогресса, не компьютер лишает возможности непосредственного общения с испытуемым. Психолог часто отвлекается —» не учитывает многие реакции на вопросы.

8. Фиксация в момент проведения опыта. Относительная простота проведения.

Отрицательные стороны тестов:

1. Опасность автоматических ошибок. Особенно вероятна в групповых тестированиях (не так понял инструкцию —> отвечает не так.

2. Опасность профанации психолога (т.е. когда психолог использует 2-3 методики «на все сложности жизни»).

3. Потеря индивидуального контроля. Опасность подгона всех «под одну гребенку», а индивидуальность весьма многогранна => не все отразят рез-ты.

4. Стрессогенность. Подверженность стрессу — нарушаются механизмы саморегуляции: тревога, страх, волнение (даже у испорченны испытуемых) —> снижается вероятность искренних ответов. Чел-к подсознательно, а иногда и сознательно пытается представить себя более социально желательным.

5. Отсутствие доверительной обстановки <— формализованный х-р тестирования, а особенно в группе.

Виды тестов:

1) изучение IQ развития.

2) психических процессов.

3) способностей: специальных (музык., математич.) и достижений (уровень одаренности)

4) психомоторные (движение рук, точность мышечных движений)

5) психофизиологические - изуч. КГР - кожно-гармоническая реакция (электроэнцефолограммы), изучающие просвет сосудов.

6) Личностные - самые распространенные:

- опросники - на самоотчете (человек отвечает либо высказывает свое отн-ие к утверждению —» сообщает сведения о себе, определяются ценности, инт. Основная проблема - соц. желательность ответов: люди стараются представить себя в выгодном свете -> искажается.

- ситуативные - игры, конкретные задания. Ситуация меняется в зависимости от присутствия и отсутствия группы (чаще ситуации из повседневной жизни).

- проективные - наиболее распространенные. Человек рассказывая о чем-то (ком-то) проецирует на другого свои особенности, свой внутренний мир.

«+»: стимул не однозначен => не знает как отвечать. Чем менее стереотипн пов-ие, тем более проявляют себя. Нет ошибочных ответов. Требуют большого опьп подготовки и страдают субъективностью интерпретации.

«-»: - невозможно стандартизировать; профессионализм психолога

направлены на изучение нездоровых личностей (клинических симптомов); - требуется подтверждение др. более надежными и валидными методиками.

7) по задачам: - вербальные

- речевые

8) по времени: - на результативность

- вместе (и то, и то)

9) по способу применения: - аналитические (явления в комплексе и отд-ые компоненты); - синтетические (в целом)

10) комплексные батареи тестов, которые связаны с профессиональной пригодностью

11) пролонгированные - длительное изучение личности.

Тест в РФ применяется для изучения 1Q, в клинике, в оценках правонарушений, в пром-стях, консультационных пунктах (связанных с выбором профессии, семейная служба знакомств), научных исследованиях.

Требования к тестам:

1.устойчивым – резтаты повторятся при повторном тестирование через какое-то время.

2.валидность – измерять то, на что направлен

2. теоретическая концепция построения;

3. приведена та выборка, на которую он проверялся;

4. стандарты - для кого предназначен;

5. кто м-т применять: администрация, психолог - профессионал;

6. указана вся процедура проведения теста;

7. надежными -аналогичные результаты при повторении;

8. определенные ограничения (научные - всякая теория имеет свой предел, моральные - применение теста не должно наносить вред);

9. западные тесты, адаптированы;

10. лучше проводить комплексно.

Date: 2016-11-17; view: 514; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию