Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическое тестирование. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.
Тесты - методики состоят из серий заданий с готовыми вариантами ответов. Тест - «проба»; «испытание» - это стандартизированная система заданий, измеряющая уровень развития определенных качеств личности к моменту измерения. Результатом тестирования является психол. диагноз, в котором количественно или качественно оценивается какое-либо свойство, или личность в целом. Система испытаний существовала в истории человечества, как научный метод тест - 19-нач. 20 века. (Гальтон, Кетелл, Крипилин впервые в 19 в. стали измерять IQ). Окончательно -в 40-50 г. 20 века. А с начале 60 гг. большое значение ситуации тестирования. В нашей стране тестирование применялось в 20-30 гг. в рамках педологии. Возродились тесты в 60-е г. 20 в. Тесты могут быть объективные, связанные с фиксацией конечных результатов деятельности (общий балл, ошибки). Могут носить субъективный характер на основании субъективных ответов. При подсчете баллов - однозначную количественную оценку. Затем этот суммарный балл сравнивается с тестовыми нормами, и дается психол. заключение. Виды тесты: 1) с сырыми баллами (иногда они называются - бальные оценки); 2) со стандартными баллами (шкальные оценки). Полученную оценку сравниваю! со шкалой -> заключение. Положительные стороны тестов: 1. Стандартизация условий и результатов (тестовые методики относительно-независимы от исполнителя), т.е. для их проведения можно подготовить даже лаборанта. 2. Оперативность и экономичность. Типичный тест состоит из кратких заданий, на выполнение этих заданий требуется несколько секунд, а на весь тест не более 1 часа. 3. Количествен, дифференцированный характер оценки. Тест считается лучшим, если по его результатам испытуемых можно дифференцировать по разным категориям. Хороший тест позволяет произвести, количественную оценку данных. 4. Оптимальная трудность. Профессионально-сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности (на IQ, способности) —• средний испытуемый набирает около 50% из возможного кол-ва баллов. Проверяется оптимальная трудность с помощью психометрических методик пилотажным способом (т.е. когда принимает участие не менее 200-х испытуемых). Если в ходе пилотажа выясняется, что с заданием справились 50% испытуемых, то задание признается удачным, его оставляют в тесте. 5. Надежность. Одно из главных достоинств тестов. Низкой надежностью наиболее обладают тесты достижений (тесты на проверку знаний), т.к. большое кол-во помех (случайных - состояние здоровой окружающей обстановки списывания). Высокая надежность - стандартизированные тесты, ряд тестов на 1Q, опросники при возможности сравнения со шкалой. 6. Справедливость (и при групповом и при индивид, тестировании). Все испытуемые ставятся в одинаковые условия, т.е. диагност не буде1 помогать. Отсутствие влияния личности экспериментатора. 7. Возможность компьютеризации. Помогает психологу почувствовать себя неотъемлемой частью научно - технического прогресса, не компьютер лишает возможности непосредственного общения с испытуемым. Психолог часто отвлекается —» не учитывает многие реакции на вопросы. 8. Фиксация в момент проведения опыта. Относительная простота проведения. Отрицательные стороны тестов: 1. Опасность автоматических ошибок. Особенно вероятна в групповых тестированиях (не так понял инструкцию —> отвечает не так. 2. Опасность профанации психолога (т.е. когда психолог использует 2-3 методики «на все сложности жизни»). 3. Потеря индивидуального контроля. Опасность подгона всех «под одну гребенку», а индивидуальность весьма многогранна => не все отразят рез-ты. 4. Стрессогенность. Подверженность стрессу — нарушаются механизмы саморегуляции: тревога, страх, волнение (даже у испорченны испытуемых) —> снижается вероятность искренних ответов. Чел-к подсознательно, а иногда и сознательно пытается представить себя более социально желательным. 5. Отсутствие доверительной обстановки <— формализованный х-р тестирования, а особенно в группе. Виды тестов: 1) изучение IQ развития. 2) психических процессов. 3) способностей: специальных (музык., математич.) и достижений (уровень одаренности) 4) психомоторные (движение рук, точность мышечных движений) 5) психофизиологические - изуч. КГР - кожно-гармоническая реакция (электроэнцефолограммы), изучающие просвет сосудов. 6) Личностные - самые распространенные: - опросники - на самоотчете (человек отвечает либо высказывает свое отн-ие к утверждению —» сообщает сведения о себе, определяются ценности, инт. Основная проблема - соц. желательность ответов: люди стараются представить себя в выгодном свете -> искажается. - ситуативные - игры, конкретные задания. Ситуация меняется в зависимости от присутствия и отсутствия группы (чаще ситуации из повседневной жизни). - проективные - наиболее распространенные. Человек рассказывая о чем-то (ком-то) проецирует на другого свои особенности, свой внутренний мир. «+»: стимул не однозначен => не знает как отвечать. Чем менее стереотипн пов-ие, тем более проявляют себя. Нет ошибочных ответов. Требуют большого опьп подготовки и страдают субъективностью интерпретации. «-»: - невозможно стандартизировать; профессионализм психолога направлены на изучение нездоровых личностей (клинических симптомов); - требуется подтверждение др. более надежными и валидными методиками. 7) по задачам: - вербальные - речевые 8) по времени: - на результативность - вместе (и то, и то) 9) по способу применения: - аналитические (явления в комплексе и отд-ые компоненты); - синтетические (в целом) 10) комплексные батареи тестов, которые связаны с профессиональной пригодностью 11) пролонгированные - длительное изучение личности. Тест в РФ применяется для изучения 1Q, в клинике, в оценках правонарушений, в пром-стях, консультационных пунктах (связанных с выбором профессии, семейная служба знакомств), научных исследованиях. Требования к тестам: 1.устойчивым – резтаты повторятся при повторном тестирование через какое-то время. 2.валидность – измерять то, на что направлен 2. теоретическая концепция построения; 3. приведена та выборка, на которую он проверялся; 4. стандарты - для кого предназначен; 5. кто м-т применять: администрация, психолог - профессионал; 6. указана вся процедура проведения теста; 7. надежными -аналогичные результаты при повторении; 8. определенные ограничения (научные - всякая теория имеет свой предел, моральные - применение теста не должно наносить вред); 9. западные тесты, адаптированы; 10. лучше проводить комплексно. Date: 2016-11-17; view: 584; Нарушение авторских прав |