Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Включает: величина, форма, положение в простр.
1) в. величины – определяется проекцией предмета на сетчатке. При восприятии удаленных предметов учитывается инф о движении глаз → учитывается расстояние до предмета. Явление константности размера связано со знанием предметов, то есть с опытом. Значение имеют также знания о примерных размерах предмета. В. размера зависит от фона, который окружает предметы. Некоторые особенности восприятия размера: – верхние части предметов воспринимаются несколько большими, чем нижние; – вертикальные линии воспринимают длиннее, чем горизонтальные; – более светлые предметы кажутся больше, чем темные; – объемные фигуры воспринимаются меньше, чем такие же плоские. – На воспр. величины предм. может оказать влияние и то целое, в котором находится предмет, напр., 2 равные диагонали двух параллелепипедов воспринимаются разными по длине если одна из них находится в меньшем, а другая в большем параллелепипеде. Это иллюзия, вызванная перенесением свойства целого на его отдельные части. 2) в. формы. Сложное явление. Начинается с момента выделения фигуры из фона. Важная роль – движения глаз по контуру, периметру объекта и его информативным точкам. На больш. расстоянии в. формы м. меняться (прямоуг. предметы м. выглядеть округлыми) Сложен процесс восприятия объемных предметов, рельефа: на него оказывает влияние бинокулярность зрения, знания об объемных признаках, распределение светотени. Здесь учас-ет глазодвигательный аппарат, когда движ-я глаз ч-ка дают более точное в. рельефа. Воспринимаемое нами пространство никогда не носит симметричного характера; оно всегда в большей или меньшей степени асимметрично, т. е. предметы расположены от нас вверху или внизу, справа или слева, а также дальше от нас или ближе к нам. Поэтому часто бывает, что об удаленности мы судим по косвенным признакам: один предмет закрывает другой, или контуры одного предмета заметны более, чем контуры другого. Различное положение предметов в пространстве часто имеет первоочередное значение для человека, поскольку человек не просто воспринимает пространство или оценивает положение предметов, он ориентируется в пространстве, а для этого он должен получать определенную информацию о расположении предметов. Для восприятия трехмерного пространства работает несколько анализаторов: - вестибулярный аппарат внутреннего уха: связан с глазными мышцами, изменения в вестибулярном аппарате вызывают рефлекторное изменение положения глаз; - аппарат бинокулярного зрения: существенную роль в восприятии удаленных предметов играют конвергенция (сведение глазных осей) и дивергенция; эти процессы сопровождаются двигательными ощущениями; - аккомодация глаза – изменение формы хрусталика при удалении и приближен. предметов. Обеспечивается сокращением глазных мышц. В восприятии простр. учитываются и косвенные признаки (располож-е предм относ др-х). Комплекс механизмов, обеспечивающих воспр пространства, регулируется третичными зонами коры г.м. (зонами перекрытия, которые объед-ют работу зрит, тактил и вестиб анализат-в) Фигура и фон динамичны, они могут меняться местами. Выделение фигуры из фона в зрительном в. связано с перепадом светлоты; легче выделяются отдельные предметы, труднее частности, отдельные свойства предмета. Однако этот процесс облегчается, если: – есть знание того, что именно нужно найти; – когда возможна манипуляция с изучаемыми объектами: обведение, ощупывание; – когда существует опыт подобной деятельности. В в. формы кроме выделения фигуры из фона происходит разделение всех воспринимаемых объектов на части и целое. В. проходит четыре основных этапа: – сначала обнаруживаются и в сознании обозначаются опознавательные признаки – кривизна, цвет; – различение этих признаков, по которым формируется целостный образ (каждый предмет или слово имеет характерные признаки); – идентификация – получ-й образ сверяется с образом памяти по опознават. признакам; – опознание. В распознавании и разделении частей и целого существуют индивидуальные различия. Некоторые люди идут от деталей к образу целого, другие наоборот. В. формы впервые детально изучалось гештальтпсихологией. Гештальтпсихологи считали, что существуют врожденные формы, гештальты, по которым организуется наше восприятие. Оно всегда целостно и изначально организованно. В. образов связано с теми признаками, по которым строятся целостные образы. Итак, выделение фигуры из фона, происходитпо признакам: – гомогенности или однородности; – близости и плотности распределения элементов (чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы;); – непрерывности, плавности и завершенности; – замкнутость структуры (см. константность в.); чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы. Центральным для гештальтистской точки зрения является принцип прегнантности, в соответствии с которым наши восприятия стремятся быть настолько простыми и хорошими, насколько позволяют условия стимуляции. – согласованности поведения элементов; например, объекты, движущиеся в одну сторону, воспринимаются как целое; – закон "хорошей фигуры" - врожденной является способность человека воспринимать любую фигуру, как геометрическую – квадрат, треугольник, окружность и т.д. При восприятии формы сохраняется константность в., то есть учитывается и просчитывается форма предмета при разных углах его поворота и т.д. Еще два центральных понятия для этой теории - понятия фигуры и фона. Чем ближе друг к другу элементы, образующие фигуру, тем легче она может быть изолирована. Чем больше сходство между элементами, образующими фигуру, тем легче она воспринимается как таковая. Чем сильнее контраст между элементами фигуры и фона, тем легче образуется фигура. Чем более легко элементы, образующие фигуру, следуют закономерным и зрительно предсказуемым направлениям, чем более они образуют замкнутые пространства, тем с большей легкостью возникают фигуры. Рассмотрим феноменальные характеристики, различающие фигуры и фон. 1. части фигуры имеют характер объекта или "вещи", фон же относительно аморфен и имеет характер материала или субстрата. 2. Части фигуры кажутся лежащими феноменально ближе к наблюдателю, чем фон. 3. Фон кажется непрерывно простирающимся за фигуру. 4. Контуры воспринимаются принадлежащими фигуре, а не фону. 5. В то время, как фигура имеет вполне определенную локализацию в пространстве и структуру поверхности, фон плохо локализован и обладает поверхностью пленки. 3) в. удаленности предмета от наблюдателя: имеет главным механизмом бинокулярное зрение. Определение расстояния до предмета происходит в результате конвергенции и дивергенции. Зависитот величины изображения на сетчатке и напряжения мышц. Кроме того на больших расстояниях удаленность определяется относительным расположением предметов друг к другу, а также сравнением величины предмета с окружающими. Дополнительным механизмом ориентации в пространстве является сформировавшееся у человека разделение на правое и левое. Б. Восприятие времени. Сложности при его изучении: время не восприним-ся нами как явление матер. мира. О течении времени мы судим по косвенным признакам. В исследованиях восприятия времени необходимо учитывать: - восприятие временной длительности - восприятие временной последовательности В основе отражения длительности и последовательности явлений, событий – ритмическое явление - биологические часы. Ритмические процессы протекают в нейронах коры и подкорковых образований. Оценка длительности связана с насыщенностью этого времени событиями и эмоциями (интерес – быстро, +-е эмоции - быстро). Необратимость – характерная особенность времени. Мы воспринимаем течение времени, устанавливая необратимую последовательность событий на основе причинной зависимости следования одних событий за другими. Феномен временной локализации – знание, что определенное событие должно произойти в определенное время. Для этого используются определенные величины временных интервалов (минута, день, год). Время – направленная величина – это отличие его от пространства: определение времени требует систему единиц и постоянную отправную точку. Во времени есть «привилегированные» точки – настоящее – естественная «привилегированная» точка. Оно разделяет время на прошлое и будущее, имеет свое место в очередности событий. (Др привилег. точки: от Рожд Христ., рожд ч-ка) Т.о. в восприятии времени выделяют 2 аспекта: - субъективный – наше ощущение времени, оценка происходящих событий, что зависит от заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоц. окрашенности.; - объективный – объективное течение событий и последовательность условно-договорных интервалов времени. Помогает ориентироваться во времени. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает наше ощущение времени, то второй аспект помогает нам ориентироваться во времени. В в. времени главным является слух и двигательные ощущения. Ориентирами во времени служат потоки слуховых раздражителей, ритм и особенности наших движений. В. Восприятие движения – это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Восприятие движения имеет очень важное значение для сохранения жизни в биологическом мире (для животных движущиеся объекты служат сигналами опасности или потенциальной пищи и вызывают быструю, ответную реакцию). Механизм до конца не установлен. 2 механизма восприятия движения: - «Изображение-сетчатка»: действует, когда глаз относительно неподвижен, а объект движется. - «Глаз-голова»: 1) глаз сканирует неподвижные объекты, происходит перемещение изображения объектов по сетчатке, но не происходит восприятия движения; 2) глаз следует за движущимся предметом, изображение на сетчатке относительно постоянно (2 информации: 1-об отсутствии движения изображения на сетчатке, 2-о движении глаза → информация о наличии движения). Восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз. Существует явление Стробоскопический эффект (кажущееся движение) – восприятие движения при его отсутствии, например если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих фазы движения объекта. Это так называемый стробоскопический эффект. Пауза между смежными раздражителями должна быть не менее 0,06 с. (Ех.: поезд, бегущие рекламы, кино). Восприятие движения обеспечивается восприятием косвенных признаков (необычное положение предмета, менее отчетливые очертания). Производится интеллект-я обработка признаков. Мы воспринимаем движение объектов: предмет движется в пространстве, мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. При этом происходят два явления. Во-первых, смещение объекта по отношению к положению его тела указывает нам на его передвижение в пространстве. Во-вторых, мозг фиксирует движение глаз, следящих за предметом. Второе особенно важно для восприятия движения, но механизм обработки информации о движении глаз весьма сложен и противоречив. Эрнст Мах обездвижил глаза испытуемых. Однако у испытуемого возникало ощущение движения предметов (иллюзия перемещения предметов) каждый раз, когда он пытался повернуть глаза. Следовательно, в мозгу фиксировалось не движение глаз, а попытка двигать глазами, т.е, для восприятия движения важен не сигнал о перемещении глаз, а команды на перемещение глаза. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз, — мы воспринимаем одновременно движение в двух противоположных направлениях, хотя глаз не может двигаться одновременно в противоположные стороны. 2 группы теорий восприятия движения: 1) выводит восприятие движения из элементарных следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение; восприятие движения – результат слияния этих зрит ощущений (предмет то в 1, то в др точке) В. Вундт; 2) восприятие движения не сводится к элементарным ощущениям. Теория гештальтпсихологии, Вертгеймер: восприятие движения – это специфичное переживание отличное от восприятия самих движущихся предметов. Переживание движения не складывается из 2-х восприятий предмета, переместившегося, а соединяет их, находится между ними – это «Фи-феномен» – ощущение движения, возникающее между двумя точками. (В лабор условиях кажущиеся движения исследуют с пом-ю 2-х источников света, которые включ последовательно один за другим. При соблюдении определенн расстояния между ними и определенн временного интервала между включениями м. видеть движение светового пятна от 1ого источника света ко 2ому. Это «фи-феномен», феноменальное, существующее только в воспр, движение). Движущимся кажется меньший из 2-х предметов и тот, который претерпевает больше изменений в течение наблюдений. Несмотря на исследования, основные закономерности, сущность восприятия движения не установлена. ↑ роль отводится осмыслению ситуации на основе прежнего опыта. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Человек может получать сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: непосредственно воспринимая акт перемещения и на основе умозаключения о движении объекта, который некоторое время находился в другом месте. С помощью зрения мы можем получать информацию о движении объектов двумя различными способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. В первом случае, когда глаз остается относительно неподвижным, движущийся объект вызывает на сетчатке быстро перемещающиеся изображения. При этом изображение объекта насетчатке не только перемещается, но и изменяется. Однако мы воспринимаем объект не как серию изображений, каждое из которых представляет объект в несколько ином положении, а как один и тот же объект, находящиеся в состоянии движения. Аналогичное перемещение изображений по сетчатке возникает и тогда, когда мы переводим взор, скажем, из одного конца комнаты в другой. Однако в этом случае у нас не возникает ощущения движения окружающих предметов. Когда человек ходит по комнате, то, несмотря на перемещение изображений по сетчатке глаза, он воспринимает комнату какнеподвижную, а себя как движущегося. Второй возможный способ восприятия движения – прослеживание взором за движущимся объектом. При этом изображение движущегося объекта остается более или менее неподвижным относительно сетчатки, однако мы все-таки видим движение объекта. Очевидно, что прослеживающие движения глаз могут дать восприятие движения и при отсутствии сигналов, перемещающихся по сетчатке. Но, как было сказано выше, само по себе смещение изображений на сетчатке в результате произвольных движений глаз не вызывает впечатления движения. Стабильность видимого мира обеспечивается не пассивными, а произвольными движениями глаз. Возможны случаи, когда субъект приписывает движения как окружающим предметам, так и самому себе. Если наблюдатель идет или бежит, он получает огромное число кинестезических и других сигналов, и это спасает его от ошибок. Иное дело, когда он едет в машине или летит на самолете. Тогда основным источником информации становится зрительный анализатор, и эта информация нередко бывает двусмысленной. Например, когда человек сидит в неподвижно стоящем поезде и видит в окно, как мимо идет другой поезд, то сначала наблюдателю кажется, что движется его поезд. Однако отсутствие ощущений вибрации и толчков через некоторое время убеждает человека в обратном. При длительной фиксации взором движущихся предметов возникает отрицательный последовательный образ движения. Так, если после наблюдения за местностью из окна движущегося поезда перевести взгляд на неподвижные предметы, находящиеся внутри вагона, то покажется, что они движутся в обратном направлении. движения возможно с помощью слухового анализатора. Так слышимая громкость звука усиливается при приближении к нам источника звука и ослабевает при его удалении. Г. Восприятие человека человеком – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения.Включает все уровни психического отражения от ощущений до мышления. Подчиняется общим закономерностям психического отражения.Но! Человек – это своеобразный объект восприятия: - он обладает особой социальной значимостью - сущностные хар-ки ч-ка не лежат на поверхности, скрыты от непосредственного наблюдения - воспринимаемый человек сам тоже воспринимает нас. При восприятии внешности человека основное внимание уделяется наиболее информативным особенностям в отношении психических свойств личности (экспрессия лица, выразит. движения). В процессе воспр-я ч-ка ч-ком формируется представление друг о друге, умение определять черты характера, интересы, способности и т.д. Главная проблема – проблема социально-психологической интерпретации Л-ти по внешности. 4 способа интерпретации Л-ти по внешности: 1) аналитический – каждый из эл-в внешности связывается с определ психологич св-вом 2) эмоциональный – качества Л-ти приписываются человеку в зависимости от эстетической привлекательности его внешности 3) перцептивно-ассоциативный - ч-ку приписываются кач-ва другого, внешне с ним схожего 4) социально-ассоциативный – ч-ку приписываются кач-ва того социального типа, к которому он отнесен на основе внешности. Date: 2016-11-17; view: 356; Нарушение авторских прав |