Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внимание как психологический феномен. Виды, свойства. Индивидуальные особенности внимания.
Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность психики (сознания) на определенных объектах, имеющих для личности устойчивое или ситуативное значение и обеспечивающее более ясное отражение этих объектов. (Рубинштейн). Внимание не относится ни к психологическим процессам, ни к психологическим свойствам личности ==> разная трактовка понятия «внимание». Первые работы, рассматривающие внимание, – работы Вундта (конец 19в.). С его точки зрения, внимание – это фиксационная точка сознания или поле ясного видения. Его последователь, Титчинер, считал, что внимание – это свойство ощущения. Милль: внимание – результат эмоций. Винсент Блок: внимание – уровень бодрствования. В начале 20в. гештальтпсихология отказалась от понятия «внимание». Гальперин считает, что специфические особенности внимания заключается в том, что: 1) внимание не является самостоятельным психологическим процессом, оно является необходимым условием для протекания всех психологических процессов; 2) внимание не имеет собственного продукта, т.к. оно лишь улучшает протекание других процессов и положительно влияет на их эффективность. Основные функции внимания: 1) исходная функция внимания – отбор объектов, значимых (релевантных) для человека; 2) удержание объектов в сознании до тех пор, пока они нам необходимы; 3) контроль и регуляция за выполняемой деятельностью. Гальперин сводит внимание к этой функции. Классиф Рибо: - непроиз – общее для человека и живот, биологич природу, вызывается моцион состоянием - произ – имеет соц природу,. Треб усилий. Возникает в процессе воспитания Классиф Титчнера: активное произ – период обучения и воспит, пассивное непроиз, произ первич вним – период зрелой самостоят деят-ти Классиф Вундта и Джеймса: пообъекту вниман: чувств-е (образы органов чувств), интеллект-е (мысли, воспоминания);интерес к объекту: непосредст-е (объект представляет интерес), опосред-е (объект не интересен, но косвенно связан с интересом), апперцептивное (объект опосред-го вниманияможет стать ср-вом осущ-я отдаленной цели); по степ активности чел: пассивное (рефлекторное) – непроизв, активное (произвольн)-всегда опосредовано. Виды внимания: 1. Непроизвольное 2. Произвольное 3. Послепроизвольное 1. Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное). Для поддержания его не нужно прилагать никаких усилий. Оно возникает независимо от желания, цели, потребностей, возникает само собой. Не требует волевого усилия. Связь непроизвольного внимания с эмоциями и чувствами. Причины непроизвольного внимания: 1) внешние – они определяются особенностями действующих на человека раздражителей; 2) внутренние – это особенности самого человека; 3) значимость раздражителя. Внешние причины: 1) сила действующего раздражителя (сильный звук, яркий свет). Важна не столько абсолютная сила раздражителя, сколько его относительная сила (более сильная на фоне более слабых раздражителей, которые привлекают внимание); 2) величина объектов; 3) новизна (абсолютная и относительная) – слабое изменение, любое изменение привычного раздражителя привлекает внимание так же, как и новые раздражители; 4) длительность (чем дольше, тем меньше внимания – привыкание); 5) движение (движущиеся объекты привлекают внимание больше, чем объекты, находящиеся в состоянии покоя; начало движения и его прекращение вызывают наибольшее внимание). Внутренние причины: 1) интересы личности; 2) опыт человека; 3) эмоции и чувства; 4) состояние человека. Значимость – соответствие внешних особенностей раздражителя внутренним потребностям человека. 2. По мере развития возникает Произвольное внимание (активное, волевое). Причины появления: цель и воля ==> отсутствие интереса компенсируется волевым усилием (не интересно? – Но надо!). 3. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного. Причины. Возникновение интереса в процессе работы приводит к тому, что исчезает волевое усилие, но остается цель. Непроизвольное внимание роднит человека с животными, произвольное – продукт воспитания (социум)– влияния взрослого на ребенка. Основные свойства внимания. 1. Объем внимания - это количество объектов, которые человек может воспринять и осознать в условиях одноразового и кратковременного предъявления (восприятия). Обьем внимания у здорового взрослого человека 7+-2 (5-9) единиц. Объем внимания изучается с помощью тахистоскопического метода. 2. Распределение внимания. - Означает одновременное выполнение 2-х или нескольких видов деятельности. Человек занят не одной, а сразу несколькими деятельностями. Легкость распределения внимания зависит: 1) от содержания совмещаемых видов деятельности: одна – физическая, другая – умственная. Совмещение одинаковых видов деятельности проходит сложнее (писать и разговаривать одновременно), лучше умств+физич деят-ть; 2) от степени автоматизации одного из видов деятельности. Если одна из работ доведена до автоматизма, то другая деятельность может совмещаться. Пример: профессиональное вязание + просмотр ТV; «отточенное» печатание на машинке + чтение с листа – одно другому не мешает. 3. Концентрация внимания - это сила сосредоточения внимания на объекте или на работе; при высокой концентрации внимания человек не отвлекается на внешние посторонние раздражители и наоборот. Факторы, влияющие на концентрацию внимания: 1) обстановка, в которой работает человек; 2) содержание выполняемой работы (легче сосредотачивается на интересном содержании); 3) трудность или степень сложности выполнения работы. 4) концентрация внимания зависит и от особенностей личности, которая эту работу выполняет (ответственность; дисциплинированность; волевые качества. 5) концентрация внимания связана и с темпераментом человека (высокая концентрация внимания – у сангвиников, флегматиков; низкая концентрация внимания – у меланхоликов, холериков). (И темперамент человека и свойства внимания зависят от типа нервной системы. Это понятие ввел Павлов и определил его следующим образом: это качественно своеобразное сочетание основных свойств нервных процессов) ! Концентрация внимания зависит от силы нервных процессов и от уравновешенности. Чем сильнее и уравновешеннее нервная система, тем выше концентрация внимания, поэтому высокая концентрация внимания у сангвиников и флегматиков. Также она зависит и от подвижности НС (торможение легко сменяется возб-ем и наоборот). 4. Устойчивость внимания. - длительность сосредоточения (временная характеристика внимания, как долго человек может быть внимательным. Устойчивость зависит от тех же факторов, что и концентрация внимания (см. выше!) + устойчивость является непостоянной характеристикой человека. Изменения устойчивости внимания проявляется в колебаниях внимания: а) микроколебания осуществляются с периодом от 2 до 3 – 12 секунд, их выявить сложно. Методика «двойственного изобр.» (лицо–ваза);На работу ч-ка микроколебания не влияют. б) макроколебания осуществляются с периодом 15-20 минут. Они отражаются на выполнении работы. После 15-20 минут происходит утомление ==> внимание рассеивается. 5. Переключение (или переключаемость) внимания - Переключение внимания с одной деятельности на другую. Легкость переключения зависит от: а) содержания работы (на интересную работу переключение быстрее, чем на скучную); б) степени трудности работы; в) особенностей личности (темперамент). Переключение внимания зависит от подвижности нервной системы. Высокая переключаемость будет у сангвиников, низкая – у флегматиков, меланхоликов Date: 2016-11-17; view: 372; Нарушение авторских прав |