Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культурно-историческая концепция развития психики Л.С.Выготского. Понятие о высших психических функциях.
Концепция "Культурно-историческая теория психики человека" разработана в 20-30-е гг. Л.С. Выготским при участии его учеников А.И. Леонтьева и А. Р. Лурия. 30-е г. 20 в. Выготский выдвинул и обосновал принцип социально-исторической обусловленности психики человека. Сознание – продукт исторического развития общества. Выготский разделил психику на 2 части: 1. НизшиеПФ - натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память. 2. ВПФ - культурные, социальные; - результат исторического развития: абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение. Л.С. Выготский показал, что чел-к обладает особым видом псих-х ф-й, кот. полностью отсутствуют у животных. Эти ф-и сост-т высший уровень психики чел-ка – сознание. Они форм-ся в ходе соц-х взаимодействий. При этом под высшими псих-ми ф-ми подр-ся: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др. В концепции Выготского можно выделить три составные части. 1. "Человек и природа".Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов: 1-й тезис: при переходе от животных к чел-ку произошло кардинальное изменение отношений чел-ка со средой. На протяжении существования всего животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением чел-ка – чел-к действует на природу и видоизменяет ее. 2-й тезис ч-к может менять природу при помощи создания орудий труда, развития материального производства. II. "Человек и его собственная психика". Содержит два положения: 1. Овладение природой не прошло бесследно для чел-ка, он научился овладевать собст-й психикой, у него появились высшие псих-е ф-и, выраж-ся в формах произвольной деят-ти. Под высшими псих-ми ф-ми Л.С. Выготский понимал сп-ть чел-ка заставить себя запомнить нек. материал, обратить внимание на к-л предмет, орг-ть свою умств-ую деят-ть. Появление ВПФ связано с овладением человеком природы. По мнению Выготского, указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствия его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Так вот, ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т.е. научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи. Поэтому овладение природой и овладение собственным поведением - параллельно идущие глубоко взаимосвязанные процессы. 2. Человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий спец-х – психол-х. Эти психол-ие орудия он называл знаками. Знаками Выготский называл искус-ные ср-ва, с пом. кот-х первобытный чел-к смог овладеть своим поведением, памятью и др. псих-ми процессами. Знаки были предметны, - "узелок на память" или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как ср-во, с пом. кот. овладевают памятью. Знаки-символы явл-сь пусковыми мех-ми в-х псих-х пр-сов, т.е. выступали в кач-ве психол-х орудий. Человек использует дополнительный стимул X, чтобы опосредовать запоминание. Х выступает как средство запоминания и средство воспроизведения, или как психологическое орудие, с помощью которого человек овладевает процессами собственной памяти. Причем человек сам вводит дополнительный стимул, который не имеет органической связи с ситуацией и потому знак представляет собой искусственное средство. III. "Генетические аспекты". Труд создал чел-ка. В пр-се совм-го труда происходило общение между его участниками с пом. спец-х знаков, опред-х, что надо делать каждому из участников трудового процесса. В рез-те внешнекомандной ф-и слова родилась его организующая ф-я. Так чел-к научился управлять поведением. След-но, возм-ть приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала ф-и чел-ка приказывающего и чел-ка, испол-го эти приказы, были разделены и весь пр-с был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические. Этот пр-с Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внеш-х ср-в знаков во внутренние. В онтогенезе, по мнению Выготского, набл-ся принципиально то-же самое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок принимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И наконец ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Выготский описывает феномен эгоцентрической речи (речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка) как промежуточной между обращением к другому и обращением к себе. По наблюдению Выготского такая речь возникает у ребенка особенно часто при затруднениях, т.е. в моменты, когда повышаются требования к организации его собственных действий. Ребенок озвучивает программу своих действий. Так формируется мышление. В концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. 1. Высшие психические функции имеют опосредованную структуру. 2. Для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных, но своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны, осознанны. Соотношение обучения и развития: Обучение движущая сила психического развития. Обучение является эффективным, если ведет за собой развитие. Зона ближайшего развития – расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития, определяемого с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Уровень актуального развития – уровень трудности задач, решаемых самостоятельно. Обучение должно ориентироваться на ЗБР. В ходе развития возникают новообразования – широкий спектр психических явлений, это м.б. и психические процессы (нагл-действ мышление), и отдельные св-ва личности (рефлексия у подростка). Для каждого возрастного периода хар-но свое новообр-е, кот явл ведущим для всего развития. Новообр-е – это обобщенный результат психических и соц изменений, возникающих на данной ступени развития и определяющих сознание ребенка, его отношение к среде, внутр и внеш жизнь. Социальная ситуация развития – система отношений м\у ребенком и соц действительностью, специфична для каждого возраста, просходит формир-е вед деят-ти. Она не тождественна соц среде, она явл аккумулированным человеческим опытом. Законы детского развития: -цикличность – ритм развития, интенсивные периоды смеяются периодами замедления -неравномерность –разные стороны личности развиваются неравномерно -метаморфозы – развитие – это не просто кол-е изменения, а цепь изменений кач-х -закон инвол-и и эвол-и – процессы инвол-и вплетаются в процессы эвол-и.
Дополнит вопрос: Кто иссл-л раз-тие ВПФ? Леонтьев – произ-ная память (паралеллограм раз-я), Запорожец – раз-е восприятия, Выготский. Сахаров – понятийное мышление, впервые исследовали образование понятий. Недостатки: 1. Схем сознания, предложенная Выготским, носила интеллектуалистический характер (т.е. в структуре сознания рассматривались лишь познавательные процессы, а развитие мотивационно-потребностной сферы оставалось за пределами исследований. 2. Выготский сводил процесс развития обобщений к процессам речевого взаимодействия людей 3. Его гипотеза не имела экспериментального подтверждения (долгое время оставаясь интуитивным решением).
Date: 2016-11-17; view: 1845; Нарушение авторских прав |