Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип системности в психологии.





Системные концепции можно найти в работах Маркса, Спенсера, Дюркгейма, Вебера, Берталанфи, в биологии - Дарвина, Павлова. Официально необходимость системного подхода в психологии была заявлена в трудах Леонтьева, Ломова, Платонова, Анохина.

Возникновение принципа системности - это логическое продолжение развития принципов анализа психических явлений, 4 подхода:

1. атрибутивно-описательный – психич явл выделяется как самостоятельное и независимое от других, рассматриваются его видимые свойства, оно берется статично

2. механистический подход - целое делят на части и исследуют части, затем исследуются св-ва этих частей и делается попытка путем объединения этих частей познать законы целого.

3. холистский подход - Психическое явление рассматривается как целостное образование. Исследуются свойства целого, и делается попытка перенести их на свойства частей.

4. структурный – исследуются взаимосвязи между элементами в статичном состоянии.

Система – совокупность элементов, взаимодействующих между собой на основе отношения, которое делает структуру элементов необходимой и достаточной для возникновения качественно нового свойства.

Дальше необходимо было развивать системный подход, кот в центр ставит динамику взаимосвязей. Объект является системой, обладает целостностью и служит элементом другой систем более высокого ур-ня. Системы образуются на основе ведущего психол или соц-психол отношения, кот явл принципом устройства этой системы. Итог взаимод-я эл-тов системы – качественно новое св-во, кот нет у эл-тов этой системы.

Цель системы – сохранение её целостности, а для социально-психологических систем – дальнейшее развитие. Для того, чтобы реализовать принцип системности необходимо учитывать:

1. необходимость и достаточность элементов системы - критерий необходимости и достаточности – факт появления нового свойства как итог взаимодействия элементов)

2. любая система целостна или стремится к достижению целостности

3. система – явление динамическое, исследовать динамику взаимодействия элементов

4. каждый член (элемент) системы испытывает на себе 2 тенденции:

· быть самостоятельным и независимым во взаимодействии с др. элементами

· является эффективным членом группы

2. Принцип единства сознания и деятельности был разработан Рубинштейном, Леонтьевым, Выготским.. Реакция на бихевиоризм (т.к. исключили созн-е из сферы анализа), на интроспекционизм (замыкался в границах созн-я). Этот принцип происходит из понимания роли деятельности и рассмотрении действия как единицы анализа психических явлений. (Д-ть – единица анализа психики) – Рубинштейн.

· Вклад Выготского: он указал на опосредованность высших психических функций деятельностью.

· Вклад Леонтьева: разрабатывал деятельностный подход.

Суть принципа – сознание и Д-ть взаимообусловлены, созн. формир-ся в процессе Д-ти и одновременно является внутренней стороной этой деятельности, которая регулирует Д-ть. Поэтому сознание и деятельность неразделимы и представляют собой единый акт взаимодействия с окружающей средой. психика развивается и формируется в процессе деятельности, она является внутренней стороной деятельности, ее регулирующей, а деятельность в свою очередь является экстериоризированной психикой, т.е. спровоцированной в реальные объекты и процессы. Этот принцип касается формир-я психики не только людей, но и животных. Поэтому деят-ть – это любая активность, связанная с адаптацией и преобразованием окр. среды. Леонтьев: в формир-ии созн-я большую роль играет не только Д-ть, но и процесс общения людей(соз-ся культура сообщ-ва, выраб-ся ценности, общественные критерии и происх-т социализ-я Л-ти, играет вед роль в формир-и сознания) Принцип единства сознания, Д-ти и общения – для человека.

Принцип детерминизма –оценка причинно-следственных связей любого психического процесса, развит Рубинштейном, как реакция на механистический детерминизм(Лаплас: зная координаты всех точек вселенной и координаты всех остальных точек, можно определить положение данной точки в любой момент времени. Принцип всеобщей причинно-следственной связи явлений => ч-к -механистическая система. Но на уровне психики действуют законы, кот не подчиняются жестким связям физического мира) и индетерминизм бихевиоризма(изучать можно только то, что наблюдаем, психика не наблюдаема, но мы можем фиксировать реакции. Индетерминизм(бихевиоризм): Отриц-е причинной связи м/у психикой и повед-м, вероятностные связи м/ у внеш. возд-м и повед-м.(корреляционные зависимости)).

Любое внешнее воздействие, прежде чем определить поведение человека и его реакцию, преломляется через его психику, и зависит от состояния этой психики. Одновременно это воздействие формирует психику, изменяя ее, а психика в известной мере ответственна за круг тех воздействий, которые будут на нее влиять. Детерминация носит не всегда линейный характер (причина - следствие), чаще всего она представляет собой систему детерминации, куда могут входить не только причинно-следственные связи, но и внешние и внутренние факторы, общие и специальные предпосылки.

Принцип развития - Говорит о том, что любое психологическое явление может быть понято только в процессе его развития, изменения, зарождения и отмирания

2 аспекта принципа развития

I Диалектический. При переходе на более высокий ур-нь, предыдущий ур-нь не отменяется., в преобразованном виде он включается в следующий ур-нь. Но каждый последующий ур-нь принимает на себя ведущую роль, подчиняя себе все предыдущее.

 

II – проблема развития и формирования. Любое психическое явление познаётся в развитии, движении. Здесь возникает проблема развития и формирования. «понятия считаются синонимами, но являются принципиально различными.

1) «Развитие»- изменение, связанное с преобразованием во внутреннем строении объекта, в его структуре, переход от структуры одного качества к структуре другого качества. Понятие "развитие" ассоциируется с формой изменения (эволюцией или революцией) и направлением (прогрессом и регрессом). Онтогенез - закономерное изменение организма от его рождения до смерти. Развитие связано с кач-ными переходами («виток»).

2)Формирование - Пройдя определенный этап развития, система начинает функ-вать ради достижения новой цели, кот опр-тся возможностями данного этапа. Начинается процесс дифф-и и реинтеграции эл-тов, направленных на повышение эфф-ти достижения цели, т.е.речь уже идет об изменениях кол-ных, т.е. о процессах ее формир-я. То что для системы является периодом формирования, для отдельных ее эл-тов является периодом ее развития.

Т.е. процесс развития – процесс возникновения качественно нового свойства процесс формирования – процесс перестройки системы для достижения поставленной цели. Человеческие системы саморегулирующиеся, поэтому процесс развития внутренне.

Принцип историзма Согласно этому принципу, разработанному Выготским, Леонтьевым и Асмоловым, психическое развитие и в частности развитие человеческого сознания происходит в процессе общественно-исторического становления и определяются общественно-историческими формациями и конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах. Таким образом, общественное бытие людей определяет их сознание, а образ жизни и стиль жизни определяет образ их мыслей и чувств, и в свою очередь так же определяется ими.

Принцип активности: (Ананьев) выражается в понимании психического отражения какактивного процесса, в частности речь идет о том, что это отражение зависит от целей, установок, ценностей, потребностей, прошлого опыта человека, которое и определяет пристрастность (избирательность) этого отражения. Особенность проявления активности – предвосхищение будущих событий, возможных результатов действий, построение гипотез и т.д. Ряд психологических и физиологических теорий строится на противоположном принципе – реактивности, согласно которому человек представляет собой особого рода машину, пассивно откликающуюся на воздействия внешней среды (бихевиоризм, ассоцианизм, рефлексология). Активность обеспечивает непрерывность развития.

Принцип целостности. Класс психики не является единым. Можно выделить несколько областей объективной реальности, которые взаимосвязаны друг с другом, но при этом различны по своей природе: осознаваемая субъективная реальность, бессознательные процессы, структура индивидуальных психических свойств, внешне наблюдаемое поведение – все это выступает как предмет изучения.

Психику разделяют на психические процессы, состояния и свойства личности. Также говорят о метакогнитивных структурах, которые представляют собой более сложную реальность и стоят над психическими процессами. Сюда относится рефлексия.

Принцип субъектности. Субъект взаимодействия обладает такими свойствами как уникальность, активность и целостность. Субъектами могут быть любые живые системы, которые способны к фиксации и воспроизведению информационных моделей взаимодействия с миром. Выделяют субъекты предметной деятельности, межличностные и социальные. Неотъемлемыми характеристиками человека, как социального субъекта являются: речь, сознание, способность к рефлексии.

Принцип реконструкции (Дружинин). Качества субъекта недоступны непосредственному наблюдению, они скрыты. Продуктивным считается подход, который говорит о существовании подобия между наблюдаемыми характеристиками поведения и деятельности с одной стороны и скрытыми психическими структурами с другой. На этой основе были сформулированы положения о единстве сознания и деятельности, не решен вопрос о прохождении границы между ними. Согласно этому принципу развивающее взаимодействие всегда целостное, согласованное и между ними существует отношение подобия. Т.о. на основе эмпирических оценок внешне наблюдаемых процессов могут быть сконструированы скрытые характеристики.

 

Date: 2016-11-17; view: 667; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию