Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие. Общая характеристика, свойства, виды.





Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений (в совокупности их свойств и частей), возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.

Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызывать ощущение. Однако восприятие не сводится к сумме ощущений. На самом деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее.

Помимо ощущений в процессе восприятия задействованы:

- предыдущий опыт в виде представлений и знаний,

процессы осмысления того, что воспринимается с помощью:

- речи,

- мышления (выделение из комплекса воздействующих признаков основных, ведущих и отвлечение от несущественных)

- памяти (объединение существенных признаков и сопоставление воспринятого с прежними знаниями о предмете),

- чувства и воля

- внимание и направленность

- отношение к воспринимаемому

Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов.

В процесс восприятия всегда включены:

- двигательные компоненты (ощупывание, движение глаз, проговаривание звуков.

Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую, перцептивную деятельность субъекта. Результатом этой Д-ти является целостное представление о предмете. Двигательные ощ-я не всегда осознаются, но важны во всех видах восприятия.

Движения, включенные в активное восприятие, имеют значение для анализа воздействующих раздражителей, уточнения ощ-й, их синтеза в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации, выделения предмета из фона.

Результат перцептивной деятельности – целостное представление о предмете.

На начальной стадии восприятия: развернутое взаимодействие ориентировочно-исследовательских, познавательных и исполнительных действий.

На высоких ступенях развития восприятия: взаимоотношение основных компонентов действий происходит неявно.

Системой перцептивных действий м. овладеть в процессе целенаправленной практической деятельности + восприятие м. развивать.

Процесс распознавания образов (важен в процессе восприятия):

1-й этап - целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных;

2-й этап - объединение группы основных существенных признаков и сопоставление воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете.

Если поступающая информация совпадает с имеющимися знаниями, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т. е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории.

Причем, восприятие знакомых предметов (чашка), их узнавание происходит очень быстро — по 2-м, 3-м воспринимаемым признакам. Однако при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее и в более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются существенные признаки, тормозятся несущественные, и воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое.

Скорость восприятия определяется тем, насколько оно активно.

Следовательно, огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы проявляем. Т.о., в восприятии предмета задействованы внимание и направленность (в данном случае желание). Говоря о роли желания воспринимать объекты, мы невольно доказываем, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, т. е. он может вызывать у нас различные чувства. Естественно, что интересный для нас предмет будет восприниматься более активно, и наоборот, безразличный предмет мы можем даже не заметить. Т.о., восприятие — это весьма сложный, но вместе с тем — единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

Физиологические основы:

Физиологической основой восприятия являются комплексная деятельность системы анализаторов; процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.

Корковый отдел анализатора называется проекционной или сенсорной зоной.

Возбуждение от проекционных зон передается в интегративную зону → целостн восприятие.

Если эти зоны нарушены, то м.б. ослаблена возможность получать ощущения или ощущения не сложатся в целостный предмет.

При нарушении интегративных зонагностические расстройства (нарушения познания).

Восприятие связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями и это обусловливает его сложную физиологическую основу. Она представляет собой сеть взаимосвязанных возбуждений, охватывающих различные зоны коры г/м.

Восприятие – рефлекторный процесс. В основе восприятиявременные нервные связи, образующиеся в коре под воздействием предметов и явлений окружающего мира.

Эти связи могут образовываться в пределах 1-го и разных анализаторов. При этом связи образуются в ответ на отношения связей раздражителей.

В коре – процесс синтеза. Связи в пределах разных анализаторов Сеченов объяснял существованием ассоциаций. Они обязательно сопровождаются слуховым образом словавосприятие приобретает целостный характер, происходит обобщение свойств предмета. Всякий предмет воспринимается человеком в определенном соотношении частей, при этом значимыми для восприятия являются не столько сами части, а отношение, в котором они находятся. Физиологическая основой этого (отношения частей)рефлекс на отношения (Павлов). Т.о., в основе восприятиясистемы внутри и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия восприятия раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета, как единого целого.

Под действием раздражителей в окончаниях нервов органов чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний органов чувств. Формируется определенная сенсорная информация.

Виды восприятия. В зависимости от форм отражения выделяют: 1. восприятие пространства; 2.восприятие движения; 3.восприятие времени.

В зависимости от цели выделяют: 1.преднамеренное восприятие, характеризующееся тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека; 2..непреднамеренное восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями.

В зависимости от степени организации выделяют: 1.ораганизованное восприятие (наблюдение) - это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира; 2.неорганизованное восприятие - это обычное планомерное восприятие окружающей действительности.

Естественно, выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Date: 2016-11-17; view: 348; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию