Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На этом основании выделяются следующие отрасли психологии
Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии. Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп. Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства. Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание). Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п. Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика. Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология. Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология. Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология. Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований. Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика. Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее. 2. Психология личности – занимается изучением социально обусловленных качеств человека. Общие закономерности мотивации, характера, самосознания. 3. Дифференциальная психологи (психология индивидуальных различий) – это особая отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а так же природу, источники и последствия этих различий. 4. Психофизиология – изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма и деятельностью НС 5. Нейропсихология – изучает натомо – физиологические основы высших психических функций, а также исследование нейронных процессов в головном мозге, которые лежат в основе психических процессов. 6. Социальная психология – изучает закономерности поведения И деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп 7. Возрастная психология – изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости 8. Специальная психология – изучает психологические проблемы связанные с отклонениями от нормального развития 9. Зоопсихологи и сравнительная психология – изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения, а также сравнение с психикой человека 10 Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения.
3. Понятие психики. Сущность психического отражения. Психика (от др.греч. «психи» - дыхание, душа) – это свойство высокоорганизованной животной материи головного мозга отражать окружающую действительность, строить на этой основе неотчуждаемый от субъекта образ этого мира, с помощью которого происходит регуляция поведения и деятельности человека. Психика есть именно продукт усложнения жизни. Система накопления информации – НС. Нельзя накапливать точные копии, т.к. при взаимодействии будет возникать уникальная ситуация. Психика отражает систему отношений элементов объектов окр-го мира, значимых для сущ-я субъекта и адекватную состояниям, потребностям этого существа. Психика – процесс моделирования. Психика — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. Основные функции: · отражение окружающего мира; · регуляция активности, т.е. поведения, деятельности; · адаптация, т.е. сохранение целостного организма. Свойства психики: 1. это особое свойство т. е. то, что проявляется во взаимодействии с другими вещами, это особая функция материи. 2. это свойство высокоорганизованной материи – человек или животное: а) обязательно живая материя; б) обязательно живая жизнь от простейшего до человека, которые ведут активную подвижную жизнь в сложно расчлененной среде, т.к. среда все время изменяется и усложняется, им приходится активно и постоянно приспосабливать свое поведение, а это требует вспомогательного аппарата – психики. Панпсихизм – вся материя (живая и неживая) обладает психикой. Биопсихизм – психика возникает у жизни вообще. Зоопсихизм – психика на уровне животной жизни. Нейропсихизм психика с появлением нервной системы у животных. Антропопсихизм – психика только у человека… Леонтьев о появлении психики: «появление чувствительности – реакция живого организма на абиотический раздражитель, т.е. не несущий жизненно важной функции (влага, свет, тепло) или не связанный с необходимыми внутренними процессами, но который связан с биологически важным раздражителем и является сигналом о нем». 3. это свойство субъективно отражать объективную реальность. Отражение - понятие в соответствии с которым все психические процессы и состояния человека рассматриваются как отражения в голове человека объективной, независимой от него действительности (буквально – отражение – это взаимодействие чего-то с чем-то). Переживание – субъективный образ объективной реальности. Виды отражения субъективного (психич. переживания): Ощущение (отражение отдельными огранами чувств отдельные функции предмета (свойства)); Восприятие (отражение целостных предметов органами чувств (полное представление о предмете)); Мышление (отражение отношений и закономерностей между предметами (общие функции, анализ, сортировка), ситуациями, объектами); Эмоции (отражение важных событий, значимость происходящего (субъективная оценка – для одного радость, для другого горе)); Память (вид отражения событий, которое обеспечивает нам запечатление событий, их хранение и возможность воспроизведения). Отражение: внутренние (память, эмоции, мышление) и внешнее (ощущение и восприятие). 4. это свойство, необходимое человеку и животным для ориетнирования в окружающем мире и активного взаимодействия с ним. А) необходимость- это функция (свойство) Б) наличие у человека, и у животного (у человека как у части животного мира). Живое – это система, находящаяся во взаимодействии с внешним миром. В) связи с усложнением условий и взаимодействий для адаптации в среде меняется организм, меняются и усложняются отражения для выживания. Появляются потребности – отражения, состояние нужды организма в чем-то, находящимся вне его. (пример – потребность в адаптации к внешней среде). 5. это свойство нужное, на уровне человека для управления свои поведением (о специфичности психики человека). Животное обязательно должно подчиняться природе, ее законам, а человек научился подчинять природу себе. Человек существо социальное, появляется речь как средство общения, появляются орудия труда, с которыми человека меняет природу. У человека натуральная психика (думать, видеть, слышать, чувствовать) + произвольная психика (управляемая - слово). Пример: произвольное поведение – ВПФ – память натуральная и память произвольная. Свойства произвольного поведения: а) произвольность (управляемость); б) опосредованность – с помощью средств и способов. Животное никогда не заставит себя что-нибудь сделать, а человек управляет своим поведением. Структура психики 1. Психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: 1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения. 2. Психические состояния - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновение 3. Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. - познавательные - эмоциональные - волевые Психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями субъекта, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Формы психического отражения: раздражимость (вынужденная активность в ответ на биологически значимый раздражитель) и чувствительность – реакция на абиотический раздражитель. Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде, которое заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой - процессов поведения. Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. В зависимости от уровня психического развития животные обладают поведением различной сложности. Самое сложное поведение у человека (в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение). Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания. Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу, возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с трудом, языком, речью, жизнью сообществом. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение. Сознание – способность объективного отношения к реальности на основе объективных законов, единство знания. Главный фактор появления сознания – коллективный субъект, т.к. появляется необходимость общего взгляда на мир. В рез-те чел-к выделяет себя из окр среды, осоз-ет свою индивид-ть, формирует свою Я-концепцию (совокуп-ть предст-ний о себе, о своем месте в общ-ве). Чел-к не рождается с развитым сознанием, оно формир-ся в процессе онтогенеза. Date: 2016-11-17; view: 345; Нарушение авторских прав |