Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука о изучении механизмов функционирования и особенностей развития психики (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»).





Примерный перечень вопросов к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности (направлению) «Психология».

(60 опросов)

1. Становление психологической науки. Основные психологические школы и направления.

наука о изучении механизмов функционирования и особенностей развития психики (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»).

Ψ молодая наука. Само слово Ψ в переводе означ «учение о душе». Впервые слово Ψ в 1590 г, его использ нем богослов Гоклениус, первонач оно означ область богословия. Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В науку 1ым ввел слово Ψ в 18 веке нем ученый Христиан Вольф. Самостоятельной же наукой Ψ становится в 1879 году, когда Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной Ψ в Лейпциге, затем эта лаборатория переросла в самостоятельный институт. Это ознаменовало отделение Ψ от философии, с одной стороны, и от физиологии, с другой.

В нашей стране 1ая экспериментал лаборатор по Ψ открылась в 1885г, ее созд Бехтерев, затем он же созд такую же лаборатор в Питере в 1895г, а в 1908г он открыл в Питере Психоневрологический институт.

Собственно психологический институт при МГУ был создан в 1912 году (открыт в 1914 году), его основал Георгий Иванович Челпанов. В 1966 году открыли психологические факультеты при МГУ и ЛГУ. В 1971 году открыли Институт на ВДНХ, его директором был Ломов.

В процессе становления Ψ как науки, она прошла 4 основных этапа, на каждом из которых был свой предмет изучения и свои и специфические методы изучения.

I этап. Античность. Предметом психологии являлась душа. В это время складывается 2 основных направления в понимании сущности души: материалистическая и идеалистическая. Представителями материалистического направления были Гераклит (душа рождается путем испарения из влаги и, возвращаясь во влажное состояние, гибнет), Анаксимен, Демокрит, Фалес и др. Они говорили о материальной природе психических явлений, о единстве души и тела. Демокрит – механистическая теория, где душа состояла из атомов огня.

Представителями идеалистического направления были Сократ и Платон. Они рассматривали душу, как вместилище вечных идей, начало незримое, возвышенное, вечное, которое существует на ряду с телом и независимо от него. Тело – начало зримое, тленное, низменное. Функция души – управление телом.

Аристотель – первая систематизация знаний о психике. Он соединил идеалистические и материалистические представления о человеке. Утверждал, что в человеке 2 начала:

1. душевное – функция живого тела. «Если бы глаз был живым существом, то душой было бы зрение).

2. материальное – живое тело.

Он является основоположником Ψ. Трактат «О душе». Душа – не бесплотная сущность, а способ организации живого тела и поведения. Душа – энтелехия. Учение Аристотеля о растительной, животной и разумной душе впервые утвердило принцип развития психики от низших форм к высшим.

До середины 17 века Ψ основывалась либо на мнениях авторитетов, либо на догматах церкви.

Эмпирический этап развития психологии (Бэкон, Локк, Декарт, Спиноза) - Стал выдвигаться на передний план в 18 веке. Эмпиризм-учение о приоритете опыта и чувственного познания перед «чистым» разумом, учение о том, что в уме не может быть никаких врожденных идей и принципов. Это учение энергично защищал английский философ и педагог Джон Локк,его принято считать родоначальником эмпирической психологии.

1. Опыт, согласно Локку, имеет 2 источника:деятельность внешних органов чувств и внутреннюю деятельность ума,воспринимающего собственную работу.Человек рождается на свет, не имея никаких идей.Его душа-«чистая доска»,на кот. опыт выводит свои письмена.Опыт скадывается из идей-простых и сложных.Эти идеи происходят либо из ощущений, либо из внутреннего восприятия.

2. Во втором случае,сознание оказывалось замкнутым в самом себе,направленным не на реальные предметы,а на собственные продукты.

1-ая идея: На смену понятия души должно прийти понятие-сознание,к. является продуктом жизненного опыта человека.

2-ая идея: Знания о психологии человека должны быть получены на основе опытных данных,т.е. на основе того, что он реально видит, переживает, ощущает.

Основным методом исследования в данный период признавалась интроспекция.В дальнейшем это метод был подвержен серьёзной критике.Потому что человек не может быть одновременно и объектом и субъектом исследования.Этот период характеризуется понятием рефлексы. Декарт ввел это понятие,чтобы объяснить действия человека. Человек представлялся как механизм, который непосредственно реагирует на воздействие стимулов внешней среды.

Главной проблемой эмпирического периода была проблема психофизического параллелизма,т.е. проблема соотношения души и тела. К душевным явлениям попытались подходить более строго, пытаясь опираться на известные факты.Большое развитие тогда получили науки о теле,такие как медицина,поэтому понятие дущи стало сокращаться по своему содержанию и на смену ему стало приходить новое понятие-сознание.Но одновременно возникла проблема соотношении души и тела. Эта проблема затрагивалась работой Декарта,к. утверждал,что у человека существуют 2 субстанции:телесная и духовная.

Телесная суб.-Связана с переживанием в пространстве,с дыханием,с питанием,с размножением и т.д.

Духовная суб.-Связана с высказыванием: «Я думаю,чувствую,переживаю, сомневаюсь»

По мнению Декарта такие разные процессы не могут быть связаны с одной субстанцией,они взаимодействуют

.Лейбниц вводит концепцию предустановленной гармонии,т.е. тело и дух живут по своим законам,но между ними есть соответствия.Эти концепции носят дуалистический характер.Но существовали и монистические концепции,к. пытались всё объяснить из одного начала.

Спиноза утверждал,что нет 2-х субстанций,а есть единая природа-бог и имеет 2 разных св-ва:сознание и тело.

Период экспериментальной психологии (XIX в) - Большое развитие получили естественные науки:математика,физика и т.д.Поэтому появилась потребность сделать психологию наукой со своими экспериментами.В 1879 году открылась первая психологическая лаборатория,созданная Вундтом(с этого момента психология считается самостоятельной наукой).

Эксперименты носили психофизиологический характер. Наиболее известные представители – Вебер, Фехнер, Титчинер.

Герман Эббингауз(1850—1909) первым применил метод экс­перимента к исследованию высших психических функций, в ча­стности памяти.

Бихевиоризм - В начале XX в. возникает мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Кредо направления запечатлел термин «поведение», а само оно было названо бихевиоризмом.

Его «отцом» принято считать Дж. Уотсона, в статье которого «Психология, каковой ее видит бихевиорист» (1913) излагался манифест новой школы. Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Она отныне включала доступный внешнему объективному наблюдению, не зависимый от сознания стимул – реактивные отношения.

Изменились схемы психологических экспериментов. Они ставились преимущественно на животных – белых крысах. В качестве экспериментальных устройств были изобретены различные типы лабиринтов, в которых животные научались находить из них выход.

Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы.

Представители: Уотсон, Скиннер,. Предмет: изучение тповедения минуя психику. Поведение – все реакции на внешний стимул. Осн.задача: накопление наблюдений за поведением с целью предсказания будущих реакций. Поведение- результат обучения, навык – цепочка реакций(виды: мышление и речь). Основы навыка – врожденные элементарные движения. Удерживание навыков – память. Роль сознания минимальна.

Бихевиоризм – реакция на интроспекционизм., попытка опираться только на внешние данные.

Необихевиоризм - Возглавили это движение американские психологи Э.Толмен и К.Холл. Толмен - формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) – промежуточные переменные – зависимая переменная (реакция). Среднее звено (промежуточные переменные) – не что иное, как не доступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.

Психоанализ -. Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного и открытие сексуального начала - составляют основу теоретической концепции психоанализа.

В первые годы своей работы 3. Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного.

 

Позднее в работах ""Я" и "Оно"", "По ту сторону удовольствия" 3. Фрейд предложил иную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов:

"Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх-Я" служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх-Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.

Так назвал свое учение австрийский врач 3. Фрейд (1856–1939). Он долгие годы занимался изучением центральной нервной системы, приобретя солидную репутацию специалиста в этой области. Используя различные методики истолкования психических проявлений, они разработали сложную и разветвленную сеть понятий, оперируя которой уловили глубинные «вулканические» процессы, скрытые за осознанными явлениями в «зеркале» самонаблюдения. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения. Ее назвали словом «либидо». Испытывая различные трансформации, она подавляется, вытесняется и, тем не менее, прорывается сквозь «цензуру» сознания по обходным путям, разряжаясь в различных симптомах, в том числе патологических (расстройства движений, восприятия, памяти и т. д.). Этот взгляд привел к пересмотру прежней трактовки сознания. Его активная роль в поведении не отвергалась, но представлялась существенно другой, чем в традиционной психологии. Только благодаря осознанию причин подавленных влечений и потаенных комплексов удается (с помощью техники психоанализа) избавиться от душевной травмы, которую они нанесли личности

1. Аналитическая психология Юнга - Первым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Если в бессознательную психику индивида могут, по Фрейду, войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемого несколькими архетипами. Архетипы обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а также творениях культуры. Большую популярность приобрело разделение Юнгом человеческих типов на экстравертированный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертированный (обращенный внутрь, сосредоточенный на собственных влечениях, которым Юнг вслед за Фрейдом дал имя «либидо», однако считал неправомерным отождествлять с сексуальным инстинктом

2. Индивидальная психология Адлера - Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию. Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов

Неофрейдизм - Решающая роль была придана влияниям социокультурной среды и ее ценностям.. Лидером неофрейдизма принято считать К. Хорни (1885–1953). она доказывала в теории, на которую опирался в своей психоаналитической практике, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее беспомощность ребенка в потенциально враждебном мире. Невроз – не что иное, как реакция на тревожность. Невротическая мотивация приобретает три направления: движение к людям как потребность в любви, движение от людей как потребность в независимости и движение против людей как потребность во власти (порождающая ненависть, протест и агрессию).

Фромм считается наиболее социально-ориентированным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение являлось не просто условием, но важнейшим фактором развития личности. При этом, в отличие от Адлера, который также придавал большое значение среде, Фромм под средой понимал не только ближайшее окружение человека, его семью и близких, но и то общественное устройство, при котором он живет.Фромм пришел к выводу, что движущими сила ми развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации.

Эпигенетическая теория: А.Фрейд и норвежский психоаналитик Э. Эриксон являются основателями концепции, которая получила название "эгопсихология". Согласно этой концепции главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у З.Фрейда, а ее сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности. В теории Э.Эриксона. не только пересматривается позиция Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и существенно изменяется понимание роли среды, культуры, социального окружения ребенка, которые, с точки зрения Эриксона, имеют огромное значение для развития.

Гештальт – психология - Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941). Вертгеймер видел смысл своих опытов в том, что они опровергали господствующую психологическую доктрину: в составе сознания обнаруживались целостные образы, неразложимые на сенсорные первоэлементы..исследования зрительного восприятия, доказали, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. Образно говоря, человек изначально воспринимает лес вообще и, лишь затем может выделить отдельные деревья как части целого. Такие конфигурации и получили название "гештальтов". На базе исследований восприятия были сформулированы два основополагающих принципа гештальтпсихологии. в опытах над человекообразными обезьянами выявилось, что они способны найти выход из проблемной ситуации не путем случайных проб, а мгновенно уловив отношения между вещами. Такое восприятие отношений было названо инсайтом (озарением). Оно возникает благодаря построению нового гештальта, который не является результатом научения

Изучая мышление человека, гештальт-психологи доказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правилам формальной логики.

Сознание было представлено в гештальт-теории как целостность, созидаемая динамикой познавательных структур, которые преобразуются по психологическим законам.

Когнитивная психология - Когнитивная психология возникла под влиянием необихевио­ризма Э. Толмена и информационного подхода в науке, основан­ного на использовании ЭВМ. Когнитивная психология разви­вала идеи, согласно которым человеческий организм предстает как система, в задачи которой входит поиск и переработка раз­личного рода информации. Джордж Миллер, Герберт Саймон,Брунер.

1. Основными объектами изучения в когнитивной психоло­гии являются познавательные процессы — память, речь и ее пси­хологические" аспекты, восприятие, внимание, мышление и во­ображение, а также эмоциональная и волевая сферы личности.

2. Методы, которые использует когнитивная психология, от­личаются, точностью измерения, это так называемые хрономет­рические методики, основанные на точной регистрации времени ответа на поставленную задачу или реакции на сигнал.

3. Все формы человеческого познания и познавательной ак­тивности следующие характеристики:

— строгую последовательность в сборе и переработке ин­формации;

— уровневую организацию в переработке, хранении и ис­пользовании информационных блоков;

— избирательность, определяемую опытом познающего субъекта;

— зависимость от среды, а именно от предметов физического мира, а также культурной и социальной среды;

— активность и переменчивость, выражающиеся в постоян­ной корректировке образов при взаимодействии с окружающей действительностью.

4. Когнитивная психология имеет следующие методологи­ческие трудности и недоработки:

— когнитивной психологией не создано единой теории лич­ности и единой схемы объяснения познавательных процессов,

— низка и экологическая валидность когнитивной психоло­гии, т. е. соответствие ее взглядов будущим прогнозам;

— когнитивная психология не рассматривает фактор влияния культуры на развитие познавательных способностей индивида.

Гуманистическая психология - Основные идеи и положения гуманистической психологии были сформированы такими учеными-гуманистами, как Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй. Гуманистическая психология говорит о том, что сущность человека – стремление к самоактуализации – это высшая потребность человека. Она проявляется в стремлении человека воплотить в своей жизни свой внутренний потенциал, быть и стать самим собой, реализовать свои способности.

Основными идеями, выдвигаемыми Г. Олпортом, были сле­дующие:

1) исследование здоровых, а не психически больных людей;

2) задача психологии — не только разработка способов ис­следования личности, но и создание объяснительных принци­пов ее развития;

3) социальная природа человека и обусловленность его раз­вития контактами с другими людьми;

4) личность не стремится к уравновешиванию себя в среде, а взаимодействует с обществом, происходит процесс взаимо­общения;

5) каждый человек неповторим и уникален, о чем свидетель­ствует наличие у него индивидуального, только ему одному при­сущего сочетания качеств.

Абрахам Маслоу (1908—1970) Эта теория включает в себя следующие положения:

1) потребности человека имеют иерархическую структуру, и человек развивается в соответствии с актуальными для него по­требностями;

2) удовлетворение потребности, стоящей на более высоком уровне, невозможно без удовлетворения более низшей потреб­ности.

3) в этой иерархии существуют следующие потребности:

физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);

— потребности в безопасности (стабильность, порядок);

— потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, любовь);

— потребность в уважении (самоуважение, признание);

— потребность в самоактуализации (развитие способностей);

4.) самоактуализация означает умение понять себя, свою при­роду, причем это не раз и навсегда свершившееся действо, а про­цесс длиною в жизнь, имеющий свои этапы, взлеты и падения.

5) путем достижения самоактуализации для человека как су­щества социального, а следовательно, наталкивающегося на проблему соответствия стереотипам, выдвигаемым обществом, является нахождение оптимального и гармоничного взаимодей­ствия, когда не происходит отчуждения от своей природы и свое­го «Я» и в то же время человек — на нужном уровне взаимодей­ствия с обществом

Экзистенциальное направление - Экзистенциальные психологи полагают, что человек строит свою жизнь путем выбора, который он делает. При этом понятие выбора является центральным в экзистенциальной психологии. Психологи подчеркивают, что даже в самых плохих условиях (концлагерь) все равно существует возможность выбора и возможность принимать важные решения, касающиеся жизни и смерти, решения бороться за выживание и т.д. Экзистенциалисты настаивают на свободе выбора и свободе в своих действиях. Они рассматривают человека как автора своей жизни, исходя из тезиса: «Жизнь человека ограничена настолько, насколько он сам ее ограничивает». При этом они подчеркивают, что люди должны быть ответственными за свой выбор. При этом они также указывают на то, что некоторые выборы являются более правильными и более значимыми, чем другие. Те, кто следует своим слабостям, потакает им, в какой-то момент может почувствовать свою никчемность и ненормальность. В этом случае люди теряют смысл жизни, как следствие они ощущают потерю смысла жизни и переживают экзистенциальный вакуум. В крайних случаях у этих людей может развиться психическое расстройство, которое Франкл назвал ноогеническим неврозом, которое проявляется в ощущении бесполезности существования.

Согласно Франклу смысл жизни постоянно меняется, но никогда не исчезает. Он выходит за рамки самоактуализации и существует на 3 уровнях:

  1. наивысший смысл (на уровне мироздания);
  2. смысл момента, т.е. ситуации;
  3. общепринятый каждодневный смысл.

Смысл жизни можно обнаружить 3мя способами:

    • Путем совершения поступка, т.е. когда выполняется что-либо или достигается цель.
    • Путем переживания ценности.
    • Путем страдание, т.е. занимаясь поиском собственного адекватного отношения к фатальной неизбежности.

Трансперсональная психология. Трансперсональное -- это специфическая характеристика человеческого бытия, первоначально предложенная А.Маслоу для обозначения группы психологических феноменов, включающей высшие переживания, ценности, мотивы и стремления, которые имеют надындивидуальную природу и связаны с предельными духовными возможностями человека.
Эта исследовательская территория принадлежит так наз. трансперсональной психологии, претендующей на роль «четвертой силы» в психологической науке. Здесь совершается переход от изучения конкретной личности к постижению глубинной сущности человека. Один из основателей трансперсональной психологии Энтони Сутич определил ее как исследование предельных способностей и возможностей человеческой природы. Трансперсональная психология не ограничивается проблемами самоопределения и самоактуализации личности. Можно сказать, что трансперсональное измерение охватывает те аспекты индивидуального бытия, которые по своей природе являются надличностными и составляют особый духовный потенциал, реализующийся в предельных или пограничных состояниях и ситуациях. Т.е., для его реализации Субъекту необходимо выйти за рамки обыденного сознания и подойти к границам своего индивидуального существования, открывшись опыту более высокого порядка. В данном направлении широко используются такие понятия, как высшее Я, абсолютное сознание, холономный (целостный) модус сознания, трансценденция и др.
Трансперсональные теории тесно связаны с религиозными, мистическими и эзотерическими учениями Востока и Запада.
Наиболее авторитетным представителем трансперсональной психологии следует признать С.Грофа.

Перечисленные психологические течения ХХ века оказали существенное влияние на развитие психотерапевтической практики, выступив в качестве теоретико-методологических предпосылок различных направлений и подходов современной психотерапии:
* бихевиоризм -- поведенческая психотерапия;
*гештальт-психология -- гештальт-терапия;
* глубинная психология -- психоанализ;
* гуманистическая психология -- клиент-центрированная психотерапия;
* трансперсональная психология -- трансперсональная психотерапия.

Отечественная школа. В России формирование научной Ψсвязано с русской нейрофизиологической школой (Сеченов, Павлов). Это естественно научное направление отечественной Ψ.Школу возглавили: Бехтерев, Вагнер, Ланге, Лазурский, Лесгафт. На этой основе Выготскимсоздана культурно-историческая концепция психического развития. Основные положения: утверждение о том, что усвоение общечеловеческого опыта является специфической формой психического развития человека. К концу 30-х гг. интенсивно разрабатывалась проблемы одаренности, индивидуально-психологических различий (школа Теплова), формируется грузинская школа установки (Узнадзе), в которой исследовались сложные формы неосознанной психической деятельности. Также намечается тенденция объединения психологов различных направлений на основе деятельностного подхода. Основным положением этого подхода является утверждение о том, что психика и деятельность едины, но не тождественны. Психика формируется и проявляется только в деятельности, а внешние воздействия упорядочиваются через внутренние факторы (цели, мотивы, смыслы и т.д.). Основную роль в теории деятельности сыграли работы Леонтьева, Рубинштейна.

 

2. Развитие отечественной психологии. Основные отрасли психологии.

Россия унаследовала обширный научный опыт славянских народов, т.о. в 17 в. была открыта Славяно-греко-латинская академия (в Москве), в 1725 г. – Российская академия наук (открыта при Петре1, состояла из немецких профессоров), 1755г. – МГУ, Ломоносов «Концепция ощущений», он был дуалистом, считал, что жизненные соки передвигаются в нервах, они состоят из мельчайших частиц, которые могут сцепляться и передавать сигналы мозг. Эмоции – это отражение движения крови и жизненных духов.Радищев (Путеш-е из Петерб. В Моск.) душа – мыслящая сила, сознание – свойство мозга. Этапы развития одушевленности (психики): раздраженность (растения), чувственность (животные), мысленность(человек).

В 19 в. Психология отделилась от философии и физиологии, но пока еще не имела своей программы.

Герцен – психика – это особая функция мозга, физиология неможет объяснить психическое, психология должна быть отдельной отраслью науки.19 в. заканчиватся тем, чтопсихология вступает в полосу кризиса, старая психология сознания так и осталась описательной, метод интраспекции показал бесперспективность. Происходит переход от индивидуальной психологии к психологии народов (Вундт, Бехтерев) – нужно изучать психологию людей примитивных культур, чтобы узнать как эволюционировала психика.

К. 19 – н. 20 в. Михайловский (отношения героя и толпы, задача героя – управлять настроением толпы, осн. психол. механизм - подражание), Петражицкий (предлагал рассматривать психологию как фундаментальную науку, которая должна быть основой для всех общественных наук), Бехтерев («Коллективная рефлексология» коллектив – целостное единство, подчиняющееся законам развития). Развитие шло параллельно с западной психологией. В отеч псих особо развив направления: педология, наука воспитания и развития ребенка, психотехника (синтез псих труда и инженерной псих). Нов 30 гг эти направления были запрещены как инструмент буржуазной идеологии. (ПОСТАНОВЛЕНИЕот 4 июля 1936 годаО ПЕДОЛОГИЧЕСКИХ ИЗВРАЩЕНИЯХ В СИСТЕМЕ НАРКОМПРОСОВ)

Возникла проблема перехода психологии за марксистские принципы. Возникла острая дискуссия о задачах в психологии. Высказывали многие точки зрения.

Челпанов предложил разделить всю психологию на собственно япсихологию и соц. Психологию, 1-я должна оставаться эмпирической, а 2-я перейти на методологию марксизма. Это встретило сопротивление психологов, которые считали что вся психология должна стать марксистской.Блонский – псих не Мб наукой о сознании, она дБ связана с практикой и изучать реальное поведение. Так же утверждал, что псих д б биологической наукой, а все что касается человека д относится к социальной науке. Корнилов попытался соединить поведенческую психологию и сознание и сформулировал концепцию реактологии.Выготский утверждал, что в психологии нужен свой фундаментальный методологический труд, аналогичный «Капиталу» Маркса и тогда она станет настоящей наукой, а поскольку капитал - это истинно науч концепция, то психология станет автоматически марксистской.

Единой точки зрения так и не было выработано. Поэтому в психологии постепенно начин доминировать деятельстный подход. Этот подход отталкивается от идеи Рубинштейна, сформулир в 1922 году, что еденицей психики является действие. Вдальнейшем был сформулирован принцип единства сознания и деятельности.Категория деят-ти стала доминирующей и на многие годы определила развитие отеч.психологии.

С 30 –х годов начин работать Харьковская школа психологов, возглавляемая Леонтьевым Он разработал общепсихологическую теорию деятельности, ставшую фундаментальной для отечественной науки. Фундаментальным трудом, раскрывающим суть деятельностного подхода, стала работа Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность».

1966 – 1979 расширяется сфера прикладных псих исследований. Также создавались псих службы.

1980-1987 Нарастание застойных явлений.

В дальнйшем происходит снятие цензуры и становятся известынми исследования зарубежной психологии. Происходит дифференциация психологических знаний

В середине XIX века, в период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, а главное – с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, начала формироваться и самобытная отечественная психология.В 1885г была открыта в казанском университете первая лаборатьрия Бехтеревым.

Наибольшие успехи психология приобрела на стыке с физиологией.

Сеченов – явление центрального торможения, сформул-л понятие рефлекторной дуги(«рефлексф головного мозга»).

Павлов – работы в области условн.и безусловных рефлексов.

Константин Дмитриевич Каверин являлся видной фигурой отечественной науки XIX в. Ему принадлежит концепция о культурной детерминации психики.

1. Главная мотивационная сила общественной и индивидуальной жизни человека — нравственная составляющая его личности.

М. М. Троицкий (1835—1899) был одним из профессоров Российского университета и являлся приверженцем ассоцианистической психологии.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) является видным философом и научным деятелем. Долгое время оставаясь профессором Московского университета.

1. Центральное место в психологии должны занимать проблемы человеческой воли и формирование личности.

5. Развитие личности понимается с точки зрения ее нравственного становления, которое должно осуществляться усилием вода.

Многие из отечественных ученых, получив образование в Германии и вернувшись на родину, открывали свои лаборатории, где активно использовали в исследованиях метод эксперимента. Так, в Одессе лабораторию при Новороссийском университете открыл Н. Н. Ланге, а в Казани при психиатрической клинике экспериментальная лаборатория была открыта В. М. Бехтеревым, который, впоследствии переехав в Петербург, совместно с А. Ф. Лазурским открыл в 1907 г. лабораторию при Психоневрологическом институте. В Москве Г. И. Челпановым создается Институт экспериментальной психологии, где активно разрабатывается проблематика этой отрасли психологии

Иван Михайлович Сеченов (1829—1905) считается основоположником отечественной научной психологии как науки о поведении. В 1863 вышла книга «Рефлексы головного мозга». Сеченов выдвигал следующие идеи о поведении индивида и его внутренней и внешней природе.

Открытие принципа торможения, означающего, что раздражение какого-либо центра в организме может привести не только к ответному действию, но и задержать это действие, в то время как до этого открытия использовалось только понятие возбуждения

Иван Петрович Павлов (1849—1936) являлся продолжателем учения Сеченова о рефлексах. В его лаборатории эту проблему изучало много ученых, причем не только из России. Разработанное Павловым учение о поведении получило широкий резонанс в мировых научных кругах и повлияло на возникновение многих зарубежных и отечественных течений в психологии, крупнейшим из которых был бихевиоризм, активно развивавшийся после открытого кризиса в психологии.

2. Существует две категории раздражителей и отсюда вытекает два вида рефлексов, т. е. реакций на эти раздражители:

— раздражители безусловные, сразу и непосредственно вызывающие ответную реакцию, продуцируют безусловные рефлексы;

—' раздражители безусловные, указывающие на те условия среды, которые могут принести пользу или вред организму, и поэтому организм может не сразу на них реагировать, а реакция в таком случае носит название условного рефлекса.

9. Второй сигнальной системой, существующей исключительно у человека, является речевая деятельность, в частности слова, которые образуют понятие. s

Владимир Михайлович Бехтерев (1857—1927) был одним из видных отечественных психиатров, также занимаясь психологией и невропатологией. В 1885 г. он открыл при клинике Казанского университета первую в России лабораторию экспериментальной психологии. В 1894 г. открыл аналогичную лабораторию при медицинской академии в Санкт-Петербурге.

Научную деятельность Бехтерева можно разделить на несколько периодов. Для первого периода характерно использование объективных приемов экспериментальных исследований Вундта, в то время как второй период ознаменован созданием так называемой объективной психологии, в которой на основе объективных исследований человека предлагалась новая система понятий и новая терминология.

В1907—1912 гг. выходит главная работа Бехтерева «Объективная психология». В третьем периоде Бехтерев создает общие основы рефлексологии.

1. Связь рефлексологии с психологией заключается в том, что все психологические процессы в конечном счете сводятся к рефлексам различного типа, но многообразие всей психиче-ской жизни нельзя вывести из законов рефлексов.

Заслугой Бехтерева является и то, что он трактовал личность как двустороннюю, т. е. имеющую биологическую основу, над которой надстраивается социальное в человеке.

в 1917 – 1923 проводилась активная компаняи против идеализма в психологии и огромное количество разработок в области экспериментальной психологии. Узнадзе разработал теорию установок.

Происходит дискуссия о предмете психологии. Как известно, эта идейная борьба развернулась в те годы между материалистической и идеалистической психологией, когда вся психология как наука переживала период острой ломки своих философских, методологических оснований. Дискуссия о задачах психологии. Г.И. Челпанов, который, защищая позиции идеалистической психологии, предложил разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию. Социальная психология, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой, не зависимой от мировоззрения вообще и от марксизма в частности. Корнилов предлагал соединит поеденческую психологию и психологию сознания и называл это реактологией (рассмотрение поведения как совокупности реакций человека и а биосоциальные раздражители). Выгодский говорил что психологии нужен свой «Капитал»

Басов: психология должна изучать повдение человека, но оно регулируется сознанием, следовательно, сознаие д. Входить в обл.исследования психологии

Блонский: психология не м.б. наукой о сознании, она д.б. связана с практикой и изучать не сознание, а реальное поведение. Т.е. психология д.б. биологической наукой, а все, что связано с человеком – социальной. Единой точки зрения найдено не было, начал доминировать деятельностный подход. Деятельностный подход являлся одним из фундаментальных в отечественной психологии советского периода. В рамках этого подхода разрабатывались: теория личности, понимание предметов и задач психологии как науки, педагогические концепции. Суть деятельностного подхода выражается в выдвижении фундаментального постулата о единстве сознания и деятельности

Выготский Лев Семенович (1896—1934) является одним из самых выдающихся и фундаментальных личностей отечественной психологии XX в. Осн.вклад:культурно-историческая теория(ВПФ)

1930 – 1936 г – время политических репрессий направленных против псих исследований и псих практики. в 1936 г вышешло постановление «О педологических извращниях в системе СОВНАРКОМПРОСА.

1943 – 1945 – стали востребованы практически психологи для реабилитпации раненых и для нейропсих исследований.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960), долгое время заведовавший кафедрой психологии Ленинградского педагогического института им. Герцена, разрабатывал принципы дея-тельностного подхода.

Деятельностный подход оттолкнулся от идеи Рубинштейна, сформулированной в 1922г, в к-й он призывал рассматривать действие как единицу анализа психики, но в кач-ве предмета психологии считал только психологическое содержание, только то, чтьо в Д-ть проявляется, но не аму Д.ть. Рубиншейн уделял большое внимание общению людей

Алексей Николаевич Леонтьев (1 903— 1979) в своих трудах развивал общее понятие о деятельности. Он разработал общепсихологическую теорию деятельности, ставшую фундаментальной для отечественной науки. Фундаментальным трудом, раскрывающим суть деятельностного подхода, стала работа Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность».

С 30х гг начинает работать школа психол-в возглавл-я Леонтьевым.Развивал деятельностный подход(отталкиваясь от идей Рубинштейна),включил деятедьность в сферу психологии.Вдальнейшем был сформулирован принцип единства сознания и деятельности.Категория деят-ти стала доминирующей и на многие годы определила развитие отеч.психологии.

Ввел понятие ведущей д-ти.

Определил стадии развития психики в онтогенезе:

— элементарная сенсорная психика;

— перцептивная психика (т. е. формирование образа);

— стадия интеллекта (т. е. обеспечение ориентации и адаптации организма в среде).

1966 – 1979 расширяется сфера прикладных псих исследований. Также создавались псих службы.

1980-1987 Нарастание застойных явлений.

Отрасли психологии

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Современная психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях. Поэтому классификация разделов психологии является условной, пересекающейся, меняющейся. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают развитие психики в деятельности.

Date: 2016-11-17; view: 430; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию