Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Контроль и оценка в образовательном процессе.





Цель изучения: по итогам изучения темы студенты должны:

знать:

- сущность и структуру образовательных процессов;

- место и функции контроля в процессе обучения;

- критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков учащихся;

уметь:

- учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;

владеть:

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения

Основные понятия темы: контроль, оценка результатов учебной работы; виды контроля; формы контроля; средства контроля; отметка и другие способы выражения оценки

План

1. Контроль и его место в структуре процесса обучения.

2. Виды контроля: текущий, периодический, итоговый.

3. Методы устного, письменного, практического контроля. Дидактические тесты

4. Оценка результатов процесса обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков.

5. Изучение учащихся: предмет, способы, проблемы. Диагностика достижений учащихся. Современные методы диагностики достижений.

 

Основная литература:

1. Засобина, Г.А. Педагогика: учебное пособие / Г.А. Засобина, И.И. Корягина, Л.В. Куклина. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 250 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3744-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272316 (7.09.2016).

 

Дополнительная литература:

1. Анохина, Н.Ф. Исследование факторов школьной неуспеваемости с позиций тайм-менеджмента / Н.Ф. Анохина // Школьные технологии. – 2015. - № 5. - С. 85-90. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/

2. Габдуллин, Г.Г. Сможем ли обеспечить подготовку педагогов школ к успешному завершению перехода на новые стандарты / Г.Г. Габдуллин // Народное образование. – 2015. - № 7. - С. 42-50. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/

3. Губанова, М.И. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие / М.И. Губанова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. - 96 с. - ISBN 978-5-8353-1079-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232496 (23.09.2016)

4. Касаткина, Н.Э. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие / Н.Э. Касаткина, Т.А. Жукова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. - 204 с. - ISBN 978-5-8353-1060-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232325 (07.09.2016).

5. Киршин, П.А. Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления / П.А. Киршин // Школьные технологии. – 2015. - № 5. - С. 78-84. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/

6. Коротаева, Е.В. Основы педагогических взаимодействий: учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 160 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-1586-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275102 (7.09.2016).

7. Лебединцев, В.Б. Индивидуальные учебные траектории: как обеспечить системность знаний учащихся? // Народное образование. - 2014. - №3. - С. 167-171. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/

8. Леонтович, А.В. Личностные результаты обучения можно оценивать на основе исследовательской и проектной деятельности // Народное образование. - 2014. - №5. - С.157-163. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/

9. Науменко, Ю.В. Универсальные учебные действия: алгоритм создания программы формирования для 5-9-х классов // Народное образование. - 2013. - №2. - С.198-205. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/

10. Сиротюк, А.Л. Психологическая основа формирования учебных навыков школьников: учебное пособие / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 92 с. - ISBN 978-5-4458-5321-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226150 (7.09.2016).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). - URL: http://минобрнауки.рф/документы/938/файл/749/10.12.17-Приказ_1897.pdf

12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.). -URL:http://минобрнауки.рф/документы/2365/файл/736/12.05.17-Приказ_413.pdf

Задания для работы на практическом занятии:

А. Дискуссионные вопросы:

1. Для учеников, их родителей одно из первых требований к учителю – объективность оценивания. Почему?

2. Возможно ли безоценочное обучение? Может ли безоценочное обучение стать одним из направлений гуманизации обучения?


3. Педагогический контроль - это способ оценки результатов обучения или способ управления процессом обучения?

4. Какова судьба школьных отметок с введением компетентностного подхода?

5. С введением компетентностного подхода следует отменить текущий контроль, так как говорить о сформированности компетенции можно только после завершения процесса обучения. Так ли это?

6. Снялся ли с введением компетентностного подхода вопрос об объективности оценивания учителем достижений учащихся?

7. Почему педагогические тесты в отличие от традиционных средств контроля позволяют получить объективные представления о качестве подготовки обучаемых?

8. Обладают ли тестовые задания обучающим потенциалом?

9. Возможно ли осуществление диагностической функции кон­троля с помощью тестов?

10. Проанализируйте достоинства и недостатки рейтинговой системы оценивания.

 

Б. Задания для работы в микрогруппах:

1. Подготовьте аргументы «за» и «против» традиционной системы оценивания. На семинарском занятии в течение 3 минут каждая группа должна изложить свою точку зрения по рассматриваемой проблеме.

2. Учитель литературы предложил семиклассникам написать сочинение на тему «Жизнь моей семьи». Ученица Тамара Л. написала в своем сочинении (текст с сохранением орфографии и пунктуации):

Мама у меня работает на фабрике. В прошлом году мама лежала два раза в больнице. Я и папа были вдвоем. Я стирала, готовила ходила к маме в больницу. Потом папа начал пить, часто приходит пьяной. Мы боялись его. Он бил маму выгонял нас из дома, часто приходилось ночевать у соседий. Часто выбрасывал мои учебники. Раньше за меня и маму заступалась сестра, а теперь сестра не живет с нами. Она вышла за муж. А папа все также продолжает пить. Мне тоже попадаит от него. Когда я училась в пятом классе он ударил меня по глазу и весь глаз был синий. Так вот и живет наша семья.

Учитель, проверив сочинение, поставил отметку «2». Возвращая девочке тетрадь, он сказал: «Очень плохо написано. Грубых ошибок наделала, да и с пунктуацией не все в порядке». Как Вы считаете, правильно ли поступил учитель? А что бы сделали Вы в данной ситуации?

 

3. Работа с кейсом.

В предложенном кейсе отражена конфликтная ситуация между учительницей и ученицей по поводу несправедливости оценки. Студенты должны выявить и проанализировать проблему, предложить перечень вариантов ее решения.

Педагогическая ситуация «Неожиданная тройка»

Учащиеся 11 класса пришли неподготовленными к уроку истории.

Учительница, поругав учащихся, дала групповую работу класса. Ученики должны были заполнить таблицу письменно и защитить свою работу у учителя.

Класс приступил к работе. Через некоторое время кто-то вспомнил, что на носу «День защитников Отечества» и парням еще не куплены подарки. Дружно, всем классом, стали обговаривать, что лучше купить и сколько сложить. Назвали сумму, и кто-то из девчонок сказала, что такую сумму сдать не сможет. Другая тут же ответила ей: «На косметику у вас деньги есть, а на подарок нет». Слово за слово, получилась словесная перепалка. Учительница, она же кл. руководитель, попыталась утихомирить сорившихся девушек. Д.С. попыталась вставить слово в оправдание тех, кто не хотел сдавать деньги, но обстановка была настолько уже накалена, что учительница, не вникая в суть слов Д.С. обрушилась на нее с обвинениями, потом обвинила в бездействии весь класс. Видя создавшуюся ситуацию Г.О. (ученица) желая разрядить обстановку вызвалась защитить свою работу, но ответ был очень слабым и ученица Г.О. села дорабатывать таблицу. Д.С., которая работала в одной группе с Г.О., не попыталась защитить свою работу. Считая, что разгневанный учитель все равно ей не поставит хорошую оценку.


Подводя итоги урока и работы учащихся, Б.Л.Т. поставила в журнал Г.О. – «4», а Д.С. «3». На вопрос Д.С.: «Почему мне «3», а О.– 4». Учительница Б.П.Т. ответила: «О. Хоть попыталась ответить, а ты и этого не сделала. А «3» - за заполнение таблицы».

Сразу после урока ученица Д.С. пришла к завучу с просьбой о помощи опротестовать оценку «3», с которой она не согласна.

Исследовать возникшую ситуацию с ученицей 11 класса Д.С. и учительницей истории Б.Л.Т., изучить скрытые механизмы социальных отношений.

СШ №2 г. Тырныауза, Эльбрусского района

Завуч школы – Ш.Л.А.

Учитель истории – учитель первой категории, работает 5 лет, раз попала в такую педагогическую ситуацию.

1 ученик – Г.О. 11 класс

2 ученик – Д.С. 11 класс

Проблема

Краткое описание проблемы (как она видится разными участниками событий).

Ученица: 11 кл. Д.С.:

«Учительница, которая пребывала не в самом лучшем настроении, не разобравшись в сути дела, свалила всю вину на меня, за спор, возникший в классе. Я начала оправдываться, чем вызвала еще больший гнев у учителя. И она твердо сказала, что никому не поставит хорошей оценки, что она и сделала, но не всем, а только мне, поставив «3» в журнал.

Ученица 11 кл. Г.О.:

Разногласие между учителем и ученицей возникло потому, что С. посчитала, оценка «4», которую поставила мне Л.Т. не соответствовала всем тем требованиям, которые выдвинула учитель в начале работы. Мы должны были ответить на вопросы, заданные в таблице. Честно говоря, мой ответ был плохим, но я попросила ответить еще раз. Но Л.Т. сказала С., на ее возмущение по – поводу объективности оценки, что я хотя бы пыталась ответить, чего не сделала она.

Учитель: У ученицы завышена самооценка. Перестала готовиться к урокам, на уроке не работает, мешает работать другим. Можно было избежать «3» -ку, если бы сразу приступила к работе, предложенной учителем, а не занималась бы посторонними вопросами.

Завуч: Ученица 11 класса пришла с просьбой помочь опротестовать полученную «3» по истории на уроке, так как считает, что ей занизили оценку из-за плохого настроения учителя на уроке. Д.С. считает, что по истории у нее хорошие знания.

Интервью







Date: 2016-11-17; view: 415; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию