Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Образование как ценность, процесс и результат. Сущность процесса обучения.
Цель изучения: по итогам изучения темы студенты должны: знать: - аксиологические аспекты образования, сущность образования как социокультурного феномена и педагогического процесса. - закономерностях и принципах обучения - основные концепции процесса обучения уметь: - системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции; - учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; - учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся владеть: - способами обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности, сопровождения субъектов педагогического процесса; - способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы); - способами совершенствования профессиональных знаний и умений Основные понятия темы: дидактика, образование, процесс обучения, преподавание, учение, функции процесса обучения, движущие силы процесса обучения, структура процесса обучения, концепции процесса обучения. План 1. Образование как ценность, процесс и результат. 2. Понятие, сущность и движущие силы процесса обучения, его функции. 3. Структура процесса обучения, его логика. 4. Закономерности и принципы процесса обучения. 5. Концепции процесса обучения. Основная литература: 1. Засобина, Г.А. Педагогика: учебное пособие / Г.А. Засобина, И.И. Корягина, Л.В. Куклина. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 250 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3744-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272316 (7.09.2016). Дополнительная литература: 1. Александрова, Е.А. Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития // Народное образование. - 2014. - №9. - С.180-187. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/ 2. Губанова, М.И. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие / М.И. Губанова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. - 96 с. - ISBN 978-5-8353-1079-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232496 (23.09.2016) 3. Дементьева, И.Ф., Сопыряева, С.А. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы // Народное образование. - 2012. - №4. - С.182-185. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/ 4. Емельянова, М.Н. Если по тропинке долго не ходят, она зарастает: способности детей и успешность учебной деятельности // Народное образование. - 2014. - №5. - С.153-156. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/ 5. Емельянова, Л.А., Семиздралова, О.А. Как усилить индивидуальный подход: возможности школы // Народное образование. - 2014. - №3. - С. 129-134. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/ 6. Загвязинский, В.И. От социальной стратегии к образовательной практике / В.И. Загвязинский // Народное образование. - 2015. - №6. – С. 26-33. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/45265977 7. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс], -http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165984. – Загл. с экрана. 8. Коротаева, Е.В. Основы педагогических взаимодействий: учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 160 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-1586-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275102 (7.09.2016). 9. Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействий: теория и практика / Е.В. Коротаева. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 171 с.: ил. - Библиогр.: с. 144-145. - ISBN 978-5-4475-1585-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275105 (7.09.2016). 10. Котова, С.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника как механизм персонификации образования / С.А. Котова // Школьные технологии. – 2015. - № 5. - С. 22-25. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/ 11. Лебединцев, В.Б. Индивидуальные учебные траектории: как обеспечить системность знаний учащихся? // Народное образование. - 2014. - №3. - С. 167-171. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/ 12. Перетягина, Н.Н. Почему наши дети не хотят учиться? // Народное образование. - 2014. - №4. - С. 59-66. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/ 13. Профессиональный стандарт «Педагог» [Электронный ресурс], - http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/. – Загл. с экрана. 14. Сальникова, О.А. Совершенствование коммуникативной компетенции учителя: Конспекты лекций. Тренинги: учебное пособие / О.А. Сальникова. - М.: Флинта, 2011. - 44 с. - ISBN 978-5-9765-1114-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83546 (23.09.2016) 15. Хуторской, А.В. Образование, сообразное человеку: технология выращивания ценностей и целей // Народное образование. - 2014. - №4. - С. 153-159. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/ Задания для работы на практическом занятии:
1. Подумайте над следующими проблемными вопросами и дайте обоснованный ответ: а) Образование – это то, что остаётся, когда всё, чему учили, основательно забыто. А что остаётся? б) Что для вас гуманизация образования – человеческое отношение к ученику? Отказ от прямого воздействия на человека? Стимулирование собственной активности ученика? Или что-то другое? в) Вот уже десятки лет идут в разговоры о необходимости гуманизации образования, формулируются новые концепции обучения, разрабатываются новые образовательные технологии, но уровень жестокости в школе только растет. В чем причина этого? Каков выход из такой ситуации? Можно ли сказать, что в современных условиях школа не может создать гуманный процесс обучения? Есть ли вина учеников в этом? г) Можно ли говорить об образовании как ценности государственной, если учесть, что необразованным народом проще управлять? Почему образование ценно для государства? д) Подлинная ценность - это то, что важно для меня или то, что нужно всем? е) Процесс обучения – это процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» Но как быть, если цели учителя и учеников не совпадают? ж) Отразится ли на процессе и результате обучения, если для ученика образование не является ценностью? з) А для вас образование ценность? В чем лично для вас проявляется ценностное отношение к образованию? 2.Какова основная мысль автора текста? «Образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного к другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно. Подобный дидактический взгляд совершенно не отвечает громадному количеству фактов, не подтверждается ими и даже прямо опровергается. Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим, воспринявшие от других культуру прежних поколений... Известны многочисленные факты значительной малоуспешности в школах выдающихся позднее деятелей в науке, искусстве и практической деятельности, которым школа дала очень мало, а иногда противодействовала развитию их выдающихся способностей. Следовательно, все школьное учение по своему влиянию на формировку таких личностей равнялась почти нулю, такие личности почти всем обязаны лишь себе, а не школе... Не школа и образование суть основа и источник самовоспитания и самообразования, как принято думать, а наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать» Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования / Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. - С. 351-355. 3. Тренинг развития профессионализма Студенты в процессе самоанализа должны выявить свои индивидуальные особенности, на основе которых формируется индивидуальный стиль их будущей профессиональной деятельности. С этой целью на занятии проводится тренинг. Студенты разбиваются на группы по 4-5 человек. По предложенной схеме каждый описывает особенности своей личности, предрасполагающие к формированию отдельных черт индивидуального стиля будущей деятельности. Затем аналогичную работу проделывает каждый относительно других членов своей микрогруппы. Получив анализ своей личности, выполненный товарищами, каждый сравнивает его со своим самоанализом, осмысливает и делает выводы. Схема анализа Личностные качества: ¾ интуитивность или склонность к анализу; ¾ личностная тревожность (повышенная, средняя, пониженная); ¾ импульсивность или осторожность. Личностная ориентация: ¾ на себя; ¾ на предмет; ¾ на ученика. Уровень профессиональной готовности: ¾ высокий; ¾ средний; ¾ низкий. Предполагаемый индивидуальный стиль: ¾ Эмоционально–импровизационный стиль: ¾Эмоционально-методический стиль; ¾Рассуждающе-импровизационный стиль; ¾Рассуждающе-методический стиль.
4. Восстановите соответствие между деятельностью учителя и ученика в рамках различных видов обучения.
5. Какой принцип обучения иллюстрирует описанная ситуация? Учитель истории в 5-м классе говорит, что река Нил - самая большая река в Африке, ее ширина составляет 12-15 км. Ребята спокойно это запомнили и отвечали точно по учебнику. Через несколько дней мы спросили ребят, какая ширина реки Нил? Никто в классе ответить не мог. Механически заученная цифра быстро улетучилась из памяти. Мы напомнили, что ширина 12-15 км. Ребята приняли это спокойно. Тогда мы спросили: "Какое это расстояние, ребята? Вот от нашей школы считая..." Тут посыпались десятки предположений. Оказалось, никто не представлял, что такое двенадцать километров. Дети были буквально ошеломлены, воочию представив себе такую ширину реки. "До самого леса...?" -"Так это море...!" - "Больше нашего озера..." и "Как же древние египтяне перебирались на другой берег?!" Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. – М., 1998. – С.72 Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Проанализируйте сайт школы № 109 г. Москвы Е.А. Ямбурга (http://www.sc109.ru/content/teachers/index.htm). Выявите компоненты структуры данной образовательной организации и постройте схему, отражающую ее структуру. Докажите, используя данную структуру, справедливость названия «Адаптивная школа» или «Школа для всех»? Аргументируйте свой ответ.
2. Как известно, дидактическое правило конкретизирует принцип обучения, указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила и в каком правиле может отразиться дидактический принцип. Заполните таблицу:
3. К какому виду обучения относятся слова А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»?
4. Говорят: «Никого ничему научить нельзя, можно только помочь научиться». Верно ли это? Если да, то зачем нужна дидактика? Что значит для ребенка – помочь ему научиться? Что труднее для учителя, педагога, родителей – научить ребенка или помочь ему научиться? Что легче для вас?
5. Используя различные источники информации, проанализируйте подходы к определению сущности дидактики. Сделайте вывод, указав, подход, который для Вас близок.
6. Выстройте иерархию своих собственных мотивов учения в педагогическом вузе. Какие выводы Вы можете сделать в плане своего саморазвития?
Тема 3. Содержание образования. Цель изучения: по итогам изучения темы студенты должны: знать: - место компонента «содержание образования» в структуре процесса обучения; - сущность современных подходов к содержанию образования и возможности их реализации; - сущность компетентностного подхода к отбору содержания образования;
уметь: - выявить взаимосвязь целей обучения и содержания образования; - системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции; - учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
владеть: - способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы); - способами совершенствования профессиональных знаний и умений Основные понятия темы: содержание образования; знания, умения, навыки; общее образование, профессиональное образование, Федеральный государственный образовательный стандарт, требования к структуре, результатам освоения, условиям реализации основных образовательных программ; образовательная программа, учебная программа, учебник; дополнительное образование. План 1. Понятие содержания образования. Современные концепции содержания образования. 2. Понятие базовой культуры личности. Приоритетные направления развития базовой культуры – основа содержания образования. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная программа. Учебная программа. Основная литература: 1. Засобина, Г.А. Педагогика: учебное пособие / Г.А. Засобина, И.И. Корягина, Л.В. Куклина. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 250 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3744-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272316 (7.09.2016). Дополнительная литература: 1. Александрова, Е.А. Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития // Народное образование. - 2014. - №9. - С.180-187. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/ 2. Габдуллин, Г.Г. Сможем ли обеспечить подготовку педагогов школ к успешному завершению перехода на новые стандарты / Г.Г. Габдуллин // Народное образование. – 2015. - № 7. - С. 42-50. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/ 3. Губанова, М.И. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие / М.И. Губанова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. - 96 с. - ISBN 978-5-8353-1079-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232496 (23.09.2016) 4. Емельянова, Л.А., Семиздралова, О.А. Как усилить индивидуальный подход: возможности школы // Народное образование. - 2014. - №3. - С. 129-134. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/ 5. Еремина, Л.И. Дидактические и воспитательные системы в средней общеобразовательной школе: учебное пособие / Л.И. Еремина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова». - Ульяновск: УлГПУ, 2013. - 152 с.: табл. - Библиогр.: с. 141-142. - ISBN 978-5-86045-553-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278060 (7.09.2016). 6. Загвязинский, В.И. От социальной стратегии к образовательной практике / В.И. Загвязинский // Народное образование. - 2015. - №6. – С. 26-33. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/45265977 7. Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействий: теория и практика / Е.В. Коротаева. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 171 с.: ил. - Библиогр.: с. 144-145. - ISBN 978-5-4475-1585-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275105 (7.09.2016). 8. Мезинов, В.Н. Основы педагогики: учебное пособие / В.Н. Мезинов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». - Елец: Елецкий государственный университет им И.А. Бунина, 2012. - 225 с. - Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272212 (7.09.2016). 9. Селиванова, О.Г. Личностно-развивающий потенциал современного урока // Воспитание школьников. – 2014. - № 9. – С. 29-36. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/ 10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). - URL: http://минобрнауки.рф/документы/938/файл/749/10.12.17-Приказ_1897.pdf 11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.). -URL:http://минобрнауки.рф/документы/2365/файл/736/12.05.17-Приказ_413.pdf Хуторской, А.В. Образование, сообразное человеку: технология выращивания ценностей и целей // Народное образование. - 2014. - №4. - С. 153-159. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/ Задания для работы на практическом занятии: 1.Дискуссионные вопросы: o Поможет ли внедрение Федерального государственного образовательного стандарта повысить конкурентоспособность российского образования? o Дидактический энциклопедизм – знать как можно больше! Дидактический формализм – уметь думать важнее, чем знать! Дидактический утилитаризм – практические умения, опыт важнее всего! А что важнее для вас? o Если в основе содержания образования лежит культура, то почему существуют различные подходы к конструированию этого содержания? Чем вызвана необходимость разных подходов? o Если учесть, что компетентностный подход пришел на место знаниевого, то можно сделать вывод о том, что теперь учащиеся будет более осведомлены в практической деятельности, а их знания, индивидуальная культура будут снижаться? Есть ли опасность, что введение компетентностного подхода отрицательно отразится на образованности учащихся? Так ли это? o Как будет выглядеть учебник, созданный в рамках компетентностного подхода? o ЕГЭ проверяет компетенции учащихся?
2.Дебаты. В данном задании представлены распространенные на сегодняшний день стереотипы об образовании. Цель: связать результат образования и содержание образования (знаниецентризм – формальный результат; способность действовать, решать задачи – опыт, т.е. неформальный, личностный результат). Результат: доказательство правдивости или несправедливости предложенных стереотипов. Стереотип 1. Опыт работы ценится гораздо выше диплома. И потенциальный работодатель всегда отдаст предпочтение кандидату с опытом, чем выпускнику вуза, ни дня не проработавшему в данном направлении. Стереотип 2. Диплом — дело вторичное. Сначала нужно трудоустроиться, а потом смотреть по обстоятельствам: нужен диплом или нет. Имея работу, всегда можно пойти на заочное отделение вуза, или, в крайнем случае, купить диплом. Стереотип 3. Некоторые специальности невозможно освоить в высшем учебном заведении: например, стать хорошим переводчиком или инженером. Значит, лучше сразу идти работать, чтобы уже «в процессе» получить необходимые навыки. 3.Ознакомление с документами стандартов основного общего образования первого и второго поколения. Сравнительная характеристика ГОС ООО и ФГОС ООО. Студенты знакомятся с основными документами, по которым строится система современного образования. Результатом работы является: сравнительная таблица Стандартов основного общего образования первого и второго поколения, общее представление о содержании и структуре стандартов (таблица заполняется в ходе совместного обсуждения).
Вопросы для обсуждения: - В чем принципиальное различие Стандартов первого и второго поколения? - Какие трудности могут возникнуть в процессе реализации ФГОС второго поколения в школе? - Вы учитель. Представьте, что у Вас есть возможность выбора, по какому из Стандартов работать. Каким будет Ваш выбор? (аргументируйте свою точку зрения) 4. Прочитайте текст. Какова главная мысль данного текста? Учебник по своей природе противоречив: он может быть вредным и полезным, а подчас и практически нейтральным. Полезен природосообразный, культуросообразный учебник. Вредит детям использование учебника как материала для заучивания, материала, не имеющего отношения к жизни детской души. Природе детской души более соответствует диалог, иллюстрация, интересное задание, увлекательные способы самопроверки. Важно предусмотреть в учебнике практические задания. Способы обучения примам мышления, демонстрацию основных положений самообоарзования, мобилизацию воссоздающего воображения учащихся, варьирование заданий в соответствии со склонностями и особенностями учащихся, драматизацию, краеведческую работу, систематическое использование справочной литературы, междисциплинарные связи. Бим-Бад, Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. / Б.М. Бим-Бад – М., 1996. – С. 27-28
5. В системе дополнительного образования не только успешно сосуществуют дети разных возрастов, но эта разноликость бывает просто необходима как ребятам, так и преподавателям: спортивные секции и турклубы, хор и изостудии, кружки юннатов и авиамоделистов строят свою работу на совместном творчестве, передаче опыта от старших к младшим… Там не ставят детям отметок, нет обязательных программ, туда никто не может заставить детей ходить. Однако они продолжают заниматься с завидным упорством. Что же не позволяет детям бросать эти занятия, заставляет потом, через много лет после окончания школы, вспоминать именно эти секции, студии, кружки как самые главные места учебы? Дайте ответ на вопрос, используя известные Вам понятия педагогики и психологии. Задания для самостоятельной работы студентов:
1.Докажите, что компонент «содержание образования» связан со всеми другими компонентами процесса обучения. 2. Опираясь на свой личный жизненный опыт, докажите, что содержание образования является мощным средством формирования социальных установок, ценностей. Сравните при этом роль гуманитарных и естественнонаучных предметов. 3. Как вы думаете, в чем смысл Федерального государственного образовательного стандарта, его предназначение? 4. Напишите эссе на тему «Современное образование: плюсы и минусы». 5. Прочитайте отрывок из романа Н. Соротокиной «Гардемарины, вперед!». Что вызывает недоумение автора при описании особенностей навигацкой школы? Что лежит в основе отбора содержания образования в настоящее время? «Навигацию в школе преподавал мрачного вида англичанин по кличке Пират. Изъяснялся он на немыслимом жаргоне из смеси русских, английских и даже испанских слов… понять было невозможно. Штык-юнкер Котов вел… курс «Рыцарская конная езда… Трудно себе представить что-либо бесполезнее для моряка…». Соротокина, Н. М. Гардемарины, вперед! / Н. М. Соротокина. – Т.: Приокское издательство, 1992. 6. Проектное задание. Педагогическая ситуация: В школе сложилось такое положение дел, при котором родителям явно не хватает информации о целях, результатах и содержании образовательного процесса, участниками которого являются их дети. Растет число мелких и крупных конфликтов, связанных с неинформированностью или недостаточной информированностью родителей. Директор вынужден решать многочисленные «мелкие вопросы» с родителями лично. Для изменения ситуации решено создать «Справочник для родителей» (по начальной, средней и основной школе, соответственно). Задание студенту. Разработайте структуру такого справочника для одной (для каждой) ступени образования. Обоснуйте необходимость наличия там соответствующих разделов. Сформулируйте рекомендации по его общему стилю, тону. Напишите краткий план по осуществлению проекта на практике. Критерии оценки решения задачи: четкая формулировка профессиональной задачи; теоретическое обоснование решения/предъявляемого «продукта»; широкий охват источников информации; предъявление способа решения; логика решения (как последовательность шагов, способствующих решению задачи); полноценная презентация «продукта» решения.
Date: 2016-11-17; view: 604; Нарушение авторских прав |