Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Педагогика как наука: объект, предмет, методы исследования, основные категории





Цель изучения: по итогам изучения темы студенты должны:

знать:

- сущность педагогики как антропологической науки, ее структуру и место среди других наук о человеке;

- особенности гуманитарного, антропологического знания; а также проблемы и сложности, с которыми сталкивается педагог-исследователь;

- сущность понятийного аппарата педагогики как целостной системы;

- методологию педагогических исследований проблем образования;

уметь:

- анализировать содержание категорий «образование», «воспитание», «обучение», «развитие личности»; выделять содержательное ядро этих категорий;

- обосновывать свою позицию при анализе текста;

- выбирать и обосновывать методы педагогического исследования.

владеть:

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

Основные понятия темы: педагогика, воспитание, образование, обучение; структура педагогики, ее функции; межпредметные связи педагогики; инновации в педагогике; методология педагогики, методологическая культура педагога; методы и логика педагогического исследования.

План

1. Педагогика как наука и как социальная практика. Педагогика и другие гуманитарные науки.

2. Структура педагогической науки.

3. Основные категории педагогики, связи между ними.

4. Методология и методы педагогического исследования.

Основная литература:

1. Засобина, Г.А. Педагогика: учебное пособие / Г.А. Засобина, И.И. Корягина, Л.В. Куклина. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 250 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3744-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272316 (7.09.2016).

Дополнительная литература:

1. Габдуллин, Г.Г. Сможем ли обеспечить подготовку педагогов школ к успешному завершению перехода на новые стандарты / Г.Г. Габдуллин // Народное образование. – 2015. - № 7. - С. 42-50. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/

2. Губанова, М.И. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие / М.И. Губанова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. - 96 с. - ISBN 978-5-8353-1079-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232496 (23.09.2016)

3. Емельянова, Л.А., Семиздралова, О.А. Как усилить индивидуальный подход: возможности школы // Народное образование. - 2014. - №3. - С. 129-134. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/

4. Еремина, Л.И. Дидактические и воспитательные системы в средней общеобразовательной школе: учебное пособие / Л.И. Еремина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова». - Ульяновск: УлГПУ, 2013. - 152 с.: табл. - Библиогр.: с. 141-142. - ISBN 978-5-86045-553-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278060 (7.09.2016).

5. Загвязинский, В.И. От социальной стратегии к образовательной практике / В.И. Загвязинский // Народное образование. - 2015. - №6. – С. 26-33. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/45265977

6. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс], -http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165984. – Загл. с экрана.

7. Коротаева, Е.В. Основы педагогических взаимодействий: учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 160 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-1586-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275102 (7.09.2016).

8. Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействий: теория и практика / Е.В. Коротаева. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 171 с.: ил. - Библиогр.: с. 144-145. - ISBN 978-5-4475-1585-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275105 (7.09.2016).

9. Мезинов, В.Н. Основы педагогики: учебное пособие / В.Н. Мезинов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». - Елец: Елецкий государственный университет им И.А. Бунина, 2012. - 225 с. - Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272212 (7.09.2016).

10. Могилев, А.В. Конструируем современный урок // Народное образование. - 2013. - №1. - С.178-183. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/


11. Профессиональный стандарт «Педагог» [Электронный ресурс], - http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/. – Загл. с экрана.

 

Задания для работы на практическом занятии:

1. Вопросы для размышления:

Почему, по мысли К.Д. Ушинского, «воспитание имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически»?

Если педагогика - это наука, почему нельзя выделить её законов, а только закономерности?

Только 30% понятий категориального аппарата педагогики являются её собственными, все остальные заимствованы у других наук. Значит,педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке должна стоять на последнем месте как абсолютно зависимая. Это так? Вы согласны с этим утверждением?

Влияет ли методология педагогической науки на практическую деятельность педагогов? Если да, то как? Приведите пример.

Есть такая отрасль педагогики – андрагогика. Она выводит нас за традиционные для педагогики рамки школы, детства: предметом андрагогики является обучение и воспитание взрослых людей. В чем, по Вашему мнению, принципиальное отличие в обучении и воспитании детей и взрослых?

Иногда говорят: «Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна». В чем, по-вашему, смысл этой формулировки? Унижается или возвеличивается ею достоинство каждой из названных наук? Приведите конкретные примеры их взаимовлияния.

Как известно, педагогика как наука входит в систему антропологических наук. В связи с этим, она связана с такими науками, как: философия, психология, физиология, медицина, анатомия, политология, экономика, антропология, социология, биология и др. Проиллюстрируйте на конкретных примерах связь педагогики с этими науками.

 

2. Сформулируйте основную идею данного текста:

«В принципе педагогика - это та самая наука, которая иссле­дует, анализирует, ставит вопрос о том, как помочь человеку "поднять" его душу, чтобы человек "выпрямился". И пусть душа - это нечто эфемерное, то, что не подлежит расшифровке... то, что в последнее время обращает на себя особое внимание, в результа­те чего появляются красивые названия - "аура", "карма" и т.д. Именно педагогика определяет средства, методы, те самые меха­низмы, которые позволяют сделать человека счастливым, помочь ему обрести себя, стать творческой личностью. Все это очень важно. Важно потому, что мы в ответе за самих себя. Но этого мало - мы в ответе за других. И если я человек, и если я педагог, то вся моя педагогическая деятельность основывается не только на том, чтобы дать знания, умения, навыки, но, самое важное, на том, как помочь маленькому человеку превратиться в Человека с большой душой. В ВЕЛИКОдушного человека. (Казанский О.А. Педагогика как любовь. – М., 1996. – С.8)

 

3. Постройте доказательства, подтверждающие / опровергающие высказывания: «Педагогика — это и наука, и искусство», «Педагогика — свод правил о воспитании».

Помните, что в структуру доказательства входят следующие основные элементы:

1) тезис - доказываемое положение,


2) аргументы (основания) - утверждения, при помощи которых обосновывается истинность тезиса,

3) демонстрация (форма) - логическая связь тезиса с аргументами.

 

4. Сравните два следующих текста. Заполните таблицу.

"…Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле, а только искусствами, имеющими своей целью не изучение того, что существует независимо от воли человека, но практическую деятельность - будущее, а не настоящее и не прошедшее, которое также не зависит более от воли человека.

Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель, идеал его творчества… "Положения науки, - говорит английский мыслитель Джон Стюарт Милль, - утверждают только существующие факты: существование, сосуществование, последовательность, сходство (явлений). Положения искусства не утверждают, что что-нибудь есть, но указывают на то, что должно быть".

Ясно, что в таком смысле ни политику, ни медицину, ни педагогику нельзя назвать науками; ибо они не изучают того, что есть, но только указывают на то, что было бы желательно видеть существующим, и на средства к достижению желаемого. Вот почему мы будем называть педагогику искусством, а не наукою воспитания…"

Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1974. - Т.1. - С.229-300.

 

"… во всяком искусстве есть известный элемент техники, который-то и надо предварительно усвоить, причем личные свойства воспитателя и талант его лишь выиграют от этого усвоения техники педагогического дела. Но встает вопрос, что понимать под усвоением техники?

Ясно, что это не должно быть механическим подражанием чужим шаблонам: "Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт" (Ушинский). Самый опыт всегда остается личным достоянием только того, кто этот опыт пережил; передается же лишь логический вывод из опыта, т.е. известная, основанная на опыте теория.

Таким образом, педагогика - не простая техника воспитания, но она и не чисто индивидуальное творчество; она - система логически обоснованных идей о воспитании. Иными словами, педагогика есть теоретическая наука".

Блонский П. П. Педагогика как искусство и как теория // В кн.: Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - С 109-110.

Мнение… Я согласен, т.к… Я не согласен, т.к… Что общего в этих мнениях Что различного в этих мнениях
К.Д. Ушинского          
П.П. Блонского          

 

5. Дебаты. Ученые и практики.

Задача студентов попытаться поставить себя на место ученых-педагогов или педагогов-практиков с целью доказательства правдивости или полного опровержения стереотипа о том, что мальчикам математика дается легче, чем девочкам. Предварительно ознакомившись с информацией по поставленной проблеме и подключив свой школьный опыт, студенты выстраивают систему аргументов, подтверждающих или опровергающих правдивость данного стереотипа.


Студенты делятся на две команды:

- Ученые-педагоги;

Педагоги-практики.

 

Практики утверждают, что мальчикам математика дается легче, чем девочкам.

В качестве обоснования они предлагают общую тенденцию, сложившуюся из наблюдений за учащимися. Мысль команды разворачивается в следующей логике: «Начиная с раннего возраста, мальчики склонны принимать более импульсивные подходы к решению математических задач. Считается, что именно это позволяет им надолго вырваться вперед, оставляя позади успехи девочек. Но, выкрикивая быстрые ответы из памяти, мальчики чаще и ошибаются.

Девочки же предпочитают более медленный, точный подход к решению математических заданий. Разница в стратегиях позволяет девочкам опережать мальчишек в начальной школе, а в средней школе успех переходит на сторону мальчиков. Практика запоминания ответов позволяет мальчикам со временем превзойти девочек в точности.

Первые два года мальчишки выкрикивали больше ответов в классе и чаще ошибались. Девочки чаще оставались правы, но давали ответы значительно реже и медленнее. К 6-му классу мальчики всё также давали больше ответов, и всё чаще они оказывались правильными».

 

Ученые утверждают, что и мальчики, и девочки имеют одинаковые способности к математике и с помощью данных исследования доказывают свою правоту.

«Ученые из Университета Висконсина, опубликовавшие результаты своего исследования в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences,утверждают, что такая наука как математика одинаково хорошо дается как мальчикам, так и девочкам, при условии, что и первым, и вторым предоставляются одинаковые возможности и воспитание. Подобное заявление в первую очередь кидает булыжник в огород Ларри Саммерса, который, будучи президентом Гарвардского Университета, в 2005 году заявил, что биологические различия полов объясняют, почему среди профессоров математики меньше женщин, чем мужчин. Сейчас Л.Самммерс занимает пост председателя Экономического совета при президенте США.

"Мы пришли к выводу, что гендерное неравенство, а не недостаток врожденных способностей, виновато в том, что меньшее количество женщин преуспевает на математическом поприще в большинстве стран, включая Соединенные Штаты", - заявили авторы доклада Джэнет Хайд и Джэнет Мертц.

Свое исследование ученые провели на основе данных "индекса полового равенства" (Gender Gap Index), составленного Всемирным экономическим форумом в 2007 году. Этот ежегодный доклад представляет рейтинг стран на основе занятости населения, экономических и политических возможностей, образования и медицинского обслуживания. США в 2001 году были на 31-м месте из 128 стран. Задавшись вопросом, насколько женщины действительно хуже преуспевают в математике по сравнению с мужским полом, ученые обнаружили, что в странах с наименьшим проявлением полового неравенства количество профессиональных математиков разных полов практически одинаково.

По словам Дж.Мертц, несмотря на то что во многих странах ни у кого не возникает сомнений насчет математических способностей женщин, некоторые эксперты придерживаются теории мужского превосходства. Называя подобную жизненную позицию неверной, авторы доклада приводят данные результатов международной программы оценки знаний и умений учащихся PISA (Program for International Student Assessment), проводившейся среди учеников в возрасте 15 лет. В 2003 году во многих странах, включая Исландию, Таиланд и Великобританию, равное, а то и большее количество девочек, чем мальчиков, набрали 99% очков.

"Если у девушек нет подходящих образовательных способностей, и если они знают, что даже если выучатся, то для них не найдется работы (а значит, зачем напрягаться зря), они выбирают что-нибудь другое", - суммировали авторы исследования. Впрочем, как отмечают ученые, гендерные предрассудки, касающиеся точных наук, медленно, но верно исчезают из современного общества. " К примеру, в 1970 году только 14% званий доктора биологических наук было отдано женщинам, а математических наук только 8%. Однако в 2006 году их было уже 23%", - добавляют исследователи».

 

6. Молодой учитель пришел работать в школу. Его назначили классным руководителем 5 класса. Необходимо изучать детей. Учитель решил пойти с ребятами в воскресный день в семикилометровый поход в лес. Рюкзаки, ведра, кастрюли, палатки… Уставшие, но радостные возвратились ребята домой. Многое узнал о своих воспитанниках и молодой педагог. Какие методы педагогического исследования мог применить учитель?

 

7. В следующем определении допущено три ошибки. Найдите ёе и исправьте их. Обоснуйте свой ответ.

«Образование - это результат усвоения учащимися системы профессиональных знаний, умений и навыков; условие подготовки человека к жизни, труду. Главный путь получения образования - самообразование».

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

 

1. Подберите афоризмы, цитаты, в которых подчеркивалась бы важность научного знания. Какую роль играют научные знания в жизни человека?

 

2. Составьте схему структуры педагогической науки.

3. Используя различные источники информации, выпишите и проведите сравнительный анализ различных подходов к определению сущности понятия «методология» (В.В. Краевский, В.И. Загвязинский, А.М. Новиков, В.Г. Валеев и др.). Позиция какого ученого Вам ближе? Почему?

4. На основе анализа сайтов учителей выявите наиболее значимые, на ваш взгляд, проблемы в области обучения и воспитания, с которыми сталкиваются современные педагоги. Какие пути решения данной проблемы они предлагают? Согласны ли вы с позицией автора?

 

5. Вы являетесь классным руководителем 8 класса. Составьте протокол наблюдения за учащимися с целью выявления активности учеников в учебной деятельности.

Образец

Протокол наблюдения

Класс

Цель наблюдения:

Вид наблюдения:

Время наблюдения:

Место наблюдения:

№ п/п ФИО ученика Показатели наблюдения
               
                   
                   
                   

 

6. Заполните таблицу «Ошибки при выборе методов исследования».

 

Вид ошибки Причина Предупреждение
     

Какой вывод Вы можете сделать для себя как для будущего педагога?

 







Date: 2016-11-17; view: 1686; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию