Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации





Формы контроля отвечают всему спектру целей и задач дисциплины:

1) текущий контроль – опросы студентов в ходе лекций, возвращение к изложенному материалу, семинарские занятия, лекции – беседы, лекции – дискуссии, контрольные вопросы, комплексные задания, логические проблемы, тесты для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также контроль самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины;

2) итоговый контроль – в соответствии с учебным планом предусмотрен экзамен во 2 семестре (с учетом предыдущих выступлений и замечаний как на лекциях, так и на семинарах, а также оценка эссе и рефератов).

 

Текущий контроль и промежуточная аттестация по дисциплине «Философия» проводится в соответствии с «Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов Кф ФГБОУ ВПО СПбГАУ»

Нормативными документами учета успеваемости студентов является ведомость учета текущей успеваемости.

Требования к экзамену определены в соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов, утвержденным решением ученого совета Кф ФГБОУ ВПО СПГАУ»

На экзамене проставляется:

оценка «отлично», еслистудент обладает глубокими и прочными знаниями программного материала; при ответе продемонстрировал исчерпывающее, последовательное и логически стройное изложение; правильно сформулировал понятия и закономерности по вопросу; использовал примеры из дополнительной литературы и практики; сделал вывод по излагаемому материалу; знает авторов – исследователей (ученых) по данной проблеме;

оценка «хорошо», если студент обладает достаточно полным знанием программного материала; его ответ представляет грамотное изложение учебного материала по существу; отсутствуют существенные неточности в формулировании понятий; правильно применены теоретические положения, подтвержденные примерами; сделан вывод;

оценка «удовлетворительно», если студент имеет общие знания основного материала без усвоения некоторых существенных положений; формулирует основные понятия с некоторой неточностью; затрудняется в приведении примеров, подтверждающих теоретические положения;

оценка «неудовлетворительно», если студент не знает значительную часть программного материала; допустил существенные ошибки в процессе изложения; не умеет выделить главное и сделать вывод; приводит ошибочные определения.

Для промежуточной аттестации (экзамен) приводится полный перечень вопросов, выносимых на экзамен.

Контрольные вопросы по философии

 

Примерная тематика контрольных по курсу «Философия»

 

1. Предназначение и смысл философии.

2. Мифология и философия.

3. Философия и религия.

4. Философия и искусство.

5. Диалектика и метафизика.

6. Жизнь и учение Будды.

7. Проблема человека в философии конфуцианства.

8. Космоцентризм как основа философии Древней Греции.

9. Жизнь и философия Сократа.

10. Учение Платона о государстве и обществе.

11. Проблемы логики и теории познания в философии Аристотеля.

12. Оппозиция номинализма и реализма в средневековой философии.

13. Фома Аквинский: учение о человеке.

14. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.

15. Этика М. Монтеня и Э. Роттердамского.

16. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени.

17. Т. Гоббс об обществе и государстве.

18. Дж. Локк о субъекте познания и активности мышления

19. Монадология Г. Лейбница: основные идеи и принципы.

20. Социальная философия французского Просвещения.

21. Этическая теория Иммануила Канта.

22. Диалектика Г. В. Ф. Гегеля.

23. Философия истории Г. В. Ф. Гегеля.

24. И. Г. Фихте о назначении ученого и человека.

25. Антропологический принцип философии Людвига Фейербаха.

26. Философия мировой воли (А. Шопенгауэр).

27. Философия нигилизма Ф. Ницше.

28. Концепция человека С. Кьеркегора.

29. Критика интеллекта и рационального познания в философии А. Бергсона.

30. Прагматизм и проблема истины.

31. Проблема человека в философии К. Маркса.

32. Материалистическое понимание истории.

33. Диалектика природы в работах Ф. Энгельса.

34. О монистическом понимании истории (Г. В. Плеханов).

35. Проблемы социальной философии в работах В. И. Левина,

36. В. И. Ленин о диалектике.

37. «Философия жизни»: закон науки и судьба.

38. Э. Гуссерль о кризисе европейского человечества и философии,

39. М. Вебер об интуитивизме и натурализме в гуманитарных науках.

40. Неопозитивизм и постпозитивизм: основные проблемы.

41. Экзистенциализм и феноменология.

42. Проблема «понимания» и герменевтика.

43. Проблема субъекта в структурной антропологии К. Леви-Стросса.

44. Бессознательное и проблема индивидуализации.

45. «Восстание масс» X. Ортеги-и-Гассета и христианский эволюцио­низм П. Тейяра де Шардена.

46. Монистические и плюралистические концепции бытия.

47. Материя, пространство, время, движение: проблемы понимания.

48. Диалектика как учение об универсальных связях бытия, движения и развития.

49. Проблема тождества бытия и мышления.

50. Психика, мышление, сознание: философский анализ.

51. Проблема бессознательного в философии.

52. Познание как «отражение» и познание как «конструирование».

53. Познание как социальный процесс.

54. Социальное и гуманитарное познание.

55. Общество как система.

56. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию про­цесса развития общества.

57. Общество и природа: проблемы взаимосвязи.

58. Общество как развивающаяся система: эволюция и революция.

59. Проблема взаимосвязи социального пространства и социального времени.

60. Индивид, индивидуальность, личность.

61. Личность и общество.

62. Личность и власть.

63. Социально-экономические классы и профессиональная структура общества: современное понимание.

64. Национальное самосознание и национализм.

65 Диалектика общественного бытия и общественного сознания.

66. Человек в инфоромационно-техническом обществе.

67. Человечество перед лицом глобальных проблем.

68. Проблема человека в русской религиозной философии.

69. Россия в диалоге культур.

70. Философия и наука.

71. Проблема сциентизма и антисциентизма.

72. Синергетика и философия: проблемы взаимоотношения.

73. Философские концепции истории науки.

74. Проблема теоретизации в научном познании.

75. Компьютеризация как основа новых информационных технологий.

76. Проблема истины в научном познании.

77. Аксиология в научном познании.

78. Философские проблемы технической реальности.

79. Философские проблемы технического знания и инженерной дея­тельности.

80. Место техники в духовной культуре общества.

81. Классическая и неклассическая наука: проблемы преемственности.

82. Современная наука и нелинейное мышление.

83. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современной цивилизации.


Оценочные средства для самоконтроля

 

1. Какие социальные и духовные предпосылки возникновения философии?

2. В чем разница между объективным и субъективным идеализмом. Каковы причины их возникновения?

3. Назовите специфические черты философского знания.

4.Дайтеобщую характеристику досократической философии.

5. Каковароль христианствавформировании европейской средневековой философии?

6. Раскройте основные положения философии Б. Спинозы.

7. Этическая доктрина И. Канта и её значение для современности.

8. Каким образом «Хитрость Мирового разума» Гегеля раскрывает объективность исторического процесса?

9. Каков критерий общественного прогресса по Гегелю?

10. Каковы теоретические предпосылки философии марксизма?

11. Каким образом А. Шопенгауэр отрицает основные постулаты классической философии.

12. Каково влияние философии Ф. Ницше на последующее развитие философии?

13. Какие философские идеи Ф.М. Достоевского стали предметом оживленных дискуссий в ХХ веке?

14. Какие цели ставит перед собой философская герменевтика?

15. Покажите эволюции воззрений З. Фрейда в творчестве его последователей.

16. В чем суть философского постмодернизма?

17.В чем заключается диалектика бытия и небытия?

18. Что такое развитие?

19. Чем психика животных отличается от человеческого сознания?

20. Что такое идеальное?

21. Можно ли смоделировать человеческое сознание?

22. Охарактеризуйте интуицию.

23. В чем диалектика знания и незнания?

24. Какие Вы знаете общелогические методы научного познания?

25. Какова роль практики в процессе познания?

26. Раскройте роль объективных условий и субъективных факторов в истории.

27. Объясните положение «Народ - творец истории».

28. Какова роль выдающихся личностей в истории?

29. Дайте определения основным формам общественного сознания?

30. Проблема человека в философии

31. Раскройте соотношение биологического и социального в человеке.

32. В чем различие культуры и цивилизации?

33. Какие пути исторического выбора имеются у России?

34. Каковы перспективы развития информационного общества?

35. Какие негативные последствия на культуру может оказать информационное общество?

36.Какие наиболее глобальные проблемы стоят перед человечеством?

37. Что даст человечеству клонирование?

38. Какими Вам представляются пути глобализации современного мира?


Примерные типы заданий к практическим занятиям:

Занятие № 1: «Философия ее предмет и мест в культуре.

Философия как наука и мировоззрение».

Цель:

ü Представить философское знание как один из типов мировоззрения и как науку.

Задачи:

ü Определить происхождение и сущность философии.

ü Дать характеристику основным историческим типам мировоззрения.

ü Охарактеризовать специфику и структуру философского знания.

ü Выявить предмет и методы философии.

ü Определить сущность и структуру мировоззрения.

ü Обсудить место философии в системе духовной культуры человечества и роль в формировании современного специалиста.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Исторические типы мировоззрения. Происхождение философии.
  2. Миф, религия, философия как попытки целостного представления окружающего мира. Философия как мировоззренческая система.
  3. Философия как наука, её предмет структура и функции.
  4. Специфика философского знания, методы философии.
  5. Основной вопрос философии, его освещение в различных философских школах.
  6. Мировоззрение человека, его сущность и структура.
  7. Место философии в системе духовной культуры человечества и роль в формировании современного специалиста.

В ходе занятия заслушивание и обсуждение научных сообщений:

1. Философия как наука и мировоззрение, её роль в формировании личности современного специалиста.

2. Две стороны основного вопроса философии, специфика их представления в разные исторические эпохи.

 

Задания для самостоятельной работы:

1) Отработать материал лекций по теме 1.

2) Решить тестовые задания раздела № 1.

3) Ознакомиться с планом семинарского занятия.

4) Изучить рекомендованную учебную литературу.

5) Подготовить научное сообщение.

 

Занятие № 2: «Исторические типы философии. Античная философия».

Цель:

ü Проанализироватьисторию возникновения и основные идеи различных философских школ в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции, Рима.

Задачи:

ü Представитьпериодизацию развития мировой философской мысли.

ü Рассмотретьосновные философские системы Древнего Китая и Древней Индии

ü Обсудить историю возникновения и основные идеи различных философских школ античности.

ü Проанализировать и критически оценить взгляды некоторых античных философов различных философских школ.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Периодизация развития мировой философской мысли.
  2. Древнеиндийские философские школы, их характеристика.
  3. Формирование буддизма, его основные идеи.
  4. Первые школы древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, легизм.
  5. Основные идеи и характерные черты античной философии.
  6. Этический рационализм Сократа.
  7. Философия Платона.
  8. Философия Аристотеля.
  9. Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм о проблемах человека и общества.
  10. Специфика философии Древнего Рима.

В ходе занятия заслушивание и обсуждение научных сообщений:

1. Современное прочтение и влияние философских идей Древней Индии и Древнего Китая.

2. Периодизация античной философии, характеристика периодов, философов, идей.

3. Философы классического периода античной философии, их мысли, обогатившие мировую философию.

Задания для самостоятельной работы:

1) Отработать материал лекции по теме 2.

2) Решить тестовые задания разделов № 2.1, 2.2, 2.3.

3) Ознакомиться с планом семинарского занятия.

4) Изучить рекомендованную учебную литературу.

5) Подготовить научные сообщения.

Занятие №3: Индивидуальное контрольное собеседование

по теме «История философии».

Цель:

ü Провести промежуточный анализ степени усвоения студентами раздела курса «История философии» и при необходимости разъяснить слабо усвоенные вопросы.

Задачи:

ü Разобраться в специфике средневековой философии.

ü Определить характерные черты философии Возрождения и Реформации.

ü Проанализировать содержание основных философских концепций Нового времени и Просвещения.

ü Обсудить важнейшие идеи Немецкой классической философии и вклад И.Канта и Г.Гегеля в развитие мировой философской мысли.

ü Рассмотреть основные философские идеи марксизма.

ü Определить содержание основных концепций современной западной философии.

ü Обсудить характерные черты русской философии, идеи и взгляды русских философов различных эпох.

 

Вопросы для собеседования:

1. Основные идеи и характерные черты средневековой философии.

2. Теоцентризм и расцвет схоластики в творчестве Ф.Аквинского.

3. Антропоцентризм и гуманизм как основа философии эпохи Воз­рождения.

4. Сущность и основные идеи Реформации.

5. Философия Нового времени: главные представители, их вклад в развитие философии.

6. Социоцентризм философии Просвещения: основные философские идеи и их носители.

7. Немецкая классическая философия: характерные черты, основные представители.

8. Философия И.Канта о природе, обществе и познании.

9. Диалектика и важнейшие философские идеи Г.Гегеля их влияние на развитие мировой философской мысли.

10. Позитивистская традиция в Х1Х веке: О.Конт, Г.Спенсер.

11. К. Маркс, Ф. Энгельс о развитии природы и общества.

12. Современная зарубежная философия: главные течения, основные представители.

13. Зарождение русской философской мысли в рамках православной традиции.

14. Основные этапы развития и характерные черты русской философии.

15. Русская философия XIX-XX вв: основные направления, важнейшие представители.

Задания для самостоятельной работы:

студенты должны изучить лекционный материал по теме № 3 и рекомендованную литературу. Решить тестовые задания раздела № 2. Продумать порядок ответов на предложенные в плане собеседования вопросы, составить краткий план ответов, дополнив при необходимости лекционный материал.

 

Занятие№4: «Человек, его бытие и возможности познания мира».

Цель:

ü Уяснить сущность онтологии, философской антропологии и гносеологии.

Задачи:

ü Определить философский смысл и основные формы бытия.

ü Рассмотреть философское понятие материи и её атрибуты.

ü Проанализировать основные законы диалектики и философские категории.

ü Разобрать важнейшие философские концепции о природе и сущности человека, смысле его существования.

ü Определить сущность и содержание процесса познания.

ü Выявить познавательные возможности человека и специфику проявления его сознания.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Философский смысл и основные формы бытия.
  2. Материя и её основные атрибуты – движение, пространство, время.
  3. Основные законы диалектики и философские категории.
  4. Важнейшие философские концепции, определяющие сущность человека.
  5. Человек, индивид, личность – особенности понимания и проявления.
  6. Смысл и назначение человеческого бытия.
  7. Сознание человека, его сущность и функции в процессе познания.
  8. Содержание процесса познания.
  9. Проблема истинны в процессе познания.
  10. Практика, её роль в жизни человека.

В ходе занятия заслушивание и обсуждение научных сообщений:

1. Проблема бытия в истории философии.

2.Человек как центральная проблема современной философской мысли.

3. Место и роль познания в практической деятельности человека.

Задания для самостоятельной работы:

1) Отработать материал лекции по темам 3-6.

2) Решить тестовые задания раздела № 3.

3) Ознакомиться с планом семинарского занятия.

4) Изучить рекомендованную учебную литературу.

5) Подготовить научное сообщение.

Занятие №5: «Социальная философия и перспективы развития человечества».

Цель:

ü Обсудить важнейшие подходы философии истории к развитию общества, рассмотреть глобальные проблемы, стоящие перед обществом и существующие современные сценарии их разрешения.

Задачи:

ü Определить специфику философского осмысления общественной жизни.

ü Проанализировать развитие общества как естественно-исторический процесс.

ü Выявить происхождение и сущность глобальных проблем человечества и путей их разрешения.

ü Обсудить проблемы и перспективы развития современной цивилизации.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Место социальной философии в системе научного знания, её сущность и содержание.

2. Развитие общества как исторический процесс, основные концепции общественного развития в философии истории.

3. Общество и природа. Проблема демографии и экологии в современном мире.

4. Научно-техническая революция ХХ в., ее сущность, проявление и социальные последствия.

5. Происхождение и сущность современных глобальных проблем.

6. Глобальные проблемы человечества, возможные сценарии их разрешения.

7. Философия и футурология: возможности предсказания будущего.

8. Проблемы и перспективы развития современной цивилизации.

В ходе занятия заслушивание и обсуждение научных сообщений:

1. Особенности философского осмысления общественной жизни.

2. Основные концепции философии истории о путях развития человечества.

3. Предсказание будущего: миф или реальность.

Задания для самостоятельной работы:

1) Отработать материал лекции по темам 8-9.

2) Решить тестовые задания раздела № 4.

2) Ознакомиться с планом семинарского занятия.

3) Изучить рекомендованную учебную литературу.

4) Подготовить научное сообщение.

 


Логические проблемы

1. Великий голландский философ Спиноза считал, что во всем сущем наличествует бог и бог – это природа.

Гениальный французский философ Декарт в основе бытия выделял субстанции протяженности и мышления.

Выдающийся немецкий математик и философ Лейбниц рассматривал множество монад в качестве начал бытия.

Оцените позиции этих философов по проблеме бытия.

2. Мыслит мозг и поэтому он порождает сознание. Сознание лишь функция нейрофизиологических процессов, происходящих в мозгу человека.

Проанализируйте эти суждения и выскажите свое мнение.

3. Укажите, с какой характеристикой истины вы согласны?

a) Истина – объективна, абсолютна, абстрактна.

b) Истина – субъективно-объективна, абстрактно-конкретна.

c) Истина – субъективна, относительна, конкретна.

Выделите в этих суждениях элементы субъективизма, объективизма, догматизма, релятивизма.

4. Существуют такие формы общественного сознания как экономическое, правовое, политическое, моральное, историческое, экологическое, эстетическое, научное, философское, религиозное.

- По каким основаниям можно выделить отдельные формы общественного сознания.

- Покажите среди них наиболее функционально близкие друг к другу формы общественного сознания.

- Попытайтесь расположить в определенном порядке в вертикальном срезе с точки зрения степени непосредственного отражения общественной действительности.

5. Существует множество трактовок культуры. Среди них происходит сведения содержания культуры:

- к совокупности материальных и духовных ценностей;

- к навыкам и умениям, поведению и действию людей;

- к ценностным ориентациям;

- к нормам и символам. Ответьте:

Во-первых, можно ли свести культуру к одной из вышеуказанных характеристик; во-вторых, почему существует множество определений культуры; в-третьих, является ли культура отдельной сферой в структуре общества.

6. Подумайте над тем, почему бывает так, что человек оказывается свободным в несвободном обществе и несвободным в свободном обществе?

7. Великие мыслители Платон, Сенека, Ницше, Руссо, Толстой так или иначе считали, что движение человечества вперед по пути цивилизации таит в себе смертельную опасность и во имя его спасения необходим возврат рода людского к первоистокам своего бытия (к природе, к патриархальному образу жизни идеального «золотого века»).

Считаете ли вы правомерной такую оценку перспективы развития человечества?

Возможен ли возврат человечества из настоящего в «золотой век» прошлого?

Существовал ли на заре человечества «золотой век»?

8. Прокомментируйте следующее четверостишие знаменитого персидского поэта Омара Хайяма: «Жизнь – пустыня, по ней мы бредем нагишом.

Смертный, полный гордыни, ты просто смешон!

Ты для каждого шага находишь причину.

Между тем он давно в небесах предрешен».

9. Выскажите свое мнение по поводу суждения выдающегося французского философа Монтеня: «Мы хвалим коня за силу и резвость, а не за сбрую. Почему таким же образом не судить вам о человеке по тому, что ему присуще? Он ведет роскошный образ жизни, у него прекрасный дворец, он обладает таким-то влиянием, таким-то доходом, но все это при нем. А не в нем самом. Вы не покупаете кота в мешке. Приторговывая себе коня, вы снимаете с него боевое снаряжение, осматриваете в естественном виде. Почему же оценивая человека, судите вы о нем, облаченном во все его покровы?».

10. Р. Декарт высказал следующее суждение: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике, этике. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены под конец».

Объясните это суждение и раскройте методологическую роль философии.

Знать и уметь объяснять содержание следующих философских понятий:

Абсолют, абстракция, агностицизм, аксиология, анализ, антропология, апория, атрибут, адекватность, антиномия, атом, бессознательное, бытие, вера, верификация, взаимодействие, возможность, воля, время, всеединство, всеобщее, гедонизм, герменевтика, гипотеза, гносеология, гуманизм, движение, дедукция, деизм, действительность, детерминизм, диалектика, добродетель, долг, догма, догматизм, дуализм, душа, единичное, жизнь, заблуждение, закон, знание, идея, идеализм, иерархия, информация, истина, индукция, иррационализм, искусство, индивидуальность, интуиция, идеальное, качество, концепция, количество, космизм, категория, коммуникация, креационизм, культура, личность, логос, ложь, материя, материализм, материальное, метафизика, механицизм, мировоззрение, мера, метод, мнение, моделирование, монада, монизм, мораль, мышление, номинализм, наука, необходимость, неопозитивизм, неотомизм, норма, онтология, общее, общество, объект, объективизм, отдельное, ощущения, принцип, патристика, пограничная ситуация, парадигма, плюрализм, позитивизм, потребность, познание, причина, противоположность, противоречие, психоанализ, покой, практика, пространство, пантеизм, суждение, сущность, самость, смысл, сенсуализм, синтез, скептицизм, случайность, содержание, софия, софистика, социология, структура, структурализм, сублимация, субстанция, субстрат, субъективизм, суждение, сущность, сознание, схоластика, теория, тождество, трансцендентальное, умозаключение, утилитаризм, фатализм, феноменология, форма, функция, цель, ценность, цивилизация, человек, эволюция, этика, экзистенция, эклектика, эксперимент, элемент, эмпиризм, эвтаназия, явление, холизм, редукционизм, критерий жизни, паттерн, организация, автономность, синергетика.


Темы философских эссе

Темы эссе выбираются студентом самостоятельно, исходя из личных профессиональных интересов, по согласованию с преподавателем.

 

1. Существует ли противостояние в наше время религиозного (или мифологического) и научного мировоззрения в обществе?

2. Нужно ли сознательное мировоззрение человеку?

3. Почему в Древней Греции не изобрели паровоз?

4. Реализован ли в наше время проект эпохи Просвещения?

5. Философия позитивизма - источник спора "физиков" и "лириков".

6. "Бога нет. А когда будет?" Доказала ли наука правоту материализма?

7. Метафора зрения или Что значит "видеть"?

8. Всякая ли человеческая деятельность суть упорядочивание, и каковы истоки и причины хаоса (беспорядка)?

9. Выгода одного – ущерб для другого.

10. Философия науки: лекарство или яд?

11. Философское измерение научного открытия.

12. Какие проблемы, поднятые в русской философии 19 века, волнуют философов современной России?

13. Гений и злодейство – две вещи несовместные?..

14. Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть?..

15. Много ли человеку нужно?

16. Нельзя объять необъятного.

17. Бесконечность вглубь и ширь.

18. Смешение: порядок и хаос.

19. После этого, значит по причине этого.

20. Можно ли не имеющее смысла наделить смыслом или бессмысленное сделать осмысленным?

21. Как мы думаем, так и живем.

22. Плотское условие размножения человека – зло?

23. Секрет счастья.

24. Антикультура — болезнь цивилизации

25. Две крайности в понимании природы человеческих отношений.


Date: 2016-11-17; view: 365; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию