Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примечания к 4 Части
[mcxliii] Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. Гл. 5; Миронова Л. Н. Цветоведение, Минск: ВШ, 1984. С. 56–64. [mcxliv] Опытные данные по теории гармонии приведены по работе (Руководство по цвету / Под ред. Л. К. Абрамова. Л.: ЛИСИ, 1967). Однако всегда следует помнить, что только при непосредственном цветовом восприятии реальных цветовых сочетаний на примерах конкретных материалов можно правильно оценить взаимосвязь между отдельными цветами, с одной стороны, и между цветом и данным предметом, — с другой. См. к примеру: Цойгнер Г. Учение о цвете. М.: Стройиздат, 1971. С. 112–113. [mcxlv] Филимоненко Ю. И. Цветовой тест Люшера. Модификация “попарные сравнения”. СПб.: СПбГУ, 1993; Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997. [mcxlvi] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. СПб.: Речь, 2001. Гл. 12. [mcxlvii] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 215. [mcxlviii] Там же. С. 44. [mcxlix] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. Часть III. [mcl] Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001. С. 31. [mcli] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. Die Psychologie der Farben. Basel, (0. J.); имеется перевод № Ц–36043. М.: ВЦП, 1975. С. 5. [mclii] Здесь и далее интеллектом называется динамическая модель личности, подразделяемая на сверхсознание, самосознание, подсознание и бессознание (Серов Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. СПб.: Речь, 2001. С. 123). [mcliii] Строго говоря, дополнительный к красному — зеленовато-голубой. Дополнительные цвета при визуальном смешении дают белый (для световых лучей) и серый (для красок), распределяясь попарно (диаметрально противоположно) по осям цветового круга: красный — зеленовато-голубой, оранжевый — голубовато-синий, желтый — синий, желто-зеленый — фиолетовый, зеленый — пурпурный. Для изучения динамики интеллекта в хроматизме используется определенное сочетание пар дополнительных и контрастных цветов: красный — голубой, оранжевый — синий, желтый — фиолетовый, зеленый — пурпурный. [mcliv] Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 231–290; La couleur. Nature, histoire et dйcoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993. [mclv] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997; Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980; Birren F. Color psychology and color therapy. N.Y., Citadel Press, 1978. [mclvi] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 423. [mclvii] Васильченко Г. С., Дейнега Г. Ф. Семейно-сексуальные дисгармонии // Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 553. [mclviii] Богданович Л. А. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. М.: Профиздат, 1990. С. 47. [mclix] Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М.: МГУ, 1997. С. 209. [mclx] По данным В. Ф. Петренко, механизмами, реализующими соответствие цвета и эмоционального состояния, являются механизмы синестезии. Феномен синестезии заключается в том, что ощущение одной модальности оценивается и описывается в категориях другой сенсорной системы (бархатный голос, кислая физиономия, скука зеленая и т. п.). Физиологическими механизмами синестезии являются кроссмодальные переходы, когда возбуждение, вызванное в одной сенсорной системе, транслируется не только в собственные проекционные зоны мозга, но по колатералям аксонов попадает в проекционные зоны других сенсорных систем и вызывает сопутствующее первому ощущение. Очевидно, имеются определенные взаимосвязи физиологических систем, ответственных за цветовое зрение (Соколов Вучетич, Измайлов, 1984; Николаенко, 1985), и эмоционального мозга, включающего зоны гиппокампа, лимбической системы, областей гипоталамуса, образующих круг Папеца. Посредством механизмов синестезии на основе восприятия одной модальности происходит воссоздание, реконструкция целостного интермодального образа. Американский исследователь Лоуренс Маркс (1975) рассматривает синестезию как универсальную форму доязыковой категоризации, предшествующую категоризации в понятиях. В исследованиях В. Ф. Петренко по построению семантического пространства, проведенных на материале рисунков Чюрлениса и вербальных понятий, было показано, что семантические структуры образной и вербальной форм репрезентации тождественны на уровне глубинной семантики, т. е. естественный язык и язык образов, символов может быть редуцирован к некоему единому более простому и, очевидно, генетически первичному коду, характеризующемуся эмоциональной насыщенностью и мало структурированной образностью (Петренко, Нистратов, Хайруллаева, 1980). Последующее исследование Н. А. Русиной (1981) показало сводимость к этому коду также тактильной и вкусовой чувствительности. См.: В. Ф. Петренко. Основы психосемантики. М.: МГУ, 1997. С. 209–211. [mclxi] Согласно теории Гордона Олпорта, принципиальная особенность личности как открытой системы является ее активность. То есть не гомеостаз (уменьшение напряжения, как считает большинство психологов), а установление и сохранение определенного уровня напряжения. (См.: Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М.: Смысл, 2001). В связи с этим можно предположить, что в нормальных условиях для маскулинных личностей это правило подтвердится в большинстве случаев. Вместе с тем для фемининных персон оно вряд ли окажется справедливым при нормальных условий существования. Это непостредственно следует из хроматической модели интеллекта. [mclxii] В семейной психотерапии акцент делается на межличностных отношениях партнеров в противовес внутриличностным. См., например, Леви Д. А. Семейная психотерапия. История, теория и практика. СПб.: АНИМА, 1993. С. 17. [mclxiii] Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. § 588–591, 595. [mclxiv] См.: Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 247. [mclxv].Серов Н. В. Аксиология цвета в культурах Востока и Запада // Евразия. 2001. № 2. С. 85–91. [mclxvi] Гендерные аспекты цветовой семантики представлены далее. [mclxvii] Гете. Хроматика. § 803–810. [mclxviii] В предыдущих публикациях я пытался сформулировать этот закон в общем виде одновременно для обоих (N и Е) состояний интеллекта, что приводило к его неоднозначности (Серов Н. В. Светоцветовая терапия. С. 37). Здесь представлено лишь одно (нормальное) состояние. [mclxix] Универсальный характер этого тезиса очевиден, поскольку практически все устойчивые словосочетания с цветообозначениями, описывающие душевное настроение, оказываются близкими по цвету в совершенно различных культурах западного мира. [mclxx] Аристархов В. Электромагнитная диагностика биообъектов // Холдинг РБК. 2002. Вып. 17 // news@cnews.ru [mclxxi] Миронова Л. Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 172–188. [mclxxii] Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. Гл. 2–5. [mclxxiii] Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб.: Бионт, 1997. § 3.5. [mclxxiv] Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. С. 551–553. [mclxxv] Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. С. 31 [mclxxvi] Порталь Ф. Символика цвета от Античности до Нового времени // Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. Приложение II. С. 365–436. [mclxxvii] Цит. по: (Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 101). [mclxxviii] См., к примеру, Романовска Анна. Цвет и настроение // Служба быта. 1966. № 11. С. 35; Федотова Н. На цвет товарищи есть // Знание — сила. 1988. № 10. С. 47. [mclxxix] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М.: изд. А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 185. [mclxxx] Сукарно. «Сарина». Задачи женщин в борьбе республики Индонезии. М.: ИЛ, 1961. С. 110. [mclxxxi] Шерцль В. О названиях цветов // Филолог. Записки. Воронеж. 1884. Вып. II–III. С. 67. [mclxxxii] Разумеется, в трауре мужчина одевает темный, но не обязательно черный костюм и галстук. Рубашка также не обязательно должна быть темной, и тем более черной. В похоронных церемониях часто на мужчинах встречается и белая рубашка. [mclxxxiii] Как не без юмора констатировал Гете, «женщины ходят теперь исключительно в белом». В наше время этот же факт констатируется и художниками: «девушки все в белых платьях» (Герман Гессе, «Под колесами») и учеными «невесты одевают белое» (Gericke L., Schцne К. Das Phдnomen Farbe. S. 128. [mclxxxiv] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 102. [mclxxxv] Гете «Хроматика». § 841. [mclxxxvi] Серов Н. В. Лечение цветом, 2-е изд.. С. 88. [mclxxxvii] Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. С. 91. [mclxxxviii] Все цит. в этом разделе приведены по работам Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979; Шварц Ф. Алхимия и духовная эволюция // Теории и символы алхимиков. М.: Новый Акрополь, 1995. С. 5–17; Пуассон А. Теории и символы алхимиков // там же. С. 19–141; Блаватская Е. П. Алхимия в XIX столетии // там же. С. 145–175. [mclxxxix] Цит по: Порталь Ф. Символика цвета … // Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. Приложение II. С. 374. [mcxc] См.: Иттен И. Искусство цвета. М.: изд. Д. Аронов, 2000. С. 11–14. [mcxci] В связи с этим некогда у меня возникло предположение, что в истории искусств остаются знбчимыми лишь творения, в которых воплощены архетипические черты, и особенно в цвете. Если это так, то одним из критериев «истинности» произведения искусства могло бы являться определение количества архетипических образов и, в частности, цветов, семантизированных канонами в заданных образах. Поверхностное сравнение музейных коллекций подтвердило справедливость этой гипотезы для определенных эпох (Флорентийская школа, Креди, Орланди, Дадди, Лоренцетти, Учелло, Боттичелли, Кастелло, Рафаэль, Леонардо) и резкие отклонения от этого правила в другие эпохи, к примеру в XVII веке у отдельных художников (Пуссен, Рени, Албани и другие). Проводить или не проводить хроматический анализ произведений искусства — с целью выявления и дальнейшей детализации архетипических цветов — решать искусствоведам. Мою задачу — чисто культурологическую — обоснованно сформулировать на перспективу проблемную тему культуры и, в частности, искусства, я считаю выполненной. [mcxcii] Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. С. 102. [mcxciii] Цит. по: Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. С. 103. [mcxciv] Детализацию масонской символики (см.: Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: МО, 1995. С. 384–390). [mcxcv] Хейзинга Й. Осень Средневековья. С. 304. [mcxcvi] Петров В. М. Количественные методы в искусствознании. Вып. 1. Пространство и время художественного мира. М.: Смысл, 2000. С. 18–36. Возможно, со временем в этой теории и появятся достоверные критерии учета свето-цветовых эталонов, национальной идентификации, равновесия и т. п. Отсутствие же этих критериев в данной работе не позволяет мне останавливаться на ее анализе, поскольку понятие «национальный характер», по определению Ю. П. Платонова, является не аналитическим, а описательным, и может использоваться лишь в относительном смысле. См.: Платонов Ю. П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001. Гл. 11–12. [mcxcvii] См. например, Штенгелов Е. Цвет в художественной литературе // Наука и жизнь. 1970. № 8. С. 24–26. [mcxcviii] Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. Л.: ЛГУ, 1989. С. 112 (приведено число использований). [mcxcix] Мандельштам Н. Вторая книга. Paris: YMCA-PRESS, 1972. С. 614–623. [mcc] Гумилев Н. //Аполлон. 1914. № 5. С. 37. [mcci] Глинкин В. Колдовство петербургских колоритов // Нева. 1989. № 1. С. 194. [mccii] Андрей Белый. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934. С. 117 (в скобках указана частотность, в %). [mcciii] Миллер-Будницкая // Изв. Крамского пед. Института. 1930. Т. 3 (в скобках приведены годы). [mcciv] Глинкин В. Колдовство петербургских колоритов // Нева. 1989. № 1. С. 194. [mccv] Андрей Белый. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934. С. 121 (в скобках указана частотность, в %). [mccvi] Глинкин В. Колдовство петербургских колоритов // Нева. 1989. № 1. С. 194. [mccvii] Эрнст Неизвестный // Искусство кино. 1989. № 6. С. 69. [mccviii] Гаспаров Б. М. // Даугава. 1988. № 10. С. 101. [mccix] Глинкин В. Колдовство петербургских колоритов // Нева. 1989. № 1. С. 194. [mccx] Абрамов Л. К (Ред.). Руководство по цвету для архитекторов, строителей и студентов Л.: ЛИСИ, 1967. [mccxi] Ред. статья «Какой цвет к лицу Петербургу?» // Современное строительство. 1996. № 2 (23). С. 1. [mccxii] Дьяков Л. А. Цвет в ансамблях классицизма // Искусство в ансамблях классицизма. М.: Изобразительное искусство, 1988. С. 205–227. [mccxiii] Эту оппонентность лучше всего демонстрирует выбор цветов женщинами в цветовом круге: К — Г — О — С — Ж — Ф — З — П. Мужчины выбирают цвета последовательно по периметру цветового круга: К — О — Ж — З — Г — С — Ф — П. См. Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л., 1990. С. 233–239. Николаенко Н. Н., Родионов В. Д. Классификация цвета и функциональная асимметрия мозга // Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 1985. С. 57–67. [mccxiv] Петров Л. В. Мода как общественное явление (Анализ а социально-коммуникативном аспекте). Л., 1974. С. 31. [mccxv] Данные приведены по работам: Козлова Т. В. Цвет в костюме. М., 1989; Киреева Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до ХХ века. М., 1976; Nanu A. Artă stil costum. Bucuresti, 1976. [mccxvi] Как пишет Плутарх, Ликург запретил ношение крашеных тканей, чтобы они не льстили нашим чувствам. Не говорит ли это весьма показательное свидетельство, что цвета нашей одежды льстят, ласкают, лелеют, взращивают, материализуют наши «идеальные» чувства. Все таки льстить можно лишь самолюбию, которое в нашем интеллекте представлено чаще всего подсознанием. [mccxvii] По утверждению Плутарха, спартанцы казнили человека только за то, что, нося рубище, он украсил его цветной полосой. Патриотизм спартанцев общеизвестен, а пурпур производился в Финикии. [mccxviii] Во второй половине XVI века окончательно складывается тип траурной одежды: траурным цветом становится только Ч (раньше траурная одежда могла быть Ф, Сер, или Кор.). Траур в женской одежде сложился примерно в это же время. Он представлял собой сочетание Ч платья с Б вуалью (См.: Киреева Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до ХХ века. М., 1976. С. 84–86). [mccxix] Кафтан из сукна «горохововго цвета» считался модным при франц. дворе в конце XVII века XVIII века (Костюм в России первой четверти XVIII века. Л.: ГЭ, 1984. С. 13). [mccxx] «Рококо» (от франц. rococo — украшение в форме раковины) — элемент декора, характерный для этого стиля. [mccxxi] Забозлаева Т. Б. Символика цвета. СПб., 1996. С. 16. [mccxxii] «На нем треугольная шляпа и серый походный сюртук…» (М. Ю. Лермонтов). [mccxxiii] Именно как все более усиливающееся противостояние «Севера» и «Востока», а не как название четвертного румба Nord-Ost. [mccxxiv] Желтые тона женственности предполагают появление фиолетовых тонов мужественно-творческого выхода из этой сегодняшней нелепости бытия… [mccxxv] Под влиянием цветного фона больше всего изменяются красный и зеленый цвета. Так, зеленый желтеет на голубом и синеет на оранжевом. Красный же на фиолетовом фоне кажется оранжевым, а на оранжевом приобретает характер фиолетово-пурпурного. [mccxxvi] Фулканелли. Тайны готических соборов. М.: REFL-book, К., Ваклер, 1996. С. 91. [mccxxvii] Цветообозначения льва практически во всех языках связаны со светло-желтым цветом. См. например: Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 325. Date: 2016-11-17; view: 264; Нарушение авторских прав |