Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания к 2 Части 4 page





[dcxvii] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 402.

[dcxviii] О происхождении зеленых одежд Магомета, а также цветах Лиги арабских государств см. Heller E. Wie Farben wirken. S. 73.

[dcxix] Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. С. 552; Купер Дж. Энциклопедия символов. Книга IV. М.: Золотой Век, 1995. С. 359.

[dcxx] Блаватская Е. П. Алхимияв XIX столетии // Теории и символы алхимиков. М.: Новый Акрополь, 1995. С. 173–175.

[dcxxi] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 111–114.

[dcxxii] Согласно хроматической модели интеллекта, имеет место как психологическая, так и концептуальная, поскольку и Шекспир, и Мольер проявили гениальность истинно мужественных творцов в зеленом сублимате самосознания, которое естественно-природным образом сочеталось в их интеллекте с чисто женственным видением цветовой среды в пурпуре сверхсознания (см. далее).

[dcxxiii] Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. С. 305

[dcxxiv] Как говорил Наполеон Бонапарт, «Красный — цвет Англии; я не могу выносить его вида». Цит. по: Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 358.

[dcxxv] Все эти идиомы («скука зеленая» и т. п.), вероятно, создаются творческим подсознанием, для которого любое проявление самосознания является скучным, «занудным» и не заслуживающим особого внимания из-за его очевидности для интеллекта.

[dcxxvi] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 132.

[dcxxvii] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 40. Вместе с тем, эта констатация французского законодателя мод еще раз подтверждает тезис хроматизма о том, что в нормальных условиях жизни женщину не характеризует зеленый цвет одежд. В экстремальных же условиях (бизнес, политика, спорт и т. д.) этот цвет вполне может характеризовать и женщину.

[dcxxviii] Козлова Т. В. Цвет в костюме. М.: ЛПБИ, 1989. С. 30.

[dcxxix] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 214.

[dcxxx] Белый А. Священные цвета // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 297.

[dcxxxi] И, очевидно, чувствуя это, Витгенштейн § 278 «Философских исследований» анализировал предложение именно с зеленым цветом: “«Я знаю, каким мне представляется зеленый цвет» — что ж, ведь это не лишено смысла! — Безусловно. А какое применение ты намерен найти этому высказыванию?” По-видимому, вслед за Гете Витгенштейн, неоднократно пытался анализировать соотношение между простотой и сложностью концепта «зеленый» (Wittgenstein L. Bemerkungen über die Farben. Frankfurt, 1979. S. 10–11, u. a.).

[dcxxxii] Древнегреческое цветообозначение хлорос, означалоне только зеленый, желтый, но и белый, светлый, блестящий. Вопрос о их этимологической близости и возможной изначальности какого-либо из них ставился А. Ф. Лосевым еще в «Античной эстетике». О их возможной семантической близости, то есть о зеленом самосознании как составляющем белое вселенское сознание косвенно говорят и замечания ученых, согласно которым именно в сочетании с белым зеленый цвет создает ощущение чистоты и ясности.. (см., например, Цойгнер Г. Учение о цвете. М.: Стройиздат, 1971. С. 152). Устойчивость цветоразличения является наиболее высокой после предварительного наблюдения желтого, зеленого и белого цветов (Рабкин Е. Б., Соколова Е. Г. Цвет вокруг нас. М., 1969. С. 25).

[dcxxxiii] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 30.

[dcxxxiv] Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. Гл. VIII, IX; Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. Гл. 1 и 4.

[dcxxxv] Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б&K, 2000; Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001.

[dcxxxvi] Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика). § 785, 829 // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957. С. 316, 325.

[dcxxxvii] То есть здесь явственно проступает семантика зеленого как характеристика женского сознания в экстремальном (возбужденном) состоянии. Однако Алла Чернова в своем великолепном исследовании полагает, что семантика зеленого цвета была унаследована еще от античности, где зеленый был цветом Афродиты (… все краски мира. С. 111) и со ссылками на А. Ф. Лосева приводит такие эпитеты богини как «Афродита в садах», «Священносадовая», «Афродита в стеблях» и т. д. Во-первых, возникает вопрос, может ли женщина маскироваться под цвет фона в обычных условиях? Маловероятно. Опыт показывает, что женщина всегда и во всем старается приобрести цвет, дополнительный к цвету фона. Во-вторых, далее в той же статье А. Ф. Лосев приводит уже не фон для Афродиты, а ее собственные эпитеты: «золотая», «многозлатая» и т. д., гендерный смысл которых был раскрыт в предыдущих главах. И, наконец, в-третьих, в «Античном хроматизме», как мне кажется, была достаточно ясно представлена невозможность для «женского начала» принимать семантику зеленого цвета в нормальном состоянии интеллекта, к чему я снова вернусь в заключении этой части книги.


[dcxxxviii] Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. С. 131.

[dcxxxix] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. М.: Мысль, 1993. С. 421–422. В отличие от зеленого в данном случае наблюдается чисто хроматическое определение рапредмечивающих тенденций и идеализирующе-женственного подсознания (голубого), и творчески-мужского самосознания (зеленого).

[dcxl] Бумажные деньги стали выпускаться правительством США в 1862 году и получили название “greenback” потому, что зеленым была отпечатана только оборотная сторона (Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 354).

[dcxli] Данные из обзора: Соснин В. А. Психология религии: американский опыт // Психол. Журнал. 2002. Т. 23. № 2. С. 118–127.

[dcxlii] Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997; Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. М.: АСТ, 2000; Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001.

[dcxliii] Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. С. 232.

[dcxliv] Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 131.

[dcxlv] Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений. Л., 1985. Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб., 1997. Luscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985; The Luscher Color Test. N.Y., 1971.

[dcxlvi] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. С. 136.

[dcxlvii] Бастид Р. О чем говорят цвета. Мифы и символы // Курьер ЮНЕСКО, июнь 1958. С. 24.

[dcxlviii] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 15.

[dcxlix] Гипоталамо-гипофизарная система поддерживает тонкое и сложное равновесие между гормонами, которые управляют морфо-функциональными изменениями юношей и девушек пубертатного возраста. Так, в частности, одним из этих изменений является увеличение размеров и активности сальных желез кожи, в результате чего лицо подростка часто покрывается угрями (Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 564–570).

[dcl] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 576.

[dcli] Это объясняется тем, что при нервно-соматическом истощении использование этого цвета может вызвать излишнее напряжение парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и вывести человека за пределы выносливости (Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 213).


[dclii] Riley C. A. Color codes: modern theories of color in philosophy, painting and architecture, literature, music and psychology. University Press of New England, 1995; Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002; Миронова Л. Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993.

[dcliii] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993. P. 206.

[dcliv] Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 84–85.

[dclv] Фридрих Ницше. Генеалогия морали. Памфлет. СПб.: Вестник знания, 1908. С. 55.

[dclvi] См. также Серов Н. В. Лечение цветом. СПб.: Лисс, 1993; он же. Эстетика цвета. СПб.: Бионт, 1997; он же. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001.

[dclvii] По усредненным данным разных авторов, человеческий глаз способен различать от 1 до 1,5 миллионов цветовых оттенков. В то же время для всей совокупности этих цветов в самых развитых языках существует максимум 100–150 цветообозначений, каждое из которых, следовательно, может описывать около 10 тысяч оттенков. Очевидно здесь-то, — в цветообозначениях, но никак не в цвете — и появляется пресловутая размытость символических значений цвета, на существовании которой настаивают отдельные исследователи. См., например, публикации (Бер. У. Что означают цвета…; Миронова Л. Н. Семантика цвета…, Brémond É. L’intelligence de la couleur…, Riley C. A. Color codes…, и т. д. и т. п.).

Результаты экспериментов, в которых исследовалась связь между реальными цветовыми оттенками и словесными цветообозначениями, показали[dclvii], что хотя можно представить ситуацию, когда, например, словом зеленый будет называться любой оттенок зеленого цвета, тем не менее само цветообозначение зеленый имеет вполне отчетливое значение для носителей языка — гораздо более узкое, чем все множество зеленых оттенков. Разумеется, это положение остается справедливым по отношению к любым другим цветам и их оттенкам.

Как отмечает А. П. Василевич, мы имеем каким-то образом структурированное множество цветовых оттенков, в котором чисто условно выделяются области близких цветов. Оттенкам в языке соответствуют слова; при этом непрерывность, присущая цветовому пространству, уступает место дискретности, свойственной языку. Василевич А. П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. На материале цветообозначения в языках разных систем. М.: Наука, 1987. С. 53.

[dclviii] Л. Н.Собчик также признает принципиально мужской характер сублимата этого цвета, когда приводит рефрен, часто звучащий в межличностных отношениях, — «Ты меня уважаешь?» и констатирует, что этот тип реагирования значимо чаще встречается среди мужчин (Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001. С. 41).


[dclix] Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. СПб.: Андрей Наследников, 2001. С. 39.

[dclx] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 53.

[dclxi] Параимпатический отдел ВНС играет своего рода охраняющую роль, осуществляя сужение зрачков при сильном свете, расширение сосудов, торможение сердечной деятельности, задержку потоотделения и др. (Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. Л.: Медицина, 1974. С. 582, 593). В половой же сфере с активацией парасимпатических цетров связывается эрекция фаллоса и клитора (Латаш Л. П. Вегетативная нервная система и сон // Физиология вегетативной нервной системы. Л.: Наука. С. 640–642).

[dclxii] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 228.

[dclxiii] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 130.

[dclxiv] Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.; Л.: АН СССР, 1956; она же. Искусство Древнего Египта. Л.; М.: Искусство, 1961.

[dclxv] При отдельных династиях голубой цвет входил в стихию нефрита (как синий) и тогда характиризовал категорию Ян. Мифы народов мира. М.: СЭ, 1980. Т. 1. С. 149, 248, 614, 656; Т. 2. С. 22, 144, 407; Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975. С. 15–78.

[dclxvi] Риза — длинная женская одежда. Напомню, что первыми жрицами практически всех древних обществ были женщины, сохранявшие традиции (см. Белый цвет). И мужчины, становящиеся жрецами, лишь следовали традиции и одевали (и до сих пор одевают) «женские» богослужебные одеяния. Этот пример наглядно демонстрирует существенное достоинство (и как его диалектичеки-неразрывная сторона — недостаток) любой религии: сохранение традиционной культуры в пренебрежении временными — индивидуалистическими, политическими, упадническими и т. п. — тенденциями развития цивилизации.

[dclxvii] Как во многих мифологических и религиозных учениях здесь зримо воплощен художественный образ передачи невербализуемой информации, и в частности, информации о высшей истине христианского универсума. Так как эта информация излучается трансцендентным божеством в виде нетварной световой энергии, то, вероятно, можно предположить ее семантическое сохранение в некой иерархически построенной системе ценностей, предполагающей контекстно-зависимый характер ее переработки, хранения и поиска. См. Бычков В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М.: Искусство, 1977. С. 106.

[dclxviii] Купер Дж. Энциклопедия символов. Книга IV. М.: Золотой Век, 1995. С. 357; Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зурат». Улан-Батор: Госиздательство, 1986. С. 12.

[dclxix] Ващенко А. В. Ахсоннутли // Мифы народов мира. М., СЭ, т.I, 1980. С. 141.

[dclxx] Каптен Ю. Л. Основы медитации. СПб., 1991. Гл. 3; Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИиП, 1976; Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Гл. 3.

[dclxxi] Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 46–52. То есть получается голубая кайма вокруг золотого нимба. Если цвета ауры подчиняются закону аддитивного смешения цветов, то итоговым цветом будет ярко-зеленый цвет «мужского» самосознания у женщины-творца (см. выше). Если же не подчиняются, то, возможно, образуется чисто религиозно-женское отношение к миру, хроматический анализ которого без привлечения дополнительных данных не представляется возможным.

[dclxxii] Белый А. Смволизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.

[dclxxiii] Аверинцев С. С. Троица // Мифы народов мира. М., СЭ, 1982, т.2. С. 527–528.

[dclxxiv] Каждан А. П. Цвет в художественной системе Никиты Хониата // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. М.: Наука, 1973; Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107.

[dclxxv] Горшкова В. Светоносная палитра // Родина. 1994. № 2. С. 97.

[dclxxvi] Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 82.

[dclxxvii] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 119.

[dclxxviii] Синий (blau — и синий, и голубой) цвет, как простое, к пассивной тьме склоняющееся единство светлого и темного, есть символ кротости, женственности, любви и верности; почему художники почти всегда и изображали Царицу небесную в голубом одеянии (Гегель. Соч. Т. III. Энциклопедия философских нак. Ч. III. Философия духа. М.: АН СССР, 1956. С. 117).

[dclxxix] Ферсман А. Е. Очерки по истории камня. Т. I. М., 1954. С. 284.

[dclxxx] Forman Y. (Red) La couleur. Nature, histoire et décoration. Paris: Le Temps Apprivoisй, 1993. P. 185.

[dclxxxi] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 354. Иначе говоря, самый нематериальный цвет на Западе является на Востоке материальным. Если это действительно имеет место, то исламские женщины призваны материализовывать нематериальное в голубом, что и отмечается в их одежде. В хроматизме это свойство интерпретируется как внешнее опредмечивание внутреннего цвета, то есть эллиминация потребностей подсознания.

[dclxxxii] Heller E. Wie Farben wirken. S. 26.

[dclxxxiii] Cit.: La couleur / Red. Forman Y. P. 217.

[dclxxxiv] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 116–118.

[dclxxxv] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 120.

[dclxxxvi] Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975. С. 202.

[dclxxxvii] Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. СПб.: Композитор, 2003. Кн. 2. С. 133.

[dclxxxviii] Так, после детального анализа Ева Геллер констатирует: «голубой — женский принцип, также как красный — мужской» (Heller E. Wie Farben wirken. S. 39). В самом деле ниже мы убедимся, что эти два цвета, эти два принципа естественным путем притягиваются друг к другу как дополнительные цвета, образуя истинно негэнтропийное возрождение душ и тел.

[dclxxxix] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 9–10. При этом собственно голубой цвет наделяется такой психологической характеристикой как «беззаботное веселье».

[dcxc] Не могу не отметить, что эта черта характера обусловлена как природой женственности (эстрогены), так и нравами обществом (религия и мораль). И сегодняшнее положение дел свидетельствует скорее об эктремальных, чем о нормальных условиях развития культуры: не столько в моду, сколько в душу женщины вошло полнейшее единообразие и в одежде (unisex color masculin, jeans, et c.), и в поведении (для завсегдатаев дискотек “белый танец” — нонсенс, то есть не имеет значения, кто кого приглашает), и в нравах (курящие и пьющие школьницы, матерящиеся студентки Университета и т. д. и т. п.)… И общество даже не задумывается о том, что не столько природа женщины определяет нравы, сколько нравы — природу женщины. (Это следует из хроматической модели женского интеллекта, выявившей определенные доминанты для каждого из состояний.)

[dcxci] Здесь необходимо отметить, что социум ввел — в качестве исключения — так называемые «белый танец» и «белый вальс», смысл которых в польской языковой культуре передается и фразеологизмом «голубой вальс», где также дамы приглашают кавалеров (Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 159).

[dcxcii] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 43–47.

[dcxciii] В самом деле, все холодные цвета соотносятся с функциями подсознания, которое и отвечает за результаты сублимации как итогового кодирования метамерных инстинктов бессознания. См. Серов Н. В. Светоцветовая терапия § 1.5. Если верна гипотеза о тождественности состояний влюбленности и творчества, то для создания гомеостаза красное бессознание творца влечет к голубому подсознанию женщины. При отсутствии последнего и происходит процесс сублимации, ибо для адекватной устойчивости интеллекта (для приобретения серого цвета) субъективно возникает голубой цвет, реализующийся в творчестве.

[dcxciv] Из-за нескоррегированности хроматической аберрации глаза фокус световых лучей голубого цвета располагается перед сетчаткой и поэтому субъективно кажется отдаляющимся от наблюдателя.

[dcxcv] Это явление получило название «эффект Пуркинье»: при дневном освещении на цвет реагируют преимущественно колбочки, воспринимающие теплые тона спектра, а при вечернем (сумеречном) освещении — палочки, отвечающие преимущественно за восприятие холодных цветов, и в частности, голубого. См.: Кравков С. В. Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения. М.; Л.: АН СССР, 1950. С. 124–130.

[dcxcvi] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 111.

[dcxcvii] Так, в больницах повсеместно предпочитают принимать на работу не медбратьев, а медсестер.

[dcxcviii] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 117.

[dcxcix] Pastoureau M. Dictionnaire des couleurs de notre temps. Symbolique et société. P., Bonneton, 1999. Р. 15–16.

[dcc] Тем не менее в идиоматической культуре современной Польши существует такой символ мечтаний как «голубой миндаль» (Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 162).

[dcci] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 18.

[dccii] Гете. Хроматика. §§ 881–883.

[dcciii] Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974. С. 147.

[dcciv] Christian G. О., Feldmann J. J. Atomic absorption spectroscopy. Application in... biology and medicine. N. Y., Wiley, 1970. Показательно, что именно у женщин чаще наблюдается и голубые невусы (родимые пятна голубого цвета) (Краткая медицинская энциклопедия / Гл. ред. В. И. Покровский. М.: МЭ, Крон-пресс, 1994. Т. II. С. 43.

[dccv] И это наблюдается не только в русской культуре. Как отмечает В. А. Москович со ссылкой на Свэна, переносные значения blue в английском языке (и его соответствий в других европейских языках) обычно пейоративны (то есть уничижительны, неодобрительны) (Москович В. А. Статистика и семантика. М.: Наука, 1969. С. 48).

[dccvi] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980, P. 124, 189–191.

[dccvii] Об этом говорит и французская идиома “peur bleue” (голубой страх) означающая сильнейшее выражение страха, которое, по-видимому, связано именно с голубым цветом женского подсознания. И в этом (сексологическом), и в хроматическом (интердисциплинарном) смысле голубой, как и белый цвет стоят в оппозиции к красному и черному.

[dccviii] Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М.: Мир, 1968. С. 468.

[dccix] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М.: изд. А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 38

[dccx] Так как этот «голубой усыпитель» в 60-е годы прошлого века завоевал золотую медаль на выставке изобретений в Брюсселе, то кратко рассмотрим возможный механизм его действия. По-видимому, внешний голубой свет оказывает снотворное воздействие на интеллект как бы опредмечиванием идеального цвета подсознания. Наиболее вероятный путь для этого лежит в «нейтрализации» красного цвета бессознания, при которой образуется серый метамерный цвет подсознания. Последнее же, возможно, и является итоговым опредмечивающим фактором из-за семантической близости голубого и серого цветов (Так, В. И. Даль отмечает: что синий и голубой в народе употребляют вместо серопепельный). На уровне физиологии это объясняется активацией парасимпатического отдела ВНС, то есть приведением организма в сновидно-гомеостатическое состояние за счет уменьшения кровяного давления, урежения пульса и дыхания.

[dccxi] Романовска Анна. Цвет и настроение // Служба быта. 1966. № 11. С. 35.

[dccxii] Luscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985; Татиевский А. Цвет и характер. М.: Моимпекс, 1995. С.

[dccxiii] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М.: А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 42.

[dccxiv] Каптен Ю. Л. Основы медитации. СПб., 1991. Гл. 3; Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИиП, 1976; Рамачарака. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 46.

[dccxv] Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107; Каждан А. П. Цвет в художественной системе Никиты Хониата // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. М.: Наука, 1973; Горшкова В. Светоносная палитра // Родина. 1994. ¹ 2. С. 96–98.

[dccxvi] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 119; Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, 1997. С. 354. При подобных разночтениях фактов данные в хроматизме не анализируются и публикуются для появления достоверной информации.

[dccxvii] Forman Y. (Red) La couleur. Nature, histoire et décoration. P., Le Temps Apprivoisй, 1993. P. 212.

[dccxviii] «Позор тому, кто об этом плохо подумает».

[dccxix] «Конкиста», то есть завоевание с его «проклятой жаждой золота» из Америки продолжалось с конца XV по XVI век.

[dccxx] Pastoureau M. Dictionnaire des couleurs de notre temps. Symbolique et société. P., BONNETON, 1999. Р. 184–187.

[dccxxi] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 115. Фулканелли отмечает, что французский национальный флаг был создан масоном Луи Давидом и символизировал соответственно синий — буржуазию, белый — народ, простаков, а красный — судебную власть или монархию (Фулканелли. Тайны готических соборов. М.: REFL-book, К., Ваклер, 1996. С. 84).

[dccxxii] Голубой + синий + фиолетовый = синий.

[dccxxiii] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 418.

[dccxxiv] Похлебкин В. В. Словарь… С. 419.

[dccxxv] Так, Франция стала выпускать «желтые книги», Германия — «белые книги», Португалия — «серые книги», Австрия и Испания — «красные книги», Нидерланды и ЮАР — «оранжевые книги», Италия — «зеленые книги» и т. д. Даже СССР издал в 1925 году серию мирных договоров (в переводе с французского) в ярких желтых обложках как документы «французские» (Похлебкин В. В. Словарь… С. 419).

Для сравнения обратим внимание на переплеты книг, которые обозначались «национальным цветом» в библиотеке Зимнего дворца: русские — коричневые, французские — синие, английские — красные, немецкие — зеленые (Щеглов Е. В. Собственные Его Императорского Величества библиотеки и арсеналы. Краткий исторический очерк. 1715–1915. Петроград, 1917. С. 99). Сравнение показывает, полное отсутствие какого-либо соостветствия.

[dccxxvi] Формально «синее» движение создано на Учредительном съезде в Москве 31 марта 1990 г., но так и осталось узкой группировкой, не получившей дальнейшего развития.

[dccxxvii] Практически все данные по цветообозначениям международных организаций приведены по книге В. В. Похлебкина.

[dccxxviii] «Плавающим» в геральдике и эмблематике, согласно данным В. В. Похлебкина, принято называть любое геральдическое изображение, края (концы) которого не касаются (не доходят) границ поля щита, на котором это изображение (фигура, символ) нанесено.

[dccxxix] См. семантику голубого цвета, где уже говорилось о разночтениях в русскоязычном представлении западного цветообозначения “синий+голубой”.

[dccxxx] Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997. С. 209–230.

[dccxxxi] «Стоило некоторым из наших барышень остричь себе волосы, надеть синие очки и наименоваться нигилистками, чтобы тотчас же убедиться, что, надев очки, они немедленно стали иметь свои собственные убеждения» (Ф. М. Достоевский. Л.: ЛИ, 1962. С. 504).

[dccxxxii] Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб., 1995. С. 31–35. Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. С. 304.

[dccxxxiii] Как мне кажется, здесь мы встречаемся с представлением о неизменности цветовой семантики во всех случаях жизни. Если синий, к примеру, являлся цветом дамы, то возлюбленный, как правило, носил цвета своей дамы, о чем упоминает и Хейзинга (С. 7). В то же время, эпоха Возрождения характеризовапась, если можно так сказать, сексуальной революцией. Неверными делали друг друга обе стороны и, судя по литературе того времени, для обеих сторон измена являлась своеобразным праздником освобождения от социальных условностей и т. п. Так, после удовлетворяющих связей «на стороне» бессознание не могло доминировать в силу собственного успокоения. Вместе с тем в неверности осуществлялась измена сознанию (заповедям, обету, социуму) и, оно не могло более доминировать, что и приводило к доминанте подсознания с его торжествующе-синим цветом в данной ситуации. Это, кстати, еще раз доказывает справедливость моей интерпретации рогоносных серовато-желтых тонов, которые появляются как дополнительные к синим тонам их жен для сохранения системы. Еще раз напомню, что речь в хроматизме идет о гендере и его неосознаваемых чувствах, моделируемых цветом. То есть всегда возможно появление 15 % исключений

[dccxxxiv] При этом торжество это прямо церковью не отрицалось и связывалось именно с церковными праздниками, происходило или в соборе, или на площади перед ним и устраивалось обычно молодыми клириками. Запрещен Тридентским собором, но кое-где сохранялся вплоть до ХVIII века (Хейзинга Й. Осень Средневековья. С. 306, 398).

[dccxxxv] Из-за нескоррегированности хроматической аберрации глаза фокус синих лучей располагается на значительном расстоянии от сетчатки, то есть перед сетчаткой и поэтому субъективно кажется более отдаленным, как бы отдаляющимся от наблюдателя. Вместе с тем, объективно отдаленные предметы кажутся синеватыми из-за релеевского рассеяния света в атмосфере (Пэдхем Ч., Сандерс Дж. Восприятие света и цвета. М.: Мир, 1978. С. 45, 184).

[dccxxxvi] Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика) § 781 // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957. С. 316.

[dccxxxvii] Так считают авторы коллективной монографии о семантике цвета: La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. P., Le Temps Apprivoisй, 1993. P. 212. Однако в русском переводе Библии, на которую опираются авторы (Исх 28: 31–37; Числа 15: 38–39) речь идет не о синих, а о голубых кистях. Как уже говорилось, в большинстве языков западной культуры синий и голубой цвета имеют общее цветообозначение (blue, bleu, blau et c.). И это разночтение с цветообозначениями восточной, и в частности, русской культуры нередко приводит русскоязычных переводчиков к смысловым неточностям текстов.

[dccxxxviii] Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М.: Мысль, 1993. С. 420–421.

[dccxxxix] Интернациональность оборотов «синеть от холода» или «синие круги под глазами» свидетельствует о том, что бессознание восринимает цвет независимо от влияний культуры. Строго говоря, эти обороты (как и, к примеру, «синие вены») основаны на семантическом (но никак не лингвистическом) парадоксе цвета. Так, мы субъективно сравниваем цвет кожи в экстремуме — при усталости, на холоде и / или цвет венозной и артериальной крови — по контрасту с цветом кожного покрова в норме. Именно эффект одновременного и / или последовательного контраста и приводит к восприятию и вербализации темного как синего. В действительности же (при объективной колориметрии) круги под глазами и / или венозная кровь (за счет восстановленного гемоглобина) имеют темный оттенок, но не чисто-синий. Аналогичный эффект возникает и при охлаждении, где на эффекты гипотермии накладываются эмоциональный стресс и спазм кровеносных сосудов (Краткая медицинская энциклопедия / Гл. ред. В. И. Покровский. В 2-х т. М.: МЭ, Крон-пресс, 1994).







Date: 2016-11-17; view: 253; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.034 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию