Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примечания к 2 Части 3 page
[cdlxxv] Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.; Л.: АН СССР, 1956; она же. Искусство Древнего Египта. Л.; М.: Искусство, 1961; Турчин В. Символика цвета // Юный художник, 1991. № 7. С. 36–40. [cdlxxvi] В различных течениях китайской философии считалось, что равновесие Инь — Ян имеет место 18 дней каждого сезона, что давало основание эпизодически наделять желтым (золотым) цветом Ян категорию. Иначе говоря, в развивающейся системе желтый цвет может характеризовать и Инь, и Ян в зависимости от условий (нормальных или экстремальных), что полностью соотвествует положениям хроматизма о зависимости репрезентативных данных от условий наблюдения. Поскольку и Гете, и Кандинский, и Шпенглер называли желтый типично земной краской, а желтый цвет являлся неизменной характеристикой «земли» в Китае, то с учетом общепринятой семантики «земля — женщина» в обычных условиях желтым цветом репрезентативно характеризуется женская категория Инь. См.: Кобзев А. И. Особенности философской и научной методологии в традиционном Китае // Этика и ритуал в традиционном Китае. М.: Наука, 1988. С. 17–55; Васильев Л. С. Этика и ритуал а трактате «Ли цзи» // Там же. С. 173–201; Торчинов Е. А. Этика и ритуал в религиозном даосизме // Там же. С. 202–235; Су вэнь, Нэй цзин: трактаты по традиционной китайской медицине на основе древних и современных текстов. (Кемерово), Серсон, 1994. С. 20–38). [cdlxxvii] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisй, 1993. P. 200; Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 363. [cdlxxviii] Как замечает Ева Геллер, «Для нас (европейцев — Н.С.) черный определенно мужской, а желтый мы ощущаем как женский», полагая, что в Китае все наооборот: «Желтый — Ян принцип» (Heller E. Wie Farben wirken. S. 139). Однако с этим трудно согласиться по многим причинам. Во-первых, в китайской натурфилософии желтый цвет рассматривался относительно других в зависимости от сезона и имел преимущественно женственный характер в связи с матрилинейностью правления. Во-вторых, согласно китайской символике желтый цвет всегда ссотносился с пассивностью земли (желтоземы), которая требовала своего красного возделывателя. И, наконец, в-третьих, желтый цвет всегда сопоставлялся в китайской традиции с такими женскими символами как роза и сладкий вкус (ср. табл. 13.2 в Хроматизме мифа и табл. на с. 140 в книге Евы Геллер), что также не дает никаких оснований его соотнесения с мужественноым принципом Ян. Об этом говорил еше Бань Гу: “Почему среди пяти первоэлементов два (“дерево” и “огонь”) относятся к силе Ян, а три (остальные) относятся к силе Инь? (Земля, относящаяся к силе Инь), будучи почитаемой превыше всех, сочетается с небом, (относящимся к силе Ян). Что касается “металла”, “дерева”, “воды” и “огня”, то здесь силы Инь и Ян соединяются попарно (Бань Гу. Бо ху тун // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука, 1990. С. 227–236; Степугина Т. В. Примечания 3–30 к этому трактату, там же. С. 433–438). [cdlxxix] Как и в белом цвете (См. выше), так и здесь мы встречаемся с материальным маркером, характеризующим экстремальное состояние мужчины в сексусе. Поэтому для нормальных условий жизни вряд ли может быть обоснована интерпретация желтого (и золотого) цвета с цветом отца даже с мифологической точки зрения, на которой основывается Джоанна Келлогг в статье «Значение цвета и формы в изображении мандалы» (см.: Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь, 2002. С. 66–75). Привлечение же мифов индуизма, или более поздних версий, к примеру, о Зевсе, золотом дожде и Данае подчеркивает исключительно эктремальный характер проявления желтого (золотого) цвета как маскулинного. [cdlxxx] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 363. [cdlxxxi] Каптен Ю. Л. Основы медитации. СПб., 1991. Гл. 3; Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Гл. 3; Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИиП, 1976. [cdlxxxii] Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 47–52. Если придерживаться этого положения, то становятся объяснимыми и нимбы Аполлона, Будды и Христа как духовно-великих людей. Вместе с тем, справедливость этого положения свидетельствовала бы и в пользу известного психологам эмпирического факта — гениальные творцы всегда обладали женственными характеристиками личности, то есть женственным бессознанием. А это, в свою очередь, давало бы основания говорить о сущностном факторе творческой переработки информации прежде всего бессознанием. Так как именно последнее положение и констатируется в науке (Юнг, Леви-Стросс, Симонов, Фромм и другие), то круг замыкается: религия предшествует науке. И следовательно, религия и наукя являются взаимодополняющими компонентами единого процесса познания истины. [cdlxxxiii] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 340. Примечательно, что до XII века желтый цвет имел преимущественно положительное значение; после XII века приобрел смысл измены, лжи, продажности (изображение Иуды в желтых одеждах), бесстыдства и т. п. И жертвы инквизиции шли на костер в желтых одеждах. Строго говоря, это был не чисто желтый цвет, что мы увидим в следующем разделе. [cdlxxxiv] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 109–111. [cdlxxxv] Козлова Т. В. Цвет в костюме. М.: ЛПБИ, 1989. С. 7–8. [cdlxxxvi] Савельева О. О. Коммерция в стиле модерн // Человек. 2002. № 5. С. 59, 62. [cdlxxxvii] Василий Кандинский. О духовном... С. 43. [cdlxxxviii] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность М.: Мысль, 1993. С. 421. Весьма показательно, что и Кандинский, и Шпенглер говорят о «материальном», «земном», «телесном» характере желтого цвета, что в хроматизме непосредственно связано с телесными функциями бессознания. [cdlxxxix] Василий Кандинский. О духовном в искусстве (живопись). Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. С. 42–43. [cdxc] По-видимому, природа женщины всесторонне связана с желтым цветом. Здесь и желтое пятно сетчатки, отвечающее за максимальную чувствительность цветового (колбочкового) зрения, а также и центрального зрения, которым женщины практически в упор рассматривают друг друга (в отличие от преимущественно мужского периферического (палочкового, ахромного) бокового зрения, требуемого, по В. А. Геодакяну, для защиты и / или охоты) (Геодакян В. А. Половой диморфизм и «отцовский эффект» // Ж. общ. биол. 1981. Т. 42. № 5. С. 657–668; Кравков С. В. Глаз и его работа. С. 14, 254–255). У женщин же в крестцовом отделе симпатического ствола ВНС ученые выделяют “средний отдел”, иннервирующий матку и влагалище и, разумеется, отсутствующий у мужчины как доминанта бессознания (Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. Л.: Медицина, 1974. С. 593). У женщины периодически возникает и желтое тело, окрашиваемое каротином и ксантофилом и превращающееся затем в белое (перед побелением собственно тела женщины после месячных) (И. Думитру и др. Физиология и патофизиология воспроизводства человека. Бухарест: Медицинское издательство, 1981. С. 69–70). У женщины же наблюдается и насыщенность тела (ср. эрогенные зоны) нервными окончаниями, которые, по данным ученых, в неокрашенных клетках содержат бледно-желтый или зеленовато-желтый пигмент (Лаврентьев Б. И., Плечкова Е. К. Нервная клетка и нервное волокно. Неврон // Анатомия и гистология нервной системы. Книга 1. М.: Медгиз, 1955. С. 125). [cdxci] Кравков С. В. Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения. М.; Л.: АН СССР, 1950. С. 437. [cdxcii] Хримли А. Эстетическое восприятие цвета и формы // Эстетика и производство. М.: МГУ, 1969. С. 49. [cdxciii] Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. М.: АСТ, 2000; Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001. [cdxciv] Редакционный комментарий к войне в Ираке // TV EuroNews. 28.03.2003. [cdxcv] Бэббитт Э. Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. Киев: София, 1996. С. 73. [cdxcvi] Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. С. 232. [cdxcvii] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 132. [cdxcviii] Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 131. [cdxcix] Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений. Л., 1985; Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб., 1997. The Luscher Color Test. N.Y., 1971. [d] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. С. 136. [di] Строго говоря, 3-й закон Грасмана формулируется более широко: результат смешения двух или большего числа стимулов зависит только от цветов этих стимулов и не зависит от того, какой спектральный состав излучения обуславливал цвет каждого из стимулов (Луизов А. В. Цвет и свет. Л.: ЭАИ, 1989. С. 63). [dii] Нюберг Н. Д. Курс цветоведения. М.; Л.: ГИЛП, 1932. С. 67. [diii] Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. С. 459. [div] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 20. [dv] Там же. С. 22. [dvi] Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж: МОДЭК, 1993. С. 115; Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б&K, 2000. С. 155. [dvii] Luscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985; Татиевский А. Цвет и характер. М.: Моимпекс, 1995. С. 7–8. [dviii] В хроматизме желтый цвет сублимирует функции женственного бессознания в нормальных условиях существования. Поэтому получить чисто желтый цвет из аддитивного смешения красного и зеленого, как это осуществляется психологами не представляется возможным. Действительно, если красный моделирует функции мужественного бессознания, а зеленый, как мы убедимя ниже — мужественного самосознания, то их смешение приводит к нонсенсу самосознающего бессознания. Как показано в тексте на примерах интерпретаций желтого цвета в функциональной психологии, эти представление никогда не могут быть верифицированы из-за их расплывчато-противоречивого характера, о чем говорит и Л. Н. Собчик (см.: Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001. С. 31–32). [dix] Нюберг Н. Д. Курс цветоведения. М.; Л.: ГИЛП, 1932. С. 110. [dx] Любопытно, что последовательные образы от желтого раздражителя затухают быстрее, чем от белого. Констатацию этого опытного факта. С. В. Кравков еще в середине прошлого века считал весомым аргументом в пользу введения на автотранспорте желтых (не только противотуманных) фар в целях уменьшения слепящего действия автомобильных огней (Кравков С. В. Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения. М.; Л.: АН СССР, 1950. С. 355). [dxi] Кравков С. В. Глаз и его работа. С. 254, 383. [dxii] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 20–21. [dxiii] Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. С. 150. Как констатирует Дерибере, это не было объяснено, но отмечалось во многих местах. [dxiv] Так, по утверждению удачливых менеджеров зарубежных фирм, они приобрели состояние благодаря окраске своих офисов в желтый цвет (Романовска Анна. Цвет и настроение // Служба быта. 1966. № 11. С. 35). [dxv] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 6, 23, 32, 33, 97. [dxvi] Сюда же, по-видимому, можно отнести и желтую кофту Маяковского, и желтые цвета Достоевского и т. д. и т. п. [dxvii] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М.: изд. А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 59–66. [dxviii] Круг спектрально чистых цветов расположен ортогонально к ахромной оси времен и пересекается с ней в точке средне-серого цвета, который моделирует настоящее. Поэтому все полихромные цвета моделируют те или иные функции исключительно в настоящем времени (Юиг Р. Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи // Психология цвета. М.: Рефл-бук, 1996. С. 135). [dxix] Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 34. [dxx] Разумеется, с позиций физики все выглядит гораздо проще: согласно закону Рэлея, интенсивность рассеянного туманом света обратно пропорциональна четвертой степени длины волны, однако для выполнения этого закона необъодимо, чтобы частицы составляли не более 1–2-х десятых длины волны, что применимо далеко не для всякого тумана. [dxxi] Полностью отдавая отчет в некоторой метафизичности этих комментариев, я тем не менее полагаю возможным внимательное к ним отношение со стороны исследователей, заинтересованных в создании базовой модели человека. Ибо прежде всего эти комментарии основаны на концептах цветовых канонов, объективированных мировой историей человечества. Эти и другие факты, таким образом, дают достаточно характеристическую картину для их детального обсуждения в рамках определенной модели. Представленная здесь хроматическая модель интеллекта показала реальную возможность четкой интерпретации всего ряда эмпирических и теоретических данных, большая часть которых ранее лишь констатировалась без попыток какого-либо обсуждения. [dxxii] Согласно практике д-ра Бэббитта целительные свойства желтого цвета могут использоваться и приемом внутрь воды, заряженной в бутылках желтого стекла на солнце. По этой методике лечатся хронические запоры и бронхит — показано от 2 до 4 чайных ложек заряженной воды перед приемом пищи. [dxxiii] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 6. [dxxiv] Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. С. 76; Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 19, 23; Кожевников Е. П. Компенсаторное слежение в условиях монохроматической световой среды // Вопр. психол. 1971. № 4. С. 120. [dxxv] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 110–112. [dxxvi] Элизабет Бремон (Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 192–199) вслед за Р. Л. Руссо (Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 131–137) констатирует: «Иногда на мужчинах встречаются желтые рубашки, но коллективное бессознательное французов связывает желтый с цветом обманутых мужей». И далее она назидательно добавляет: «Несчастны те, кто это игнорирует», — не сомневаясь в истинности сентенции. Однако в следующем разделе мы увидим причину ошибки, которую часто допускают и русскоязычные исследователи, полагая, что любой желтый — цвет измены. Вместе с тем, эта констатация французских исследователей и торговых менеджеров еще раз подтверждает тезис хроматизма о том, что в нормальных условиях жизни мужчину не характеризует желтый цвет одежд. В экстремальных же условиях (творчество, спасатели, яхтсмены, горнолыжники и т. д.) этот цвет вполне может характеризовать мужчину. Все мы слышали некогда о желтой кофте Маяковского, все мы видим сегодня желтые одеяния Вячеслава Полунина и поэтому вполне можем допустить их наличие, к примеру, у Ван Гога, Пикассо, Дали или Клее. [dxxvii] Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997. С. 56, 239. [dxxviii] Материалы настоящего раздела приведены в основном по следующим работам: Аверинцев С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973. С. 43–52; Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107; Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. СПб.: Андрей Наследников, 2001. С. 39–40. [dxxix] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 34. [dxxx] Ивенс Р. М. Введение в теорию цвета. М.: Мир, 1964. С. 274. [dxxxi] Нюберг Н. Д. Курс цветоведения. М.; Л., ГИЛП, 1932. С. 72, 140–159. Художникам и архитекторам следовало бы детальнее изучить это положение, поскольку оно не во всем согласуется с выводами экспериментаторов (Ивенс Р. М. Введение в теорию цвета. М.: Мир, 1964. С. 374–390). [dxxxii] Кравков С. В. Глаз и его работа. С. 444–447. [dxxxiii] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. С. 92. [dxxxiv] О семантике золота как «цвета» ср. исследования С. С. Аверинцева и О. Шпеглера (Закат Европы. С. 423). [dxxxv] Каптен Ю. Л. Основы медитации. СПб., 1991. Гл. 3; Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИ иП, 1976. С. 6. [dxxxvi] Аверинцев С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973. С. 43–52; Бычков В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М.: Искусство, 1977. С. 102–107; Горшкова В. Светоносная палитра // Родина. 1994. № 2. С. 96–98. [dxxxvii] Цит. по: Данилова И. Е. От Средних веков к Возрождению. С. 83. [dxxxviii] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 131. [dxxxix] Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 106. [dxl] Кн. Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе. Paris: YMCA-PRESS, 1965. С. 73. [dxli] Данилова И. Е. От Средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. М.: Искусство, 1975. С. 86–89. [dxlii] Кравков С. В. Глаз и его работа. С. 441–446. [dxliii] Цит. по: Данилова И. Е. От Средних веков к Возрождению. С. 122. [dxliv] Максимов М. М. Очерк о золоте. М., МГ, 1977, 15. [dxlv] Шемякин В. Ф. К вопросу об отношении слова и наглядного образа // Изв. Ак. Пед. наук РСФСР. М., 1960. Вып. 113. С. 13. [dxlvi] Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. СПб.: Андрей Наследников, 2001. С. 41–42. [dxlvii] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 202. [dxlviii] Любопытно, что концентрация золота в женских волосах намного выше, чем в мужских. См. Этинген Л. Е. Волосы и ногти // Человек. 2002. № 5. С. 148. [dxlix] Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. Л.: ЛГУ, 1989. Гл. III. [dl] См. с. 64 «Хроматизма мифа», где на основе экспериментальных данных достаточно явно представлены различия в восприятии мужчинами и женщинами определенных изображений с позиций их бессознания. [dli] Забозлаева Т. Символика цвета. С. 102. [dlii] Акош К. Думают ли животные М., 1965. С. 49. [dliii] Гегель. Соч. Т. III. Энциклопедия философских нак. Ч. III. Философия духа. М.: АН СССР, 1956. С. 117. [dliv] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 24. [dlv] Heller E. Wie Farben wirken, SS.127, 129. [dlvi] Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 47. [dlvii] Гегель. Соч., т.III. Энциклопедия философских нак. Ч. III, Философия духа. М.: АН СССР, 1956. С. 117. [dlviii] Лакиер А. Русская геральдика. Кн. I. СПб., 1855. С. 20; Gericke L., Schцne К. Das Phдnomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 129. [dlix] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М.: изд. А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 428; Очерки общей этнографии. Зарубежная Азия. М.: АН СССР, 1959. С. 242. [dlx] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993. P. 200. [dlxi] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 193. [dlxii] Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика) § 771 // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957. С. 314. [dlxiii] Цит. по: Забозлаева Т. Символика цвета. СПб.: BOREY-PRINT, 1996. С. 65. [dlxiv] Так, по-видимому, Второй интернационал (1889–1919) получил название “желтый” за оппортунизм в период Первой мировой войны как знак практически женского предательства и соглашательства с империалистической политикой своих буржуазных правительств. [dlxv] Эрнст Неизвестный // Искусство кино. 1989. № 6. С. 69. [dlxvi] «Желтая пресса» — бульварные издания США, по одной из версий получившие свое название в XIX веке из-за цвета дешевой бумаги, на которой они печатались. [dlxvii] В то же время «Желтую книгу» нельзя путать с «желтыми книгами», которые издавались в Великобритании (в 20–30-е годы XX в.). В них были изданы правительственные отчеты по внутриполитическим и социальным вопросам, которые по своим обложкам получили название «желтых» и «оранжевых книг» (Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 419). [dlxviii] Цветной рис из «Человек». 2002. №5 (О. Бердслей). [dlxix] Кабо В. Р. Синкретизм первобытного искусства // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1973. С. 293; Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990. Гл. 9. [dlxx] Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. С. 306. [dlxxi] Так, по данным Ю. П. Платонова, желтый цвет у русских, немцев, белорусов, украинцев, поляков и французов символизирует измену или разлуку; у немцев он связан с ненавистью, завистью, фальшью; у поляков — со злостью; у американцев — с трусостью (Платонов Ю. П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001. С. 226–227). [dlxxii] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 30; Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 132. [dlxxiii] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. Ch. III. [dlxxiv] Кравков С. В. Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения. М.; Л.: АН СССР, 1950. С. 120, 159 [dlxxv] Китаев-Смык Л. А. Исследование ахроматической и хроматической чувствительности зрения при кратковременном действии невесомости // Пробл. Физиологич. Оптики, 1969. Т. 15. С. 130–133. [dlxxvi] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 30; Хен Р. Азбука цветов. Берлин: НП ИСЛ, 1979. С. 47. [dlxxvii] Кейс Э. Ауры. С. 3; Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Гл. 3. [dlxxviii] Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика) § 770 // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957. С. 313. [dlxxix] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 112. [dlxxx] Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика). § 829 // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957. С. 325. [dlxxxi] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 18. [dlxxxii] Петров-Водкин К. С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л.: Искусство, 1982. С. 500. [dlxxxiii] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 29. [dlxxxiv] Кокто Ж. Портреты — воспоминания. М.: Известия, 1985. С. 132. [dlxxxv] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 17. [dlxxxvi] Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б&K, 2000. С. 180. [dlxxxvii] Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997. С. 177, 239. [dlxxxviii] Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 74. В связи с «растительными» характеристиками мужского начала напомню, что мягкий, спокойный, самосознающий мужчина нередко существует как настоящее растение. Но он же может быть — как и растение — агрессивным, колющим и безжалостным. Здесь и темно-зеленая крапива, и серо-зеленые колючки репейника и терновника, и острые шипы желто-, темно- и сине-зеленых кактусов и т. п. Иначе говоря, все зависит не столько от цветообозначения, сколько от оттенка самого цвета, поскольку вербальный язык (насчитывающий около сотни цветообозначений) далеко не всегда адекватен природному языку (содержащему более миллиона цветовых оттенков). [dlxxxix] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I / Сост. М. С. Козлова. М.: Гнозис, 1994. С. 481. [dxc] Миронова Л. Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 172–188. [dxci] Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.; Л.: АН СССР, 1956; она же. Искусство Древнего Египта. Л.; М.: Искусство, 1961. [dxcii] Heller E. Wie Farben wirken. S. 72–74. Вместе с тем, эта же исследовательница настолько запутывается в рассуждениях о соотнесении зеленого цвета с натурфилософскими принципами Древнего Китая, что даже пытается различать оттенки зеленого цвета. В обобщающей же таблице на с. 140 она же четко указывает, что зеленый — мужественный принцип Ян. [dxciii] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris., Le Temps Apprivoisé, 1993. P. 206. [dxciv] Как отмечает С. А. Токарев, в большинстве мифологий «бог смерти» не вычленяется из сложных мифологических образов, олицетворяющих все злое, вредное, опасное, безобразное: таковы египетский бог Сет и др. (Мифы народов мира. М.: СЭ, 1982. Т. 2. С. 457). [dxcv] Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. С. 428. [dxcvi] Су вэнь, Нэй цзин: трактаты по традиционной китайской медицине на основе древних и современных текстов. (Кемерово), Серсон, 1994. С. 20–38; Гаваа Лувсан. Очерки методов восточной рефлексотерапии. Новосибирск: Наука, 1991. С. 9–24; Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975. С. 15–78. [dxcvii] Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 45. В самом деле, не пользуется ли самосознание мужчины этим «тонким обманом», если в его интеллекте доминирует подсознание, а социум требует от него сознательного исполнения долга и воспитывает его для этого? Как мне кажется, этой «аурой» подсознательно пользуется любой чиновник, что и приводит к его итоговому цвету — затемненному сине-зеленому (см. ниже). Интересно, что далее Рамачарака связывает семантику практически этой ауры («зеленый цвет грязного оттенка») с ревностью, тогда как «черно-зеленый цвет выражает низкий обман». Как известно, именно ревностное служение долгу и принципиальный макиавеллизм составляют сущность любого карьериста-бюрократа. И ревность же бытовую наделяет Шекспир в «Отелло» именно эпитетом зеленоглазой ведьмы. [dxcviii] Легченков Т., Гончарова М. Азия, mon amour // Петербург на Невском. 2002. № 06 (065). С. 36–37. [dxcix] Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зурат». Улан-Батор: Госиздательство, 1986. С. 12. [dc] Каптен Ю. Л. Основы медитации. СПб., 1991. Гл. 3; Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИиП, 1976; Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Гл. 3. [dci] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 356. [dcii] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. М.: Мысль, 1993. С. 421–422. Показательно в последнем определении полное совпадение с рапредмечивающей тенденцией творчески-мужского самосознания в хроматизме. [dciii] То есть 50-й день после Пасхи. [dciv] См. определенные черты как «мужских клубов», так и возникновения «женского языка» в моей книге Хроматизм мифа. Л.: В.О., 1990. Гл. 2–9. [dcv] LE ROBERT. Paris: Ed. ADAGP, 1997 (v.: langue verte). [dcvi] Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107. [dcvii] Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 105; Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 84; Бастид Р. О чем говорят цвета. Мифы и символы // Курьер ЮНЕСКО, июнь 1958. С. 24–33. Отметим, что и многие другие исследователи неосознанно (то есть без какого-либо рационального обоснования) противопоставляли маскулинность зеленого фемининности пурпура, желтого и голубого цветов. Можно ли это считать случайностью? По-видимому, можно, если вооружиться абсолютным игнорированием архетипических свойств цвета, которые до нас донесла мировая культура. [dcviii] В православии, согласно символике цвета богослужебных облачений, зеленый определенных оттенков как цвет вечной жизни, оживотворения, используется в День Святого Духа, День Святой Троицы и Вход Господень в Иерусалим; а также в дни памяти преподобных, подвижников, юродивых. В католической церкви Папа Иннокентий III установил зеленые цвета также в качестве литургических для крещения (и белые) и воскресных дней. [dcix] Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 84. Не говорит ли и здесь упоминание лишь богов (но никак не богинь) о том, что именно в мужском интеллекте периодически возникает мощная доминанта красного сексуального либидо, которая исключительно в рамках зеленого самосознания и дает женщине “весеннее обновление природы” либо в негэнтропийном зарождении новой жизни, либо в энтропийном процессе уравновешивания межполовых отношений, либо в процессе творческой сублимации ради той же женщины. И на мой взгяд, мужчина может только поклоняться этой женщине, чтобы она и далее молилась неиссякаемой обновляемости его, а следовательно, и ее природы — природы человеческого взаимодействия. [dcx] Горшкова В. Светоносная палитра // Родина. 1994. № 2. С. 97. [dcxi] Праздник Бориса и Глеба с 1072 года отмечался 2 мая в «день первых ростков» (Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. С. 670). [dcxii] Там же. С. 670–674. [dcxiii] Зеленые чалмы одевают паломники, возвращающиеся из Мекки (Brémond É. L’intelligence de la couleur. P. 34). [dcxiv] Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 75–76. [dcxv] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 28. [dcxvi] Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. Минск, Полифакт, 1990. С. 39–47. Патриархальность зеленого цвета является здесь характернейшим признаком фанатизма. По данным А.Черновой, наглядные примеры фанатизма мусульмане показывали и в XYI веке. Так, у английских франтов того времени пользовался большим успехом именно зеленый цвет. И некоторые из них, чересчур приверженные этому цвету, рисковали появляться в зеленых костюмах или зеленых штанах в мусульманских странах. Там они имели крупные неприятности, точнее говоря, их попросту неоднократно избивали за кощунственное, на взгляд правоверных, отношение к цвету магометова знамени. Date: 2016-11-17; view: 279; Нарушение авторских прав |