Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас».





Как мы убедились выше, архетипы мировых религий сущностно связаны с бессознанием (теплые цвета) и / или подсознанием (холодные цвета). Пурпур женственного сверхсознания отвечал, с одной стороны, собственной ипостатичности правосознания, а с другой, — интуитивности бессознания. Два исключения из 10 фокусных цветов лишь подтвердили правило: так, в исламе «человек — раб Аллаха» и в «долларизме» «загробная жизнь — ничто по сравнению с бизнесом», то есть исключением оказались архетипы зеленого цвета, связанные с самосознанием мужчины. И, если в исламе судьба раба находится в руках рабовладельца, то в долларизме духовная жизнь индивида опредмечена в золоте (см. золотой цвет), которое, следовательно, и является его ипостасью и вместе с душой его будет швыряться потомками «направо и налево» без какого-либо исхода.

Каким же образом связывается дух человеческий в хроматизме? Для понимания всей сложности этой задачи вернемся к разделам о взрослении и гармонии. Как мы видели, в интеллекте происходило формирование и периодическая смена доминант указанных компонентов вплоть до стадии взрослости. И лишь на этой стадии у женщин появлялась доминанта сверхсознания с периодическим возникновением бессознательного влияния месячных и / или подсознательного влияния беременности и / или климакса. У мужчин же наблюдалась социализированная доминанта самосознания, которая по природе своей периодически сочленялась с творчеством подсознания в и / или неотвратимой либидозностью бессознания.

Однако мы изучаем человека в норме, к которой относится не менее 75% времени его существования. Поэтому доминанта в интеллекте женщины — сверхсознание, которое по природе своей является ипостасью божественного предназначения телесно-духовного воз- рождения человека. Поэтому-то сознательная белизна женщины и подчеркивалась хроматизмом, ибо по своей сути она предназначена к одухотворению после смерти (испытавшие смерть матери всегда отмечали подобные чувства). Вообще говоря, при сознательном исполнении своих функций при жизни благой женской душе после смерти тела предназначен Белый свет Рая даже по древнейшему принципу партиципации.

Таким образом, остается рассмотреть весьма противоречивый случай с мужчиной. В идеальном случае (то есть при элиминировании социального развращения подсознания мальчиков) доминанта в интеллекте мужчины — подсознание. Поэтому-то после телесной смерти дух мужчины имеет, в самом деле (то есть в той же мере, что и во всех мировых религиях) два пути последующего существования.

Для представления первого пути приведу рассуждения Витгенштейна[mccclix] о невозможности конкретизации цветового образа. «Сущность Бога — гарантия его существования, — замечает философ. — Это, собственно, означает, что здесь и речи нет о существовании. Разве нельзя было бы с тем же успехом утверждать, что и сущность цвета гарантирует его существование? Чего не скажешь, к примеру, о белых слонах. Ведь такое высказывание лишь означает: я не могу объяснить, что такое «цвет», иначе, чем держа в руках образцы цвета. То есть здесь не объясняется, что было бы, если бы существовали цвета».

Иначе говоря, если бы цвета существовали в сознании, то они были бы осознаваемы в соответствии с хроматическим определением сознания. И, как мне кажется, не зря Витгенштейн здесь упоминает Бога. Ибо божественность человека заключена прежде всего в его неосознаваемости, в его необъяснимости, иначе, чем держа в руках образцы его цветов. Поэтому-то в качестве первого пути вполне определенным можно считать все то опредмеченное в течение жизни мужчиной, что в хроматизме характеризуется именно белым светом нравственного сознания, ведущего дух мужской в райские кущи божественного продолжения жизни, божественного Света на Земле.

В этом смысле хроматизмом практически полностью транслируется идея труда (но никак не долларизма), которую в буддизме развивали многие поколения китайцев, и которая сегодня, согласно Судзуки (с. 99–100), считается одной из величайших буддийских ценностей. Как известно, в буддийской культуре человек не возражает против любой работы, лишь бы она была ему по душе. Это не соответствует западной и, в конечном счете, общей идее современности. На Западе люди обычно стараются избавить себя от лишней работы, что способствует обретению досуга, после которого у них возникают жалобы на неудовлетворенность жизнью, склонность к агрессии и / или апатиии и т. п. Поэтому смею надеяться, мужественный западный читатель со временем отбросит свой бездуховный рационализм и поймет все величие этой идеи — как для обретения смысла земного, так и посмертного его существования. В хроматизме эта идея является основополагающей прежде всего для мужского интеллекта, ибо благодаря ей осуществляется переход Ид-плановой информации в Мат-план интеллекта. У женщины этот переход заложен на уровне Син- и Мат-плановой логики (см. 4 Часть) и определяется воспроизводством рода и уходом за ним.


С другой стороны, серость мужского подсознания может быть иррационально сближена и с чернотой его бессознания, с черной завистью его агрессивного нигилизма, с алчностью его асоциально-безрассудного — буквально физиологического — потребления материальных благ вне какой-либо их социальной адекватности для серости настоящего времени. Накопительство этих благ для черного будущего и указывает его духу прямой путь в черноту Ада. Здесь также со всей очевидность проявляется древнейший принцип партиципации, на существовании которого во всех без исключения культурах настаивали Фрезер, Леви-Брюль, Юнг и многие другие ученые.

На уровне научного рассмотрения эти два пути обясняются следующим образом. Хроматический принцип сохранения вероятностей дает основания для вывода закона сохранения информации в замкнутой системе[mccclx]. Замкнутой системой в первом приближении можно считать земную биосферу, обладающую, согласно В. И. Вернадскому, негэнтропийными свойствами. Не зря же буддисты сомневаются: «Я не уверен,– к примеру, рассуждает Судзуки, — будет ли правильным назвать это бессознательное Косимическим Бессознательным. Мне хочется назвать его именно так, поскольку то, что мы обыкновенно именуем релятивным полем сознания, погружается в неосознаваемое. Но это неосознаваемое, однажды познанное, начинает пронизывать наше повседневное сознание и разрешает все те затруднения, которые прежде терзали нас». [mccclxi] Гипоталамус, по-видимому, является не только распределителем баз данных, но и резонатором («восприемником») информации биосферы.

Физики и материалисты-психологи могут возразить мне, справедливо утверждая, что пока еще ни один эксперимент не доказал существование какого-либо поля биосферы. С этим я полностью согласен — пока еще физики не умеют измерять это поле, что может быть и к лучшему… Но меня никогда еще никто не смог убедить в том, что биополе Земли не существует. Ибо как еще можно объяснить тот факт, что в начале 60-х годов у меня появились странные ощущения неочевидности очевидного (цвет), неудовлетворенности бинарной логикой («да или нет») и какие-то буквально внешние влияния на установочность моих мыслей. (На всякий случай я тогда проверял свой разум с позиций психологии и даже психиатрии — все и всегда было в норме. Так утверждали специалисты. Тогда в чем же дело?) Откуда на меня буквально снисходило чувство объективности моих действий по созданию науки, связанной именно с верой в общечеловеческие смыслы?.. Мог ли я создать в одиночку объективные основы хроматизма? Мог ли хроматизм быть моим субъективным проявлением, если он сразу же был востребован научным сообществом?… И если кто-то назовет это гордыней, то я вижу в этом лишь унижение, прекрасно описанное Эндимионом… Прошу снисхождения читателей, но здесь я коснулся наиболее близких лишь мне вопросов, — на самом же деле миллионы людей могут сказать то же самое о себе, — разумеется, если их чувства не были обесцвечены нашей отцовской социализацией. На мой взгляд, все эти вопросы останутся безответными до тех пор, пока мы не примем гипотезу В.И. Вернадского о существовании биосферы.


В христианстве практически эти свойства замечает Ориген[mccclxii]: «Помни, что ты — вторая вселенная, и что в тебе тоже есть солнце, луна, звезды. Если бы это было не так… Господь не сказал бы своим ученикам: Вы — свет мира (Мф. 5: 14)… Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них» (2 Кор. 6: 16)». Весьма близкие свойства отмечает Римзай: «Будучи вездесущим, он способен странствовать по всем землям и учить все существа, оставаясь при этом в едином мысле-мгновении»[mccclxiii]. Поскольку информация интеллекта хранится и в образ-концептах подсознания, то первый путь, то есть путь в Рай может быть связан с посмертным переходом информации — лишь образ-концептов, адекватных биосфере — путем резонансного увеличения амплитуды сигнала (предположим, ЭЭГ) и дальнейшее блаженство духа, получающего в пределах биосферы дальнейшие подтверждения его исканий на Земле.

Второй путь является еще более очевидным, ибо дух мужчины, погрязшего в черной физиологичности своих потребностей (для черного будущего) противостоит Белому свету биосферы. То есть никакого усиления интенсивности его ЭЭГ и, следовательно, выхода его неадекватных биосфере образ-концептов происходить не может. Поэтому-то этот дух остается в пределах своего мертвого тела и далее — будет ли он сгорать в огне крематория, или окисляться (тоже сгорание) в черной могиле адского мрака, — все зависит от типа траурных обрядов данной культуры.

Действительно, выше мы могли неоднократно убедиться в том, что различные цвета использовались для обозначения определенных свойств и качеств личности (красный — мужской, желтый — женский и др.). Вместе с тем, семантика этих цветов не всегда логически отвечала даже одной (архетипической) стороне их значений. В связи с этим нами было проведено исследование так называемого “символизма цвета” в истории искусства, в мифах и ритуалах традиционных культур. При отборе репрезентативных данных применялись психоаналитические критерии К. Г. Юнга и структурно-антропологические критерии Леви-Стросса. Отметим, что исключения составляли не более 12 % от всей совокупности известных нам значений цветовой символики.

Это дало основания предположить, что в процессе образования цветовой символики происходило неосознаваемое чувственное (образно-логическое) объединение свойств предметов. По-видимому, это объединение первоначально возникало на образно-ассоциативном уровне для однородных предметов. Впоследствии же при отсутствии адекватных цветообозначений (для невербализуемых результатов сублимации) оно сохранялось в виде их архетипического и / или апертурно-метамерного цвета в пределах фокусных цветов, о которых я и говорил в связи с жизнью после смерти [mccclxiv].


В таблице 2 мы видели, как изменяется предметный цвет в зависимости от его обобщения релевантным компонентом интеллекта. Так, на уровне под- и бессознания результатом кодирования являлся архетип, который, в свою очередь, подразделялся на сублимат (как результат кодирования информации в подсознании) и метамер (в бессознании). Именно поэтому указанные виды обобщения в их строгом понимании должны определяться никак не принципом исключенного третьего (или / или), а принципом функционирования естественного интеллекта (и/и) с выявлением доминант интеллекта, определяющих вклад каждого из компонентов в данный цветовой код.

 

Âûâîäû

1. Анализ семантики цвета показал тысячелетиями воспроизводимое («архетипическое») единство представлений человека о внешнем и внутреннем мире — независимо от каких-либо миграционных процессов — что привело к созданию архетипической модели интеллекта (АМИ).

2. Хроматический анализ независимых источников информации о смысле и значении цвета в мировой культуре показал воспроизводимую картину следующих представлений АМИ: компонентов (дифференцированных по полу и / или гендеру), периодов времен и основных типов обобщения.

3. Разделение понятий «пол» и «гендер» (на уровне АМИ) привело к адекватному представлению граничных условий для психологических экспериментов.

4. Обобщение полученных данных для поло-возрастного и, в частности, гендерного моделирования интеллекта позволило создать условия для исследований онтогенеза (взросления) человека на новом («атомарном») уровне научных представлений.

5. Цветовая гармония моделировала партнерам всестороннюю динамическую устойчивость их совместного существования для оптимальной рекреации и воспроизводства физически и психически здорового потомства, способного к обучению и социализации.

6. Установлено три типа обобщения по цвету, которые функционально связаны с тремя компонентами АМИ — цветообозначение (сознание, формальная логика), апертурный цвет (подсознание, образная логика) и метамерный цвет (бессознание, «природная» логика).

7. Все цвета можно рассматривать как пары, которые обладают взаимодополняющим и одновременно оппонирующим характером воздействия на определенные компоненты сложных открытых систем.

8. Хроматическое моделирование определило оппонентно-преемственный характер основных религиозных течений и реальную возможность обобщения их архетипов в цветовом теле для научного обоснования единой религии.


Примечания


 

Приложения 1

Ключевые термины 1


 

Хром-тест 4


 

Литература 5

(см. отдельный файл)

 


Примечания

 

[ii]В целях ускорения этих процессов в ходе работы мне неоднократно приходилось возвращаться к предыдущим вопросам, что в качестве релевантных «повторов» могло создавать эффект адекватного понимания и учеными. Историкам науки и, в частности, хроматизма, вероятно, будет небезынтересно узнать, что в каждой последующей книге использовалась та информация, которую я начал систематически собирать с 1964 года. Основой для этого послужили мнения профессоров ЛГУ (Б. Г. Ананьева, Л. Н. Гумилева, М. С. Кагана, Л. С. Клейна, И. С. Кона, В. А. Фока, Э. Д. Фролова) о том, что цвет это — слишком сложное (или слишком простое) явление, чтобы о нем рассказывать студентам. Это-то меня и заинтриговало: все-таки — прост или сложен «цвет»?

[iii] Архетип — формирующийся в фило- и онтогенезе культурно-генетический ноумен восприятия, определенные информационные характеристики которого могут быть выявлены по его цветам.

[iv] Здесь и далее мысли Р. Штайнера о цвете приведены по книге Элизабеты Кох и Герарда Вагнера «Индивидуальность цвета». М.: Антропософия, 1995.

[v] Семантика цветовых канонов детально раскрыта в следующих главах настоящей книги.

[vi] Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969; Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи. Л., 1991; Каган М. С. Взаимоотношение наук, искусства и философии как историко-культурная проблема // Гуманитарий. Ежегодник. № 1. СПб., 1995. С. 14–29; Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб., 1997; Махлина С. Т. Эстетика и художественная культура. СПб., 1997. Сагатовский В. Н. Антропологическая целостность: статус и структура // Очерки социальной антропологии. СПб., 1995. С. 41–55; Селиванов В. В. Искусство ХХ века: эстетические теории и художественная практика. Л., 1991.

[vii] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 488.

[viii] См. публикации В. Г. Кульпиной, Л. Н. Мироновой, Т. Забозлаевой и других в списке рекомендуемой литературы.

[ix] Согласно формальной логике (0 или 1) на любой вопрос можно ответить только «да» или «нет» — третьего не дано. В науке эта логика обосновывается «законом исключенного третьего».

[x] Наиболее характерным примером семантической логики, то есть логики смыслов и значений, является не только российское восклицание «да, нет».

[xi] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 472.

[xii] См. работы Д. Хьюбела, Е. Н. Соколова, Ч. А. Измайлова и других ученых.

[xiii] Как отмечал еще Витгенштейн в «Философских исследованиях», существует цветовая слепота и средства ее диагностики. В определениях цвета у всех, кого считают нормальными, царит обычно полное единодушие. Это характеризует понятие суждения о цвете.При выяснении того, подлинно или неподлинно выражение чувства, такого единодушия не встречается вовсе (Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 315).

[xiv] Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994. С. 22–47.

[xv] Так, Анна Вежбицкая после четвертьвекового изучения цвета констатирует: «Концепт цвета действительно чрезвычайно сложный, и я не буду пытаться дать его толкование» (Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 286).

[xvi] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 62.

[xvii] Там же. С. 399.

[xviii] Прекрасный лаконичный анализ различных концепций интеллекта см. в книге Жана Пиаже «Психология интеллекта» (Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969). Недавно появился критический анализ и новейших теорий интеллекта (Холодная М. А. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2002).

[xix] Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 29. Каков же IQ должен быть у подобного «немудрого» интеллекта, если противопоставляемые ему ощущения оказываются мудрее? Я полагаю, что проще включить в интеллект эти ощущения и не казаться самому себе глупым. Однако когнитивисты настаивают на обратном… А ведь еще Локк доказал, что nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu. По-видимому, они считают IQ у Локка слишком низким.

[xx] Цит. по: Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. С. 59–60. М. А. Холодная также констатирует неработоспособность этих тестов во множестве случаев (Там же. С. 169–173, 201–205).

[xxi] Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969. С. 64–65.

[xxii] Там же. С. 222–223. Как мы убедимся далее, эти три функции Пиаже четко коррелируют и с взаимодействием компонентов в хроматической модели интеллекта.

[xxiii] Там же. С. 107.

[xxiv] Вспомним хотя бы Декарта, Лейбница, Спинозу или, наконец, Локка. Я уж не буду говорить о таких корифеях как Юм, Кант, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Бергсон, Вундт или Эббингауз. Не верится, что, вопреки Пиаже и многим другим исследователям, все это закончится на американских прагматиках когнитивизма…

[xxv] Wechsler D. Measurement of adult intelligence. Baltimore, 1944. P. 3. Ср., например, определения в монографии: Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. С. 50. Новые данные о психологически неоднозначных результатах IQ как измерительного конструкта см. в статье: Холодная М.А., Кострикина И.С. Особенности… // Психолог. журн. 2002. Т. 23. № 6. С. 72–82.

[xxvi] Собчик Л. Н. Диагностика психологической совместимости. СПб.: Речь, 2002. С. 15. Показательно, что в предисловии к «Психологии интеллекта» наши ученые — по-видимому, все же следуя мнениям американских когнитивистов и вопреки определению интеллекта самим Пиаже — сводят в одном из пунктов «интеллект, по Ж. Пиаже» к определенной форме когнитивного аспекта поведения, функциональное назначение которого — структурирование отношений между средой и организмом. Тем не менее далее они все же вынуждены констатировать единство психической и интеллектуальной реальности: «Ж. Пиаже выступает как яркий представитель функционально-структурного подхода к исследованию психики (интеллекта)». См. Лекторский В. А., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Операциональная концепция интеллекта в работах Жана Пиаже // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969. С. 29–34.

[xxvii] См. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. С. 137–138, 239–247.

[xxviii] Там же. С. 59–82, 127–132.

[xxix] Лекторский В. А., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Там же. С. 33.

[xxx] Батуев А. С. Высшие интегративные системы мозга. Л.: Наука, 1981. Гл. I, VIII.

[xxxi] Серов Н. В. Античный хроматизм. С. 96; он же. Светоцветовое представление информации // Научно-техническая информация. 2001. Сер. 2, № 12. С. 1–3.

[xxxii] Никандров В. В. Метод моделирования в психологии: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2003.

[xxxiii] Основные аспекты системно-функционального анализа представлены в работах: Марков Ю. Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск: Наука, 1982. Гл. III–VII; Серов Н. В. Хроматизм мифа. Гл. 1; он же. Эстетика цвета. Гл. 3.

[xxxiv] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 873.

[xxxv] См. весьма обстоятельный обзор противоречий термина «сознание» в психологии: Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000.

[xxxvi] Множество примеров такого рода встречалось в публикациях тех времен даже и без упоминания этого «идеалистического» понятия. См., к примеру, Полетаев И. А. Сигнал. О некоторых понятиях кибернетики. М., Советское радио, 1958. В настоящее время мало что изменилось (Ортони А., Клоур Дж., Коллинз А. Когнитивная структура эмоций // Язык и интеллект / Сост. В. В. Петров. М.: Прогресс, 1995. С. 314–384).

[xxxvii] Яньшин П. В. Введение в психосемантику цвета. Самара: СамГПУ, 2001. С. 228.

[xxxviii] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990; он же. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995; он же. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб., Бионт, 1997. Сразу же отмечу, что впервые хроматическая терминология для интеллекта была введена в «Хроматизме мифа» в попытке обобщения концепций Вундта, Фрейда, Леви-Брюля, Кассирера, Юнга, Тэрнера, Леви-Стросса и Уорфа. Поэтому соотнесение семантики цвета и функций для различных компонентов интеллекта там оказывалось не всегда однозначным, в связи с чем приношу извинения читателям, ибо уже в «Лечении цветом» (СПб., 1993) были сняты многие противоречия указанных концепций и, соответственно, во всех последующих (как и в настоящей) публикациях терминология хроматизма остается неизменной. Здесь же оговорю, что в III Части «Светоцветовой терапии» математические формулы определенных функций интеллекта были выведены мной исключительно для примера, требующего их отработки специалистами. Так, эксперименты последних лет и более обоснованные теоретические гипотезы привели к пересмотру отдельных формул (см. ниже). Надеюсь на снисхождение читателей и ясное представление того, что развитие хроматизма — как и любой другой теории — является именно развитием, но никак не догмой. Ибо основа хроматизма — принцип относительного детерминизма.

[xxxix] В хроматизме первые три значения принято обозначать соответственно Ид-, Мат-, Син-планами (см. этимологию в моем «Хроматизме мифа». С. 112), а эмоции (как «свернутые отношения» между этими значениями) — хром-планом. По мнению некоторых психологов, однако, я не имел права называть подсознание Ид-планом, так как этот термин был уже «занят» Фрейдом, который, действительно, в ранних психиатрических трудах использовал латинский эквивалент «Id» для инстанции «Оно». По-видимому, наши психологи, как и Фрейд, получили классическое образование и пишут свои трактаты на латыни — правда, почему-то кириллицей. По крайней мере, Фрейд читал лекции на родном языке. См., к примеру: (Фрейд. З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. С. 7–416). Любопытно, что и комментаторы этих лекций использовали кириллическое написание старой медицинской терминологии Фрейда (см. с. 428 слл), которая в лекциях у самого Фрейда обычно отсутствовала (см. с. 344 слл). Отсюда можно было бы предположить, что наши психологи знают Фрейда совсем не по Фрейду, что, конечно же, не так. И тем не менее их упорство в написании латинского Id не может не поразить сознание специалистов.

[xl] Понятия "идеального" и "материального" планов в хроматизме являются относительными друг друга для конкретной системы анализа (Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л., 1990. С. 45, 49; он же, Античный хроматизм. СПб., 1995. С. 467). Онтологические доказательства справедливости этого положения для психологии и информатики см.: Бойко Е. И. Мозг и психика. (Физиология, психология, кибернетика). М.: Просвещение, 1969; Братко А. А., Кочергин А. Н. Информация и психика. Новосибирск: Наука, 1977; Яглом А. М., Яглом И. М. Вероятность и информация. М.: Наука, 1973.

[xli] Ортони А., Клоур Дж., Коллинз А. Когнитивная структура эмоций // Язык и интеллект / Сост. В. В. Петров. М.: Прогресс, 1995. С. 314–384.

[xlii] Смекал В. Личность // Й. Шванцара и др. Диагностика психического развития. Прага. Авиценна, 1978. С. 131–141.

[xliii] Аверин В. А. Психология личности. Учебное пособие. СПб.: изд. Михайлова В. А., 1999, Ч. I–II.

[xliv] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 123.

[xlv] Филимоненко Ю. И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 1997. С. 60.

[xlvi] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001, §12.3. Напомню, что в хроматизме методологически выявляются именно возможности решения определенных задач, но никак не какие-либо их окончательные частные решения. Для адекватного понимания этого тезиса, вполне допускаю возможность их сопоставления с идеями Платона и / или с духом Гегеля, а точнее говоря, с духовной силой Гумбольдта, конкретное воплощение которых определяется соответствующими условиями. Вообще же говоря, хроматизм — в основе методологии — разрабатывает именно идеи, но не их материальные модусы, операции с которыми предназначены уже специалистам.

[xlvii] В соответствии со структурным подразделением личности на четыре группы К. К. Платоновым «социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества)» в хроматизме моделирует правосознание; «опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек)» — самосознание; «индивидуальные особенности различных психических процессов» — подсознание; и, наконец, «биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности» — бессознание (Платонов К. К. Психологическая структура личности // Личность при социализме. М.: Наука, 1968. С. 69–75). Выше мы уже видели, чтодля идеальных систем понятие “структура” не применимо, поэтому в хроматизме используется термин “функциональная связь” компонентов в системе.

[xlviii] См., к примеру, Сб. «Красота и мозг». М., 1996. Гл. 1–2, 9, 10, статьи в журнале РАН «Природа» № 3, 1997 г.: П. В. Симонов «Нейробиология индивидуальности» и Р. Салмелин, Р. Хари и М. Самс «”Нейромагнитное окно” в человеческий мозг».

[xlix] По убеждениям Ю. И. Филимоненко, «без привлечения категории “подсознание”» конструктивное обсуждение проблем жизненного пути принципиально невозможно. (Филимоненко Ю. И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 1997. С. 59). Отмечу, что в понятие “подсознание” психологи нередко включают и функции бессознания.

[l] О разделении души, духа и тела в Библии см., например, Евр 4: 12 и I Кор 15:46.

[li] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В.О., 1990. С. 107–162.

[lii] Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопр. психол., 1987, № 2. С. 152–158. Именно на этих трех уровнях анаализа личности и базируется теория хроматизма, как это следует даже из подразделения интеллекта на три плана анализа: Mat-, Id-, Sin-планы. Иное дело, что психологический уровень почему-то в психологии анализируется отдельно от оставльных уровней, тогда как в хроматизме они функционально взаимосвязаны единым процессом переработки информации в целях создания гомеостаза и оптимальной адаптации. Информация же эта легко моделируется с помощью цвета (см. 5 Часть книги).

[liii] См. например, Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1990. С. 233.

[liv] Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург, Деловая книга. 2000. С. 146.

[lv] См. лит. в статье: Лунин И. И., Старовойтова Г. В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах // Сб. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991. С. 6–16.

[lvi] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 146, 423, 536.

[lvii] Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 39, 47.

[lviii] Завьялов А. В. Соотношение функций организма (экспериментальный и клинико-физиологический аспекты). М.: Медицина, 1990. С. 60.

[lix] Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология. С. 22–23, 25.

[lx] Батуев А. С., Никитина И. П., Журавлев В. Л, Соколова Н. Н. Малый практикум по физиологии человека и животных: Учебное пособие / Под ред. А. С. Батуева. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 211.

[lxi] Различные стили воспитания в зависимости от типа культуры см.: Дружинин В.Н. Психология семьи. 2000. Гл. 1–4.

[lxii] Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990. С. 40, 41.

[lxiii] Поскольку хроматизм изучает человека в норме, то есть без психоаналитической апелляции к психиатрической патологии или социокультурной абсолютизации человека исключительно социализированного (мыслящего только рационально), то эти разночтения (в интерпретации соотношения между компонентами интеллекта) легко снимаются с учетом факта преимущественно искусственной социализации мальчиков, выявленного во многих исследованиях.

[lxiv] Hanna J. L. Dance, sex and gender: signs of identity, dominance, defiance and desire. Chicago, 1988; Haraway D. Primat vision: gender, race and nature in the world of modern science. N.Y., 1989.

[lxv] Барш Э. П. Семь возрастов женщины. М.: ННН, 1994. С. 319–320.

[lxvi] Ван Чун. Лунь хэн // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука, 1990. С. 295–306; Степугина Т. В. Примечания 3–30 к этому трактату, там же. С. 460–464.

[lxvii] Барш Э. П. Семь возрастов женщины. Возрастные особенности физиологии и психологии женщины. М.: «ННН», 1994. С. 158–159.

[lxviii] Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология. С. 343.

[lxix] История мировой культуры свидетельствует, что лишь женщины с маскулинными и мужчины с фемининными чертами характера были способны создавать шедевры. Поэтому известные рассуждения феминисток (абсолютизирующие пол и не учитывающие гендер) кажутся мне совершенно беспочвенными.

[lxx] По определеню В. А. Аверина, самосознание личности — это совокупность ее представлений о себе, выражающихся в Я-концепции и самооценке этих представлений (Аверин В. А. Психология личности. С. 83).

[lxxi] Корнилов А. П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психол. Журн., 1995. Т. 16. № 1. С. 107–114.

[lxxii] Палей И. М., Гербачевский В. К. Проблемы личности в курсе психологии. Л.: ЛГУ, 1972.

[lxxiii] Следует отметить частично маскулинный характер женщин-преступниц и особенно их относительный «вес»: 15–20% от числа мужчин, совершивших преступления (Антонян Ю. М. Преступность среди женщин. М.: Российское право, 1992. С. 24–25).

[lxxiv] Пр 14:30; Лк 3:22; I Кор 6:16.

[lxxv] Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980; Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб., 1998. С. 113.

[lxxvi] По данным статистики США за 1992 год, в отношении однородных причин смерти соотношение мужчин к женщинам 25–44 лет округленно выглядит следующим образом: ВИЧ-инфекция — 22/3; ДТП и т. п. — 20/6; болезни сердца — 12/4; опухоли — 10/12; самоубийства — 10/2; убийства — 9/2. (Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 658).

[lxxvii] Рожановская З. В. Психотерапия сексуальных нарушений у женщин // Руководство по психотерапии / Под ред. Е. В. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1985. С. 530.

[lxxviii] Собчик Л. Н. Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь (психолог о любви, о семье, о детях). СПб.: Речь, 2002. С. 13–15, 19.

[lxxix] По данным психиатров, истерический невроз значительно чаще встречается у женщин, чем у мужчин, и характеризуется чрезмерной эмоциональностью, впечатлительностью, повышенной внушаемостью и склонностью к самовнушению вплоть до известных случаев самовнушенной беременности (Шмаонова Л. М. Неврозы // Справочник по психиатрии / Под ред. А. В. Снежневского. М.: Медицина, 1985. С. 230–231; Драчева З. Н., Блейхер В. М., Крук И. В. Нервные и психические болезни. Киев: ВШ, 1986. С. 296).

[lxxx] И самое интересное, что этого ребенка с детства воспитывали женщины, позволяя им уклоняться от помощи по хозяйству («немужское дело»), элиминируя в них «женские черты характера», восторгаясь их «мужским поведением» и т. п. Согласно заключению ученых, все это и приводит «мужскому инфантилизму» и нередко трансформируется в циничное отношение к женщине вообще. (Маслов В. М., Ботнева И. Л., Васильченко Г. С. Основные этапы формирования сексуальности // Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 417).

[lxxxi] Ротенберг В. С. Две стороны одного мозга и творчество // Интуиция, логика, творчество. М., 1987. С. 36–54; Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. Гл. 7.

[lxxxii] Филиппова Е. Б., Бианки В. Л., Эндека Т. А. Половой диморфизм и межполушарная асимметрия // Нейробиология церебральной латерализации / Под ред. В. Л. Бианки. Л.: ЛГУ, 1989. С. 146.

[lxxxiii] Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. С. 197.

[lxxxiv] Цит. по: Гидони Г. Густав Курбэ. Л., 1933. С. 85.

[lxxxv] Соотнесение цветового и лексического пространств как простой модели взаимодействия функций левого и правого полушарий головного мозга основано на том, что левое полушарие связано с формализованными операциями, а правое — с цветовым невербализованным пространством. См.: Цоллингер Г. Биологические аспекты цветовой лексики // Красота и мозг. М.: Мир, 1995. С. 156–170; Леви Д. Церебральная ассиметрия и эстетическое переживание // Там же. С. 227–248.

[lxxxvi] Сухова А. В. Особенности функционирования некоторых сенсорных систем у мужчин и женщин // Антропология — медицине / Под ред. Т. И. Алексеевой. М.: МГУ, 1989. С. 233–234.

[lxxxvii] Как отмечают исследователи, обычно женщины больше, чем мужчины, страдают от морализаторской социализации и «бдительности» воспитателей на всех этапах становления Я-концепции и, в частности, сексуальности. Так, например, по данным Г. С. Васильченко (С. 397), нередко среди обращающихся по поводу отсутствия полового влечения и даже отвращения к половой жизни встречаются женщины, которые в свое время крайне испугались первой менструации, так как они ничего не знали о ней, но, — как подчеркивает Г. С. Васильченко, — о дефлорации с кровью и «позором на всю жизнь» инициативные «воспитатели» их успели предупредить.

[lxxxviii] О сознании мужчины и его преимущественно социальном происхождении говорилось выше.

[lxxxix] Лутошкин А. Н. «Цветопись» как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива // Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы изучения. М.: Наука, 1979. С. 162–175; он же. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. С. 22–23.

[xc] Кандинский В. О духовном в искусстве. Л.: Фонд «ЛГ», 1990. С. 37–53.

[xci] Цит. по: работе: Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. Минск: ВШ, 1994. С. 159, 179.

[xcii] См., к примеру: Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. С. 173.

[xciii] Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.:ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 135.

[xciv] Розанов В. В. Люди лунного света. Метафизика христианства. СПб., (б/и), 1913.

[xcv] Так, по данным сравнительного анализа А. С. Горева, в каждой возрастной группе 10–15% испытуемых детей характеризовалось существенно большим диапазоном (относительно среднегрупповой) регуляции. (Горев А. С. Возрастные особенности произвольной регуляции функционального состояния ЦНС // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. С. 111–133). По данным В. И. Здравомыслова, мужское оволосение лобка у женщин встречается в 7,25% случаев (Здравомыслов В. И., Анисимова З. Е., Либих С. С. Функциональная женская сексопатология. Пермь: “Репринт”, 1994. С. 13).

[xcvi] Именно поэтому понятие нормы для интеллекта в хроматизме не используется. Это обусловлено экспериментальными данными по гендеру, согласно которым, к примеру, фемининные мужчины с низкой маскулинностью имеют более высокий показатель интеллекта по тесту OTIS, чем мужчины с высокой маскулинностью.

[xcvii] Hanna J. L. Dance, sex and gender: signs of identity, dominance, defiance and desire. Chicago, 1988; Haraway D. Primat vision: gender, race and nature in the world of modern science. N.Y., 1989.

[xcviii] Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. Минск: Полифакт, 1990. С. 12.

[xcix] В современной психологии «чисто по-советски» (Секса у нас нет!) эта проблема не ставится даже по отношению к полу. Так немецкий профессор У. Бер (U. Beer) в издании 1993 г. пишет: «Что касается пола, большинство цветов, даже красный, не имеет существенных «половых» признаков». См. русск. Перевод: Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 110. В этом с ним до сих пор солидарно большинство исследователей, не разделяющих ни личность, ни семантику цвета не только по гендеру, но даже и по полу. Следует признать, однако, что изредка исследователи приводят данные по полу, но без учета гендера, и, разумеется, получают противоречивые результаты. См. к примеру, обзор в книге Яньшин П. В. Введение в психосемантику цвета. Самара: СамГПУ, 2001. С. 197–208.

[c] Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1990. С. 22.

[ci] Так, например, как полагает Р. Джонсон “развитие женщины может продолжаться, если анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая где только сможет. Впоследствии он поможет открыть для нее подлинный духовный мир” (Джонсон Р. Она. Глубинные аспекты женской психологии. М.: Харьков, 1995. С. 41). (Цит. по: Кораблина Е. П. Становление личности женщины // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 1997. С. 176).

[cii] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001, Часть 1.

[ciii] В хроматизме исследуются репрезентативные функции и свойства нормального человека в его гендерно-половом диморфизме при нормальных и экстремальных условиях. В психиатрии же, психоанализе и аналитической психологии принято подразделять все индивидуальные состояния человека на норму и патологию. Поэтому для устранения каких-либо разночтений с самого начала следует учесть, что хроматизм принципиально не затрагивает патологию человека. В то же время в медицинской норме он выявляет нормальные и экстремальные состояния, определяемые релевантными условиями (жизни, эксперимента и др.). Вместе с тем, как показали результаты дискуссии на III конференции Группы Аналитической Психологии, психиатрия, психоанализ и аналитическая психология, могут выявлять и в нормальных, и в экстремальных условиях существования и норму и патологию. Однако это не является задачей хроматизма, поскольку здесь возникает парадоксальная проблема поиска критериев для нормальных или экстремальных состояний в патологии. Для нормы же они представлены ниже.

[civ] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 416.

[cv] Детализацию и перераспределение компонентов интеллекта в этих состояниях см.: Серов Н. В. Хроматизм мифа. Гл. 6.

[cvi] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 98–121.

[cvii] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. Термины цвета в польском и русском языках. М.: МГУ, 2001. С. 89.

[cviii] Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М.: МГУ, 1997. С. 212.

[cix] На мой взгляд, понятие «измененное состояние сознания» является нонсенсом («несознающее сознание»). Поэтому в хроматизме это состояние названо «измененным состоянием интеллекта» или, строго говоря, состоянием с перераспределенными доминантами компонентов интеллекта.

[cx] Сегодня же игнорирование этого факта приводит к совершенно необъяснимым семантическим казусам. Так, например, ссылаясь на проведенный мной анализ данных в «Хроматизме мифа», «Лечении цветом», «Античном хроматизме» и т. п.) ряд авторов смешивает смысловое значение цвета и по гендеру, и по различным условиям существования. Любопытно, что смешение хроматических данных по гендеру разными авторами приводит к большей адекватности результатов, чем при сравнении со смешением по условиям существования. На мой взгляд, это объясняется репрезентативным характером пола для гендера (85 %), тогда как нормальные и эктремальные состояния являются своего рода взаимоисключающими.

[cxi] Согласно констатации А. А. Невской и Л. И. Леушиной, репрезентативно систематические ошибки в левом («вербальном») полушарии взаимно симметричны и одинаковы для всех наблюдателей, тогда как в правом — несимметричны и неодинаковы для разных лиц (Ассиметрия полушарий головного мозга и опознание зрительных образов. Л.: Наука, 1990. С. 81–82).

[cxii] Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. Гл. 6–7.

[cxiii] Дорошенко В. А., Конева Н. М., Смирнов В. А. Регистрация и анализ электроэнцефалограммы // Методы исследований в психофизиологии: Учебное пособие / Под ред. А. С. Батуева. СПб.: СПбГУ, 1994. С. 39.

[cxiv] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 144.

[cxv] Как отмечается в психологии личности, потребность в аффилиации (межличностном общении и стремлении быть в обществе) связана с высоким уровнем эмпатии. Экспериментальное изучение этой потребности выявило, что у женщин она выражена сильнее, чем у мужчин (Аверин В. А. Психология личности. С. 59).

[cxvi] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 144–145. Как сторонники, так и противники этой точки зрения проводят эксперименты без подразделения испытуемых по гендеру. Иначе говоря, к примеру, сторонники могут набрать группы испытуемых мужчин с ярко выраженной маскулинностью для определения характеристик мужественности, а противники для этих же целей — группы мужчин с ярко выраженной фемининностью. Разумеется, результаты будут диаметрально противоположными.

[cxvii] Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М.: Наука, 1985. С. 235. Если мы используем этнологический подход, означает ли это, что философия объявляется этнологией? Нет, это значит только, что мы принимаем стороннюю точку зрения, дабы понять вещи более объективно, — так считал Людвиг Витгенштейн в своих Философских работах (Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 446).

[cxviii] Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984. С. 18–19.

[cxix] Вполне можно допустить, что этот маркер мог передаваться парнерам и без осознаваемого ими взаимодействия именно путем эмпатии. Об этом говорят достоверные опытные данные о непосредственном (бессознательном) взаимодействии партнеров путем био- и электромагнитных полей. См.: Иванов-Муромский К. А. Нейроэлектроника, мозг, организм. Киев: Наукова думка, 1983; Холодов Ю. А. Магнетизм в биологии. М.: Наука, 1970; он же. Мозг в электормагнитных полях. М.: Наука, 1982; Пресман А. С. Электромагнитные поля и живая природа. М.: Наука, 1968; он же. Электромагнитная сигнализация в живой природе. М.: Советское радио, 1974.

[cxx] Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. С. 392–393.

[cxxi] Итак, на основе определений Канта и опыта Джеймса можно представить образование чувства веры из подсознательного и, главное, бессознательного компонентов интеллекта. Отсюда становится понятным и преобладающее число истинно верующих женщин (доминанта бесссознания как нельзя лучше объясняет переход в «мистическое» состояние). Сюда же «вписывается» и более адеватное отражение символа веры мужчинами-священниками (экстериоризировать глубинные чувства может лишь самосознательное отношение к религии; самосознание же доминирует преимущественно в мужественном интеллекте). Главная задача хроматизма — объяснить женщине величественную ипостатичность ее духа в целеположенности жизни, ибо мужчине всегда и так все ясно.

[cxxii] Evdokimov P. La femme et le salut du monde. P., Desclee de Brouwer, 1978.

[cxxiii] Цит. по: Бер-Сижель Э. Служение женщины в Церкви. М.: ББИ, 2002. С. 11.

[cxxiv] Там же. С. 124.

[cxxv] С позиций хроматизма именно вера и послушание являются сущностной характеристикой женственного сознания, которое призвано Богом хранить традиции во имя сохранения жизни на земле. И именно поэтому женщина сознательно участвует телом в божественном акте, в вере своей отдавая свое сознание избранному божеству на земле как Мария — Богу на небесах.

[cxxvi] Бер-Сижель Э. Служение женщины в Церкви. М.: ББИ, 2002. С. 112.

[cxxvii] На уровне интеллекта (как модели личности) это завершение означает сущностно экстремальное заполнение Ид-планом субдоминантного информационного пространства между женственными доминантами М- и С-планов. Завершение же мужчины осуществляется (матерью, социумом) лишь как становление М-плана («не плачь», «не бойся»), тогда как С-план мужчины может уподобиться женственной ипостатичности Святого Духа лишь в истинном творчестве. Таковым было всегда мое мнение. И это мнение недавно нашло любопытное подтверждения в герметических текстах каббалистов: «тексты называют золото как воспринимающую материю для Всемирного разума» (Фулканелли. Тайны готических соборов. М.: REFL-book, К., Ваклер, 1996. С. 91). В главе о желтом цвете мы убедимся, что золото — цвет женщины, — цвет ее тела, которое искуснейшим образом связано с естественностью воспринимающей материи — будущей Матери.

[cxxviii] Гегель. Эстетика. М.: Искусство, 1971. Т. 3. С. 233. В связи с тем, что эти цвета постоянно смешиваются с другими в западных языках, смею поправиться вслед за словами великого философа, но Церковью были канонизированы — не красный, а пурпур, и не синий, а голубой — для мантий, соответствующих указанным состояниям (см. семантику этих цветов в последующих главах).

[cxxix] Reynolds V., Tanner R. Biology of religion. N.Y.-L., 1983. P. 10.

[cxxx] Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1991. С. 25.

[cxxxi] Порталь Ф. Символика цвета от Античности до Нового времени // Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб., 1995 // Приложение II. С. 371.

[cxxxii] Сублимат — хроматическая характеристика архетипа, позволяющая выявить его семантику по функциям, феноменологически проявляющимся в предпочтительных цветах и других характеристиках хроматизма (см. 5 Часть книги).

[cxxxiii] Белик А. А. Психологическая антропология. История и теория. М.: РАН, 1993. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993.

[cxxxiv] В тантризме для усиления этого восходящего движения издавна использовалась энергия сексуальности человека (либидозная, как ее много позже назовет З. Фрейд). Мощный заряд биоэнергии волевым усилием медленно шаг за шагом посылается «снизу вверх» через весь позвоночник (спинной мозг) опять же в глубины затылочно-теменной части головы (подкорку мозга). Определенные свидетельства этого принципа (семантического общения с миром божественного и непознаваемого) дают и электроэнцефалограммы в кризисных (в некотором роде трансовых) фазах взросления человека. Фазах, когда наибольшая биоэлектрическая активность мозга фиксируется именно в затылочно-теменных отведениях.

[cxxxv] Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. С. 398, 409.

[cxxxvi] Несмотря на эту схожесть в хроматизме исследуются и различия в основных (архетипических) представлениях отдельных конфессий. Безусловно, один человек не в силах охватить всю совокупность этих различий, в связи с чем буду и далее чрезвычайно признателен специалистам за публикацию (и частные сообщения) данных по хроматическим характеристикам предметных ритуальных и / или канонических цветов в тех или иных религиозных обрядах (со ссылкой на источники). Так, к сожалению, мне не доступны конкретные данные по синтоизму, зороастризму и бахаизму. И, разумеется, для создания адекватной мировой религии было бы чрезвычайно важно уточнение специалистами тех предварительных данных о религиозных архетипах, которые уже представлены в хроматизме на уровне рабочей гипотезы.

[cxxxvii] Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993. Угринович Д. М. Психология религии. М., 1999.

[cxxxviii] Разумеется, это описание никак не претендует на какую-либо полноту, глубину или широту, поскольку в качестве нулевого приближения предназначено исключительно для гипотетического выявления характеристичеких цветов (в определенных конфессиях) и установления хроматических связей с архетипическими представлениями верующих.

[cxxxix] Махлина С. Т. Эстетика и художественная культура. Курс лекций. СПб.: СПбГАК, 1997. С. 32–41.

[cxl] Для русского языка этот вывод подтверждается Максом Фасмером (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. I–IV, М.: Прогресс, 1986. Т. I. С. 432) и Анной Вежбицкой (Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 282), однако возникает проблема этимологического соотнесения голубого (не синего) цвета с цветообозначениями в западных языках.

[cxli] См. детализацию этого представления в статье (Аверинцев С. С. Дух святой // Мифы народов мира. М.: СЭ, 1982. Т. 1. С. 412).

[cxlii] Цветовой архетип является такой моделью, которая позволяет представить суть той или иной религии как бы «в снятом виде», то есть на уровне чувственно-образной логики подсознания. Понять же, то есть осмыслить архетип на формально-логическом уровне сознания вряд ли когда-нибудь удастся полностью. В этом с Юнгом невозможно не согласиться.

[cxliii] Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер.с англ. М.: Ассоциация молодых ученых, 1990; Мялль Л. Э. Буддийская мифология // Мифы народов мира. М.: СЭ, 1982. Т. 1. С. 190–195, Эрмин В. Г. Индуистская мифология // Там же. С. 535–543.

[cxliv] Серебряный С. Д. Тримурти // Мифы народов мира. М.: СЭ, 1982. Т. 2. С. 525.

[cxlv] Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. М.: Ассоциация молодых ученых, 1990. С. 13–14.

[cxlvi] Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зурат». Улан-Батор: Госиздательство, 1986. С. 12.

[cxlvii] Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994. С. 87.

[cxlviii] Аверинцев С. С. Троица // Мифы народов мира. М.: СЭ, 1982. Т. 2. С. 527.

[cxlix] Роу К. Концепции цвета и цветовой символизм в Древнем мире // Психология цвета. М.: Рефл-бук, 1996. С. 10.

[cl] Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб., 1995. Гл. 1, 3, 5.

[cli] Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107.

[clii] Каждан А. П. Цвет в художественной системе Никиты Хониата. С. 132–135.

[cliii] Бычков В. В. Византийская эстетика. Теретические проблемы. М.: Искусство, 1977. С. 103.

[cliv] Каждан А. П. Цвет в художественной системе Никиты Хониата // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. М.: Наука, 1973. Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107; Горшкова В. Светоносная палитра // Родина, 1994, № 2. С. 96–98; Бастид Р. О чем говорят цвета. Мифы и символы // Курьер ЮНЕСКО, июнь 1958, С. 24–33.

[clv] Тэниэхилл Р. Секс в истории. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995; Лев-Старович Зб. Секс в культурах мира. М.: Мысль, 1991.

[clvi] Heller E. Wie Farben wirken. S. 169–170.

[clvii] Здравомыслов В. И., Анисимова З. Е., Либих С. С. Формы половой жизни. Развитие брака // Функциональная женская сексопатология. Пермь: “Репринт”, 1994. С. 22–25; Тэниэхилл Р. Секс в истории. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995; Лев-Старович Зб. Секс в культурах мира. М.: Мысль, 1991.

[clviii] Архетипическим цветом Византии по праву считается красновато-пурпурный. Этот оттенок царственного пурпура является дополнительным к голубовато-зеленому цвету, — цвету ислама, возникшему в качестве цветовой оппозиции к Византийской культуре.

[clix] Коран. 2: 21, 182; 4:115, 116, 169; 25: 1; 39: 18, 19, 71. M.: Recep Akkemik. ISIGA DOGRU — 1 (К свету — 1). Istanbul, 1993, P. 55–67.

[clx] Грязневич П. А., Басилов В. Н. Мусульманская мифология // Мифы народов мира. М.: СЭ, 1982. Т. 2. С. 183–187.

[clxi] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 34.

[clxii] Каракозова Ж. К. Хасанов М. Ш. Космос казахской культуры // Евразия. 2001. № 2. С. 91–138.

[clxiii] Brémond É. L’intelligence de la couleur. P. 34.

[clxiv] Не следует путать этот синий архетип с оранжевым цветом протестантов в Нидерландах, где они «обрели» оранжевый цвет вслед за правящей династией Оранж и стали «оранжистами лишь внешне, то есть скорее на политической, чем на религиозной основе (Heller E. Wie Farben wirken. S. 257–269).

[clxv] Баха — арабское слово, означающее «Свет, Сияние» — главное из имен Бога. Помимо этого используются имена: Вишну, Шива, Иегова, Аллах… (Никитин В. Н., Обухов В. Л. Религиоведение. Вероучения религий мира. СПб., 2001. С. 210).

[clxvi] Перкинс М., Хейнсворт Ф. ВЕРА БАХАИ / Пер.с англ. М., 1992. С. 37. Цит. по: Никитин В. Н., Обухов В. Л. Религиоведение. Вероучения религий мира. СПб., 2001.

[clxvii] Никитин В. Н., Обухов В. Л. Религиоведение. Вероучения религий мира. СПб.: Химиздат, 2001. С. 216.

[clxviii] Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. С. 394–397.

[clxix] Сиверцев М. А. Межрелигиозный диалог в условиях цивилизации / Человек. 2002. № 5. С. 78.

[clxx] Шарден П. Т. де. Феномен человека. М.: Наука, 1987. С. 68.

[clxxi] Сиверцев М. А. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации // Человек. 2002. №5. С. 76–87.

[clxxii] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 479

[clxxiii] Сиверцев М. А. Межрелигиозный диалог в условиях цивилизации / Человек. 2002. № 5. С. 76.

[clxxiv] Ибо хроматизм включает все многобразие форм брака в мировой культуре, которое освобождает человека от давления как социума, так и сексуса, то есть возрождают в нем истинно человеческое — любовь.

[clxxv] Хроматические данные по религиозным течениям будут представлены в соответствующих разделах по цветам.

[clxxvi] Для лиц, которых заинтересует метафизика этой модели, добавлю, что, не будучи политологом или теософом, я сопоставлял исключительно репрезентативные экспериментальные данные по сублимированным цветам без каких-либо претензий на точность датировок, теоретическое обоснование выведенных архетипов и / или законченность оппозиционных сопоставлений. Полагаю возможным, что работоспособные специалисты смогут дать критические замечания и / или развить сильные стороны этой модели в силу ее насущной актуальности.

[clxxvii] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 356.

[clxxviii] Еженедельник «Московские новости». № 33. 18–25 августа 1996 год.

[clxxix] Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. С. 315–317. Об этом же вслед за Гельманом говорит и Цойгнер: «Разговорами о примитивных ассоциациях здесь нельзя ничего объяснить». Кайнц также подтверждает это мнение: если бы ощущения ассоциировались с цветом, то самым горячим цветом воспринимался бы белый цвет, так максимальная температура наступает при белом калении (Цойгнер Г. Учение о цвете. М.: Стройиздат, 1971. С. 103).

[clxxx] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 405.

[clxxxi] Похлебкин В. В. Словарь… С. 392.

[clxxxii] Подробнее о партии зеленых см.: Heller E. Wie Farben wirken. S. 72, 81–82.

[clxxxiii] Платонов Ю. П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001. С. 102–103.

[clxxxiv] Лотман Ю. М. Искусствознание и «точные методы» в современных зарубежных исследованиях // Семиотика и искусствометрия». М.: Мир, 1972. С. 5–23.

[clxxxv] Щеглов Е. В. Собственные Его Императорского Величества библиотеки и арсеналы. Краткий исторический очерк. 1715–1915. Петроград, 1917. С. 99.

[clxxxvi] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. Термины цвета в польском и русском языках. М.: МГУ, 2001. С. 404.

[clxxxvii] Мыльников А. С. Народы Центральной Европы: формирование национального самосознания. СПб.: Наука, 1997. Гл.3.

[clxxxviii] Похлебкин В. В. Словарь международной символики. С. 392.

[clxxxix] Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. СПб; М.: изд. М. О. Вольфа, 1882. С. 535.

[cxc] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. Термины цвета в польском и русском языках. М.: МГУ, 2001; Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984; Бахилина Н. В. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975; Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997.

[cxci] По данным В. Г. Кульпиной, красная калина — знак красоты и девственности.

[cxcii] Бахилина Н. В. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975. С. 192, 202.

[cxciii] В этом смысле флаг Европейского Союза (желтые звезды на темно-синем фоне) представляет собой сочетание дополнительно-контрастных цветов, законы взаимодействия которых в хроматизме моделируют развитие сложных открытых систем.

[cxciv] Похлебкин В. В. Словарь … С. 550–553.

[cxcv] Мыльников А. С. Народы … Гл. 3.

[cxcvi] Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997; Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997; Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: СамГПУ, 1996; Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002; Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980.

[cxcvii] Эту оппонентность лучше всего демонстрирует выбор цветов женщинами в цветовом круге: К — Г — О — С — Ж — Ф — З — П. Мужчины выбирают цвета последовательно по периметру цветового круга: К — О — Ж — З — Г — С — Ф — П. См.: Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л., 1990. С. 233–239; Николаенко Н. Н., Родионов В. Д. Классификация цвета и функциональная асимметрия мозга // Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 1985. С. 57–67.

[cxcviii] Петров Л. В. Мода как общественное явление (анализ в социально-коммуникативном аспекте). Л., 1974. С. 31.

[cxcix] Но еще раз напомню, что во всех этих теориях имелись ввиду апертурные (изолированные от предметов) цвета, а не цвета модных или не совсем модных одежд.

[cc] Килошенко М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. СПб.: Речь, 2001.

[cci] Этому аспекту мужских «идей» посвящен § 9.2 моего «Хроматизма мифа».

[ccii] Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: ЛГУ, 1989.

[cciii] Ермолаев В. Ю. Толковый словарь понятий и терминов, используемых автором // Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: ЛГУ, 1989. С. 477–481.

[cciv] Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: ЛГУ, 1989; Платонов Ю. П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001. Часть III.

[ccv] Мыльников А. С. Народы Центральной Европы: формирование национального самосознания. СПб.: Наука, 1997. Гл. 3.

[ccvi] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 98–121.

[ccvii] Цит. по: Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. М.: Ассоциация молодых ученых, 1990. С. 62–63.

[ccviii] Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М.: МГУ, 1997. С. 221.







Date: 2016-11-17; view: 259; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.116 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию