Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конструктивные игры и конструирование





Младший дошкольный возраст — время интенсивного сенсорного развития ребенка, в том числе и ребенка с речевыми нарушениями. В этот период дети приобретают сенсорный опыт, необходимый для овладения всеми видами деятельности и представлениями об окружающей мире. Целенаправленное формирование сенсорного опыта детей с ТНР на первой ступени обучения значимо для дальнейшего познавательного развития детей.

Работа по сенсорному развитию носит комплексный и непрерывный характер. Она осуществляется в процессе организованных и самостоятельных игр детей с игрушками, природными и рукотворными предметами и материалами, в повседневной жизни в непосредственном общении с ребенком. Особое место в ней занимают специально организованные игровые занятия, основанные на использовании развивающих возможностей дидактических и конструктивных игр и направленные на уточнение и систематизацию сенсорного опыта ребенка, развитие сенсорно-перцептивных действий, способности воспринимать и моделировать пространственные, временные и количественные отношения.

На первой ступени обучения коррекционно-развивающая рас детьми с ТНР имеет целью прежде всего уточнение и расширение сенсомоторного опыта детей, формирование системы обследовательских действий, а также познавательных установок «Что это?», «Какой он?» В совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности дети с помощью различных анализаторов начинают выделять основные признаки предметов, дифференцировать их, соотносить со словом. Это необходимое условие формирования целостных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.

Внимание детей привлекается к функциональным и пространственным свойствам окружающих предметов (форме, отношениям по величине и расположению) и цвету. Они обучаются действовать, учитывая эти свойства, сравнивать объекты по этим признакам, находить сходство и различие, объединять в группы.

Одновременно у детей формируются первые практические ориентировочные действия («поисковая» результативная проба, практическое примеривание), умение пользоваться указательным и соотносящим жестами в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов, система «взгляд — рука (руки)».

Такой комплексный подход к формированию способов восприятия приводит к возникновению очень важной для познавательного развития ребенка сенсорно-перцептивной способности. Он также способствует развитию концентрации внимания, умения сосредоточиться на содержании и выполнении игрового задания, придавая вниманию устойчивость и произвольность.

Конструктивная деятельность детей способствует обогащению их сенсорного опыта, формированию у них первичных представлений о признаках цвета, формы, величины, строения объектов Действительности, расположения в пространстве их элементов по отношению друг к другу, а также практическое использование этих свойств в создаваемых моделях реальных объектов.

Конструктивные игры с детьми с ТНР и обучение их конструированию имеет целью решение широкого спектра коррекционно- развивающих задач, в том числе их речевое развитие. В ходе замятий с различным конструктивным материалом:

¾ обогащается сенсомоторный опыт детей;

¾ развивается их анализирующее восприятие;

¾ формируются представления о предметах окружающей действительности и их пространственных свойствах;

¾ совершенствуется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;

¾ формируются система «взгляд — рука»;

¾ серийность и произвольность движений;

¾ происходит развитие словесной регуляции действий в виде словесного отчета и объяснительно-сопровождающей речи с использованием вербальных и невербальных средств общения;

¾ развиваются контрольные функции детей.

Конструктивные игры и игровые занятия по конструировании с детьми проводит воспитатель.

Конструктивные игры и собственно конструктивная деятельность на этой ступени обучения широко используются не только на специально организованных занятиях, но и в процессе совместной деятельности взрослого с детьми по различным образовательным областям, в ходе психокоррекционной работы которую осуществляет педагог-психолог.

Содержание данного направления образовательной области «Познавательное развитие» тесно связано с логопедической работой, прежде всего:

¾ с формированием предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи детей;

¾ с развитием импрессивной речи;

¾ с формированием слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур— с развитием произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.


Конструктивный, природный (песок, плоды, камешки, ракушки и др.) и рукотворный (строительные деревянные конструкторы, конструктор Lego – duplo, крупная мозаика, сборно-разборные игрушки, разрезные картинки, пазлы. мягкий модульный материал и др.) материал активно используется для развития движений кистей рук и совершенствования межанализаторного взаимодействия зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

В конструктивных играх у детей формируется кинетическая основа движений пальцев рук. Элементы конструирования включаются также в подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия с детьми.

В групповой комнате, в кабинете педагога-психолога необходимо иметь в достаточном количестве и ассортименте различный строительный материи, конструктивные игры, полифункциональные мягкие модули, природный материал и применять их с учетом особенностей психофизического и речевого развития детей. При этом одна часть оборудования и материалов применяется для проведения занятий, а другая находится в распоряжении детей, которые по желанию могут использовать его для свободных игр и занятий вместе со взрослыми и самостоятельно.

Педагогические ориентиры:

¾ знакомить детей с различными конструктивными материалами;

¾ стимулировать интерес детей к материалам, к процессу и результату конструктивной деятельности;

¾ стремиться заинтересовать детей созданием построек и вызвать у них радостное восприятие достигнутого результата;

¾ учить детей включать готовые постройки в игру;

¾ обучать детей созданию конструкции на основе анализа простейшего образца, по представлению;

¾ учить детей адекватно реагировать на разрушение конструкций, объясняя, почему и как можно их восстановить;

¾ учить детей использовать элементы строительных наборов в качестве предметов-заместителей;

¾ формировать пространственно - величинные представления (вперед — назад, впереди — сзади, рядом, на и т. п.) в процессе игр с конструктивными материалами и игрушками;

¾ учить детей сравнивать по размеру элементы детских строительных наборов (понимать и употреблять слова: большой — маленький, больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий и т.п.);

¾ учить детей группировать строительные детали, элементы конструктора по форме и цвету (красный, желтый) по образцу;

¾ учить детей действовать двумя руками (одной удерживать постройку, другой — устанавливать дополнительные элементы);

¾ развивать у детей систему «взгляд - рука» (прослеживание взглядом движений рук);

¾ формировать навык элементарной кооперативной деятельности детей в ходе создания коллективных построек (строим оливковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственно с участием взрослого;

— использовать в индивидуальных случаях действия по подражанию и совместные действия, если ребенок не может создать конструкцию на основе образца.

 

Основное содержание

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно - развивающей среде. Знакомство детей с дидактическими сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом Выбор каждым ребенком наиболее интересных конструкторов и сборно-разборных игрушек для конструирования (пирамидки, матрешки, деревянные, пластмассовые и другие строительные наборы). Выполнение постройки: дети наблюдают, затем привлекаются к совместной деятельности. Организация игр с конструктивными материалами с малыми группами детей (совместно учитель-логопед, воспитатель и другие взрослые) (интеграция с логопедической работой).


Знакомство детей с местом расположения сборно-разборных игрушек, дидактическими столами, настольными и напольными конструкторами. Совместное с детьми рассматривание постройки из строительного материала, выполненной взрослыми, побуждение детей называть (показывать) конструкции. Организация совместного с детьми взаимодействия с различными конструктивными материалами. Показ детям действий со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).

Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве. Обучение детей подбору фигуры к образцу (по форме, цвету величине), используя приемы прикладывания и накладывания (интеграция с логопедической работой и разделом «Элементарные математические представления»).

В совместных играх и упражнениях обучение детей группировке элементов строительных наборов (кубиков, брусков, треугольных призм) по двум-трем образцам и соотнесению их с плоскостными фигурами (интеграция с разделом «Элементарные математические представления»).

Игры и упражнения, в которых детям необходимо узнать целый предмет по его фрагментам. В совместных играх и упражнениях обучение детей способам узнавания целого предмета по его фрагментам.

В процессе конструирования из крупного и мелкого строительного материала, мозаики, разрезных картинок, сборно-разборных игрушек развитие пространственных представлений детей вверх — вниз, вперед — назад и т. п.).

Игры и игровые упражнения на развитие наблюдательности, памяти, внимания: перемещение двух-четырех объемных или плоскостных элементов относительно друг друга (интеграция с логопедической работой, психокоррекционной работой).

Игры и упражнения на группировку элементов строительных наборов (кубиков, брусков, треугольных призм) по двум-трем образцам обучение детей умению соотносить их с плоскостными фигурами (интеграция с разделом «Элементарные математические представления»).

В совместных играх обучение детей анализировать и передавать в постройках взаимное расположение частей предмета.

В конструктивных и дидактических играх учить детей соотносить части конструкции с частями игрушки или конструкции - образца.

В коллективных играх и упражнениях развивать умения детей группировать элементы строительных наборов (кубики, бруски, пластины, треугольные призмы) по двум-четырем образцам, соотносить их с плоскостными фигурами (интеграция с разделом «Элементарные математические представления»).

Уточнение представлений детей о пространственном расположении (вверх — вниз, вперед — назад и т. п.) частей конструкций, предлагая им одноименные постройки из различного конструктивного материала (крупный и мелкий строительный материал, мозаику, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки).







Date: 2016-11-17; view: 468; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию