Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научение поведению в организации
При взаимодействии человека и организации осуществляется процесс научения поведению, который определяется как изменение поведения работника на основе осознания своего опыта и усвоения требований, предъявляемых к его поведению со стороны организационного окружения. В общем смысле научение означает приобретение знаний, умения и навыков. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания в организационном поведении термин «научение» охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта: привыкание, запечатление, образование навыков и др. Научение — важная категория организационного поведения, влияющая на эффективность деятельности организации и развития человеческих ресурсов. Все профессиональные навыки персонала — это результаты его научения. Процесс научения поведению опирается на следующие положения: • научение возможно как на собственном, так и на заимствованном опыте; • научение касается не только реального, но и потенциального поведения; • научение всегда выражается в изменении поведения человека, трансформации его поведенческого потенциала. Наибольшее развитие получили: 1) бихевиористские модели (теория подкрепления научения), которые увязывают процесс научения со связью между стимулом и реакцией, объясняя поведение человека как ответное реагирование на воздействия внешней среды (по схемам «стимул — реакция» и «реакция — стимул»); 2) когнитивные модели (когнитивное научение), которые устанавливают связь между когнитивными сигналами внешней среды и ожиданием (по схеме «стимул — стимул»); 3) теория социального научения, которая интегрирует бихевиористские и когнитивные модели, утверждает, что также возможны викарное научение (подражание) и научение на основе самоконтроля с выделением такого параметра личности, как самоэффективность, т.е. самовосприятие личностью возможности преодолевать трудности и справляться с проблемами. Процессы подражания связаны с научением через наблюдение. Согласно А. Бандуре подражание включает в себя такие взаимосвязанные процессы, как внимание, запоминание, воспроизведение и подкрепление. Соответственно различают три типа научения поведению: а) рефлекторное поведение (по И. П. Павлову); б) закрепление поведения в зависимости от последствий (по Ц Б. Скиннеру); в) обучение на основе наблюдения (как правило, чужого поведения). При корректировке и целенаправленном формировании поведения личности в организации необходимо учитывать совокупность данных типов, хотя решающее значение имеет вторая модель. Научение поведению возможно: а) ассоциативное, которое связано с повторением событий, которые ассоциируются друг с другом и приводят к выбору определенной формы поведения; б) инструментальное, которое осуществляется методом проб и ошибок и последовательных приближений. В процессе научения в организации человек учится: • выполнять свою функциональную роль (должностные обязанности); • выполнять формальные процедурные действия (документооборот, правила внутреннего трудового распорядка); • правильно понимать и занимать свое место в организации (в иерархической структуре, технологическом процессе, системе формальных и неформальных связей); • решать собственные задачи в организации, достигать личных целей (добиваться поощрений, признания заслуг, карьерного роста, авторитета). Процесс осознанного научения играет важную роль в модификации поведения работника в желательном для организации направлении. Логическая схема осознанного научения поведению показана на рис. 2.9. Рис. 2.9. Процесс осознанного научения поведению
Таким образом, изменение поведения личности в организации можно рассматривать как следствие научения поведению, приводящему к адекватным ему результатам и позволяющему достигать определенных последствий. Наличие зависимости между поведением, научением поведению и его результатами предоставляет организации возможность корректировать и целенаправленно формировать поведение своих членов. Последствия действий влияют на компенсацию, предоставляемую работнику за затраченные усилия. Под компенсацией следует понимать оценку деятельности работника со стороны внешнего окружения. Компенсация может проводиться в различных формах — от материального поощрения или наказания до словесного осуждения или одобрения. Компенсация в организационном поведении играет не только роль вознаграждения за достигнутый результат, но и роль средства модификации поведения. В связи с этим различают четыре типа компенсации: 1) положительную компенсацию — получение желаемого вознаграждения; 2) отрицательную компенсацию — устранение нежелательных обстоятельств; 3) наказание — оказание негативного воздействия; 4) гашение — прекращение нежелательных действий при отсутствии одобрения. В зависимости от эффективности выбранной формы компенсации индивидуум будет воспроизводить определенную модель поведения. Эту зависимость следует использовать менеджерами для закрепления желаемого поведения работников. Сила компенсационного воздействия зависит от частоты и времени компенсации. По этому признаку различают непрерывную и периодическую компенсацию, которая может быть фиксированной, переменной (интервальной) или нормативной. Выбор конкретных типов и форм научения и компенсации зависит от всего многообразия факторов, влияющих на поведение человека. Регулирование поведения базируется на важнейшем принципе научения — законе эффекта (подкрепления) Э. Торндайка, согласно которому вероятность поведенческой реакции зависит от ее эффекта, т.е. научение усиливается, если приводит к позитивному результату (наказание в данном случае менее действенно). Принципы научения через поощрение (подкрепление) и наказание весьма полезны для менеджеров, поскольку позволяют контролировать последствия поведения сотрудников и их влияние на результаты деятельности организации. В целом способность человека обучаться поведению меняет его поступки и действия на основе осознания предыдущего опыта и требований, предъявляемых к его поведению со стороны внешнего окружения. Это обеспечивает возможность менеджмента активно воздействовать на формирование поведения человека в организации. Date: 2016-11-17; view: 501; Нарушение авторских прав |