Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Адаптация человека к организации
Одной из важнейших проблем организационного взаимодействия является адаптация работника к условиям и требованиям организации. В процессе взаимодействия с организационным окружением человек анализирует свое поведение и достигнутые результаты труда, сравнивает их с аналогичными показателями коллег, делает на этой основе определенные выводы. В результате происходит изменение его поведения, как правило, направленное на адаптацию к организации в целях достижения лучшего взаимодействия с организационным окружением. Сущность адаптации заключается в приобщении человека к ценностям, нормам, условиям и особенностям организации, т.е. его включении в организацию. Для установления успешного организационного взаимодействия важно, чтобы каждый работник чувствовал себя интегрированным в организационную среду, идентифицировал себя с ней и составлял единое целое. От успешности адаптации работника зависят результаты его труда, сопричастность к делам организации, творческая активность, лояльность, вовлеченность в процесс управления. Вхождение человека в организацию обычно сопряжено с решением нескольких проблем: • трудности адаптации работника к новому окружению; • корректировка и изменение поведения человека; • изменения и преобразования в самой организации. Решение этих проблем зависит от степени продуктивности взаимодействия двух сторон: личности и организационного окружения. Необходимым условием успешного вхождения в организацию является обучение работников, предполагающее изучение и усвоение системы ценностей, норм, правил и поведенческих стереотипов, принятых в данной среде. Причем процесс обучения должен осуществляться непрерывно, а не только на этапе вхождения нового работника в организацию. Каждый сотрудник должен знать, разделять (воспринимать) и демонстрировать основные ценностные, поведенческие и нормативные характеристики организации, которые составляют основу ее жизнедеятельности. К главным из них относятся: • миссия и основные цели организации; • допустимые и предпочтительные средства, которые могут быть использованы для достижения целей организации; • имидж и отличительный образ, который целенаправленно формирует организация; • принципы, правила и нормы, обеспечивающие отличительные особенности и функционирование организации как единого организма; • обязанности, которые должен нести человек, выполняя определенную роль в организации; • поведенческие стандарты, которым должен следовать человек при взаимодействии с организационным окружением. На этапе вхождения нового работника организация должна одновременно решать три задачи: 1) разрушать старые поведенческие стереотипы работника; 2) заинтересовывать его в работе в организации; 3) прививать новые нормы поведения. В случае возникновения сбоев и несоответствий процесс адаптации может проходить очень болезненно, вплоть до возникновения конфликта между работником и организационным окружением. Дальнейший прогноз развития ситуации связан либо с увольнением, либо с работой вопреки воле и желанию. При этом и личность, и организация несут значительные убытки (в широком смысле). Важная задача менеджмента — оказание содействия успешному прохождению адаптации, поддержка (материальная, моральная, социальная, организационная), стимулирование в целях удержания работника в организации (при соответствующей заинтересованности). Результативно организованный процесс включения человека в организацию приводит к тому, что у него появляются чувство ответственности за дела организации, благодарность за вложенные в него усилия и средства, внутренние обязательства возместить их результатами трудовой деятельности. Привлечение работника к принятию важных решений, развитию системы корпоративных ценностей приводит к формированию чувства сопричастности к процессу управления организацией, ответственности за результаты ее деятельности в целом. Завершающей стадией процесса включения человека в организацию является его переход в полноправные члены организации. Это происходит при полном и реальном усвоении работником норм и ценностей данной организации. Процесс перехода отмечается определенными статусными изменениями (наделение дополнительными полномочиями, допуск к конфиденциальной информации, присвоение титула, звания), делающими это событие ясным и однозначным для работника. Степень включения человека в организацию, успешность или неуспешность процесса адаптации во многом зависят от того, насколько человек усвоил и воспринял нормы и ценности организации. При этом он может принимать все нормы и ценности, часть из них или не принимать их совсем. По степени важности и безальтернативноcти нормы и ценности организации могут быть разделены на две группы: 1) безусловно необходимые для принятия всеми членами организации; 2) принимаемые работниками, но не обязательно необходимые. В зависимости от того, какие нормы и ценности приняты сотрудниками организации, можно выделить четыре типа адаптации: а) отрицание — не принимаются никакие нормы и ценности; б) конформизм — принимаются все нормы и ценности; в) мимикрия — основные нормы и ценности не приняты, но соблюдаются необязательные нормы и ценности, маскирующие непринятие основных; г) адаптивный индивидуализм — обязательные нормы и ценности приняты, необязательные принимаются частично либо не принимаются полностью. Первый и третий типы восприятия человеком норм и ценностей делают невозможной его адаптацию к организационному окружению, приводят к разрыву связей и конфликту с организацией. Второй и четвертый типы позволяют человеку адаптироваться и включиться в организацию, хотя приводят к существенно разным результатам. Процесс адаптации к условиям и требованиям организационного окружения во многом носит индивидуальный характер. В зависимости оттого, насколько человек приемлет ценности и нормы организации, различают (по О. С. Виханскому) четыре типа поведения, наглядно показанных в виде матрицы на рис. 2.8. Рис. 2.8. Матрица типов поведения личности в организации
Характеристика представленных типов поведения состоит в следующем: 1) преданный и дисциплинированный работник полностью принимает ценности и нормы поведения, ведет себя в соответствии с интересами организации, выполняет свою роль согласно организационным установкам; 2) «приспособленец» не приемлет ценностей организации, но следует формам поведения, принятым в организации. Его положение недостаточно «благонадежно», поскольку при ослаблении контроля он может совершить действия, противоречащие целям организации; 3) оригинал — разделяет ценности организации, но не приемлет по разным причинам существующие в ней нормы поведения. 4) Такое поведение может порождать трудности во взаимоотношениях с коллегами и руководством, но может быть достаточно продуктивным; 5) бунтарь не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Его поведение входит в противоречие с организационным окружением и провоцирует конфликтные ситуации. Это может быть разрушительным и абсолютно неприемлемым для организации либо может оформиться в виде инициативы, способствующей критичной оценке положения дел и позитивным изменениям в организации. Формирование желательного для организации кадрового состава возможно либо путем подбора соответствующих специалистов (что может быть связано с определенными трудностями), либо путем обучения имеющегося персонала. Адаптируясь к организационному окружению, человек меняет свое поведение, опираясь на свой опыт и требования внешнего окружения. Организация и ее менеджмент могут моделировать поведение работника в направлении установления продуктивных организационных отношений.
Date: 2016-11-17; view: 1553; Нарушение авторских прав |