Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критериальная основа поведения личности
Критериальную основу поведения человека в организации составляют устойчивые характеристики личности, которые определяют выбор форм поведения. Как правило, на такого рода решения оказывают большое влияние многие факторы: цели личности, условия деятельности, возможности, динамика организационных процессов и др. Однако при всем многообразии факторов поведение каждого человека имеет определенную критериальную базу, задающую приоритеты и модели действий, оценки происходящих событий. Критериальную основу поведения личности в организации составляют следующие категории: 1) ценности; 2) принципы; 3) верования; 4) расположение. Ценности представляют собой набор стандартов и критериев, которыми руководствуется человек в своей деятельности. Они служат мощным регулятором индивидуального и группового поведения, поскольку выступают как нормативная база морали и фундамент поведения личности. Ценности оказывают влияние на предпочтения человека, принимаемые им решения и поведение в организации. Они могут быть двух видов: а) базовые, относящиеся к цели жизни, желаемым результатам (например, гармония, свобода, независимость, власть, карьера, благополучие); б) инструментальные, относящиеся к средствам, исподьзуемым для достижения цели (смелость, настойчивость, решительность, способности, навыки). По типологии Г. Оллпорта выделяются шесть групп ценностей: теоретические, экономические, эстетические, социальные, политические, религиозные. Совокупность ценностей, которым следует человек, составляют его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он представляет собой как личность. Система ценностей — это динамично развивающаяся модель, которая зависит от степени социализации личности, в силу чего выделяют (Р. Роббюк и др.) социально обусловленную иерархию ценностных уровней. Степень ясности и непротиворечивости ценностей проявляется в силе жизненной позиции личности, ее активности, инициативности, творчестве, внутренней мотивации к достижениям и самореализации. Принципы — устойчивые нормы и правила, определяющие формы реакции личности на различные объекты, процессы и явления. Принципы формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой их проявления и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения (норм, правил, запретов, ограничений). Принципы могут вырабатываться людьми самостоятельно, однако чаще они перенимаются из окружения вместе с воспитанием и другими формами познания окружающей действительности. Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации личностных принципов: степени их ясности для человека, отсутствия противоречий между ними, недопустимости нарушения или манипулирования. Отсутствие твердых принципов обусловливает непоследовательность поступков, конформизм, отсутствие четких жизненных ориентиров. Верования — устойчивые представления (убеждения) человека, которые вырабатываются на основе индивидуального опыта и информации, используются при восприятии объектов и не требуют соответствующих доказательств. Они могут быть следующих видов: а) верования, описывающие абсолютные и относительные характеристики объекта и не имеющие оценочного характера (например, работник А имеет более высокую квалификацию, чем работник Б); б) верования, которые носят оценивающий характер (работник А является более эффективным сотрудником, чем работник Б). Менеджеру следует глубоко и всесторонне анализировать свои и чужие верования, поскольку они оказывают значительное влияние на организационное взаимодействие. Расположение определяется отношением, которое проявляет конкретное лицо к объекту взаимодействия (коллеге, подчиненному, организации в целом). Оно может быть положительным или отрицательным. Расположение включает в себя три компонента: чувства, знания и намерения человека в отношении объекта взаимодействия. В установлении продуктивных отношений в организации важны три типа расположения: 1) удовлетворенность работой; 2)увлеченность работой; 3) приверженность организации. В процессе взаимодействия личности и организации большое значение имеет проявление индивидуальности как совокупности индивидуально-личностных свойств и уникальных взаимосвязей между ними, отражающих неповторимое своеобразие личности. Индивидуальность человека формируется под воздействием трех групп факторов: 1) наследственности и физиологических особенностей человека (внешнее сходство, социальная информация, поведенческие особенности и реакции); 2) факторов окружающей среды (культура, семья, воспитание, жизненный опыт, случайные события, отдельные обстоятельства); 3) индивидуальных черт и особенностей характера (темперамент, воля, направленность, стрессоустойчивость). Индивидуальность оказывает существенное воздействие на формирование и развитие личности. Она изменяется под влиянием опыта, общения, воспитания, образования, что необходимо учитывать менеджеру в процессе формирования и моделирования организационных отношений. Взаимодействие личности с организацией всегда гораздо шире, чем выполнение конкретных видов работ на определенном рабочем месте, поэтому в каждой ситуации возможно возникновение трудностей и проблем, для решения которых должны быть найдены конкретные, соответствующие данной ситуации причины. Профессионализм менеджмента заключается в способности эффективно управлять расположением, ценностями, верованиями, принципами, личностными установками сотрудников. Необходимо формирование и культивирование общеорганизационных ценностей и норм, установление и поддержание традиций, обеспечивающих реализацию стратегии организации. Внимание менеджера к данным категориям необходимо в целях совершенствования организационной деятельности, повышения результативности и формирования конкурентных преимуществ организации.
Date: 2016-11-17; view: 480; Нарушение авторских прав |