Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критериальная основа поведения личности





 

Критериальную основу поведения человека в организации составляют устойчивые характеристики личности, которые определяют выбор форм поведения. Как правило, на такого рода решения оказывают большое влияние многие факторы: цели личности, условия деятельности, возможности, динамика организационных процессов и др. Однако при всем многообразии факторов поведение каждого человека имеет определенную критериальную базу, задающую приоритеты и модели действий, оценки происходящих событий.

Критериальную основу поведения личности в организации составляют следующие категории:

1) ценности;

2) принципы;

3) верования;

4) расположение.

Ценности представляют собой набор стандартов и критериев, которыми руководствуется человек в своей деятельности. Они служат мощным регулятором индивидуального и группового поведения, поскольку выступают как нормативная база морали и фундамент поведения личности.

Ценности оказывают влияние на предпочтения человека, принимаемые им решения и поведение в организации. Они могут быть двух видов:

а) базовые, относящиеся к цели жизни, желаемым результатам (например, гармония, свобода, независимость, власть, карьера, благополучие);

б) инструментальные, относящиеся к средствам, исподьзуемым для достижения цели (смелость, настойчивость, решительность, способности, навыки).

По типологии Г. Оллпорта выделяются шесть групп ценностей: теоретические, экономические, эстетические, социальные, политические, религиозные. Совокупность ценностей, которым следует человек, составляют его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он представляет собой как личность. Система ценностей — это динамично развивающаяся модель, которая зависит от степени социализации личности, в силу чего выделяют (Р. Роббюк и др.) социально обусловленную иерархию ценностных уровней.

Степень ясности и непротиворечивости ценностей проявляется в силе жизненной позиции личности, ее активности, инициативности, творчестве, внутренней мотивации к достижениям и самореализации.

Принципы — устойчивые нормы и правила, определяющие формы реакции личности на различные объекты, процессы и явления. Принципы формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой их проявления и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения (норм, правил, запретов, ограничений). Принципы могут вырабатываться людьми самостоятельно, однако чаще они перенимаются из окружения вместе с воспитанием и другими формами познания окружающей действительности.

Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации личностных принципов: степени их ясности для человека, отсутствия противоречий между ними, недопустимости нарушения или манипулирования. Отсутствие твердых принципов обусловливает непоследовательность поступков, конформизм, отсутствие четких жизненных ориентиров.

Верования — устойчивые представления (убеждения) человека, которые вырабатываются на основе индивидуального опыта и информации, используются при восприятии объектов и не требуют соответствующих доказательств. Они могут быть следующих видов:

а) верования, описывающие абсолютные и относительные характеристики объекта и не имеющие оценочного характера (например, работник А имеет более высокую квалификацию, чем работник Б);

б) верования, которые носят оценивающий характер (работник А является более эффективным сотрудником, чем работник Б).

Менеджеру следует глубоко и всесторонне анализировать свои и чужие верования, поскольку они оказывают значительное влияние на организационное взаимодействие.

Расположение определяется отношением, которое проявляет конкретное лицо к объекту взаимодействия (коллеге, подчиненному, организации в целом). Оно может быть положительным или отрицательным. Расположение включает в себя три компонента: чувства, знания и намерения человека в отношении объекта взаимодействия.

В установлении продуктивных отношений в организации важны три типа расположения:

1) удовлетворенность работой;

2)увлеченность работой;

3) приверженность организации.

В процессе взаимодействия личности и организации большое значение имеет проявление индивидуальности как совокупности индивидуально-личностных свойств и уникальных взаимосвязей между ними, отражающих неповторимое своеобразие личности. Индивидуальность человека формируется под воздействием трех групп факторов:

1) наследственности и физиологических особенностей человека (внешнее сходство, социальная информация, поведенческие особенности и реакции);

2) факторов окружающей среды (культура, семья, воспитание, жизненный опыт, случайные события, отдельные обстоятельства);

3) индивидуальных черт и особенностей характера (темперамент, воля, направленность, стрессоустойчивость).

Индивидуальность оказывает существенное воздействие на формирование и развитие личности. Она изменяется под влиянием опыта, общения, воспитания, образования, что необходимо учитывать менеджеру в процессе формирования и моделирования организационных отношений.

Взаимодействие личности с организацией всегда гораздо шире, чем выполнение конкретных видов работ на определенном рабочем месте, поэтому в каждой ситуации возможно возникновение трудностей и проблем, для решения которых должны быть найдены конкретные, соответствующие данной ситуации причины.

Профессионализм менеджмента заключается в способности эффективно управлять расположением, ценностями, верованиями, принципами, личностными установками сотрудников. Необходимо формирование и культивирование общеорганизационных ценностей и норм, установление и поддержание традиций, обеспечивающих реализацию стратегии организации. Внимание менеджера к данным категориям необходимо в целях совершенствования организационной деятельности, повышения результативности и формирования конкурентных преимуществ организации.

 

Date: 2016-11-17; view: 429; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию