Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не забирайте органы на небо».





ИОАНН (ЭКОНОМЦЕВ), иеромонах, заместитель председателя Управления внешних церковных сношений Московского патриархата: Транс­плантация — проблема новая не только для медиков, но и для Русской православной церкви. Чтобы полностью сформулировать позицию по этому вопросу, нам, видимо, потребуется привлечение бо­гословов. Однако те усилия, которые предпринимаются вра­чами для спасения жизни че­ловека, заслуживают самой позитивной оценки.

Трансплантация ставит серь­езные вопросы о том, что человеческий организм пред­ставляет собой единое целое с точки зрения психосоматики и сохранения человеческой личности. И возникает опасе­ние, что на каком-то этапе встанет вопрос и о трансплан­тации мозга; мы этим сможем сохранить живое существо, но убить человеческую личность.

Я убежден в том, что, как бы ни решалась проблема до­норства, один из подходов весьма опасен, а именно: от­ношение к человеческому организму как потенциальному складу запасных частей или деталей. Многие достижения человеческой мысли и челове­ческой цивилизации на пер­вом этапе вызывают у нас восхищение и кажутся панацей от многих бед. В дальней­шем же они порой оборачи­ваются для нас своей жуткой, страшной стороной. Взять хо­тя бы открытие атома, при­ведшее к атомной бомбе и Чернобылю. Не приведет ли вышевысказанная позиция к дегуманизации, отношению к человеческой личности как своеобразной машине, у которой можно постоянно менять какие-то детали, что может оказать отрицательное влия­ние на общественное сознание. И последствия могут быть чрезвычайно тяжелые. Я не говорю уж о возможности совершения преступлений в этой области.

Б. А. КОНСТАНТИНОВ: На­ши коллеги были в Мадриде, в Испании. И они видели в этой ярко выраженной като­лической стране, в храмах, на улицах распространяемые цер­ковью лозунги, которые про­пагандируют трансплантацию. Лозунги гласят следующее: «Не забирайте органы на не­бо. Небу, Богу нужна душа, а органы нужны здесь».

Можем ли мы рассчитывать, что Русская православная цер­ковь примет участие в той об­щественной деятельности, ра­ди которой мы собрались се­годня? В решении морально-правовых, этических вопросов?

ИОАНН: Мы готовы к это­му. И я думаю, что священник, работая с больными, мог бы обсуждать с ними эти сложнейшие нравственные проблемы и деликатно по­мочь принятию решения. Я убежден, что без согласия больного, без согласия его родственников автоматиче­ское использование человече­ского организма в качестве запасных частей безнравствен­но, нельзя на это идти. Но если есть согласие, на это мож­но пойти. Я думаю, что священник может здесь по­мочь.

Л. П. ЦЫГАНОВ: Трудно спорить с представителями церкви, которые говорят, что человека нельзя рассматри­вать как ящик с запасными частями. Но ситуация такова, и с ней мы не можем не считаться, что лучше, чем естест­венные органы, ничего пока нет.

Сегодня много говорили о трудностях с трансплантацией сердца. А что делается с пе­ресадкой почки у детей? Ведь у нас практически нет детского гемодиализа.

Что можно ответить мате­рям, которые приезжают к нам в министерство, рыдают и просят: помогите... Что им ответить? Что диализом с пе­ресадкой почки можно обес­печить только пять процентов нуждающихся по стране? То есть из каждых ста нуждающихся помочь можем только пяти, а 95 знаем, как помочь, но нечем.

А. Л. ГРЕБЕНЕВ, профессор, заведующий кафедрой Московской медицинской акаде­мии имени И. М. Сеченова:

Если мы замедлим с разви­тием трансплантологии, то встанем перед другой мораль­но-этической проблемой: не­оказание помощи больным, ко­торым на современном уров­не развития мировой медицины обязаны ее оказывать.

Положительную роль, мне кажется, может сыграть цер­ковь: облегчить страдания тя­желобольным, погибающим, помочь в решении этических вопросов донорства. Я, к большому сожалению, плохо знаю историю религии, но од­ну деталь напомню: ребро первым использовал для соз­дания женщины, как извест­но, Бог. То есть церковь как бы стояла на пороге транс­плантологии. Я думаю, союз с церковью надо крепить.

А готовы ли медики?

А. М. ГУРВИЧ: Возникает очень важный вопрос: надежна ли диагностика смерти моз­га? Если следовать всем пунк­там инструкции, ни на йоту не отступая, не нарушая их, то ошибки в диагностике быть не может. Гарантия стопроцент­ная.

Однако неквалифицирован­ное пользование инструкцией создает угрозу грубейших ошибок. И встает новый воп­рос: вкакой степени наша ме­дицинская служба подготовле­на к правильной диагностике смерти мозга? Увы, плохо под­готовлена. Во-первых, не су­ществует учебников по реа­нимационной патологии моз­га. Нет таких сведений и в других учебниках вузов, как нет разделов «смерть моз­га». Следовательно, ни в сту­денческие годы, ни в ордина­туре не дается необходимых знаний. Правда, сейчас этот раздел включен в программу ЦИУ. Но у ГИДУВов всей страны не хватает для этого квалифицированных кадров. Далее. Для диагностики нуж­ны аппаратурные методы: ан­гиография, компьютерная то­мография. Есть данные, что можно с помощью допплерографии устанавливать прекра­щение внутримозгового и внутричерепного кровообра­щения.

А много ли лечебных учреждений в нашей стране имеют эту аппаратуру, да еще работающую круглосуточно? Ответ ясен.

Л. П. ЦЫГАНОВ: Положе­ние с донорством крайне неблагоприятное. И зачастую приходится сталкиваться с непониманием этой проблемы не только населением, но и врачами, и некоторыми руко­водящими инстанциями.

Кто когда-нибудь думал, что в масштабе страны врачи нач­нут заниматься донорством? Мы сталкиваемся с такими слу­чаями, когда доктор, и я мо­гу его понять, говорит: «Я бу­ду верен Клятве Гиппократа и лечить буду до конца». И вот с упорством, достойным луч­шего применения, он лечит такого больного, пока у того не появляются трупные пятна. Быть может, я несколько ут­рирую, но в принципе это так.

С. Л. ДЗЕМЕШКЕВИЧ, заме­ститель директора ВНЦХ АМН СССР, доктор медицин­ских наук, лауреат Государст­венной премии СССР: Эволю­ция понятия «смерть мозга» сложна, по-своему драматич­на. И хотя существуют крите­рии установления смерти человека через «смерть мозга», что же мешает иметь доста­точное количество доноров?

Среди препятствий и слож­ностей — неготовность наше­го общественного сознания. Трансплантация сердца как ре­альность сегодня опутана ту­маном страха. Страх по пово­ду того, достаточно ли компе­тентен врач, который должен делать пересадку, будет ли он достаточно внимателен к больному. Есть сомнения другого порядка: не собирается ли врач делать пересадку только из соображений тщеславия, самолюбия, иных причин?

Иначе говоря, пересадка для огромного большинства — это вопрос о доверии в широком плане: к медицине, хирургии, конкретному учреждению (кли­нике, больнице и т. д.) и, ра­зумеется, конкретному врачу — его профессионально-мо­рально-этическому уровню.

Для преодоления этой ситу­ации возможны, по крайней мере, два пути: подготовка об­щественного сознания и повы­шение квалификации, автори­тета врача. О первой стороне говорили. Второе может ре­шаться через продуманную и реально организованную систему подготовки транспланто­логов по соответствующим тщательно разработанным про­граммам с определенным цен­зом для врача: общей меди­цинской подготовки, широты знаний, уровня компетентно­сти, общей культуры и круго­зора, интеллигентности, нако­нец. Завершение учебы долж­но оформляться строгим нелицеприятным экзаменом, про­веркой всех качеств личности трансплантолога с точки зре­ния его готовности к избран­ной работе. Иначе говоря, должна быть аттестация, но не формальная во многом, как принято сейчас. После этого трансплантологу должна быть выдана государственная ли­цензия на право заниматься пересадками органов согласно положению о владельце ли­цензии.

Соответственно, аттестации и лицензированию должно быть подвергнуто лечебное уч­реждение, независимо от его ранга и именитости руководи­теля.

Заключение.

Естественно, мы не смогли привести мнения всех высту­павших. Обсуждение со всей очевидностью показало, что нерешенных проблем в транс­плантологии немало. Необхо­димо, считают участники «кру­глого стала», объединить си­лы медиков, специалистов других областей, средств ин­формации в общественном органе — совете, комитете — с широким представительст­вом, который взял бы на себя координацию разработки, под­готовки, обсуждения этико-правовых документов, касаю­щихся трансплантологии, фор­мирование общественного мнения. Об этом говорили Б. А. Константинов, Ю. Г. Юдин, М. Е. Решетникова, А. Л. Гребенев, А. Я. Иванюшкнн и другие. Высказана идея создания ассоциации лиц, пе­ренесших трансплантацию сер­дца. Нашло поддержку пред­ложение организовать фонд трансплантации.

Поиски в этих направлениях будут продолжены. В частно­сти, ВНЦХ АМН СССР плани­рует проведение всесоюзной конференции с международ­ным участием по этико-правовым вопросам трансплантаци­онной медицины.

 

 

Date: 2016-11-17; view: 202; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию