Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные идеи и положения древнеиндийской философии.
В развитии индийской философской традиции можно выделить два комплекса идей, выражаемых различными системами категорий. Ортодоксальные философские школы (астика), возглавляемые ведантой — рационально-идеологической основой брахманизма, в числе важнейших рассматривали такие категории, как Брахман, Атман, самсара, карма, мокша. Неортодоксальные школы (настика) вели постоянные дискуссии с ведантой, опираясь на систему категорий, разработанную буддизмом. Среди важнейших понятий буддийской философии следует назвать категорию Пустоты (Шуньята), понятия дхарма, сансара, нирвана. Для философии брахманизма характерна идея безличного мирового начала — Брахмана, который понимался как вечный духовный Абсолют, единое основание и подлинная сущность универсума. Весь объективный материально-чувственный космос, включая живую природу и людей, древнеиндийские мыслители рассматривали как его развертывание, самоосуществление в пространстве и времени. Особое значение для данного философского направления имел принцип тождества Брахмана и Атма-на. Тело понималось как внешняя оболочка души, являющейся индивидуализированным, субстанциальным воплощением Брахмана. Однако человек настолько привязан к земному, телесному существованию, что не подозревает о своей сущностной причастности мировому духу, считает свою душу лишь собственным до- стоянием. В результате он становится зависимым от вечного потока изменений и перевоплощений, характерных для воспринимаемой посредством чувств действительности. Эта несвобода от закономерностей природного и социального космоса выражается понятием кармы. Карма, как космический закон справедливого воздаяния, обусловливает зависимость человека от последствий его прошлых действий и поступков. Попадая в сети кармы, индивид не может избавиться от потока перевоплощений (самса-ры), претерпеваемых его душой. После смерти индивида душа вселяется в ту телесную оболочку, которую он заслужил своей прошлой жизнью. С этой точки зрения, человек должен максимально воздерживаться от жизненной активности, помня, что земное существование — тлен и суета. Ему надлежит сосредоточенно размышлять о своей подлинной природе, о внутреннем тождестве Атмана и Брахмана. По мере отказа человека от заботы о внешнем, материальном существовании душа перестает быть связанной этим миром и получает возможность восстановить субстанциальное единство с Абсолютом. Учение об освобождении (мокша) составляет кульминацию ортодоксальных философских концепций в древнеиндийской культуре. Основным оппонентом философии брахманизма являлся буддизм, идеи которого вступали в открытый конфликт с философским учением веданты. В основе философии буддизма можно обнаружить следующие принципиальные положения. Во-первых, нет Бога как вечного духовного абсолюта, сущность мира пустотна (учение о Шуньяте). Во-вторых, нет бессмертной души, тождественной Абсолюту (учение о несубстанциальности личностного начала). Индивид представляет собой лишь длящееся состояние, возникающее вследствие констелляции мельчайших первоэлементов бытия (дхарм). В-третьих, видимый мир, как пространственно-временная множественность, возникает вследствие непрерывного вращения дхарм — мельчайших и неделимых психофизических частиц (учение о ежемгновенной изменяемости всего сущего). Их вращение порождает зависимость одних состояний от других. Своими действиями индивид включается в поток бытия и становится частью причинно-следственных цепочек, обрекая себя на постоянное страдание (учение о сансаре). В-четвертых, множественность мира является иллюзией омраченного сознания, которое противопоставляет человека окружающей действительности и стимулирует его желание обладать благами этого мира. Главное помнить, что существует путь освобождения от страдания, ведущий к успокоению океана дхарм и достижению покоя в безбрежной мировой Пустоте (учение о нирване). К началу нашей эры буддизм распался на два течения — махаяну и хинаяну. Первое было постепенно ассимилировано брахманизмом; второе сохраняло дух первоначального буддизма. Следует отметить, что в самой Индии буддизм постепенно сошел на периферию духовной жизни, но оказал мощное влияние на философские и религиозные традиции Тибета, Монголии, Китая, Кореи, Японии, других стран Юго-Восточной Азии. Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были восприняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации. Становление философской традиции в древнем Китае. Возникновение и развитие философской мысли в древнем Китае, так же, как и в древнеиндийской цивилизации, было вызвано радикальными изменениями в культуре и общественной жизни. Начало формирования раннеклассового общества в Китае относится ко II тыс. до н. э. Оно осуществлялось на фоне достаточно быстрого развития и распространения земледелия, строительства ирригационных сооружений, прогресса ремесел (отливка бронзы, производство керамики и др.). В VI в. до н. э. в Китае повсеместно стало применяться железо, что позволило приступить к строительству крупных ирригационных сооружений, значительно расширить площадь обрабатываемых земель, усовершенствовать агротехнику. Результатом стал расцвет ремесла и торговли, а следовательно, начался рост и укрепление городов — административных, торгово-ремесленных и культурных центров древнекитайской цивилизации. В VII—VI вв. до н. э. в Китае возникают крупные государственные образования. Самыми мощными царствами того времени были: Ци, Цзинь, Цинь, Чу и Сун. Социальная структура древнекитайского общества была представлена двумя важнейшими классами — наследственными землевладельцами (ванами) и крестьянами-общинниками. Рабство носило второстепенный, патриархальный характер, рабы выполняли функции домашних слуг. В то же время постепенно формировались новые социальные силы — разбогатевшие слои купцов и ростовщиков, которые претендовали на свою долю государственной власти и вели активную политическую и идеологическую борьбу с родовой земельной аристократией. Государство в древнем Китае имело патримониальный характер, оно представляло собой политическую форму организации разросшегося семейного клана. Власть передавалась по наследству от патриарха к старшему сыну. Правитель олицетворял мощь и единство государства. Юридическим собственником земли также являлось государство, в силу чего крестьяне-общинники вынуждены были уплачивать в казну натуральный налог (часть урожая со всей обрабатываемой земли). Середина I тыс. до н. э. в жизни древнекитайского общества отмечена рядом народных волнений и постоянными войнами между царствами за земельные ресурсы и политическое влияние в регионе. К этому времени появляется рынок земли, вводится право частной собственности на землю, налог с урожая заменяется фиксированным налогом на количество земли. Все эти процессы способствовали социальной дифференциации общества, росту производительности крестьянского труда и концентрации земельной собственности в руках небольшой горстки феодалов. К IV в. до н. э. из всех сравнительно крупных и независимых государств древнего Китая выделилось царство Цинь. Реформы Шан Яна (358—348 гг. до н. э.) способствовали усилению централизованной государственной власти. Это имело решающее значение для успеха войн, которые вела династия Цинь с соседними царствами. В конце III в. до н. э. они закончились объединением древнего Китая под властью деспотической циньской империи (221—207 гг. до н. э.). Необходимость содержать колоссальную военную машину и насильственная мобилизация сотен тысяч крестьян на строительство Великой Китайской стены подорвали экономику империи, привели к деградации сельскохозяйственного производства. В результате крестьянских волнений династия Цинь была свергнута и установлена империя династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). В эпоху правления династии Хань окончательно оформились ценностно-мировоззренческие основания традиционной китайской культуры, был осуществлен синтез философии и политики, идеологически зафиксированы и реализованы на практике принципы и правила социальной организации, способствующие стабилизации цивилизационного развития, укреплению традиции во всех областях общественной жизни. Философская традиция Китая от момента своего зарождения до расцвета и формирования развитых философских систем прошла ряд исторических периодов. Время господства мифологического мировоззрения в Китае связано с историей племенных союзов Шан-Инь (XVIII—XII вв. до н. э.). В это время предки древних китайцев поклонялись зооантропоморфным божествам и духам, в первую очередь своему тотему Шан-ди. Зарождение философских представлений относится к эпохе Западного Чжоу (XII—VIII вв. до н. э.), когда происходило бурное развитие письменности и складывались знаменитые литературные памятники древнекитайской культуры: «Шу цзин» (Книга истории), «Ши цзин» (Книга песен); «И цзин» (Книга перемен), из которых впоследствии черпали свои идеи философские мыслители древнего Китая. Этот период часто именуют предфилософским, поскольку он подготовил идейно-мировоззренческую почву для формирования собственно философских концепций. В эпоху Западного Чжоу сложился знаменитый китайский культ предков и поклонение Небу, которое понималось как внеличностный Абсолют, судьба, принцип порядка в природе и Поднебесной. Первые философские учения возникали в эпоху Восточного Чжоу (VIII—VI вв. до н. э.). Это натурфилософский период, когда оформляется важнейшая идея древнекитайской философии — идея перемен и складывается учение об инь и ян. Последовательность перемен, их ритмичность и направленность объяснялись взаимопревращениями природных стихий, борьбой противоположных начал инь и ян, круговоротом жизненной энергии ци. В этот период появилось учение о Дао и «Великом Пределе» — Тайцзи. Период, когда формировались основные философские школы в древнем Китае, называют золотым веком китайской философии. Он имел место в эпоху Чжаньго, или «Сражающихся царств» (VI—III вв. до н. э.). Несмотря на то, что философских школ существовало более ста, выделяют шесть важнейших направлений развития философии Китая: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософская школа «инь — ян» и школа имен. Период кризиса классической древнекитайской философии связан с правлением деспотический империи Цинь (221—207 гг. до н. э.), во время которой была установлена жесткая цензура, а духовная жизнь страны поставлена под тотальный контроль государства. Тогда были физически уничтожены многие предста-53 вители конфуцианской философской мысли, сожжены их рукописи и трактаты. Роль официальной идеологии в это время выполнял легизм. Возрождение древнекитайской философской традиции приходится на период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). В философии эпохи Хань был осуществлен идейно-теоретический синтез важнейших учений и разработаны мировоззренческие основания неоконфуцианской идеологии, которая во многом предопределила традиционный характер духовного развития Китая на протяжении двух тысячелетий. Особенности древнекитайской философии. Специфика древнекитайской философской традиции во многом определялась особенностями цивилизационного развития древнего Китая. Каковы же были эти отличительные черты? Характер китайского философского мышления нельзя рассматривать без учета специфики иероглифического письма. В китайском языке значение слова особенно сильно зависит от контекста. Отдельные иероглифы отображают понятия, которые меняются в зависимости от записанных рядом с ними знаков. При помощи китайского письма удобно выражать комплекс идей в их внутренней смысловой взаимосвязи, но зато намного сложнее выстраивать цепочки дедуктивных выводов и логических доказательств. Иероглифическая письменность определила афористический стиль философских текстов, образность, метафоричность языка. Эта специфическая особенность китайской философии предопределила другую ее характеристику. В Китае философия является мудростью жизни. Философ учит людей жить в гармонии с миром и самим собой, быть добродетельным и благополучным, но не стремится логически обосновывать посылки собственных рассуждений. Обоснование достигается другим путем, посредством ссылки на авторитет наследия, волю Неба и деяния предков. Для всей китайской философии характерна приверженность традициям. Незыблемой нормой поведения является сыновняя почтительность к старшим и святость любого начинания, предпринятого предками. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу, а авторские новации имеют смысл и ценность только в том случае, если они претендуют на более ясное и адекватное прочтение традиции. На протяжении более чем двухтысячелетней истории китайская философия пребывала в одной и той же системе идей и категорий. Таким же консервативным оставалось китайское письмо, иеро- глифы, обозначающие древние философские понятия, практически не менялись вплоть до современной эпохи. Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. В китайской культуре отсутствовала религиозная сотериология. Религия китайцев не связана с верой в Бога — абсолютную личность, трансцендентного творца мироздания (подобно христианскому Богу), и не подразумевает под божеством некое духовное, субстанциальное начало космоса, присутствующее в каждой вещи (подобно древнеиндийскому Брахману-Атма-ну). Религиозность в контексте данной культуры приобрела функционально-прагматический оттенок и заключалась в строгом следовании ритуалу. Китайцы поклонялись Небу как безличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное начало мира и основанного на ней поклонения божеству древние китайцы почитали символизируемый Небом порядок и следили за его соблюдением. Вся энергия рационального философского мышления в Китае оказалась направленной на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, совершенствование общественных порядков, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством. Тем самым духовная жизнь китайцев была связана с проблемами земной, практической жизни человека, с поиском естественных оснований гармонии человека и мира, Неба и Поднебесной. Характерно, что человек, как ключевое звено космической триады, рассматривался в качестве активной мироустроительной силы, призванной привести в равновесие и гармонию все существующие в мироздании процессы. Древнекитайское философское мышление в первую очередь было ориентировано на анализ политико-правовых и морально-нравственных основ индивидуального и общественного бытия. Поэтому в философской традиции Китая доминировала социально-политическая и этико-педагогическая проблематика. Философы стремились к практической реализации собственных концепций. Они пытались посредством своих учений влиять на государственную власть и систему воспитания китайского общества. Многие из них в тот или иной период жизни становились советниками императора или удельного князя (вана), получали должность сановника в бюрократическом аппарате древнекитайского государства. Это предопределило еще одну специфическую особенность китайской философской мысли — ее органичную связь с политической идеологией. Ценностные ориентации китайского философа часто совпадали со статусными ориентация-ми государственного чиновника, что, в свою очередь, поддерживало и укрепляло консервативный, традиционалистский характер философствования в Китае. Категориальный аппарат китайской философии, ее основные идеи и положения. В древнекитайской философии важнейшую роль играла идея гармонии Неба, Земли, Человека и Поднебесной. Поэтому категории китайской философии универсальны, они позволяют описывать все структурные уровни универсума — природно-космический, социальный, индивидуально-личностный. Среди множества философских понятий особое значение имеют категории Дао и Неба, отражающие представления древнекитайских мыслителей о наиболее общих принципах и закономерностях бытия. В понимании Лао-цзы — основоположника даосизма — Дао представляет собой безымянное, непознаваемое, всеохватывающее и всепроникающее начало мира. Это мера изменения и развития Вселенной, включая самого человека. Поэтому категория Дао тесно связана с учением о «пяти стихиях» — воде (шуй), огне (хо), дереве (му), земле (ту), металле (цзинь), взаимодействие которых порождало «тьму вещей»; о «Великом Пределе» — Тайцзи, который рождает противоположные друг другу и взаимодействующие силы инь и ян; о небесном эфире ци, обусловливающем движение энергетических токов Земли и Неба. Небесное Дао символизирует также Путь Поднебесной, выстраиваемый в строгом соответствии с ритмами и закономерностями природного космоса. Дао пульсирует в каждом измерении человеческой жизни, проявляется в «пустотности» человеческой природы, ее подверженности переменам, определяет непознаваемость личной судьбы. Дао раскрывается в человеке, если он живет в соответствии с принципом «не-деяния», смысл которого состоит в подчинении объективным ритмам космоса, в отказе от корыстных, эгоистических интересов и целей. Понятия Дао и Небо перекликаются в учениях китайских мыслителей, взаимно дополняя друг друга. Категория Неба, подобно Дао, многозначна. Это принцип мирового порядка, естественная закономерность природы, непознаваемая судьба Поднебесной и внутренняя сущность человека. В традиционной китайской философии данная категория раскрывается посредством понятий ли, жэнь, цзюнь цзы, сяо, чжун и др. Ли означает обычай, закон, ритуал, этикет. На основе этой категории легендарный Конфуций создает знаменитое учение о «благородном муже» (цзюнъ цзы) и его основных добродетелях. В учениях последователей Конфуция разрабатывается патримониальная концепция государства, в котором господствует принцип целостности и вертикально иерархической организованности. На вершине социальной иерархии находится император — «сын Неба» (тяньцзы), в царствах правят его наместники — ва-ны («старшие братья»), связанные с тяньцзы системой кланового родства. Правитель, осуществляющий «веления Неба», обязан заботиться о процветании государства и благополучии подданных. Основой разумного правления считалось соблюдение требований жэнъ — гуманности, которые являются подлинным выражением небесного закона ли. По отношению к государству подданные должны соблюдать правила сяо и ди — покорности и почитания родителей, уважения старших братьев — и принцип чжун — преданности государю. Анализ социально-политических проблем дополнялся также разработкой категории фа, означавшей правовую норму, законодательство страны. Основоположники философии легизма выдвинули теорию государственного правления на основе твердо установленных законов. Главное внимание они обращали на обязательность правовых норм для всех подданных государства и на защиту абсолютной власти императора. Хотя в философских школах древнего Китая складывались различные концепции человека и общества, благодаря неоконфуцианскому синтезу данная система категорий была положена в основу единой идеологии Китая, идеи и положения философских школ гармонизированы между собой по принципу взаимодополнительности. В результате сложилась устойчивая культурная традиция, просуществовавшая в относительно неизменном виде вплоть до начала XX в. Date: 2016-11-17; view: 376; Нарушение авторских прав |