Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Укрепление досок, поврежденных жучками-точильщиками





Наиболее распространенными видами насекомых-вредителей, представляющих опасность для дерева, являются жучки, называемые в быту шашелом. Личинки этих жучков точат древесину, проделывая в ней лабиринты ходов, ослабляющих прочность доски. Иногда деятельность этих «точильщиков» достигает таких размеров, что дерево распадается, превращаясь в труху. Источенную таким образом доску почти невозможно брать в руки, так как она может рассыпаться. Задачей реставратора является, во-первых, предохранение доски от действия жучков путем отравления их и замуровывания ходов, ими проделанных; во-вторых - укрепление значительно ослабленной и распадающейся доски путем предварительного пропитывания ее такими веществами, которые отравляют личинок (если они еще имеются в доске) и восстанавливают в какой-то степени прочность доски. Следовательно, это должны быть комбинированные составы дезинфицирующих и клеюще-связующих веществ.

П.Я.Агеев в своей статье «Возобновление масляных картин» приводит старинный рецепт предохранения досок от червоточины. Подлинный текст его следующий: «Возьми три головки чеснока и горсть полынных листьев, вари в штофе воды пока укипит третья доля, отвар процеди сквозь холстину. В этот отвар прибавь штоф крепкого отвара из пергаментного клея, два штофа уксуса и снова вари на огне. Этой смесью вымазывают доску, и наблюдают, чтобы клей лег равнообразно. Если где клей наплывет густо, то соскобли его ножом».

Этот рецепт не устарел и в наши дни.

Основа рецепта - клей, применяемый нами повседневно. Действие чеснока и полыни ясно - они убивают личинки, а кроме того, чеснок является до некоторой степени веществом, консервирующим клей. Присутствие уксуса также понятно — он задерживает быстрое затвердение клея и, следовательно, способствует более глубокому проникновению состава в глубь доски.

Мастера Палеха и Мстеры для укрепления досок иконы, источенных шашелом, применяют свой традиционный способ.

Они варят клей примерно пополам с льняным маслом, добавляют туда нафто-мыло и в горячем виде этой смесью напитывают источенную доску. По высыхании этого состава доска значительно укрепляется, приобретает вес и может долго сохраняться без рецидивов порчи жучком. Недостатком этого способа является сильное потемнение доски.

В последнее время мастерскими Государственной Третьяковской галереи с успехом применялся очень простой и доступный, каждому музею способ А.Д. Чиварзина. Он состоит в том, что в слабом водном растворе буры варится казеиновый клей в концентрации, которая обычно берется для склеивания дерева. Этот раствор затем разбавляют пополам смесью денатурата с 20-процентным раствором формалина; в результате образуется масса, по внешнему виду напоминающая жидкий крахмальный клейстер. Смесь наносят в теплом виде при помощи кисти. Операцию лучше проводить на открытом воздухе, так как запах формалина неблагоприятно действует на работающего. Пропитанная этим составом доска приобретает значительную прочность и почти не меняет своего цвета.

Из последних приемов в области укрепления досок интересно отметить способ, применение которого нам удалось наблюдать в одной из европейских реставрационных мастерских.

На столе в отдельной комнате лежала изъеденная червяками, буквально разваливавшаяся от малейшего прикосновения доска. Работавший реставратор обливал доску бесцветным составом и размазывал его по ее поверхности. Делалось это в несколько приемов по мере впитывания состава отверстиями и разрыхленными волокнами доски. После недолгого просыхания (около 2—3 часов) доска превратилась в своеобразную окаменелость; когда по ней ударяли, она издавала резкий, звенящий звук. Состав, которым пропитывали доску, представлял собой так называемое жидкое дерево. Это была светлая прозрачная масса, напоминающая коллодий, целлюлозу. Она получила широкое распространение в различных отраслях промышленности и нашла применение и в музейном деле. Технологическое преимущество этого средства, как нам кажется, не подлежит сомнению. Дерево укрепляется деревом, т.е. тем же материалом, только находящимся в ином виде.

Масса целлюлозы, довольно густая, по мере надобности разбавлялась сильно летучим растворителем — ацетоном, благодаря чему состав проникал во все отверстия, проделанные точильщиком, и пропитывал распадающиеся волокна древесины. Ацетон играет двоякую роль: с одной стороны, он отравляет насекомых, оставшихся в древесине, с другой — разжижает массу, сообщает ей способность проникать в тончайшие щели и спаивает в одно целое трухлявое дерево. Быстрое его улетучивание ускоряет процесс укрепления доски. На наш взгляд, проблема разработки этого метода у нас в Союзе и внедрение в повседневную практику является одной из наиболее актуальных задач.

 

 

"Техника реставрации картин" Е.В.Кудрявцев, Москва 2002

Date: 2016-11-17; view: 812; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию