Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возобновление старого лака





 

Покровные лаки изменяют свое состояние под воздействием атмосферных условий — повышения влажности и ее колебаний. Большинство смол подвержено действию сырости, и лаковая пленка, являющаяся своего рода стекловидным слоем, может терять свою прозрачность от утраты связи частиц между собой. Лак, как говорят, «слепнет». Начинается это обычно с посинения его, в особенности заметного при рассматривании картины сбоку. Процесс посинения постепенно переходит в победе-ние, от которого лак делается совершенно непрозрачным, закрывающим белесой пеленой живопись. Побеление может проходить и ускоренно при скачкообразном действии влаги (намокание). В дальнейшем частицы смолы еще более утрачивают связь между собою, и лаковая пленка, превращаясь в порошок, осыпается. М. Петтенкофер сравнивает лак с прозрачным стеклом, которое, будучи истолченным в порошок, делается непрозрачным. Петтенкофер доказал правильность своего мнения предложенным им методом восстановления лаковой пленки.

Нарушение целостности лаковой пленки может происходить и от плесени, которая, разрастаясь по сетке кракелюра, вредит лаку. Всякого рода трения также способствуют поматовению лака, и даже пыль (частицы почвы), увлекаемая токами воздуха и беспрестанно скользящая по поверхности картин, постепенно портит лак.

Картина с испорченным лаком теряет свою прелесть и в конце концов делается совершенно неразличимой. Задачей реставратора является возобновление лака. В его распоряжении имеется ряд способов, применение которых зависит от степени и характера изменения лака.

1. Если картина была недавно крыта лаком и в помещении с повышенной влажностью у нее начал синеть лак, то прежде всего ее нужно перенести в сухое помещение. Спустя некоторое время можно испробовать (где-нибудь в углу картины) «полировку лака» сухой мягкой фланелью или замшей. При трении поверхность лака от тепла несколько нагревается, отчего размягчаются мельчайшие частицы лака, начавшие разъединяться (каверны). Они как бы сплавляются вновь и посинение исчезает. Если сухая полировка дает положительный результат, можно распространить попытку на всю картину. При работе следует в максимальной степени предотвращать вибрацию холста (усилить натяжение полотна клинками, не сильно нажимать на фланель и не затягивать операцию).

2. Если посинение лака устойчиво и не проходит от указанных мер, следует применить протирки (рис. 41).

41. Картина неизвестного художника голландской школы. Протирка разложившегося лака без регенерации. Реставрация Е.В. Кудрявцева

При этом употребляются следующие вещества:

а) скипидар в чистом виде или с примесью спирта от 5 до 10%;

б) скипидар с примесью 20% отбеленного масла (вытиранием насухо):

в) скипидар с примесью от 20 до 50% картинного лака дамарного или мастичного;

г) скипидар пополам с копайским или канадским бальзамом.

Указанные составы растворяют поверхность лака, благодаря чему разъединившиеся частицы смолы сплавляются вновь и прозрачность лака восстанавливается.

3. Не всегда лак синеет. Как уже указывалось, он может поматоветь, потускнеть. Поматовение и потускнение достигают различной степени в зависимости от времени и характера воздействий на лак тех или других факторов. Матовость и тусклость устраняются также протиркой с применением тех же средств, с тою разницей, что в некоторых случаях (сильное поматовение) процент добавляемого для усиления растворителя — спирта может быть увеличен до 25—50%.

4. Наиболее серьезное изменение лака, граничащее с его полным распадом, это — побеление. Побеление излечивается протиркой скипидаром с добавлением в него спирта в разных пропорциях и даже чистым спиртом. Работа ведется способом «тампонирования», т.е. прикладывания к месту побеления небольшого тампона ваты, смоченного спиртом. Полезно применять спирт пополам с копайским бальзамом. Протирками и тампонированием могут устраняться далеко не все побеления, с которыми приходится сталкиваться в практике Тампонирование с применением чистого спирта, хотя и устраняет во многих случаях побеление, но действует, даже при умелой работе, неравномерно. Поэтому мы можем советовать пользоваться этим методом лишь при устранении небольших отдельных пятен побеления. Встречаются побеления «глубокие», т.е. такие, когда лак разложился во всей его толще, и это разложение начало уходить в красочный слой, если в картине были лессировки, сделанные на лаке (рис. 42 и 43).

42. Неизвестный художник. «Возвращение Агари» (деталь). Сильное разложение лака

43. Неизвестный художник. «Возвращение Агари» (деталь). После регенерации лака по методу Е.В. Кудрявцева

Сильно действующим и почти всегда удачным средством возобновления старого лака является регенерация по методу Петтенкофера, с 1848 года прочно укоренившемуся в практике. Этот ученый предложил очень оригинальную операцию воздействия на разлагающийся лак паров винного спирта. Насыщенный парами спирта воздух, действуя как растворитель на частицы смолы, размягчает их. Размягчаемые частицы разбухают, приближаясь друг к другу, и, наконец, сливаются вместе, образуя опять цельную прозрачную лаковую пленку. Техника работы заключается в следующем.

Изготовляют или подбирают ящик-камеру в ширину и длину немногим больше картины. Высота ящика должна быть не более 7-10 сантиметров. Дно ящика обклеивают сукном, а стенки грунтуют столярным клеем, для того чтобы пары спирта не впитывались древесиной и не расходовались напрасно. Сукно обильно напитывается спиртом, но так, чтобы при перевертывание ящика вверх дном спирт не стекал. Картину освобождают от поверхностных загрязнений (состав не должен включать масла) и кладут лицевой стороной вверх на крышку ящика. После этого ее накрывают ящиком. Спирт будет испаряться, и пары его, оказавшись в замкнутом пространстве, начинают действовать на лак. Через известные промежутки времени ящик приподнимают и наблюдают за состоянием лака. В местах, менее испорченных, лак восстанавливается быстрее, в местах глубокого его поражения — медленнее. Признаки восстановления лаковой пленки заключаются в том, что поверхность картины из тусклой превращается в прозрачную, она кажется только что лакированной. Регенерация может продолжаться от 10 минут до 1 1/2 - 2 часов. Если на протяжении этого времени не хватает паров, сукно напитывают спиртом дополнительно. Держать картину под парами спирта долгое время опасно, так как может произойти растворение лессировок и даже основного красочного слоя, если он содержит примеси лаков. Сам лак, чрезмерно растворенный, может сильно расплыться и потечь. Периодическим просмотром реставрируемой вещи устанавливается срок регенерации. Работа должна происходить в чистом помещении, так как пыль, прилипнувшая к свежей поверхности лака, не удаляется. По окончании работы картину желательно оставить в горизонтальном положении до полного отвердения лака.

В последнее время реставрационными мастерскими Государственной Третьяковской галлереи применяется несколько видоизмененный прием работы, упрощенный, но гарантирующий картину от потеков и капель спирта со смоченного сукна. К ребрам подрамника несколькими гвоздями прибиваются тонкие не широкие рейки (можно фанерные) с таким расчетом, чтобы они выступали в сторону живописи на 5-8 сантиметров. На стол или мраморную плиту подстилают сукно (байковое одеяло, фланель и пр.) по размеру немного больше картины. Материю обильно смачивают спиртом и на нее укладывают картину. Поскольку к картине прибиты рейки, она, опираясь на них, не прикасается к материи, а находится от нее на расстоянии 5—8 сантиметров. Сверху картину накрывают покрывалом из клеенки, бумаги или плотной материи для задержки паров спирта. Ход наблюдения за процессом в дальнейшем тот же.

При большом размере картин и частичном повреждении лака на них делают местную регенерацию. В таких случаях к картине прикладывают небольшую коробку с находящимся на дне ее сукном, смоченным спиртом. По мере надобности она может передвигаться. Неудобство местной регенерации при данном способе заключается в том, что на лаке образуются «швы» в местах перестановки коробки, которые так или иначе приходится затушевывать. Регенерированные места картины обычно выделяются на общем фоне большим глянцем. Для выравнивания фактуры приходится путем протирок лака их границы сводить на нет. Необходимо указать на то обстоятельство, что масла затормаживают процессы регенерации лака, поэтому никогда не следует перед этим протирать живопись маслом; наоборот, копайский бальзам способствует лучшему восстановлению старого лака. Если процесс регенерации протекает трудно, медленно и картина по-прежнему остается тусклой, можно промазать наиболее «неприятные» места копайским бальзамом, продолжив затем тот же процесс. Бальзам, по-видимому, добавляет недостающие смолистые вещества в старый, местами облетевший лак, помогая частицам смолы интенсивнее спаяться друг с другом.

Ярким примером повреждения лака от сырости и восстановления его методом протирок и регенерации может служить происшествие 8 января 1935 г. в Гос. Третьяковской галерее, вызвавшее массовую реставрацию картин. В одной из отопительно-вентиляционных камер подвального этажа горячая вода пробила кожаную прокладку в кране. Вода потекла на пол камеры и начала интенсивно испаряться. Камера переполнилась паром, который через воздуховодные каналы проник в экспозиционные залы, наполнив их теплым туманом. На поверхности картин влага конденсировалась в виде мельчайших капель. После ликвидации аварии картины были сняты со стен для удаления с них влаги и перенесены в соседние сухие залы. Через несколько часов начало наблюдаться побеление лака, интенсивно прогрессировавшее буквально на глазах. Интересно отметить, что на некоторых вещах по высыхании их, побеление несколько уменьшалось, на большинстве же, наоборот, усиливалось.

Специальной комиссией под руководством И.Э.Грабаря и ближайшем участии П.Д. Корина после произведенных проб были приняты методы реставрации, заключавшиеся в протирках скипидаром с прибавлением различных доз винного спирта и последующей регенерацией.

Примененные методы дали положительные результаты и в течение 13 лет, прошедших с тех пор, заболевание лака на реставрированных вещах не наблюдалось.

В приводимой нами таблице указаны пропорции спирта и скипидара и длительность воздействия паров спирта при реставрации каждой картины.

ТАБЛИЦА ПОКАЗАТЕЛЕЙ действия протирок составом спирт + скипидар и регенерации,

примененных при реставрации картин в Государственной Третьяковской галерее в 1935 году (открыть)

Интересны показатели у картин В. Васнецова и Левитана. При реставрации первых требовались смеси с большим содержанием спирта и даже применение его в чистом виде («После побоища»). Кроме того, большинство вещей Васнецова потребовало длительной регенерации. Картины же Левитана требовали слабых составов и реставрировались без регенерации. Объясняется это, по всей вероятности, тем, что васнецовские картины висели в том зале, где были расположены воздуховодные каналы, через которые проникал пар. Картины же Левитана экспонировались в соседнем зале, т.е. дальше от источников поступления пара. Следовательно, лак сильнее разложился при большем воздействии сырости. Однако возможно и то, что сам по себе лак картин Васнецова оказался менее стоек.

В очень недавнее время метод регенерации Петтенкофера начал встречать возражения со стороны некоторых специалистов Запада (Германия). Они приводят примеры посинения лака у регенерированных картин, что приписывают недостаткам самого метода, взамен его считают более целесообразным удалять лак. На наш взгляд это мнение является неправильным. Посинение лака после регенерации иногда наблюдалось, но это могло происходить от различных обстоятельств. Картина с регенерированным лаком, возможно, не была выдержана в надлежащих температур-новлажностных условиях, и свежий, только что возрожденный и не окрепший лак не смог противостоять повышенной влажности воздуха, токам его и пр. Наконец, сам процесс регенерации не был выполнен в надлежащей обстановке. Возможно, что пары спирта при воздействии на лак сталкивались с несколько увлажненной средой. Микроскопические частицы влаги, попадая в формирующуюся лаковую пленку, в дальнейшем в какой-то степени вредили ей, отчего и получалось посинение. Наша практика знает много примеров хорошо сохраняющегося после регенерации лака.

Недостатки метода Петтенкофера заключаются не в самом принципе — он, на наш взгляд, бесспорно, верен, а главным образом в несовершенстве и примитивности его техники, рабочих приемов. Степень глубины разложения лака на картине в различных местах ее бывает разная. Для каждого восстанавливаемого пятна требуется и различная степень воздействия паров спирта. Помещая картину в одну камеру с одинаковым действием паров, мы не имеем возможности регулировать это действие в соответствии с различной степенью повреждения отдельных мест лака. В результате этого более легкие повреждения, исправившись ранее, продолжают находиться под действием паров до тех пор, пока не исправятся повреждения более тяжелые. Следовательно, возрождаемая лаковая пленка продолжает без необходимости оставаться в расплавленном состоянии, усиливающемся по мере воздействия паров.

Наконец, как уже указывалось, на картинах большого размера регенерация отдельных участков лаковой пленки производится при помощи прижимаемой к полотну и переставляемой с места на место ящика-коробки. Эта коробка оставляет «швы» в местах перестановок. К тому же ее приходится все время прижимать к полотну, а это для него не полезно, а скорее, вредно.

Кроме того, рабочее положение мастера не совсем удобно: устают руки, так как операция в зависимости от глубины разложения лака может затягиваться надолго. Процесс регенерации, подобно проявлению фотопластинок, протекает в основном без непрерывного наблюдения. Картина находится в камере или лежит закрытая на столе. Работающий не может, подобно хирургу, беспрестанно наблюдать за тем, что он делает и что происходит в результате этого. За ходом процесса он наблюдает лишь тогда, когда открывает камеру. Ему приходится как бы угадывать время «выдержки», а поэтому возможны передержки, перетравки и т.п. Метод был бы совершеннее, если бы давал возможность непрерывно видеть то, что делается, и позволял бы регулировать действие спиртных паров в соответствии со степенью разложения различных участков лака.

Эти соображения невольно наталкивали на мысль усовершенствования метода регенерации. Мы пошли по линии изыскания возможности направлять пары спирта на обрабатываемые участки картины. Мы стремились найти такой прием, чтобы при максимальной портативности сооружения, почти не прикасаясь к картине, легко и удобно можно было, как бы легким дыханием, возрождать испорченный лак. Проделанными довольно примитивными опытами удалось добиться очень простого способа направлять пары спирта на определенное место, под непрерывным контролем руки и глаза. Сделанный по нашему заказу простой прибор (рис. 49, 50, 51)

49. Схема прибора для регенерации лака по методу Е.В. Кудрявцева

50. Прибор для регенерации

51. Процесс регенерации

позволяет пульверизировать подогреваемые пары, эффективно действующие даже на очень застарелый, испортившийся лак. Прибор имеет простую конструкцию, не вызывает затруднений при его изготовлении и совершенно безопасен в применении. При его изготовлении были произведены соответствующие испытания на прочность под давлением, так что безопасность работы им вполне гарантируется.

Какие же преимущества дает этот принцип пульверизации паров растворителя. Преимущества эти заключаются:

а) как уже указывалось, в возможности работать как над целой картиной, так и над деталями, под контролем руки и глаза;

б) в регулировке времени и действий по желанию работающего;

в) в портативности всего рабочего процесса регенерации;

г) в возможности работать над большими картинами, не снимая их со стен и не прикасаясь к ним;

д) в экономности материала;

е) в возможности размягчать отдельные места сгущенного лака и разравнивать его тампоном;

ж) в размягчении густых слоев лака, предназначаемых к удалению;

з) в растворении покровных олиф и удалении их только ватой, без скальпеля;

и) в более быстром затвердевании лака после регенерации, что должно обеспечивать более устойчивую пленку.

Кроме паров спирта, примененных Петтенкофером, нами были применены и пары других растворителей. В частности, пары родственного лаку скипидара также давали хорошие результаты.

Данный метод обработки лаковых поверхностей был апробирован и одобрен академиком И.Э. Грабарем, проф. С.А. Тороповым, художником П.Д. Кориным, художниками-реставраторами В.Н. Крыловой, С.Я. Бабкиным, К.А. Федоровым, М.Ф. Ивановым-Чуроновым и нашел себе применение как в реставрационных мастерских Гос. Третьяковской галереи, так и в других смежных учреждениях: Государственных, Центральных Реставрационных Мастерских, Гос. Музее Изобразительных Искусств им. Пушкина в Москве и др. "Техника реставрации картин" Е.В.Кудрявцев, Москва 2002

 

 

44. В. Васнецов. «Аленушка» (деталь). Разложение лака от воздействия сырости. 45. В. Васнецов. «Аленушка». Разложение лака частично устранено протирками

 

46. В. Васнецов. «Аленушка». Картина после реставрации. Реставратор П.Д. Корин

 

47. И.Левитан. «У омута». Повеление лака после воздействия водяных паров 48. И.Левитан. «У омута». Картина после реставрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Техника реставрации картин" Е.В.Кудрявцев, Москва 2002

Date: 2016-11-17; view: 1192; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию