Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Физкультминутки и физкультпаузы
Физкультминутки проводятся во время занятий в ДОУ при первых признаках утомления: снижение внимания, беспокойство. Физкультминутка может проводиться один раз, два за занятие. Упражнения выполняются сидя или стоя, что предпочтительнее. В комплексы физкультминуток включают простые упражнения, удобные для выполнения в групповой комнате. Они должны способствовать активному отдыху тех групп мышц, которые утомляются от однообразной позы, а также снятию утомления с мышц, которые включены в длительную и напряженную работу[11]. Для снятия местного мышечного утомления выполняются упражнения на расслабление отдельных мышечных групп, например снятие утомления с мышц кисти, пишущей руки. При статическом напряжении, например при удержании тела в однообразной позе (сидение) рекомендуется выполнять упражнения динамического характера, снимающие излишнее напряжение, упражнения для активизации работы внутренних органов и устранения застойных явлений в организме – например, дыхательные упражнения. Для снятия локального мышечного напряжения и с цель профилактики нарушений осанки комплекс физкультминуток начинают с ходьбы на месте (с высоким подниманием колена, строевой шаг, обычная ходьба). Затем выполняются 3-4 общеразвивающих упражнения на основные группы мышц: плечевой пояс, туловище, мышцы ног. В заключение выполняется 1-2 упражнения на снятие утомления с мышц зрения или 1-2 дыхательных упражнения. При длительной напряженной работе зрительных анализаторов необходимо использовать упражнения для глаз, которые будит способствовать снятию напряжения глазных мышц – согревание, массаж, моргание. При выполнении гимнастики для глаз нужно избегать упражнений, способствующих их дальнейшему утомлению (различные движения глазами в стороны, по диагонали, круговые)[17]. Иногда требуется проведение физкультминуток для снятия излишнего эмоционального напряжения. Этому будут способствовать игры с юмором, игры - шутки. Особое внимание, в работе с детьми средней группы, как и подготовительной группы ДОУ, следует уделять подготовки руки к письму. Этому будут способствовать упражнения пальчиковой гимнастики. Содержание физкультурных минуток нужно менять не реже одного раза в неделю, чередовать. В комплекс должны входить 3-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз каждое. Физкультурные минутки желательно проводить с музыкальным сопровождением или речитативом – это создает положительный эмоциональный настрой. Показ упражнений новой физкультминутки осуществляет воспитатель. Если физкультминутка уже знакома детям, то ее показывает один из детей группы по желанию или указанию воспитателя[28]. 4 вопрос Формирование физической культуры личности дошкольника в авторской программе физического воспитания «Физкульт-ура!» Как отмечалось выше, физическая культура личности – это устойчивое личностное качество, обусловливающее заботу человека о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния. В дошкольном возрасте основными показателями физической культуры личности являются: • определенный уровень специальных знаний (об организме, его физическом состоянии, средствах воздействия на него и методах их применения). Знания определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности; • уровень физического совершенства (физическое развитие, физическая подготовленность). Физическое совершенство составляет фундамент активной социально значимой физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом; • мотивационно-ценностные ориентиры (мотивы, интересы, установки, убеждения, потребности). Они выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и созидательно-активной деятельности. Все перечисленные элементы тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга. Становление физической культуры личности в дошкольном возрасте означает, что ребенок приобщается к непреходящим человеческим ценностям, всеобщим средствам оздоровления. В современный период формирование физической культуры личности связано с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром содержания физкультурно-оздоровительной работы (развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности; самоопределение в физической культуре; приобретение опыта творческого похода к физкультурно-оздоровительной деятельности и др.). Цель программы физического воспитания «Физкульт-ура!» (авторы В.Н. Шебеко и В.А. Овсянкин) – формирование физической культуры личности дошкольника. Теоретической основой программы служит концепция Б.Г. Ананьева о целостности человеческого организма и возникшей в связи с этим возможности управления многими сторонами развития через регуляцию одной из них посредством тренировки определенных функций в процессе обучения. Задачи программы: • развитие физического потенциала, обеспечивающего достижение определенного уровня физического совершенства (физической подготовленности ребенка); • начальное физкультурное образование дошкольника, позволяющее дать сознательную установку на здоровый образ жизни; • гигиеническое воспитание, направленное на начальные действия детей по самоорганизации здорового образа жизни; • развитие личного опыта ребенка (опыта самопознания, самоутверждения и самооценки) с помощью разнообразных двигательно-игровых ситуаций; • формирование мотивов положительного отношения к занятиям физическими упражнениями. Программа базируется на следующих принципах, ориентирующих на отношение к ребенку как к субъекту собственной деятельности: • оптимальное соотношение процессов развития и саморазвития, позволяющее устанавливать гармоничные соотношения процессов развития, детерминированных действиями взрослого, и процессов саморазвития, обусловленных собственной активностью ребенка; • адекватность содержания особенностям физического и психического развития детей. Реализация данного принципа проявляется в учете педагогом специфики мотивации деятельности дошкольника, особой значимости игровых мотивов, потребности в самоутверждении; • субъектный контроль, показывающий, насколько самостоятельны принимаемые детьми решения, способны или не способны дети совершать осознанные действия для наиболее полной самореализации; • сотрудничество педагога с детьми, способствующее продвижению ребенка к определенным целям. Содержательная часть программы включает: • характеристики физического и личностного развития детей 4–6 лет; • задачи физического воспитания, концентрирующие внимание педагога на новых возможностях изучаемого материала и соотнесенные с деятельностью личностных структур сознания дошкольника (самопознание, самореализация, саморегуляция, рефлексия); • перечень умений, свойственных ребенку как субъекту физкультурно-оздоровительной деятельности; • основы физкультурных знаний, с помощью которых ребенок обнаруживает способность осмысливать явление путем собственных размышлений, сомнений, саморегулировать свое поведение. В основе физкультурных знаний лежат личностно значимые ценности: знания о физическом состоянии, средствах воздействия на него; правилах сохранения и укрепления здоровья, правилах самодисциплины; предметах и действиях, связанных с выполнением гигиенических процедур; физических упражнениях, их назначении, способах использования; своих физических возможностях (уровень физической подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку); своем организме (строение и значение скелета, мыши, головного мозга, сердца, органов дыхания); • базовые двигательные навыки, связанные с выполнением физических упражнений различных видов, определяющих уровень физической подготовленности детей. Двигательные умения и навыки, представленные в программе, связаны с выполнением физических упражнений. Большое количество упражнений затрагивает мелкие мышцы, в частности мышцы рук. Как правило, такие движения хорошо контролируются сознанием. Вместе с тем в качестве базы для овладения различными движениями и развития вегетативных функций организма в программу включены упражнения, затрагивающие крупные мышцы (упражнения для мышц плечевого пояса, туловища, ног). Результативность формирования двигательных навыков определяется уровнем развития двигательных способностей (скоростно-силовых, ловкости, выносливости). В программе предусмотрены упражнения, способствующие элементарной спортивной подготовке, расширяющие кругозор детей, вызывающие интерес к спорту (катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание). Дети учатся выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки); • гигиенические умения и навыки, помогающие ребенку вести здоровый образ жизни (умывание, чистка зубов, полоскание рта, уход за волосами и ногтями, пользование носовым платком, салфеткой, уход за одеждой и обувью). Для каждой возрастной группы разработан свой двигательно-оздоровительный режим. Он построен на использовании в оздоровительной работе с детьми: • специально организованных физкультурных мероприятий: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика после дневного сна, игры и упражнения на прогулке, физкультурные развлечения, занятия в кружках, секциях, домашние задания по физической культуре; • совместной деятельности детей и взрослых – индивидуально-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, разный уровень физического развития и физической подготовленности; проведение закаливающих мероприятий, развивающих игр физкультурной тематики и т. д.; • самостоятельной двигательной деятельности дошкольников и самоконтроля за своим поведением в утренний отрезок времени, перед занятием, на прогулках, после дневного сна, в бытовой и игровой деятельности. Важная часть программы «Физкульт-ура!» – «Методические рекомендации по организации дополнительных образовательных услуг в физическом воспитании детей». Согласно нормативным документам образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности. Их содержание должно решать задачи сверх базисной программы дошкольного образования и позволять развивать способности как обычных, так и одаренных детей. Одно из направлений дополнительного образования в физическом воспитании – развитие и совершенствование двигательных способностей ребенка. В программе «Физкульт-ура!» развитие двигательных способностей осуществляется в деятельности, которая включает элементы спортивной тренировки. Этому способствуют ритмическая гимнастика, элементы акробатики, художественной и спортивной гимнастики, а также творческая двигательная деятельность детей, в которой ребенок экспериментирует со способами выполнения движений. Методические рекомендации раскрывают особенности содержания такой работы со старшими дошкольниками. Дополняет содержание методических рекомендаций практический материал (конспекты физкультурных занятий и подвижных игр), помогающий детям овладеть новыми движениями, развить самоконтроль двигательных действий.
Завершает методические рекомендации «Программа самообразования педагога – организатора физического воспитания в дошкольном учреждении», показывающая основные направления самосовершенствования педагога по проблеме формирования личности дошкольника средствами физической культуры. Date: 2016-11-17; view: 687; Нарушение авторских прав |