Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
За начало летоисчисления по черкесскому календарю рекомендуется принять 8209 год до Н. Э.
Первый год черкесского летоисчисления исчисляется с 23 марта 8209 года до н.э. по 22 марта 8208 год до н.э. *** ********* * * Вопросы древнейшей истории адыгов Ж.В. Кагазежев 19.08.2011 By admin Статья посвящена вопросам исследования древнейшей истории адыгов. Она опирается на материалы древних археологических культур, обнаруженных непосредственно на территории формирования адыгов. Большое значение для восстановления событий имеют и данные древних письменных памятников. В процессе их изучения выявляется взаимосвязь древних адыгов с древним населением Северного и Южного Причерноморья. Выявляются генетически родственные параллели с древнейшим доиндоевропейским населением Средиземноморья. В процессе формирования народов и выделения их из первобытного состояния происходило не только территориальное разделение человечества, но и этнопсихологическое деление на своих и чужих (мы – они). Происходит складывание языков и культур, национального самосознания. С данным фактором напрямую связано самоназвание адыгского народа – адыгэ (адыхэ). В основе самоназвания лежит буква д – символизирующая в адыгском языке символ принадлежности, собственности. Проанализировав древние сказания адыгов, в частности, сведения Ш. Ногмова, можно сделать вывод, что наряду с этнонимом«адыгэ» применяли и тождественное ему «адыхэ»[1]. Знаки г и х в окончании слов адыгского языка созвучны и похожи друг на друга, поэтому можно сделать вывод, что этнонимы адыгэ и адыхэ имели долгое время обоюдное хождение, либо и, скорее всего, адыхэ трансформировался на адыгэ с течением времени. Возможно, это произошло под влиянием абазинского языка. Абазины смешивались с адыгами в огромном количестве за весь период их сосуществования. Этноним адыгэ (хэ) образован следующим образом:, а + ды (наш) + хэ (суффиксмножественного числа в окончании адыгских слов). Таким образом, в слове «адыгэ» —«народ» - основную смысловую нагрузку несет сочетание «ды», приставка, имеющая значение «наш». Ойкумену своего проживания адыги представляли себе в виде земли, окруженноой со всех сторон морем (океаном). Слово страна – Хэку – переводится с адыгского как«середина моря (океана)». Можно сделать вывод, что формирование адыгов происходило в непосредственной близости от моря, в данном случае – бассейне Черного моря, название которого звучит по адыгски Ахын – море, наше море. Видимо в эту эпоху сформировались основы национального поведенческого самосознания адыгов – Адыгэ Хабзэ, законы и обычаи страны адыгов. В Адыгэ Хабзэ регламентированы все нормы жизни, поведения, принадлежащего к адыгскому народу человека. Со временем Адыгэ Хабзэ стал настолько аккумулирован и почитаем в народе, что главной особенностью менталитета адыгов стало исповедование Адыгэ Хабзэ, ставшего своеобразной национальной религией. Антропологические материалы позволяют отнести адыгов к автохтонному, древнейшему населению Кавказа. По расовой систематике адыги в большинстве своем относятся к понтийскому типу кавказско-балканской расы большой европеоидной расы. Часть восточных адыгов относится к кавкасионскому типу. Преобладающим в науке является мнение, что понтийский тип сформировался в процессе грациализации массивного протоморфного кавкасионского типа в условиях высокогорной изоляции. Понтийская группа популяции рассматривается в качестве самостоятельного варианта расовой систематики, имеющего значительную древность. Он сложился на базе многочисленных локальных типов верхнего палеолита, в эпоху неолита в Восточном Средиземноморье[2]. М.Г. Абдушелашвили называет понтийский тип на территории проживания адыгов – адыгским и дает ему следующую характеристику: малый скуловой орнамент, большая толщина губ и горизонтальное положение кончика носа, низкий процент выпуклых форм спинки и малая высота носа, большая длина тела и высокий процент светлых глаз, умеренно развитый волосяной покров на лице и теле[3]. Понтийский тип, кроме Северного Кавказа, был распространен в Западной Грузии и Малой Азии. Важным является и выявление генетического родства древнейшего населения данных регионов. По результатам исследований З.В. Анчабадзе[4], И.М. Дьяконова[5], С.А. Старостина[6] и других авторитетных исследователей древней истории адыги и родственные им абхазы имеют непосредственное родство с древнейшим населением Малой Азии – хаттами. Весьма примечательно, что о родстве адыгов с хаттами писал адыгский исследователь начала ХХ в. Н. Цагов, опиравшийся на труд известного адыгского историка в Турции Мета Джунатуко Изет-Паша[7]. Родство адыгов и абхазов с хаттами определяется, прежде всего, с помощью изучения лингвистических материалов. По мнению ученых: Э. Форера, Б. Грозного, Э. Лароша, Ю. Мессароша, И.М. Дьяконова, И.М. Дунаевской типология адыго-абхазских языков очень близка к хаттскому. В своих исследованиях И.М. Дунаевская доказывает глубокий параллелизм префиксального строя глагола адыго-абхазских языков и хаттского, включающего и субъективно-объективные показатели[8]. По мнению В.В. Иванова, фонетические соответствия не оставляют сомнения в том, что по своей лексике хаттский является языком древнесеверокавказской семьи, сохраняющим многие черты, общие с западнокавказскими[9]. Генетическое родство адыгов и абхазов с хаттами обнаруживает в своих сравнениях нартского эпоса с хаттскими мифами В.Г. Ардзинба[10]. Параллели обнаруживаются и в религии, религиозных обрядах[11]. Важное значение имеет и исследование названий хаттских населенных пунктов сходных с адыгскими и абхазскими – Дахапс, Парпара, Арипса. В основе названия хаттского поселения Дахапс лежит адыгское слово дахэ, означающее «красивый», «прекрасный», и распространенное в адыгской топонимии и гидронимии слово псы – река, вода, как и в основе Арипса. Адыгская гидронимия сохраняется до нашего времени и в Западной Грузии: Ахыпс, Хыпс, Лашыпс, Дагарыпш (с), Рапш (с), Супса и др. По мнению З.В. Анчабадзе бесспорным является адыгское происхождение части топонимики Северо-Восточной части Малой Азии – Синопэ, Акамапсис, Арипсэ,Апсареа, Дуабзу и др[12]. Данные исследования согласуются с тезисом, что областью расселения адыгов и абхазов в древности являлся весь Западный Кавказ и прилегающие районы Малой Азии. При этом основная масса населения адыгов и абхазов была сосредоточена на Западном Кавказе. Как указывает О.М. Джапаридзе, адыги и абхазы принадлежат культуре раннеземледельческих племен, выявленной, в основном, на Западном Кавказе[13]. Древнейшими археологическими реалиями адыгов на Северном Кавказе являются Дольменная и Майкопская культуры (III тыс. д.н.э.). Дольменная культура получила свое название от погребальных памятников в виде наземных склепов, сооруженных из огромных каменных плит, известных в научной литературе под названием дольменов(от кельтского «тол» — стол, «мен» — камень) (середина III-II тыс. д.н.э.). На Кавказе дольмены встречаются строго на территории расселения адыгов и абхазов. По мнению Ш.Д. Инал-ипа ареал распространения дольменов и есть в основном «первоначальная» родина адыгов и абхазов[14]. Интересным является факт о том, что дольмены встречаются на территории Пиренейского полуострова (в основном западняя часть), островов Сардиния и Корсика. Широкое распространение наряду с Дольменной культурой имела и Майкопская раннебронзовая культура (III тыс. д.н.э.). Она занимала территорию Прикубанья и Центрального Кавказа, т.е. несменяемую на протяжении тысячелетий область расселения адыгов. Майкопская культура имеет так же генетическую связь с мезолитическими и неолитическими группами населения Абхазии и Западной Грузии: Гуандара, Самеле-Клде, Одиши, Мацис-Цихе, Тетрамица, Сагварджиле и др[15]. Майкопская культура, ассоциируемая с адыгами, содержит значительный архаический пласт, восходящий к местному неолиту и даже мезолиту. Важное значение для исследования племен носителей Майкопской культуры имеет обнаруженные в захоронениях древняя плита с письменностью, получившей название фонетизированной силлабо-пиктографической пиктограммы. Г.Ф. Турчанинов сделал попытку прочесть текст письма на основе абхазского языка[16]. Письменность майкопцев датируется при этом III тыс. д.н.э. Изучая памятник древнейшей письменности Кавказа, Г.Ф. Турчанинов и его коллеги, пришли к выводу, что письмо именуется ашуйским, причисляя к ашуйцам абхазов, абазин и убыхов. На наш взгляд, вряд ли является правомерным считать ашуйцев абхазами, абазинами и убыхами, исключая адыгов. Ведь адыги имеют общие генетические истоки с абхазами, абазинами и убыхами. По мнению Ш.Д. Инал-ипа[17] и З.В. Анчабадзе[18] распад адыго-абхазской общности начался во II тыс. д.н.э. Распад единства адыгов и абхазов С.А. Старостин определяет рубежом II-I тыс. д.н.э.[19]. Полное завершение процесса распада относят к концу античной эпохи. Анализируя адыгские и абхазские этнические и географические названия, Л.И. Лавров пришел в выводу, что и в I тыс. н.э. разница между адыгским и абхазским языками была незначительной[20]. Исходя из выше указанных фактов правомерность определения ашуйцев как чистых абхазов, абазин и убыхов вряд ли является обоснованной. Ошибочным так же является использование термина ашеуа только в отношении абазин. Названием Ашею абхазы называли земли адыгов находящиеся за Кавказским хребтом, в частности кабардинцев[21]. А после переселения абазин, на данные земли, которых ранее называли абазги, абаза, термин ашеы закрепился и за абазинами, т.е. в данном случае – за жителями земли адыгов. В основе Ашу вполне может лежать адыгская основа щIы – означающая землю. И вполне вероятно, что в адыгском языке, как и в абхазском, в древности широко использовался префикс а, отражающийся в адыгских названиях – а-дыге, а-хеи, а-гуй, а-шэ, А-дагум, А-бин, А-фыпс, А-нэпэ и др. Наиболее наглядным примером является древнее название Черного моря Ахын: т.е. А+хы (море). Называвшие море А хы ном адыги вполне могли называть землю, на которой живут А шу. Данное объяснение термина является более правдоподобным. Не случайным является и то, что некоторые переведенные на абхазском языке тексты ашуйцев переводятся и по адыгски. По нашему мнению, полный перевод ашуйской письменности вряд ли возможен без адыгского языка. В III тыс. д.н.э. вряд ли приходится говорить о наличии отдельных друг от друга адыгского и абхазского языка, хотя можно допустить существование диалектов. В переведенной Г.Ф. Турчаниновым письменности встречается текст, где упоминается царь Ашуи, сын азегского царя великого Мараны[22]. Здесь невооруженным взглядом можно выявить тождество названия адзега с адыгами. Ашуйское письмо является древнейшим в Европе. В начале II тыс. д.н.э. оно было занесено в Финикию, продававшимися туда рабами и утвердилось там как протобиблейское (псевдоиероглифическое) письмо[23]. Оно стало в дальнейшем основой к созданию собственного финикийского письма, от которого произошли греческая и латинская письменность. В III тыс. д.н.э. Ашуя вероятно занимала всю территорию расселения адыгов и абхазов на Кавказе. К древнейшим археологическим состояниям ашуйской цивилизации кроме майкопской относят дольменную, колхидскую и куроараксскую культуру. На одном из сосудов Майкопского кургана была обнаружена карта Ашуи. Расшифровка карты позволяет сделать вывод об изображении на ней рек Кубань и Фазис, а также изображение двуглавой горы Эльбрус. Реку Кубань в Ашуе называли Цсазе, что сходно с ее адыгским названием — Псыз. На серебряном сосуде, где выгравирована карта с гордостью написана фраза: «Земля (страна) ашуйцев, имеющих письменность»[24]. Тем самым жители Ашуи выделяли свою цивилизацию из соседских варварских народов. Жители Ашуи были солнцепоклонниками. Они называли своих царей солнцеподобными и сынами солнца. Почиталось и божество Луны Амза[25] (от адыгского маза — луна). Весьма уместным сравнением является то, что адыгские князья и в ХIХ в. сохраняли некоторые элементы почитания традиции культов солнца и луны. Выделяя себя из простого народа, они говорили: «мы солнечно-лунного происхождения»[26]. Ашуя являлась развитым рабовладельческим государством. Из материалов раскопок видно, что уже в III тыс. д.н.э. в Ашуе добывали и обрабатывали золото, серебро и прочие металлы, изготовляли из них различные украшения. Ашуйские цари чеканили золотые монеты. Найдена золотая монета с изображением царя Саулаха (II в. д.н.э.)[27]. Имя царя Саулаха тождественено эпониму знаменитого восточноадыгского князя Шоулох. Ашуя имела не только культурную связь с Малой Азией, что подтверждается археологическими данными Майкопской культуры, но и генетическую. Параллельно с Ашуей на Кавказе в III тыс. д.н.э. в Малой Азии динамично развивалась хаттская цивилизация. Адыго-абхазы в Малой Азии (Северо-Восточная часть) носили названия хаттов, происходящее, скорее всего, от политического центра страны – г. Хатти. Вполне можно допустить, что название Хатти является по происхождению патриархальным, имея корень Хат – являвшийся эпонимом, царем, основавшим город и в честь которого в последствии названа страна. В адыгском языке сохранились имена с корнем Хат – Хату, Хатау, Хатх, Хатуко, Хаташхоко, Хатажуко и т.д. Как правило, такие имена в основном носили представители аристократии. Основой в пользу того, что название Хатти является патриархальным может служить тот факт, что и известные в ХVI-ХIХ в. адыгские княжества носили патриархальные названия. Название адыгских земель по именам их владетелей являлось древней неизменной традицией. Уже во второй половине III тыс. д.н.э. Хатти существовало как единое государство адыго-абхазов в Малой Азии. В Хатти стали первыми в мире добывать железо. Запасы железной руды в Восточной Малой Азии, в горах Понта и Тавра разрабатываться приблизительно с 2100 г. д.н.э.[28]. Население Хатти исповедовало язычество. Религиозным центром являлся священный город Аринна. Главным божеством была богиня солнца. Таким образом, в обоих политических образованиях адыго-абхазов Ашуе и Хатти культ солнца занимал первостепенное значение в языческом пантеоне. Важное значение в хаттском пантеоне имел и бог грозы – муж богини солнца. Бога грозы особо почитали, посвящая ему праздники и жертвоприношения[29]. Почитание бога грозы сохранилось у адыгов вплоть до XIX в., т.е. принятия ислама. Бога грозы адыгов Шибле почитали вслед за великим верховным богом Тхашхо. Убитого молнией человека, или даже животное адыги считали святым, богоизбранным, устраивая в честь данного случая праздничные мероприятия. Легко переводится по адыгски бог Адад – патриарх, матерь плодородия Нан – великая мать. В названиях хаттского бога растительности Телепини, Бога-кузнеца Хасамили, бога пастуха Хапантали лежит адыгский термин лIы – ли – муж. В данных случаях данный термин определял мужской пол богов. Развитая металлургия, в частности, добыча железа и его продажа резко подняли темпы экономического роста государства Хатти. Железо в рассматриваемую эпоху стоило в 40 раз дороже серебра и в 5-8 раз дороже золота[30]. С темпами экономического роста усилилось и могущество хаттских городов приведшее к распаду единого государства. Вскоре на рубеже III-II тыс. н.э. от Хатти отделились города-государства Пурусханда, Амкува, Куссара, Каниш и др. Распад единства Хатти, способствовавший его ослаблению, совпал с нашествием индоевропейских переселенцев неситов, появившихся в Малой Азии с конца III тыс. д.н.э. Заняв территорию к югу от Центральной Малой Азии, неситы постепенно распространились на север, в область проживания хаттов. Значительная часть территории хаттов была объединена с неситами в единую империю, столицей которой стал г. Хатти (Хатуссас). Во всяком случае, судя по стабильности процветания хаттских городов в конце III и II тысячелетия, крупных войн между хаттами и неситами не происходило. Объединение хаттов с неситами произошло в результате борьбы городов-государств Малой Азии между собой. В результате борьбы выдвинулся правитель г. Кусар Питхана и его сын Анита (ок. 1790-1750 г.г. д.н.э.). При них были захвачены Неса, Цали, Пурусхандха, Канес и после значительного сопротивления – Хатти (Хатусас). При царе Тлабарне (1680-1650 гг.), происходившего не из династии Питханы, Хати (Хатусас) стал столицей Хеттской империи. Г.А. Меликшвили считает, что происхождение Питханы как и Тлабарны хаттскими[31]. Тлабарна состоит из адыгских слов ли лIы + банэ муж + бороться, либанарей, и означает «борющийся муж». Государственное устройство, структура титулов должностных лиц хеттского двора было организовано под преобладающим влиянием хаттской социальной организации[32]. Образовавшийся в результате симбиоза хаттов с неситами народ вошел в историю под названием хеттов. Хотя язык индоевропейцев – неситов – более легкий по произношению победил в Хеттском государстве, доминирующую роль в его культуре сыграла хаттская культура. По мнению Г.А. Меликашвили Хеттская империя возникла в условиях полной гегемонии не неситов, а хаттов[33]. Сами хетты называли себя людьми города страны Хатти. Часть хаттов не подчинилась Хетской империи и образовало в верховьях реки Галис (Кызыл-Ирмак в Турции), могучее государство Каску. Жители Каску сохранили свой язык и вошли в историю под названием касков(кашков). Название касков ученые сопоставляют со словом, которым позднее различные народы именовали адыгов – кашаги, касоги, касаги, касахи и др. Являясь одним из значительных держав рассматриваемой эпохи, Хеттская империя активно участвовала в борьбе за гегемонию на Ближнем Востоке. Так, Мурсили I захватил и присоединил опорный пункт гиксоссов в Северной Сирии Халпу. А в 1595 г. д.н.э. захватил Вавилон. Хеттский царь Муваталли в сражении у Кадеша в 1312 г (1296 г.) д.н.э. заставил капитулировать египетского фараона Рамзеса II. Любопытным является тот факт, что почти во всех именах хеттских царей встречается корень ли – от адыгского слова лIы – муж. Хеттский царь Супимулимум разгромил державу Митании, а затем отбросил ассирийцев на Восток. На протяжении существования Хеттской империи(1650-1500 гг. до 1200 г. д.н.э.) Каску являлся его непримиримым врагом. Успешно противостоя одной из могущественных империй древности, каски во время своих походов нередко доходили до столицы страны – г. Хатти. Каску приняло длительное участие в разгроме Хеттской империи во время нашествия «народа с моря», произошедшем около 1200г. д.н.э. Царство Каску фиксируется в источниках до VIII в. д.н.э. Весьма важным для изучения древнейшей истории адыгов являются имевшиеся взаимосвязи с Крымом и Южной Украиной. Важные исследования в данном направлении в археологии сделал А.А. Йессен обозначив тождество прикубанских металлических изделий II тыс. д.н.э. с аналогичными находками в Южной Украине[34]. По мнению Л.И. Лаврова, связь Южной Украины и Крыма с Северо-Западным Кавказом уходит своими корнями в доскифскую эпоху[35]. Данная территория в рассматриваемую эпоху была населена народом, получившим название киммерийцев. Известные археологи В.Д. Балавадский[36] и М.И. Артамонов[37] прямо указывают на киммерийцев как на предков адыгов. К остаткам киммерийцев В.П. Шилов относил меотов, являвшихся адыгоязычными[38]. Данный тезис согласовывается с выводами антропологов о том, что генезис понтийской группы популяции охватывает не только территорию Кавказа, но всю восточную область ареала средиземноморской расы вообще[39]. Представителями северопонтийского типа считают украинцев. Украинцы Закарпатья по антропологической и морфологической характеристике занимают промежуточное положение между народами Северного Кавказа и Центральной Европы. Эти исследования являются аргументом против самостоятельного положения северопонтийского типа в археологической классификации[40]. Существует и иранская концепция происхождения киммерийцев, в основе доказательства которой лежит то, что по «имеющимся древним источникам» киммерийцы являлись кочевниками. Сторонниками данной теории являлись А.А. Йессен, Е.И. Крупнов, Н.В. Анфимов, Е.Н. Алексеева[41] и др. Нужно отметить, что и адыги жили в основном на равнине и вели полукочевой образ жизни, меняя с каждым разом место пребывания своих поселений, в пределах определенной этнокультурной территории. Дома в поселениях состояли из плетеных прутьев, обмазанных глиной, и были легко воздвигаемы. Да и нет достаточных оснований считать всех киммерийцев кочевниками. На Таманском полуострове киммерийцы жили оседло. Там имелся г. Киммерий, возможно являвшийся столицей Киммерийского союза племен и в честь которого они получили свое название. Обстоятельный вывод о происхождении киммерийцев сделала Н.Л. Членова: «Во-первых, Северо-Западный Кавказ отправной пункт киммерийских походов в Малую Азию, с древности заселен абхазо-адыгоязычными народами. Во-вторых, имеет место совпадение ареалов распространения абхазо-адыгских языков с ареалом колхидской, кобанской и каменномостско-березовской культуры которые есть все основания связывать с киммерийцами. В-третьих поход киммерийцев в Малую Азию вдоль Черноморского побережья Кавказа может объясняться тем, что этот пункт пролегал через земли, населенные родственными им племенами, говорящими на абхазо-адыгских и близких им языках. В-четвертых, особенную роль для киммерийцев играет Северо-Восточную часть Малой Азии, где была образована „страна Гамир“, где найдены клади кобанско-колхидских бронз, которые как сказано выше, есть основание приписывать киммерийцам, и где во II тысячелетии д.н.э. жил народ „кашки“ или „каски“ имя которых сопоставляют с именем адыгов „кашаг“, „касог“, их язык был родственен хаттскому и адыгскому[42]“. Подводя итог киммерийскому вопросу и принимая во внимание тесные взаимодействия адыгов с иранскими и фракийскими народами в Северном Причерноморье, можно предположить, что киммерийцы являлись разнородным союзом племен, в основу которого лег адыгоязычный субстрат — племя киммеров. Образование киммерийского союза произошло уже после распада Ашуйской цивилизации, произошедший, скорее всего уже в начале I тыс. д.н.э. Образовались ряд самостоятельных государств и племенных союзов. В VII в. д.н.э. из Центральной Азии хлынули многочисленные орды скифов, обрушившись на Киммерию. Не имея возможности противостоять гораздо многочисленному врагу, киммерийцы уступили скифам значительную территорию. Геродот указывает на то, что скифы вытеснили киммерийцев на запад от Дона и в степи Крыма. Киммерийцы сохранились в южной части Крыма под названием тавров, а к востоку от Дона и на Северо-Западном Кавказе как меоты. С I тыс. д.н.э. предки адыгов на Кавказе известны под собирательным названием меотов. Это были синды, керкеты, ахеи, гениохи, саниги, зихи, псессы, фатеи, тарпиты, досхи, дандарии и др. В VI в. д.н.э. образовалось древнеадыгское государство Синдика, вошедшее в IV в. д.н.э. в Боспорское царство. Важнейшими доказательствами преемственности адыгов древнейшему населению Северо-Западного Кавказа являются следующие выводы: 1). Доминирующая принадлежность антропологических материалов из древнейших могильников Причерноморья (синдо-меотов, тавров) большей части к понтийскому(адыгскому) типу (долихокрания, мезокрания, высокое и узкое лицо, узкий резко выступающий нос и т.д.)[43]. 2). Лингвистический анализ меотской этнонимии, антропонимии и топонимии выявляющий их адыгское происхождение[44]. 3). Преемственность культуры меотов с ранесредневековыми адыгами[45]. 4). Р. Ж. Бетрозов задается вопросом, если прибрежные племена - это абхазы, синдо-меоты – индоевропейцы, откуда взялось многочисленное адыгское население, фиксируемое в раннем средневековье?»[46]. Если сторонники иранской концепции правы, логичным бы было существование основного многочисленного иранского населения на Северо-Западном Кавказе и в раннем средневековье. 5). Свидетельства древних авторов[47], современных исследователей[48] позволяют сделать вывод о синдо-меотах как о первоклассных мореходах. Иранским народам, которые, по сути, являлись кочевниками, в рассматриваемый период было чуждо мореходство, и наоборот адыги и феодальную эпоху, и в новое время демонстрировали процесс преемственности древнего мореплавания. Исследуя вторжение киммерийцев на Ближний Восток через побережье Западного Кавказа, Л.И. Лавров(принимая к сведению ее сложный рельеф) пришел к выводу, что оно главным образом являлось морским[49]. Это еще раз подверждает адыгоязычности киммерийцев. Занимая в прошлом Северо-Западное и Юго-Восточное Причерноморье, адыги, являлись древнейшим доиндоевропейским населением Средиземноморья. В древнейшей Греции доиндоевропейское население – это пеласги и лелеги; Италии — тиррены, лигуры, сикулы, пиценны, умбры; сиканы в Сцилии; сарды в Сардинии и корсы на Корсике[50]. Линейное письмо, существовавшее на острове Крит, как продукт развитой Минойской цивилизации в III-II тыс. д.н.э., имеет структурное сходство с адыго-абхазскими языками[51]. Н.Я. Марр писал: «Адыги, абхазы и ряд других кавказских народов принадлежат к средиземноморской „яфетической“ расе, к которой принадлежали эламы, касситы, халды, шумеры, урартийцы, баски, пеласги, этруски и др. мертвые языки Средиземноморского бассейна»[52]. Имеет место и археологическая идентичность Средиземноморья, в частности, упомянутые выше дольмены. На Пиренейском полуострове данная взаимосвязь обнаруживается и в наши дни. Баски, которые долгое время считались изолированными народами, по языку и культуре близки адыгам и абхазам. Исследования В. И. Марковина[53], В.А. Чирикба[54] и др. позволяют говорить о генетическом родстве адыгов и абхазов с басками. Еще в 1896 году Пауль Кречмер в исследованиях высказал предположение о близости языка пеласгов к языку хаттов[55]. Роберт Эйсберг в исследовании древнегреческих мифов пришел к выводу, что цикл древних сказаний о Троянской войне возник под влиянием хеттских сказаний о борьбе своих и чужих богов[56]. Мифология и религия греков формировались под влиянием пеласгов, родственного хаттам. По сей день, поражают родственные сюжеты древнегреческих и адыгских мифов, в частности обращает на себя внимание сходство с нартским эпосом. Подводя итоги, нужно подчеркнуть, что локализация изучения древней истории адыгов в рамках Северо-Западного Кавказа является, по крайней мере, необъективной и порождает много научных неточностей и неясностей. Исследование древней истории адыгов должно рассматриваться в неразрывной этнокультурной взаимосвязи с древнейшим населением Средиземноморья. Именно такой подход поможет объективно и всеобъемлюще реконструировать древнейшую историю адыгов. Территория расселения древнейших адыгов и родственных им племен совпадающая с ареалом распространения понтийской расы в Северном, Восточном и Южном Причерноморье (II тыс. д. н. э.) Ж.В. Кагазежев Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований [1] Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1982. С.39. [2] Алексеев В. П. Происхождение народов Кавказа: Краниологическое исследование. М., 1974 с.131. [3] Абдушелишвили М. Г. Антропология древнего и современного населения Грузии. Тбилиси, 1964. [4] Анчабадзе З. В. Очерк этнической истории абхазского народа. Сухуми, 1976. С.18. [5] Дьяконов И. М. Языки древней передней Азии. М., 1967. С.176. [6] Старостин С. А. Культурная лексика в общекавказском словарном фоне // Древняя Анатолия. М., 1985. С.84. [7] Адаб Баксанского культурного движения. Нальчик, 1991. С.181-186. Мет Джунатуко Иззет-паша. История Кавказа. Стамбул, 1911. [8] Дунаевская И. М. О структурном сходстве хаттского языка с языками Северо-Западного Кавказа. Исследования по истории и культуре народов Востока. М-Л., 1960. С. 73-77. [9]Иванов В. В. Об отношении хаттского языка к северокавказским // Древняя Анатолия. М., 1985. С.51 [10]Ардзинба В. Г. Нартский сюжет и поведение героя из камня // Древняя Анатолия. М., 1985. С.161. [11] Бетрозов Р. Ж. Адыги: возникновение и развитие этноса. Нальчик, 1998. [12] Анчабадзе З. В. Указ. соч. С.20. [13] Джапаридзе О. М. К этнической истории грузинских племен. Тбилиси, 1976. С.30. [14] Инал-ипа Ш.Д. Вопросы этнокультурной истории абхазов. Сухуми, 1976. С.11. [15] Бетрозов Р. Ж. Указ. соч. С.64. [16] Турчанинов Г. Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа. М., 1999. [17] Инал-ипа Ш.Д. Указ. соч. С.86. [18] Анчабадзе З. В. Указ. соч. С.22. [19] Старостин С. А. Указ. соч. С.60 [20] Лавров Л. И. Адыги в раннем средневековье // Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик, 1955. Вып. 4. С.41. [21] Марр Н. Я. О языке и истории абхазов. М-Л., 1983. С.57. Абхазо-адыгские этнографические параллели // Вопросы кавказской филолгии. Нальчик,1979. С.15. [22] Турчанинов Г. Ф. Указ. соч. С.169. [23]Там же. С.18. [24] Там же. С.26. [25] Там же. С.31. [26] История многовекового содружества. Нальчик,2007. С.35.Лавров Л. И. Адыги в раннем средневековье // Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик, 1955. Вып. 4. С.41. [27] Турчанинов Г. Ф. Указ. соч. С.187. [28] Ардзинба В. Г. К истории культа железа и кузнечного ремесла // Древний Восток – этнокультурные связи. М., 1977. С.263. [29] Генри О. Хетты. М., 1977. С. 121. [30] Древние цивилизации // Под общей редакцией Г.М. Бонгарз-Левина. М., 1989. С. 129. [31] Меликишвили Г. А. Возникновение и развитие хеттского царства и проблема древнейшего населения Закавказья и Малой Азии // ВДИ. 1965 № 1. С. 8-9. [32] Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы Древней Анатолии. М., 1982. С.8. [33] Меликишвили Г.А Там же. [34] Йессен А. А. Греческая колонизация Северного Причерноморья, ее предпосылки и особенности. Л., 1947. С.23. [35]Лавров Л. И. О происхождении народов Северо-Западного Кавказа // Избранные труды по истории и культуре абазин, адыгов, карачаевцев, балкарцев. Нальчик, 2007. С.81. [36] Балавадский В. Д. Киммерийский вопрос и Пантикапей // Вестник МГУ., 1948. № 8. С.18. [37] Артамонв М. И. К вопросу о происхождении скифов // ВДИ. 1950, № 2. С.47. [38] Шилов В. П. О расселении меотских племен // СА. 1950. № 15. С.110-111. [39] Алексеев В. П. Указ. соч. С.131. [40] Там же. [41] Йессен А. А. Некоторые памятники VIII-VII в. д.н.э. на Северном Кавказе // Вопросы скифо-сарматской археологии. М., 1954. С.131. Крупнов Е. И. Киммерийцы на Северном Кавказе // Материалы и исследования по археологии СССР. 1958. № 68. с. 193-194. Анфимов Н. В. Меоты и их взаимоотношения мс Боспором в эпоху Спартокидов // Античное общество. М.,1967. С.121-128. Алексеева Е. П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М,1971.С.176. [42] Членова Н. Л. Оленные камни как исторический источник. Новосибирск, 1984. С.81-82. [43]Герасимова М. М. Рудь Н. М. Яблонский Л. Г. Антропология античного населения Восточной Европы. М.,1987. С.40-44. [44] Анфимов Н. В. Вопросы этнической истории синдо-меотов // VIII Крупновские чтения. Нальчик, 1978. С.12. Джавахишвили И. А. Основные историко-этнологические прблемы Грузии, Кавказа и Ближнего Востока древнейшей эпохи ВДИ.1939 № 4. С.32. Миллер В. С. Эпиграфические следы иранства на юге России // Журнал министерства народного просвещения. СПб., 1886. С.267-268. [45] Степи Евразии в эпоху средневековья // Археология СССР. М., 1981. С.93. [46]. Бетрозов Р. Ж. Указ. соч. С. 86. [47] Страбон-ХI,2,12. Тацит. История – III, 44-48 [48]. Дзидзария Г. А. К истории мореходства в Абхазии. Тр. ГПИ, XII.Сухуми, 1959. Инал-ипа Ш.Д. О мореплавании в Абхазии в античный период и феодальную эпоху. Тр. Абхаз.ИЯЛИ, XXX.Сухуми, 1960 Археология СССР в эпоху средневековья // Археология СССР. М., 1981. С.93. [49] Лавров Л И. О пути вторжения киммерийцев в Переднюю Азию. СА. 1965.. № 3. С. 221-223. [50] Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983.С.30. [51] История Европы. М., 1988. Т.1.С.98. [52] Марр Н. Я. Яфетический Кавказ и третий экономический элемент в созидании Средиземноморской культуры // Избранные работы. М., 1983. Т.1. С.100 [53] Марковин В. И. Испун – дома карликов. С.108 [54] Чирикба В. А. Баскский и северокавказские языки // Древняя Анатолия. М., 1985.С.95-103. [55] Kretschmer P. Enleiting in die Geschihte der griechichen Sprache. Gxttingen 1986. S.17,23,29,45,86. [56]Eisber R. Antiquites Classique. P.1993 Copyright © 2012 Архивы и общество. Все права защищены.
ЧЕРКЕССКИЕ АЛФАВИТЫ
Дэхэнагъо ихъишъ (Еджэркъое тхьалъэусэ)
Сага о Дахонаго (нартский эпос адыгов)
Текст отпечатан с помощью компьютерного шрифта Circassian Nart-Gunj буквенно-слогового черкесского мифо-эпического алфавита
573. ДЭХЭНАГЪО ИХЪИШЪ (Нартхэр, Мыекъуапэ, 1970, т.4, н.225-227) (Еджэркъое текст) Нартмэ насып яIэу, былымыр афэбагъоу, лэжьыгъэр гъэбэжъу афэхъоу, огъум щымыщынэжьхэу зыфэхъугьагъэр Дэхэнагъо фэгъэхьыгъэу тилIыжъхэмэ къаIотэжьыщтыгъэ. Дэхэнагъо псыхъуабэмэ, мэзыбэмэ, къушъхьэтхыбэмэ акIыбэу, уекIолIэни уечIэлIэни умылъэкIынэу къэрэгъулабэ иIэу лъэгапIэ горэм тесыгъ. Пшъашъэр о къэплъэгъугъэмэ анахь дахэу, итеплъэ закъо укъыгъэукIытэу, цIыф Iушэу щытыгъ. Ау ащ фэдиз шIуагъэ зыхэлъыр пIэ къибгъэхьан плъэкIынэу щытыгъэп. Сыд фэдиз лIыгъэ зэрахьэу, а лъэгапIэм цIыфхэр нэсхэми, ежь Iэшэ-мэIоу шыоу къыпэгъокIыти къыукIыжьыщтыгъэх. А насыпыр ежь ышъхьэ пае къыхьы шъоигъоу, пстэуми ежь ахэбаикIын игухэлъэу ыдэжь кIозэ, екIодылIагъэр шыуишъэ хъункIэ зы щыкIэ хъугъэ. Пчыхьэ горэм нартмэ яшэхъо — мэлахъохэр тэкъэжъ машIом пэсхэзэ, лIыжъ горэм къыригъажьи Дэхэнагъо икъэбар къафиIотагъ. — Шъуащыщ горэм гу ышIэу кIоу нартмэ, а Дэхэнагъо къафихьыгьот, сэрмафэ! — ыIуагъ лIыжъым. ТIымыс ыцIэу нарт шъао горэ щысыти иныбджэгъухэр къесэмэркъэугъэх. — Ей, ТIымыс, хьаолыеу ущымыс, уипкIэгъуалэ ешэсыри зегъахь Дэхэнагъо дэжь! Нарт кIалэм ар тIэкIу шъхьакIо щыхъугъ, ау къызхигъэщыгъэп. ЛIыжъым гущыIэ къырити, зыкъызэкIиугьуаий къэшэси къежьагъ. КъакIозэ нарт ТIымыс мэз горэм къынэсыгъ. Мэзым хьакIэ-къуакIэуи, хьацIэ-пIацIэуи хэсыр къыфилъыгъ, ау ахэр зэтриукIыхьи, зитхьакIыжь-зилъэкIыжьи игъогу техьажьыгъ. Псыхъуибл арыкIыгъэу Дэхэнагъо зытеc къушъхьэм еблэгъыгъэу дунаир ыупIыцIэу бгъэжъышхо къытеуагъ. ЗыкъиутIэрэбгъуи ытамэкIэ къеуагъ. Зи зыхимышIэ фэдэу мыдырэм зыригъэхьы зэхъум, етIани бгъэжъыр къытефарзи къеуагъ. Утынхэр хьылъагъэх, ау ышIэщтыгъэх. Ау бгъэжъым ар къодыеу блэкIын зэримылъэкIыщтыр ышIошъ зэхъум, зыфигъэпси, бгъэм нкъэогъу чатэр пэIуидзи ыукIыгъ. Къушъхьиблымэ атхыхэр зэпичи, моу Дэхэнагъо зытес къушъхьэ шыгум зыщдэкIоеным, бгыбзэмрэ хъонымрэ къыIутэкъоу, зихъумэ-зилъэу, ынэтIэгу нэ закъо итэу, ыбгъэгу маисэ хэлъэу мэзлIыныкъо мэхъаджэ къыпэгъокIыгъ. Ащ зыкъебгъэдзы хъунэу щытыгъэп, — ыбгъэ хэлъ маисэмкIэ ши, цIыфи къызэгуиупкIынэу щытыгъ. Ар ешIэти ипкIэгъуалэ елъэдэкъаун ичэтэIапшъэ пытэу ыIыгъэу мэзлIыныкъом телъади иIоф ышIагъ. Пшъыгъэу, пагъэу, кIуачIэу къыфэнэжьыгъи щымыIэу, ишы ылъабжъэхэри пыутыгъэу щыт нахь мышIэми, ыгу мыкIодэу, къеомэ къакIозэ, жьы хьарзэр пылъэу зыгорэ шыпцIэгъоплъ тесэу къыпэтэджыгъ. Къызэрэсырэм тетэу шыубгъэмкIэ зэбэныхэу фежьагъ. Арыти, ТIымысэ ипкIэгъуалэ бгъэкIэ къыпэгъокIыгъэм ишы зеом, тесым итандж пaIo шъхьащызи, ышъхьац благъэ къычIэзыгъ. ТIымысэ ичатэ Iэтыгъахэти адырэм ичатэ еуи IэкIиутыгъ. ИIашэ къыштэжьынэу псынкIэу зыкъыридзыхи шъхьае, нарт шъаор лъыуи ышъхьац гъэщыгъэ къызIэкIигъахьи, ыIэ пытэхэмкIэ къызэхицIыцIи къызIэкIиубытагъ: — Дэхэнагъу тинасып, Псэм нахьи тинахь лъап!, Нарт ябыны сырилIыкIу; Сэ сшъхьэ пай сыкъэкIуагъэп! Арэущтэу игухэлъ зыреIом, адырэм IуапIи-шIапIи иIэжьыгъэн фаеп. - О ТIымыс! — eIo пшъашъэм, - Зышъхьэ сымылъэгъоу, Зинэплъэгъу сыкIэхъопсэу, Илъэсыбэ сызэжагъ! Еблагъ, нартмэ яшъау! Пшъашъэр къелъэIуи шъхьаем, феблэгъагъэп. Дэхэнагъо ежь ишыплIэ къыдипьэтIысхьи, ащ ишы пцIэгъоплъ ежь ипкIэгъуалэ къыгуишIи къеуи къежьэжьыгъ. Нартхэр гушIуагъэх, шыгъачъэрэ псэгъаорэ хэтэу мэфибл джэгу фашIыгъ. Нысэр агьэш1уагъ, алъытагъ. Дэхэнагъо шэн-сэн гъэшIэгъон хэлъыгъ: огъумэ — ощх къыригъэшхыщтыгъ, оялэмэ — ошIу къышIыжьыщтыгъ. Ащ фэдэу цIыфхэмкIэ насыпышхо, а бзылъфыгъэм пылъыгъэу адыгэмэ къаIотэжьы.
* *
568. ТХЬЭГЪЭЛЫДЖ И МЭШЫМ И НЭГУ ЩIЭЛЪАР ЩIЭКIАЩ (Адыгэ хэкум ис къ. Кощхьаблэ щатхыгъэ текст) Тхьэгъэлыджрэ и къуэмрэ мэш трасэри къэкIуэжащ. Зыкъом дэкIауэ и къуэр игъэкIуащ игъэплъэну. И къуэр мэзым еплъри къэкIуэжри жиIащ: — Ди мэшыр икъукIэ бэгъуащ, мэш бэв къытетхынущ мы гъэм, — жиIэри. А мэшым зыгуэр и нэгу щIэлъщ,- жиIащ Тхьэгъэлыдж. Зыкъом дэкIри аргуэру Тхьэгъэлыджым икъуэр игъэкIуащ мэшым, игъэплъэну. Тхьэгъэлыдж и къуэр кIуэщ, еплъри къэкIуэжри жиIащ: — Ди мэшыр бэгъуат, ауэ зы къру гуп къеуэсауэ ди мэшыр хьэлэч ящIыр, яшхыр, — жиIэри. — А къру гупым зыгуэр я нэгу щIэлъщ, — жиIащ Тхьэгъэлыдж. Ауэрэ, зы зэман дэкIри, ещанэу Тхьэгъэлыджым и къуэр мэшым игъэкIуащ. Тхьэгъэлыдж и къуэр мэшым еплъащ, къыгъэзэжри къэкIуэжри ядэм жыриIэжащ: — Ди мэшым къеуса къру гупыр зы щакIуэ гуэурым къищIауэ зэтреукIэ, хьэлэч ещI, — жиIэри. — А щакIуэм и нэгу зыгуэр щIэлъщ, — жиIащ Тхьэгъэлыдж. ЕкIуэкIыурэ, зы зэман дэкIауэ, Тхьэгъэлыджым и къуэр мэшым игъэкIуащ. — КIуэи иджы зэ къаплъэ ди мэшыр зэрыхъуам, — жиIэри. Тхьэгъэлыдж и къуэр кIуэщ, мэшыр зыригъэлъагъури къигъэзэжри ядэм жыриIэжащ. — Ди мэшым къеуса кърухэр къэзыукIыу щыта щакIуэм и шабзэр IэщIэуэжри зиукIыжащ, ди мэшри хуабжьу бэвщ, — жиIащ. — Ди мэшым и нэгу шIэлъар щIэкIащ, — жиIащ Тхьэгъылэдж.
Date: 2016-11-17; view: 1265; Нарушение авторских прав |