Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Летоисчисление по черкесскому солнечному календарю
В адыгском мире недавно было принято летоисчисление по черкесскому календарю. По данным этого календаря, одной из отправных точек для летоисчисления предлагают взять фольклорный источник в котором «согласно древним абзехским (абадзехским) преданиям, зафиксированным и приведенным Зачерий Брантом, черкесы живут на Кавказе около семи тысяч лет». Если принять эту точку зрения за отправную то получается, что от 5 тысячелетия до н.э. и долее вглубь прошлого, предки адыгов на Кавказе не проживали, и письменный памятник Махошкушха датируемый 9-8 тыс. до н.э., который убедительно связан с последующей культурой аборигенов Западного Кавказа, повисает в воздухе, нарушая логику преемственности и единства того, что, безусловно, связано с черкесской культурной традицией автохтонного народа. Кроме того, на одном из пиктографических рисунков Махошкушха вполне убедительно зафиксирован один из сюжетов адыгского нартского эпоса, что делает еще более значимым и ценным этот памятник с точки зрения начала черкесского летоисчисления и уточнения времени создания древнейших циклов нартского эпоса. На гальках Махошкушха изображены два типа «человечков» и «охотников» с луками и стрелами образующих круг, в центре которого помещен бык. Туловища у одних удлиненные у других короткие. На другой гальке Махошкушха изображена семилучевая «звездочка Тлепша» — бога железа и кузнечного ремесла, выковавшего стрелу, поражавшую тех, чье имя было произнесено перед пуском стрелы. В нартской легенде сообщается, что стрела предназначалась для поражения трех человек: Саусырыкъу (Сосруко), ПшъэтыкъкIэкI (Короткошеий), БлыпкъкIэкI(Короткотуловищный). После запуска волшебной стрелы, полет которой не прекращался до тех пор, пока не будут поражены те, чьи имена произнес стрелок перед запуском стрелы. ПшъэтыкъкIэкI и БлыпкъкIэкI были поражены, а Саусырыкъо превратившись в глину и прилепившись к подножию горы, удалось перехитрить стрелу Тлепша и уцелеть. Этот сюжет изображен на гальке Махошкушха. Есть веские основания отодвинуть точку отсчета черкесского летоисчисления на четыре тысячелетия вглубь, взяв за основу летоисчисления датировку знаков письма на галечных камнях Махошкушха (9-8 тысячелетие до н.э.), и увязать ее с нартским эпосом и наиболее древним письменным памятником коренных обитателей Западного Кавказа далеких предков современных адыгов, абазин, абхазов и убыхов. Письменные знаки Махошкушха неразрывно связанные единой графической системой с ашуйской письменностью и адыго-абхазскими тамгами являются более весомой точкой отсчета, с которой началась кристаллизация времени и осмысление его в последующих мегалитических сооружениях Майкопской и Дольменной культуры. Многочисленные миграционные «отливы» и «приливы» хаттов Малой Азии и Средиземноморья обогатили познания в астрономии и способствовали формированию определенного понятия времени в адыго-абхазском мире на Кавказе. По всей видимости, информация Зачерия Бранта относится к периоду возвращения на Кавказ одной из миграционных волн хаттов, но вычеркивать из летоисчисления период их пребывания на Кавказе до миграции, не учитывая время оставшихся на родине соплеменников, как-то не логично. Все остальные исходные составляющие, за исключением отправной точки летоисчисления по черкесскому календарю, сформулированные и утвержденные на Конференции региональных общественных движений «Черкесский Конгресс» Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии от 14 августа 2007 года полностью принимаются и совпадают с предлагаемым вариантом. В качестве условия предлагается выбор года, в котором 22 марта приходится на четверг — сакральный день в культуре черкесов. Возможно, конечно, определить год, наиболее близкий к 8000 г. до н.э.. в котором 22 марта приходится на четверг, он и будет являться годом начала черкесского летоисчисления. Но по-видимому нет никакой необходимости вести сложные перерасчеты довольно условной даты, проще использовать расчеты уже проведенные к отправной точке датировки древнейших дольменов Западного Кавказа 4200 года до н.э., где годом, наиболее близким к 4200 г. до н.э., в котором 22 марта приходится на четверг, является 4209 г. до. н.э. (6216 лет тому назад) и отложить эту дату ровно на 4000 лет назад. В качестве условия предлагается выбор года, в котором 22 марта приходится на четверг — сакральный день в культуре черкесов. Возможно, конечно, определить год, наиболее близкий к 8000 г. до н.э.. в котором 22 марта приходится на четверг, он и будет являться годом начала черкесского летоисчисления. Но по-видимому нет никакой необходимости вести сложные перерасчеты довольно условной даты, проще использовать расчеты уже проведенные к отправной точке датировки древнейших дольменов Западного Кавказа 4200 года до н.э., где годом, наиболее близким к 4200 г. до н.э., в котором 22 марта приходится на четверг, является 4209 г. до. н.э. (6216 лет тому назад) и отложить эту дату ровно на 4000 лет назад. В качестве условия предлагается выбор года, в котором 22 марта приходится на четверг — сакральный день в культуре черкесов. Таким образом, мы получим нынешний 10223 год черкесского календаря, который будет длиться с 23 марта 2014 года по 22 марта 2015 года. В годах григорианского календаря он будет записываться как 2014/2015 гг. по Г.К. 10224 год черкесского календаря будет длиться с 23 марта 2015 года по 22 марта 2016 года (2015/2016 гг. по Г.К.). Аналогично, григорианский 2014 год соответствует 10222 году (с 1 января по 22 марта 2013г.), и 10223 году (с 23 марта по 31 декабря) и записывается как 10222/10223 гг. Ч.Л.(А.Т.М.). Аббревиатуры: Ч.Л. — черкесское летоисчисление; Г.К. — грегорианский календарь; А.Т.М. — адыгэ тыгъэ мафэгъэпс (черкесский солнечный календарь). Date: 2016-11-17; view: 780; Нарушение авторских прав |