Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль черкесских (адыгских диалектов) в… мировой истории
«у адыгов (черкесов) исключена сама возможность „отставки“ (по-баскски: утци) любого диалекта на второстепенные позиции. (выд. Р.Д.) Учеными до сих пор не выявлена степень наличия адыгских элементов в древних языках. А что же мы видим на самом деле? Оказывается, например, что адыгских суффиксов, корней и других морфов немало и в урартском (язык носители которого создали государство Урарту), что умалчивалось историками, и в хурритском, и в этрусском языках древнего периода истории Закавказья, Малой и Передней Азии, Ближнего Востока, Древней Италии, хотя эти языки сближают лишь с нахско-дагестанской группой северекавказской семьи языков (имеетсяи абхазский, убыхский компоненты). Ученые признают наличие в урартском и хурритском языках адыгских корней: на самом же деле сопоставлений других морфем не производилось, и такое расчленение, на самом деле носит относительный характер. Каков вывод? А он таков: тот или иной язык может иметь меньше или больше родственных элементов по отношению к тому или иному северокавказскому языку. Однако целый ряд признаков говорит о том, что эти языки, включая и хаттский, баскский, этео-кипрский, крито-минойский, носят в себе элементы прасеверекавказского праязыка. Выявлять общее для них не труднее, чем выявлять частное» [31]. Как известно древнейшими металлургами-первооткрывателями железа были хаты — далекие предки современных адыго-абхазов. Железную руду древние хаты добывали в горах Тавра. Этот лексикон возможно был принесен древними жителями Азиштаурского хребта и прилегающих к нему территорий и название Азиштаур связано с горным хребтом древней Хатти который известен как Тавр (горный хребет Западного Кавказа Iазишътаур и горный хребет Анатолии Тавр (Таур), где «Та» — бог (адыго-хаттск.), «Ур» — большой молот (адыг.). Из древней Хатти это слово принесено было в Крым, где в древности проживали родственные хатам (а возможно одно из хаттских племен) — тавры. Крым до наших дней называют Тавридой. В культуре Боспорского царства в изобилии представлены тамгические знаки. Боспорское государство было основано и меотскими народами — предками адыгов. Хребет в горной части Адыгеи(Северо-Западный Кавказ), где никогда не проживали тюркские народы, носит название Азиштау. Этимология этого топонима в адыгском языке выглядит по-моему мнению Iазишътаур, где «Iазэ» — мастер, знахарь (свойствами врачевателя наделялся адыгский бог кузнечного ремесла Тлепш), «шъ (э)» — сто (унишъэ — букв. «сто домов». Так нарты называли любой численности населенный пункт в эпической Нартии). [Хребет] «Стамастеров-жрецов-целителей». Таур (Тавр) — это слово имеет еще один смысл «бык» — древнейший символ майкопской, хаттской и средиземноморской культуры. Прилегающие к горному хребту Азиштау (Азишътаурытх) территории Цербелевых полян и полян Догуакской долины, судя по многочисленным данным черкесских легенд, эпоса, археологии и этнографии являлись с древнейших времен особой территорией, где представлены дольменные комплексы, наскальные письмена, черкесские сады, священные рощи и многое другое. Есть очень интересная адыгская легенда о возвращении древних адыго-хаттов на Западный Кавказ, буквально в те места, где расположен хребет Азиштау (горнаяАбадзехия), а в нартском эпосе адыгов есть сюжеты, где говорится и об исходе части нартов из этих мест в южном направлении. Видимо пришло время еще одного возвращения адыгов в эти места на новом уровне осмысления этого пространства (проект этнического киногородка «Черкесский сад», где древние традиционные основы культуры адыгов, включая и мифоэпический(таурский) алфавит, получат новое измерение в современных кино-фото-видеотехнологиях и других видах изобразительного искусства). Абхазо-адыгские (ашуйские) [Западно-Северокавказские] языки с древнейших времен имели свою письменность и усилия добросовестных и непредвзято настроенных исследователей рано или поздно приведут к тому, что историю европейской письменности и в частности создание первого алфавитного письма придется переписывать заново (см. таблицы приложения). Время существования единого адыго-абхазского (ашуйского) — названного так по имени ашуйской археологической культуры праязыка относится к III тыс. до н.э. Древнейшими археологическими реалиями ашуйской цивилизации были майкопская и колхидская культуры. Письменные памятники ашуйского языка охватывают период с середины III тысячелетия до н.э. до 4-5 вв. н.э. К ашуйским племенам, по многочисленным данным, относились тавры (Крым), меоты и таны (Дон), синды, дардарии, тореаты, арехи(Кубань). Древние греки называли население Кубани, Черноморского побережья и севера Малой Азии — гениохи. «В прошлом веке шапсуг Хаджи Нотаук предпринял попытку создать письмо на основе древних тамг, которые, по утверждению некоторых исследователей, являются остатком древнеадыгского письма. Так, неизвестный автор, опубликовавший в Стамбуле в 1913 г. статью „Одна страница нашей истории“ (газета „Гъуазэ“) писал: „Этот кусок камня откопан у г. Къаргъамыщ. Адыгейские тамги-тавры взяты из этой письменности“. См. книгу А. Гадагатля „Нарты“, Майкоп, 1987 г., с. 107. Но исламское духовенство не допустило этого возрождения. Такова предыстория национальной письменности адыгов» [19]. ************ Date: 2016-11-17; view: 945; Нарушение авторских прав |