Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели финансовых отношений в обществе.





   

В основе построения финансовой модели общества лежат роль и место государства в ней. Модели различают по двум признакам:

1. По последовательности распределения ВВП.

2. По уровню государственной централизации ВВП.

По последовательности распределения ВВП выделяют 2-е финансовые модели экономики:

- рыночная модель экономики;

- административная модель экономики.

Рыночная модель экономики прошла значительный исторический путь развития и доминирует в мире. Сущность ее очень простая и логичная: вначале ВВП распределяется между участниками его создания (предприниматели, рабочие, служащие и крестьяне), а затем на основе перераспределения в виде налогов и сборов часть доходов получает государство.

Эта модель является открытой, понятной и точно характеризует финансовые реалии в государстве:

- точно отражает уровень доходов и вклад в ВНП каждого юридического и физического лица;

- складывается достоверный, определенный уровень налогообложения, все точно знают, сколько зарабатывают и сколько уплачивают в виде налогов;

- четко определены стимулы роста доходов на основе роста производства и повышения производительности труда.

Административная модель экономики применялась в СССР и других социалистических странах, эта модель частично сохранилась в странах с тоталитарным режимом (Белоруссия, Казахстан, Венесуэла, Северная Корея, Куба). Эта модель строится по обратному принципу: вначале ВВП концентрируется в центре (государстве), а затем гораздо меньшая остаточная часть национального дохода выплачивается в виде заработной платы рабочим, служащим и крестьянам, которая, в свою очередь, облагается дополнительно подоходным налогом (в СССР подоходный налог составлял 20-40 % от общей суммы зарплаты).

Эта модель является закрытой и не отражает финансовых реалий в обществе:

- не видно реального уровня доходов физических и юридических лиц;

- доходы физических и юридических лиц не отражают их вклад в создание ВНП;

- невозможно достоверно определить уровень налогообложения;

- отсутствуют стимулы продуктивной работы.

По уровню государственной централизации ВВП выделяют 3 финансовые модели экономики:

- американская;

- западноевропейская;

- скандинавская.

Эти модели сложились исторически и зависят от геополитического положения страны.

Американская модель основана на максимальном уровне самообеспечения физических и юридических лиц. Она характеризуется незначительным уровнем бюджетной централизации (10-30 % от общего уровня совокупных доходов). Государственное вмешательство в экономику минимально. В социальной сфере краткосрочную помощь получают только те, кто не может без нее. Эта модель создает максимальные финансовые стимулы: с одной стороны, она дает зарабатывать, с другой стороны, она этого требует. Это довольно жесткая и жестокая модель, основана на принципе «кто не работает, тот не есть», но она высокоэффективна, поскольку основана на принудительном финансовом стимулировании.

Западноевропейская модель характеризуется средним уровнем централизации ВВП в бюджет (30-50 % от общей суммы совокупного дохода). За счет большей централизации финансовых ресурсов в странах с такой финансовой моделью в большей степени развиты государственные социальные институты, прежде всего в сфере образования и здравоохранения.

Скандинавская модель предполагает довольно высокий уровень государственной централизации ВВП (50-60 и более % от общей суммы совокупного дохода). В странах с данным типом финансовой модели большое внимание уделяется социальной сфере. За счет распределительной функции финансов финансовые ресурсы перераспределяются между богатыми и бедными слоями населения, социальные границы практически стираются, все слои населения живут одинаково хорошо. Эта модель создает климат уверенности и социальной уравновешенности. Однако эта модель возможна только при высоком уровне ВВП на душу населения и высокого уровня культуры и социальной ответственности населения, доверия и уважения к государственному сектору экономики страны.

4. Сущность финансов, их специфические признаки, назначение. +

Финансы – эк. отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта, в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов ден средств и движением денежных потоков, в целях выполнения функций и задач государства.

Специфические признаки:

- денежные отношения, кот возникают между субъектами хозяйствования по поводу распред и перераспред фондов.

- это всегда денежные отношения, но сущ фин отнош-я в виде льгот

Денежные фонды формируются как Централизованные (бюджет, внебюджетные фонды, гос кредит), Децентрализованные (фин дом хозяйств., финансы населения, фин оргазиция, предприятий.)

 

Значение финансов в том, что с помощью различных фондов денежных средств, формирования доходов на этапах распределения поддерживает определенные пропорции между производством и его потреблением. Необходимость финансов состоит в потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Эффективность финансов – через динамику ВВП. Сущность финансов проявляется в ее функциях.

- Распределительная функция финансов связана с распред. валового внутреннего продукта и его основной части – национального дохода. Основана на том, что фин ресурсы подлежат распределению в целях выполнения ден обязательств перед бюджетом, контрагентами, кредиторами. Ее результатом является формиров и использов целевых фондов ден средств, и поддержание эфф структуры капитала.

–первичное –в результате кот формируются первичн дох отдельных эк субъектов

- вторичное - в кот принимают участие первичные дох и предшествующие накопления. Этап может повторяться неоднократно

 

Оперативная функция – основное назначение этой функции сост в нацеленности на своевременное обеспечение и рациональное использование фин ресурсов.

- Контрольная функция – предполагает осущ финанс контроля за результатами производственно-фин деятельности, а также за процессом формирования, распределения и использования фин рес в соответсвии с текущими опреративными планами.

- Регулирующая функция – проявляется через возможность появления фин методов для оказания воздействия на соц и эк процессы в обществе. Может носить как стимулирующий (использование доп инвестиций, налоговые льготы, кредитование), так и сдерживающий хар-р, в зависимости от поставленной цели (использование штрафных санкций, шкала налогообложения).

 

5,Характеристика финансовых противоречий между субъектами финансов и способы их сбалансирования

Характеристика финансовых отношений связана с выделением их объектов и субъектов. Объектами данных отношений является национальное богатство и произведен ВВП

  1. Национальное богатство - стоимость накопленных в стране материальных ценностей и вовлеченных в производство природных ресурсов. Это - основные средства; материальные ресурсы; страховые запасы, золотой запас; валютный запас; природные ресурсы.
  2. Валовой внутренний продукт - добавленная стоимость, произведенная в стране производителями товаров, работ, услуг в текущем году; амортизация, заработная плата; прибыль; ссудный процент; рента; косвенные налоги.

Распределение ВВП является необходимым условием обеспечения непрерывности производства. Финансы выполняют роль связующего звена между несколькими производственными циклами, без них невозможно воспроизведение производства - ни простое, ни расширенное. Поэтому, с одной стороны, распределение ВВП, как объект финансовых отношений, характеризует нормальную финансовую ситуацию: общество распределяет и соответственно потребляет или накапливает то, что оно создает [21].

В условиях, когда объектом финансовых отношений выступает национальное мно-т-ство, для формирования доходов используется то, что создано предыдущими поколениями или дано природой. Закономерным такое явление есть только в том случае, когда есть лишние основные средства или материальные ресурсы, не используетсяются, а также при наличии значительных запасов природных ресурсов, превышающих потребности данной страны. В других случаях распродажа национального богатства является обычным "проеданием" ресурсов. В свою очередь, это может быть вызвано эконо-ми-чною или финансовым кризисом, когда другого выхода практически не существует, или безвид-ответственное финансовой политикой. Нормальная финансовая ситуация - основным объектом финансовых отношений является ВВП; национальное богатство - только в части лишних ресурсов. Кризисная финансовая ситуация - ВВП не хватает для формирования доходов и финансовых ресурсов, поэтому распродается национальное богатство.

Субъектами финансовых отношений выступают предприниматели, рабочие и служащие - по праву производителей ВВП, государство - по праву управляющей структуры общества, или как владелец-предприниматель.

Права предпринимателей и рабочих и служащих отражают их неоспоримые права собственности на произведенный ВВП. В рамках государственного сектора экономики такие же права собственности принадлежат государству, выступает в данном случае обычным предпринимателем. Права государства, как управляющей структуры общества, определяются объективными потребностями установки системы финансового обеспечения выполнения государством его функций. Необходимые государству средства она может аккумулировать следующим образом:

  • зарабатывать как владелец средств производства
  • получать от природных ресурсов, находящихся в его собственности
  • мобилизовать путем перераспределения доходов юридических и физических лиц [21].

Права государства в распределительных отношениях регламентируются в законодательной форме.

Поскольку объект финансовых отношений друг, а субъектов трое, то эти отношения носят ярко выраженный противоречивый характер. Каждый субъект стремится получить как можно больше, но это можно сделать только за счет других субъектов, которые имеют такие же интересы. Отсюда вытекает необходимость сбалансирования интересов всех субъектов.

Способы сбалансирования финансовых противоречий:

  1. Установка оптимальных пропорций распределения ВВП.
  2. Обеспечение постоянного одновременного роста доходов каждого из субъектов.

Сбалансированность интересов субъектов финансовых отношений достигается прежде всего путем установления оптимальных пропорций распределения ВВП, то есть таких, которые соответствуют вклада каждого, в том числе и государства, в его производство.

Научно установленных показателей пропорций распределения и критериев эффективности на практике не существует. Оценка проводится косвенно по показателям экономической эффективности и социальной стабильности. Если экономика функционирует нормально и эффективно, то значительных противоречий в распределении нет. Если социальное напряжение в обществе отсутствует, то оно в целом довольно пропорциями распределения ВВП. Указанные критерии оценки отражаются в достаточно точных экономических показателях - уровне ВВП (ВНП) на душу населения и темпах роста ВВП.

Размер валового национального дохода на душу населения характеризует степень развития страны. Это один из основных критериев жизненного уровня отдельных стран. Как относительный показатель он характеризует, подлежащая распределению в расчете на одного гражданина. Размер ВВП на душу населения в год в разных странах имеет очень значительные колебания. В 1995 году самый высокий показатель - 40630 долл.. США был зафиксирован в Швейцарии. В Германии, например, он составлял 27510, в США - 26980. Низкий уровень составлял 80 долл.. - В Мозамбике. В Украине уровень ВНП на душу населения составил 1630 долл.., В России - 2240. Украина входит в группу стран с уровнем доходов ниже среднего в мире, равный 4880 долл..

Обеспечение постоянного одновременного роста доходов каждого из субъектов достигается на основе непрерывного роста ВВП. Темпы роста ВВП характеризуют динамику финансовых отношений: чем они выше - тем больше удовлетворяются потребности в доходах. Психологически прежде всего воспринимается не столько уровень ВНП на душу населения и масса доходов каждого субъекта, сколько их динамика. Постоянный рост доходов создает благоприятный климат в обществе. Как известно, любое уменьшение доходов и снижение жизненного уровня воспринимается негативно, независимо от того, какой абсолютный размер доходов. Даже в самых богатых странах негативно воспринимается всего-всего замедление темпов роста доходов, не говоря об их падении. И наоборот, в бедных странах благоприятной ситуация роста хотя и незначительных доходов. В конце концов, именно постоянный рост ведет к его высокого уровня в расчете на душу населения.

7,Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы предприятия – это денежные средства, имеющиеся в распоряжении конкретного хозяйственного субъекта. Финансовые ресурсы отражают процесс образования, распределения и использования доходов предприятия. Финансовые ресурсы обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала предприятия, взаимоотношения с государственным бюджетом, банками и другими организациями.

Источниками финансовых ресурсов предприятия являются:

– собственные средства;

– заемные средства.

Собственные средства формируются за счет уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли, амортизационного фонда предприятия, благотворительных, спонсорских взносов, целевогофинансирования и других источников. Собственный капитал (средства) формируется с момента создания предприятия из вкладов учредителей либо путем проведения подписки на акции и принимает форму уставного капитала. Средства уставного капитала направляются на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств, необходимых для нормального функционирования предприятия. Организация уставного капитала, его эффективное использование – одна из главных и важнейших задач финансовой службы предприятия. Уставный капитал предприятия определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.

В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятие, используя первоначальный капитал, создает стоимость, выражающуюся в цене реализованной продукции. После реализации продукции стоимость принимает денежную форму – форму выручки, которая делится на качественно разные составные части. Часть выручки предприятия идет на возмещение вложенных затрат (покупка материалов, топлива, комплектующих изделий, оплата труда работников и др.), принимающих форму себестоимости. До поступления выручки эти затраты финансируются за счет оборотных средств предприятия, авансированных в производство.

Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Полученная предприятием прибыль не остается полностью в его распоряжении: часть ее в виде налогов поступает в бюджет. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, является основным источником финансирования потребностей и развития предприятия, а также формирования резервного капитала.

Кроме собственных средств, предприятием привлекаются заемные финансовые ресурсы, так как оно не всегда может покрыть свои потребности только за счет собственных источников. Заемные средства – это кредиты, займы, предоставленные банками и другими организациями, временная финансовая помощь других предприятий, эмиссия ценных бумаг под конкретные проекты, облигационные займы и другие источники. Заемные средства для предприятия являются платным источником финансирования и возвращаются за счет прибыли предприятия.

8,Распределительная функция финансов.

Распределительная функция возникает в момент движения денежных средств. Реальное движение денежных средств есть на 2 и 3-ей стадии общего воспроизводства (распределение и обмен).

Распределительная функция финансов выражается через процесс использования денежных средств накопленных ранее для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах. В ходе реализации этой функции при создании конечного продукта, образуются денежные доходы и накопления.

Распределительная функция состоит в том, что с помощью финансов происходит обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, в условиях товарно-денежных отношений распределительные процессы осуществляются с помощью финансов. Основным объектом распределения является стоимость общественного продукта и часть стоимости национального богатства.

Совокупный общественный продукт характеризует в стоимостном выражении общие результаты хозяйственной деятельности в масштабах всей экономики за определенный период. В ходе создания и реализации продукции производятся затраты, создаются и распределяются доходы среди участников хозяйственной деятельности, как в сфере материального производства, так и в не материальной сфере. Распределительная функция финансов обеспечивает денежными ресурсами процесс воспроизводства. По характеру и масштабам различают следующие виды распределения:

-межтерриториальное, осуществляется с помощью бюджета, внебюджетных фондов, финансового рынка и страхования.

-межотраслевое, осуществляется через финансовой рынок, бюджет, внебюджетные фонды, через финансовый механизм различных производственных организаций и страхования.

-внутриотраслевое, осуществляется через отраслевые министерства и ведомства, через финансовый механизм предприятий

-внутрихозяйственное, осуществляется предприятиями и организациями через внутрихозяйственные фонды, создаваемые на предприятиях

-между сферами экономики, через бюджет и внебюджетные фонды, благотворительные взносы юридических и физических лиц, и страхования.

-между юридическими лицами различных форм собственности, физическими лицами, с помощью бюджета, финансового рынка, благотворительных отчислений и страхования

-между социальными группами, имеющими различный уровень доходов, через бюджет и внебюджетные фонды.

-межгосударственное распределение, через иностранные инвестиции, внешнеторговые международные кредиты, совместную деятельность создание международных организаций и фондов, и иностранное страхование.

Распределение финансовых ресурсов осуществляется в два этапа:

1.первичное распределение – начинается с момента получения общественной стоимости, т.е. валовой общественный продукт (ВОП= c[капитал]+v[переменные затраты]+m[добавленный продукт]) До формирования первичных доходов у предприятий и работников сферы материального производства

2.вторичное распределение (перераспределение) – которое государство проводит путем взимания различных налоговых отчислений и сборов. Средства несколько раз переходят от одного собственника к другому, и в результате формируется три фонда:

3.возмещения

4.накопления

5.потребления

Таким образом распределительная функция финансов необходима для воспроизводства, формирования, и расходования части бюджета страны, а также финансов различных групп физических лиц.

9,10,11,12,13,14Характеристика этапов распределения с помощью финансов.

. Распределительная функция финансов (первичное распределение)

Под функциями понимается проявление объективно присущих данной эк категории свойств (независимо от воли и сознания людей). Функции проявляются только в процессе человеческой деят-сти. Большинство экономистов считают, что финансы выполняют 2 осн ф-ии:

· Распределительную

· Контрольную

Поскольку финансы представляют собой отношение распределения стоимости ВВП, то осн их функцией явл-с я распределительная функция. С ее помощью распределяется стоимость ВВП в ден форме и в первую очередь ее составная часть – нац доход страны (НД).

ВОП= c[капитал]+v[переменные затраты]+m[добавленный продукт]

v+m+A+НДС=ВВП (с+m) –себестоимость; m – прибыль; А – акциз; с– мат затраты и амортизационные отчисления; v– фонд оплаты труда и страховые взносы; (с+v+m) – оптовая цена предприятия

Процесс распределения распадается на 2 этапа:

· Первичное распределение стоимости ВВП

· Вторичное распределение (или перераспределение)

Этапы распределяются:

· По времени

· По сферам деят-сти (сфера материального пр-ва и непроизводственная)

· По участникам распределения (предприятия (унитарные, казенные, малые), организации, учреждения (бюджетные, казенные, автономные), органы власти, пенсионные органы)

· По формам доходов (первичные и вторичные)

Первичные доходы образуются непосредственно на предприятиях и в организациях в результате первичного распределения. Оно затрагивает только производственную сферу (перераспределение происходит как в производственной, так и не в производственной сфере).

На стадии первичного распределения стоимости ВВП образуются след формы первичных доходов участников:

· Из выручки формируется фонд возмещения израсходованных предметов труда (оборотных средств)

· Накапливается фонд амортизационных отчислений для будущих капитальных вложений

· Создается фонд оплаты труда

· Начисляются страховые взносы на ФОТ в 3 госвнеоборотных фонда (ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС)

· Определяется прибыль организации

· Начисляются косвенные налоги и перечисляются в бюджеты разных уровней

Первичное распределение – начинается с момента получения общественной стоимости, т.е. валовой общественный продукт (ВОП= c[капитал]+v[переменные затраты]+m[добавленный продукт])до формирования первичных доходов у предприятий и работников сферы материального производства.

Распределительная функция финансов необходима для воспроизводства, формирования, и расходования части бюджета страны, а также финансов различных групп физических лиц.

Date: 2016-11-17; view: 1724; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию