Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и звенья финансовой системы





Финансовая система -это комплекс различных сфер финансовых отношений по образованию и использованию фондов денежных средств.

Она состоит из различных звеньев, каждое из которых оказывает влияние на процесс воспроизводства, имеет специфичные функции, присущие каждому звену. Экономические отношения в каждом звене финансовой системы проявляются по-разному.

Государственная финансовая система в странах с рыночной экономикой включает 4 или 5 звеньев. Например, во многих развитых капиталистических странах она состоит из четырех звеньев: госбюджета, местных финансов, специальных внебюджетных фондов, финансов государственных корпораций.

В Российской Федерации (РФ) финансовая система включает 5 звеньев: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит; фонды имущественного и личного страхования; финансы предприятий различных форм собственности.

Ведущее звено финансовой системы -это госбюджет (центральный, федеральный). По своему материальному содержанию и объему госбюджет является главным централизованным фондом денежных средств государства.

В развитых капиталистических странах госбюджет является главным инструментом перераспределения национального дохода. Через него перераспределяются 40-45 % национального дохода. Основные доходы госбюджета - это налоги (70-90%). За госбюджетом закреплены такие основные налоги, как:

· подоходный налог с физических лиц;

· налог на прибыль корпораций;

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

· таможенные пошлины.

Госбюджет расходуется на военные цели, содержание госаппарата, социальные нужды, вмешательство (регулирование) в экономику, субсидии и кредиты развивающимся странам. Госбюджет оказывает воздействие и на другие звенья финансовой системы.

Местные финансы -второе важное звено финансовой системы в развитых странах. Они включают: местные бюджеты; финансы предприятий, которые принадлежат муниципалитетам; автономные местные фонды. Основные из них местные бюджеты. За ними закреплены второстепенные налоги (в основном поимущественные). В местных бюджетах по сравнению с госбюджетом более высокий удельный вес средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты получают субсидии и кредиты из госбюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Третье звено – внебюджетные специальные фонды. Наиболее крупные из них: фонды национального страхования (образуются за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из госбюджета). Эти фонды используются на выплату пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, по безработице, по инвалидности.

Государственные предприятия (корпорации) в капстранах были созданы в результате национализации (в 1946-1950 гг.) энергетических отраслей, металлургической промышленности, транспорта (железнодорожного, воздушного).

Финансовая система РФ включает следующие звенья:

· госбюджетную систему;

· внебюджетные специальные фонды;

· государственный кредит;

· фонды имущественного и личного страхования;

· финансы предприятий.

Первые четыре составляющих относятся к централизованным и используются для вмешательства в экономику на макроуровне.

Основное звено -это бюджетная система. Она с 1991 г. претерпела существенные изменения (в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. и рядом других нормативных актов).

Бюджетная система РФ включает следующие части:

· федеральный бюджет РФ;

· бюджеты национально-государственных образований - региональные бюджеты;

· местные бюджеты.

Структура бюджетной системы РФ близка к структуре бюджетных систем промышленно развитых стран.

Основные ресурсы сконцентрированы в федеральном бюджете (60-70%), 30% -в региональном и местном бюджетах. Следует заметить, что в СССР в бюджетах союзных республик концентрировалось около 50% ресурсов, из них 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов и 15%-в местных бюджетах. Другими словами, 50%-это региональные и местные бюджеты. А в настоящее время на их долю приходится около 30%.

Второе звено -внебюджетные специальные фонды. Их насчитывается около двух десятков, из них четыре-социального, остальные-производственного и экономического, природоохранного назначения. Среди них имеются фонды полукриминального характера. Они предназначены для определенных целей и должны строго контролироваться. К социальным относятся: пенсионный фонд; фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования; фонд занятости населения. К производственным: фонд финансового регулирования в отраслях ТЭК; фонд содействия конверсии; фонды финансирования транспортного комплекса; дорожный фонд и др.


Объем внебюджетных фондов в РФ составляет 80 -85 % по отношению к доходам федерального бюджета.

Третье звено -государственный кредит. Он представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими (физическими) лицами. При этом государство выступает в основном как заемщик средств.

Государственный кредит увеличивает внутренний долг. Внутренний долг РФ состоит из государственных ценных бумаг (выпущенных Минфином) и кредитных соглашений с Центральным банком РФ. Объем внутреннего долга РФ в 1997 г. составил 80 -90 трлн. руб.

Госкредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для финансирования госрасходов.

Привлечение свободных денег осуществляется путем продажи облигаций, казначейских обязательств и других государственных ценных бумаг. Основные формы госкредита -займы и ссуды.

27. Принципы организации финансовой системы

В основу построения финансовой системы положены следующие принципы*:

1. Сочетание централизма и демократизма в организации финансовой

системы; это проявляется в том, что при централизованном руководстве со

 

*принцип, применительно к экономической категории – начало, основа (лат.) – основное исходное положение какого-либо теоретического учения, науки, мировоззрения, организации

стороны государственных финансовых органов, одновременно большие права и самостоятельность предоставляется местным финансовым органам и хозяйствующим субъектам. Данный принцип предопределил систему двойного подчинения местных финансовых органов: соответствующий местной администрации и вышестоящему финансовому органу.

Демократическое начало в управлении отраслевыми финансами проявляется в закреплении за хозяйственными органами капитала (основных и оборотных фондов), предоставление им права создавать денежные фонды различного целевого назначения и пользования ими. Вышестоящие органы в пределах своих полномочий принимают решения о перераспределении части средств, помещаемых в отраслевые фонды и резервы, определяют порядок их целевого использования.

В предпринимательском секторе финансовая самостоятельность выражена более полно: его участники свободно распоряжаются финансовыми ресурсами после выполнения обязательств перед государственной финансовой системой.

1. Соблюдение национальных и региональных интересов. Требования этого принципа призваны обеспечить национальное равноправие в финансовых отношениях, равно как и социально приемлемый уровень развития регионов. Выражением его в построении финансовой системы является соответствие структуры государственных финансовых органов национально-государственному и административно-территориальному устройству. Каждая область, район и город имеют соответствующий аппарат финансовых органов. В низовых структурах могут отсутствовать специальные финансовые органы, тогда их функции выполняет аппарат местной администрации. Особое значение этот принцип приобретает в многонациональных государствах с федеративным устройством.



2. Принцип единства финансовой системы предопределяется единой финансовой политикой, проводимой государством через центральные финансовые органы, едиными целями, стоящими перед всеми финансовыми органами. Управление всеми звеньями финансов базируется на единых основных законодательных и нормативных актах. Единство финансовой системы заключается в общности главных источников финансовых ресурсов, во взаимосвязи их движения, в перераспределении средств между регионами, отраслями для оказания необходимой финансовой поддержки.

Принцип единства финансовой системы находит свое конкретное во

площение в системе взаимоувязки финансовых планов и балансов, разрабатываемых на всех уровнях управления экономикой.

3. Принцип функционального назначения отдельных составных элемен-тов финансовой системы выражается в том, что каждое звено финансов ре-шает свои задачи. Ему соответствует особый финансовый аппарат. Органи-зацию работы по формированию и использованию ресурсов государствен-ного бюджета осуществляет Министерство финансов.

Целевые задачи внебюджетных фондов определяются и решаются соответствующим аппаратом или передаются в ведение определенного министерства или правительства.

Вертикальный принцип управления национальным хозяйством обусловливает соответствующую структуру финансового аппарата как на уровне высших органов (министерств, ведомств, холдингов, ассоциаций, концернов, объединений), так и на низовом уровне (фирмах, компаниях и т.д.). Кроме того, в организации финансового аппарата отражаются особенности управления акционерными, совместными, смешанными, кооперативными, а также общественными предприятиями и организациями.

Финансовая система должна постоянно совершенствоваться. Наличие противоречий в системе вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий.

Главной задачей этого процесса является усиление воздействия финансовой системы на стабилизацию и последующее социально-экономическое развитие страны, обеспечение неуклонного роста валового национального продукта, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Предстоит повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, самостоятельности хозяйствующих субъектов, местных органов власти в производственном и социальном развитии.

Состоянием финансов определяется положение дел в обществе и поэтому программы стабилизации и развития должны предусматривать реализацию, в первую очередь, общеэкономических мер по повышению эффективности экономики. В ряду этих мер – совершенствование производственных отношений, социальная переориентация экономики, структурные преобразования национального хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, активизация внешнеэкономической деятельности, решение проблемы насыщения потребительского рынка за счет внутреннего производства. В числе финансовых мероприятий необходима рационализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики – ликвидация убыточности, развитие коммерческого расчета, индикативное регулирование финансовых взаимоотношений во всех звеньях финансовой системы.


28, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Государственные финансы являются важнейшим рычагом, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей.

Государственные фонды образуются главным образом за счет изъятия через налогообложение части доходов из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья.

Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государство, кроме формирования финансовых ресурсов, осуществляет расходы.

Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.

К централизованным государственным доходам, кроме бюджетных, относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов. Фонды формируются за счет взносов работодателей и работающих граждан, а также дотаций из федерального бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение.

Внебюджетные фонды в нашей стране являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. В настоящее время в РФ функционируют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход, а при наступлении чрезвычайных обстоятельств – часть национального богатства.

Национальный доход и часть национального богатства представляют собой внутренние источники государственных доходов. Под внешними источниками государственных доходов понимается национальный доход и в исключительных случаях национальные богатства другой страны.

Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.

Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяются функциями государства.

К основным функциям государственных финансов в условиях рынка относятся:

1) разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;

2) поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;

3) финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения;

4) регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;

6) осуществление мер по охране окружающей среды.







Date: 2016-11-17; view: 1341; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию