Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовая стратегия и финансовая тактика.





В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства.

Финансовая стратегия – это генеральный план действия по обеспечению государств (предприятий) необходимыми денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых операций.

Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политики, политику в области ценных бумаг.

Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятия, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции. В противном случае предприятие может обанкротиться.

Различают генеральную финансовую стратегию, отраслевую финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач.

Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия (взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования) на год.

Оперативная финансовая стратегия – это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами (стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности), разрабатывается на квартал, месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает валовой доход и поступления средств (расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам) и валовые расходы (платежи поставщикам, зарплата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками), что создает возможность все предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам. Нормальным положением считается равенство расходов и доходов, или небольшое превышение доходов над расходами. Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует ее на конкретном промежутке времени.

Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.

Главной стратегической целью финансов является обеспечение государства (предприятия) необходимыми финансовыми ресурсами.

Задачи финансовой стратегии:

· Исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования;

· Разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов государства (предприятий) и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния;

· Определение финансовых взаимоотношений со звеньями финансовой системы;

· Выявление резервов и мобилизация ресурсов для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных и оборотных фондов;

· Обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств с целью получения максимальной прибыли;

· Определение способов проведения успешной финансовой стратегии и стратегического использования финансовых возможностей;

· Разработка способов подготовки выхода из кризисной ситуации, методов управления кадрами в условиях неустойчивого или кризисного финансового состояния и координация усилий на его преодоление.

Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректировать и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступления доходов, экономное и рациональное их использование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, увеличивать денежные накопления.

Финансовая тактика подчинена стратегии и в то же время корректирует отдельные направления и способы использования и накопления финансовых ресурсов в рамках коротких отрезков времени. Фактически финансовую тактику следует рассматривать в качестве определенного этапа (стадии) реализации финансовой стратегии.


Финансовая стратегия и финансовая тактика диалектически взаимосвязаны. Задачи финансовой тактики не только вытекают из задач стратегии финансовой деятельности, но и самым существенным образом могут повлиять на решение финансовой стратегии.

Например, в качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост ВВП, повышение конкурентоспособности продукции. Такое оздоровление можно достигнуть через сокращение дефицита ГБ, уменьшение инфляции,фицита ГБ, уменьшение инфляции фляции кции.едует рассматриавть вой деятельности, но и самым существенным образом могут повляукрепление курса белорусского рубля, чем и занимается финансовая тактика.

 

20, Основные составляющие финансовой политики государства такие:

1 Бюджетная политика - деятельность государственных органов власти и управления относительно формирования, выполнения и регулирования государственного бюджета страны в целях обеспечения социально-экономического развития и стратегических приоритеты етив государства Бюджетная политика выражается в формах и методах мобилизации бюджетных ресурсов и использовании их на различные потребности государства (включая налогами и налоговыми льготами, санкциями, бюджетно ими стимулами в виде дотаций и субвенций), определении источников финансирования бюджетного дефицита, принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы тощо.

2 Налоговая политика характеризует деятельность государства в сфере установления, правовой регламентации и организации взимания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных ресурсов государства Формируя свою ю налоговую политику, государство путем увеличения или сокращения доли налоговых поступлений, изменения форм налогообложения и налоговых ставок, тарифов, освобождение от налогообложения отдельных отраслей произв ицтва, территорий, групп населения способствует росту или спаду хозяйственной активности, созданию благоприятной конъюнктуры на рынке, условий для развития приоритетных отраслей экономики, реализации балансовых анои социальной политики.

3 Денежно-кредитная политика - комплекс действий и мероприятий государства в сфере денежного и кредитного рынков, например, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, обеспечение своевременных расчетов путем регламентации ее функционирования банковской системы и стабильности денежного обращения через управление эмиссией, расширение безналичных форм расчетов банковских учреждений с физическими лицами в различных сферах их о вания т.д. Основные составляющие денежно-кредитной политики: эмиссионная, ценовая, валютная и непосредственно кредитная политики Денежно-кредитная политика обеспечивает экономику полноценной и стабильной нац иональною валютой, регулирует денежное обращение в соответствии с потребностями экономики в целях стимулирования экономического роста при низкой инфляции и безработицы и способствует привлечению кредитных институтов к финансирования инвестиционных проектеів.


4 Благодаря таможенной политике государство защищает свои интересы в сфере расширения или сокращения экспорта или импорта, применяя систему таможенных платежей или определенный таможенный режим Таможенная политика может реализовываться в форме протекционизм онизму (политики, направленной на защиту и стимулирование развития отечественной экономики) и свободной торговли (политики, направленной на отмену ограничений в сфере внешнеэкономической деятельности) с ис использованием тарифных инструментов регулированияя.

5 Долговая политика предусматривает систему действий и меры по предотвращению и урегулированию долговых проблем государства, обеспечения или восстановления его платежеспособности и получения максимального эффекта от финансирования за сче ок заемных средств Долговая политика определяет пределы и условия государственного займа, соотношение между его формами, кредиторами, а также порядок и механизм погашения долгу.

6 Главное задание инвестиционной политики заключается в создании привлекательной инвестиционной среды для оживления инвестиционной деятельности и наращивания объемов инвестиций в национальную экономику В случае активной инвестиционной политики и государство широко применяет все возможные прямые методы регулирования, и иногда сама становится непосредственным инвестором При реализации пассивной инвестиционной политики максимальная свобода и самостоятельность су бы объектов хозяйствования при формировании собственной инвестиционной политики лимитируется государством через налоговую, амортизационную, денежно-кредитную политику, систему льгот и санкций, которые должны быть адекв атнимы инвестиционной политикеці.

Кроме вышеперечисленных самостоятельных составляющих, финансовая политика объединяет определенные направления государственной деятельности в области страхования, социальной сфере, сфере финансового рынка и др..

Финансовая политика в сфере финансового рынка отражается в принятии законодательных и нормативно-правовых актов по финансовым вопросам деятельности участников рынка, регулировании выпуска и обращения финансовых активов, создании системы защиты прав у инвесторов и осуществлении финансового контроля за соблюдением этих прав эмитентами финансовых активов и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовых рынках.

Финансовая политика государства в области страхования заключается в законодательном и нормативно-правовом регулировании страховой деятельности, привлечении страхового рынка к решению важных финансовых вопросов социального страхования, создании целевых резерв вел для компенсации несостоятельности отдельных страховых компаний выполнить обязательства по договорам страхования жизни, осуществлении государственного надзора за финансовой деятельностью страховщиков.


Финансовая политика в социальной сфере определяется государственным нормативно-правовым регулированием социального страхования, установлением и утверждением размеров страховых взносов, видов и размеров социальных выплат, обязательных требований ежедн к созданию страховых резервов, осуществлением финансового контроля за соблюдением законодательства и надзора за деятельностью государственных целевых фонде.

21,22,23 Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, инте­ресами правящих партий и социальных групп и господствую­щими теоретическими концепциями, влияющими на экономи­ческий и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве сис­темы общественных отношений.

Анализ применявшейся различными государствами финан­совой политики позволяет выделить три ее базовых типа:

1) классическая;

2) регулирующая;

3) планово-директивная.

1. До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723—1790) и Д. Рикардо (1772—1823) и их последователœей. Основное ее направление — невмешательство государства в экономику, сохранение сво­бодной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следстви­ем этого было ограничение государственных расходов и на­логов. обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из этих целœей фи­нансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета͵ сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному лот и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать крайне важно е поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имуще­ственных налогах, которые были достаточно просты и эффек­тивны с точки зрения механизма их взимания. Система управ­ления финансовой деятельностью была проста и сосредоточива­лась, как правило, в одном органе управления — министерстве финансов (казначействе).

2. Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов нынешнего столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В данный период в западных странах осу­ществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883—1946) и его последователœей. Οʜᴎ исходили из крайне важно сти вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая по­литика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения пол­ной занятости населœения. Основными инструментами вмеша­тельства в экономику становятся государственные расходы, за счёт которых формируется дополнительный спрос. По этой причине го­сударственные расходы обеспечивают рост предприниматель­ской деятельности, увеличение национального дохода и способ­ствуют ликвидации безработицы путем финансирования созда­ния новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой по­литики кардинально изменяется. Главным механизмом регули­рования становится подоходный налог, использующий прогрес­сивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономиче­ских субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита͵ на ос­нове которого проводится политика дефицитного финансирова­ния. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета͵ а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных спе­циализированных органов. Выделяются отдельные службы, за­нимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных стра­нах. Она обеспечила в 30-—60-х голах стабильный экономиче­ский рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

3. В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим на­правлением экономической теории. Эта разновидность финансо­вой политики не связана с отказом от регулирования как ее пели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и соци­альную область. Регулирование экономики становится многоцелœе­вым, Кроме экономического роста и занятости, государство регу­лирует денежное обращение, валютный курс, социальные факто­ры экономики, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из крайне важно сти сокращения объёма перераспределœения национального -юкида через финансовую систему, снижения бюджетного дефи­цита͵ стимулирования роста сбережений как источника произ­водственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрес­сивности обложения.

Следует отметить, что различные разновидности регулирую­щей финансовой политики тесно взаимосвязаны. По этой причине одина­ковые или похожие инструменты финансового механизма приме­няются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

4. Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собст­венности на средства производства, плановая система управле­ния позволяет осуществлять прямое директивное руководство всœеми сферами экономики и социальной жизни, в т.ч. и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределœения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового меха­низма было создание инструментов, при помощи которых про­изводится изъятие всœех неиспользуемых в соответствии с госу­дарственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населœения и органов местной власти.

Для государственных предприятий был создан механизм двух канального изъятия чистого дохода (с последующими не­большими изменениями). Чистый доход государственных пред­приятий изымался в бюджет вначале при помощи налога с обо­рота в отраслях, где за счёт цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Далее при помощи индивидуальных отчисле­ний от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изыма­лись в бюджет всœе излишки прибыли, которые, по мнению го­сударства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всœех расходов предприятия за счёт прибыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий, В от­дельные голы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода. Регулирование использования денежных до­ходов населœения осуществлялось при помощи подоходного на­лога. Вместе с тем, часть средств изымалась путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свобод­ные средства населœения, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального безоб­лигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников до­ходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объёму доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10—15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объе­ма средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в поряд­ке бюджетного регулирования.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, ʼʼдолгострояʼʼ, военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществля­лось остаточным методом по минимальным нормам, что отри­цательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы.

Управление финансами осуществлялось из единого центра — Министерства финансов, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ занималось всœеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всœех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов госу­дарства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функциониро­вания экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению разви­тия социальной сферы общества, резкому ухудшению финан­сового положения государства.

24. Монетарная политика

(англ. Monetary policy) или денежно-кредитная политика - политика государства, которая воздействует на количество денег, введенных в обращение с целью обеспечения стабильности внутренних цен, занятости населения страны и роста реальных показателей производства. Монетарную политику осуществляет Центральный банк. Монетарная политика Центробанка направлена на достижение и последующее сохранение финансовой стабильности, главными показателями которой для являются укрепление курса национальной валюты и обеспечение платежного баланса на необходимом уровне. Помимо этого, ЦБ осуществляет денежно-кредитное регулирование – совокупность мер ЦБ, направленных на изменение денежной массы, находящейся в обращении, выдаваемых кредитов, размера процентных ставок и других показателей. Воздействие на инфляцию, безработицу, экономический рост и прочие макроэкономические процессы, осуществляется этим регулированием.

Монетарная политика является частью единой экономической государственной политики. Экономическая политика государства предусматривает меры по решению проблем в каждом блоке, в котором Центробанк отвечает за проведение денежно-кредитной (монетарной) политики.

Монетарная политика государства может быть жесткой, то есть направленной на поддержание конкретного размера денежной массы, либо гибкой – направленной на регулирование процентной ставки.







Date: 2016-11-17; view: 1784; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию