Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ошибки в сочетаниях однородных членов





(Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. М.: Айрис-пресс, 2005. С. 248–253.)

1. В последовательности однородных членов должна быть определенная логика. Например, в предложении Страхователь получает возмещение в случае пожара, взрыва газа, аварий систем отопления, канализации, сильного ветра последовательность расположения однородных членов определяется их частотностью (от более частых к менее частым).

2. Ошибочным является соединение в нейтральном стиле речи в качестве однородных членов несопоставимых (вещественно неоднородных) понятий, например: покраснел от смущения и от быстрой ходьбы; в сравнении с вечностью и Монбланом. Подобные сочетания используются в художественной литературе как специальный стилистический прием – наложение (создание комического эффекта, индивидуализация речи рассказчика или персонажа и т. д.) Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт (Чехов).

3. Источником ошибки может быть невозможность лексической сочетаемости одного из однородных членов с общим для них словом в предложении, например: в ходе прений был внесен ряд предложений и замечаний (замечания не «вносят», а «делают»).

4. Не сочетаются в качестве однородных членов видовые и родовые понятия, например: В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и вин (пирожные – вид кондитерских изделий).

5. Не сочетаются в качестве однородных членов качественные и относительные прилагательные. Неверно: Шоколадный и питательный йогурт; лёгкий и фруктовый творожок (реклама), великий и русский поэт (публицистическое выступление).

6. В перечисление однородных членов не должны входить скрещивающиеся понятия, то есть понятия, частично совпадающие по своему логическому объему, например: В доме отдыха были журналисты, писатели, туристы.

7. Стилистически неудачны конструкции, в которых управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов, например: Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия (речь, конечно, идет о подготовке охотников и других лиц для указанной цели, но неудачно соседство слов «для истребления волков и лиц...»).

8. При попарном сочетании однородных членов должен соблюдаться принцип упорядоченного их подбора (по признаку смежности, сходства, контраста – со специальным стилистическим заданием, но не должно быть случайных сочетаний), например: Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах (следует: ...в книгах и брошюрах, газетах и журналах, лекциях и докладах).

9. Не сочетаются в качестве однородных членов некоторые разнородные морфологические категории, например имя существительное и инфинитив: «Приняли на себя обязательства: 1) снижение себестоимости; 2) повышать производительность труда; 3) улучшать качество продукции» (во всех трех случаях следовало использовать одинаковую форму – или имя существительное, или инфинитив).

10. Каждая из частей сопоставительного (двойного) союза ставится перед соответствующим однородным членом; изменение этого порядка обычно приводит к нарушению стилистической нормы, например: Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки (следует: Необходимо обратить внимание не только на знания учащихся, но и на их практические навыки).

11. Иногда создаются неправильные пары союзов: не только... а также (следует: не только... но и), как... а также (вместо: как... так и), например: За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школы, больница, а также драматический театр.

Неудачно расположены частица не и союз а в предложении: Не опасна сама болезнь, а ее последствия (следует: Опасна не сама болезнь, а ее последствия).

12. При наличии в предложении обобщающего слова однородные члены должны согласоваться с ним в падеже. Положение это иногда нарушается, например: Фактические данные приводятся в различных газетно-публицистических жанрах: статья, корреспонденция, очерк (однородные члены следовало поставить в предложном падеже или взять в скобки).

13. Не следует соединять как однородные синтаксические элементы члены предложения (в частности, причастные и деепричастные обороты) и придаточные предложения. Положение это иногда нарушается, например: Целесообразны подвесные покрытия, прикрепленные к винтам и которые позволяют перекрывать большие пролеты.

Урок 59

Систематизация и обобщение изученного по теме
«Однородные члены предложения»

Цель: повторить и практически закрепить пунктуационные правила, изученные в разделе «Однородные члены предложения».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма организации деятельности: групповая.

Ход урока







Date: 2016-06-06; view: 1307; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию