Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема: Однокоренные слова
Цели: совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление. Ход урока I. Организационный момент II. Самоопределение к деятельности — Послушайте сказку и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке. Встретились однажды корень куста и корень слова. — Здравствуй, — говорит один, — я корень, а ты кто? — А я тоже корень, — отвечает другой. — Я в земле живу, — сказал первый. — А ты где живёшь? — А я живу в словах, — ответил второй. — Ну какой же корень может жить в словах!? — усмехнулся первый. — Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт? — Не хвастайся, — отвечает с улыбкой второй. — От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают ценные кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня лет. — Подумаешь! — не унимается первый. — Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь! — А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! — не сдаётся второй. Услышали их спор люди и говорят: — Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень — общая для всех часть, от которой все они произошли. — Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об однокоренных словах.) — Прочитайте слова. Море, морж, морская. — Найдите лишнее слово. Докажите. (Морж. Остальные слова однокоренные.) Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов. — Сформулируйте тему урока. III. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику Упр. 107(с. 61). — Прочитайте. — Докажите, что в правом столбике записаны однокоренные слова. — Как называется общая часть родственных слов? (Корень.) — Выполните письменное задание к упражнению. — Прочитайте однокоренные слова. Назовите корень. — Прочитайте ниже сведения о языке. — Какие слова называются однокоренными? — Как пишется корень в однокоренных словах? — Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расскажите правило соседу по парте. Упр.108 (с. 61). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) 2. Игра «Третий лишний» — Найдите лишнее слово в каждой строке. 1) Желток, железо, жёлтый. 2) Носильщик, нос, носатый. 3) Часовщик, часть, час. 4) Печурка, печать, печник. 5) Циркуль, циркач, цирковая. — А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? (Нет.) — Что у них ещё должно быть? (Общее значение.) — Послушайте рассказ. Чужак Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? — Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.) — Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень вод-.) — Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водит и т. д.) , — Составьте список родственников Воды и допишите тех из её родни, кто не пришёл к ней в гости в этот раз. Выделите в словах корень. IV. Физкультминутка V. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 109 (с. 62). — Прочитайте. — Разделите слова на группы. Запишите. (Проверка. Учащиеся читают каждую группу слов, называют корень и часть речи.) Упр. 110 (с. 62). (Самостоятельное выполнение. Проверка.) — Назовите синонимы. (Путь - дорожка.) — Назовите однокоренные слова. (Картошка — картошечка.) 2. Работа со словом из словаря — Отгадайте загадку. Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать под осень стали — Не одну нашли, а десять! Как её названье, дети? (Картофель.) — Найдите слово картофель в орфографическом словаре. — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы. — Составьте предложение со словом картофель, запишите. — Запомните написание этого слова. Материал для учителя Каждый из нас с детских лет помнит стихотворение Ю. Тувима: Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу... А откуда к нам пришли эти овощи? Поговорим о происхождении названий некоторых из них, прежде всего картошки. Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Растут, как и трюфель, под землёй. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Америки, его и назвали грибным именем — тартуфоло. Затем это слово немцы превратили в картофель. К нам картофель вместе со своим немецким названием попал при Петре I. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его чёртовым яблоком, но со временем всё-таки оценили неприхотливое и урожайное растение по заслугам. Прижилось и слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по-русски: картошка. VI. Рефлексия — Спишите однокоренные слова, выделите в них корень. Допишите в каждый ряд слово, которое нельзя переносить. 1) Бегать, бегун, пробег, беговой. 2) Домашний, домишко, домовой, домик. 3) Светить, светлый, светленький, светильник. 4) Конюшня, конный, конница, коняга. — Какие слова называются однокоренными? — Как пишутся корни в однокоренных словах? — Оцените свою работу на уроке. VII. Подведение итогов урока — Назовите два признака однокоренных слов. Домашнее задание Упр. 111 (с. 62). Date: 2016-06-06; view: 3087; Нарушение авторских прав |