Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи дисциплины





 

Изменения системы образования, связанные с его гуманизацией, центрацией на личности учащегося, обосновывают необходимость поиска новых более адекватных методов обучения, развития, социализации индивида. Развитие и формирование личности, а также возможности организации саморазвития и самоформирования являются значимыми для педагогов, психологов и других специалистов, профессиональная деятельность которых «направлена» на человека.

Новый взгляд на реалии и возможности личности, более полное их использование и нахождение альтернатив сделали необходимой разработку технологий, позитивно влияющих на процесс становления личности, использование наряду с традиционными средствами психологических технологий.

Под психотехнологиями понимают совокупность способов, приемов, упражнений, техник взаимодействия субъектов деятельности, направленных на развитие их индивидуальности. В образовательном процессе в качестве субъектов деятельности выступают как обучаемые, так и обучающие. Видами деятельности могут выступать обучение и воспитание, а также деятельность по изменению личности, развитию ее структуры составляющих: направленности, образованности, опыту познавательных способностей, психофизиологических свойств.

В обобщенном виде репертуар личностно ориентированных технологий представлен в табл. 1.

Таблица 1. Психологии личностно-ориентированного образования

  Личностно – ориентированные психотехнологии  
Формы психологической поддержки и помощи: · психологическая профилактика; · психологическое консультирование; · личностно ориентированная терапия; · психологическая коррекция; · психологическая реабилитация   Методы психологического взаимодействия в тренингах · дискуссионные; · игровые; · релаксационные; интеллектуальные; сенситивные; · психогимнастические
         

Все многообразие методов, приемов, техник, используемых в тренингах, можно объединить в следующие группы:

• дискуссионные методы (групповые дискуссии, тренинг ведения переговоров, партнерского общения и т.д.);

• игровые методы (ролевые и деловые игры, психодрама, трансактный анализ и т.д.);

• релаксационные методы (техники релаксации и медитации);

• интеллектуальные тренинги (тренинги рефлексии, креативности);

• сенситивные тренинги (тренировка межличностной чувствительности, уверенности в себе и др.);

• психогимнастические упражнения.

 

Содержание контрольной работы и требование к ее выполнению

Контрольная работа представляет собой разработку и проведение студентом личностно - ориентированного тренинга.

Личностно ориентированный тренинг – это система воздействий, упражнений, направленных на формирование, развитие и коррекцию индивидуально психологических характеристик личности. Особенностью этих тренингов является «формообразование» личности, адекватное содержанию, требованиям учебной, учебно-профессиональной или профессиональной деятельности. Личностно ориентированные тренинги предоставляют возможность организации режима саморазвития и самокоррекции, самосовершенствования личности как непрерывного пролонгированного процесса. Потенций к непрерывному развитию я самореализации являются частью природы человека.

Такое понимание термина «тренинг» связано с расширением диапазона целей, реализуемых при проведении занятий. Системы упражнений, применяемых в тренинге, направлены:

• на развитие познавательных процессов, свойств памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, а также приемов по управлению ими как одной из составляющих самореализации; снятие эмоциональной напряженности, вызванной повышенной нагрузкой на нервную систему;

• пробуждение интереса и мотивации к самопознанию, основой которого является взаимодействие с другими людьми, и через это взаимодействие обращение к рефлексивному отражению своего «Я»;........................

• развитие коммуникативных способностей, способностей анализировать поведение других людей и ситуации общения, себя в них, адекватно
воспринимать себя и окружающих.

Личностно ориентированный тренинг представляет собой соединение ролевой игры и дискуссии с некоторыми элементами групповой психотерапии и предполагает применение различных подходов: психодраматического, гештальттерапии, трансактного анализа, социального психоанализа, биографического метода и др.

В качестве методологических концепций, лежащих в основе проведения личностно ориентированных тренингов, можно выделить следующие:


• направление гуманистической психологии, основоположниками которого являются К. Роджерс и А. Маслоу; оно основано на постулате свободы и бесконечных возможностей реализации потенциала каждой личности;

• теорию социального научения, основанную А. Бандурой, в которой рассматривается важность применения формируемых в процессе упражнений стереотипов социального поведения, имитации и присвоения новых моделей поведения в случае положительного подкрепления;

• нейролингвистическое программирование, представляющее собой эффективную систему техник, обеспечивающую воздействие на поведение
в сфере межличностного общения, установление контакта на основе адекватного восприятия вербальной и невербальной информации о партнерах.

Задачи личностно ориентированных тренингов:

1) развитие мотивационно-потребностной сферы (тренинги профессионального роста, мотивации достижений, профессионального самоопределения);

2) повышение социально-профессионального статуса (тренинги формирования имиджа, статуса, развития позитивной «Я-концепции»);

3) формирование отдельных видов профессиональной деятельности (тренинги общения, интеллектуальных умений, креативности и др);

4) регуляция эмоциональной сферы (аутотренинг, перцептивный тренинг, тренинги рефлексии эмоциональных состояний);

5) формирование операционально-технических компонентов профессиональной деятельности (тренинги педагогической наблюдательности, рефлексии, сенсомоторной коррекции движений и др);

6) развитие социально и профессионально важных качеств, способностей специалистов (тренинги, корпоративности, профессионального сотрудничества, коммуникативности, профессионального творчества);

7) усиление потребности в психогигиене (тренинг процесса профессиональной идентификации, профессионального самосовершенствования).

В проектировании профессиональных тренингов приоритетная роль принадлежит совершенствованию личности специалиста, его профессиональных мотивов и ценностей, профессионального самосознания, экстрафункциональных способностей (ключевых квалификаций) и профессионально важных качеств. Наряду с технологиями развития этих индивидуально психологических особенностей личности в содержание тренингов включаются также широко описанные в психологической литературе приемы изменения психических состояний человека:

• «разогрев», «размораживание» участника для снижения ненужной напряженности, преодоления личностного сопротивления изменениям;

• лабилизация – осознание человеком неадекватности своего поведения в определенных ситуациях, неудовлетворенность прежними формами поведения, создание положительной мотивации к обучению, готовности к усвоению нового;

• подача приемов, техник нового поведения;

• «замораживание» – закрепление новых способов деятельности, интеграция их в личность[1].

Качественное отличие этих психотехнологий от традиционных методов обучения (лекции, семинары, чтение литературы и т.п.) заключается в принципах работы участников:

1. Принцип активности. Члены группы постоянно вовлекаются в различные действия (принимают участие в ролевых играх, групповых дискуссиях, наблюдают по специально разработанным схемам – поведение участников ролевой игры или групповой дискуссии, выполняют тематические упражнения, психогимнастику и т.п.).


2. Принцип творческой позиции участников. В процессе занятий в группе постоянно создаются ситуации, в которых участникам приходится самим решать проблемы, открывать уже известные психологии закономерности взаимодействия, общения людей.

3. Принцип объективизации поведения. Основным средством объективизации поведения является обратная связь, т.е. сведения, которые человек получает от других участников группы относительно своего поведения.

4. Принцип оптимизации познавательных процессов в условиях общения. В условиях общения эффективность и динамика познавательных процессов отличаются от тех, которые характеризуют эти процессы в условиях изолированной деятельности.

5. Принцип партнерского общения. Партнерское общение характеризуется равенством психологических позиций участников, признанием ценности личности другого человека, принятием во внимание
интересов собеседника и стремлением к сопереживанию[2].

Форма проведения занятий совмещает лекционную подготовку (введение и отработка основных понятий, методологических: научных подходов), психодиагностика основных формируемых индивидуально-психологических характеристик, тренинговые, развивающие и коррекционные упражнения с последующим рефлексивным анализом ситуации, возникающим в ходе их выполнению. Сценарии проведения тренинговых упражнений имеют единую модель. В начале занятия дается предварительная инструкция, повторяющаяся дважды: подробно и в свернутом виде в форме короткого резюме. В инструкции оговариваются задание, условия его выполнения, время, отводимое на его выполнение. Ведущие тренинга управляют всем процессом е проведения, Подводят итоги, вместе с группой определяют лучших – победителей. При оценивании результатов учитываются временные, количественные и качественные показатели: кто быстрее, кто лучше, интереснее, увлекательнее, остроумнее, нестандартнее. Участники группы при разрешении ролевых ситуаций могут демонстрировать различное поведение. Анализируя ролевое поведение в тренинговой группе, К. Рудестам выделяет роли, связанные с разрешением групповой задачи, и роли, связанные групповой поддержкой[3]. Первые больше ориентированы на деятельность, вторые – на поддержание положительной эмоциональной атмосферы.

Благоприятные условия для работы группы создаются благодаря положительной эмоциональной атмосфере, снижающей психологическую напряженность, рефлексии, а также путем овладения основными правилами поведения во время занятий. К основным правилам работы группы относятся:

1) активность, предполагающая включение всех участников в работу группы, проявление интеллектуальной, эмоциональной, двигательной активности;

2) общение по принципу «здесь и теперь», предполагающее обращение к настоящему, тому, что волнует участников именно сейчас, обсуждениение того, что происходит в группе;


3) рефлексирование участников во время обсуждения упражнений и заданий, выявление положительных качеств личности;

4) искренность и доверительность в общении;

5) недопустимость непосредственных оценок человека (оцениваются не качества участников, а только их действия);

6) конфиденциальность всего происходящего в группе.

Важная роль во всех видах психотехнологий отводится ведущему.

Ведущий выступает в большей степени в роли фасилитатора – человека, облегчающего проявление инициативы и личностного взаимодействия участников, оказывающего психологическую поддержку, а не оценивающего. Ведущий сам выступает в качестве модели самораскрывающейся: личности, рассказывая о себе откровенно, как остальные участники. Проявляя внимание и заботу, он создает в группе обстановку принятия и эмпатического взаимопонимания.

Реализация личностно-ориентированного общения обусловливает применение технологий педагогической фасилитации, максимально учи­тывающих психологические особенности всех сторон межличностного общения. Основными принципами отбора таких технологий являются:

• обеспечение сотрудничества всех объектов образования;

• построение общения на паритетных началах;

• признание за каждым участником права на собственную позицию и мнение;

• признание каждого субъекта общения уникальной личностью;

• открытое проявление собственных чувств и эмоциональных переживаний;

• фасилитационная организация пространства общения.

Приведем технологические приемы тренинговых занятий, адекватные этим принципам.

Педагог реагирует не на поверхностные эмоциональные реакции обучаемых, а на их скрытые чувства, помогая тем самым осознать, почему обучаемые испытывают такие чувства и переживания. Педагогическая эмпатия включает следующие уровни:

• рациональный (понимание эмоционального состояния);

• эмоциональный (сопереживание состоянию обучаемого);

• действенный (оказание реальной помощи в преодолении отрицательных эмоций);

• опережающий (прогнозирование возможных эмоциональных состояний).

Эффективным фасилитационным приемом является самопрезентация педагога, самораскрытие им своего жизненного и педагогического опыта. Использование этого приема способствует принятию членами тренинговой группы личности педагога и тем самым позволяет снять психологические барьеры отчужденности между всеми субъектами личностно ориентированного педагогического общения.

К. Роджерс выделил три уровня гуманизации любых межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные личностные изменения:

1) безоценочное позитивное принятие другого человека;

2) активное эмпатийное слушание;

4 Педагогическая фасилитация – это усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развития субъектов профессионально-педагогического процесса за счет их особого стиля общения и личности педагога.

5 Фасилитационная организация пространства общения предполагает такое расположение участников, которое обеспечивает зрительный контакт, взаимосвязанное выполнение совместных действий, обмен невербальными и вербальными средствами коммуникации, эмоциональными состояниями.

3) конгруэнтное (адекватное, подлинное, искреннее) самовыражение в общении.

Последователи К. Роджерса подчеркивают, что обучение должно стать средством личностного роста обучаемых и педагогов.

Проведение личностно ориентированного тренинга требует соблюдения ряда этических правил:

1. Защита интересов личности

Необходимо соблюдение принципа добровольности участия; важно соблюдать принцип обеспечения суверенных прав личности. При проведении тренингов; возникает опасность посягательства педагога-психолога на сокровенные мысли и чувства участников. Психологическая экспансия может выразиться также в том, что педагог-психолог побуждает человека раскрыть интимную сторону его жизни. Искушение проникнуть в тайные уголки подсознания человека может привести к чрезмерной откровенности.

Принцип конфиденциальности означает, что вся информация, обсуждаемая на тренингах, будет доступна лишь тем, для кого она предназначена, и только с согласия участника. Если он не был предупрежден о том, что результаты тренинга или диагностики могут стать доступны педагогам, администраторам, предпринимателям, то педагог-психолог не имеет права сообщать их ни тем, ни другим.

Особо важно обеспечить строгий контроль за доступом любых лиц к материалам тренингов. Категорически запрещается сообщать сведения о личности, которые могут нанести ей какой-либо ущерб.

2. Обеспечение эффективности тренинговых занятий

Принцип психопрофилактического проведения тренингов означает, что при взаимодействии с участником следует стремиться обеспечить его эмоционально комфортное состояние, предоставить ему возможность внести коррективы в процедуру тренингов, самостоятельно сформулировать рекомендации и наметить пути решения проблемы.

Принцип объективности требует, чтобы результаты тренинговых занятий были научно обоснованными, базировались на глубоких психологических знаниях педагога-психолога, компетентном использовании диагностического инструментария и психотехнологий, не зависели от субъективного отношения к участникам.

3. Проведение тренингов на высоком профессиональном уровне

Принцип профессиональной компетентности предъявляет высокие требования к уровню профессионального образования педагога-психолога, предполагает доскональное владение психодиагностическими методиками и психотехнологями, наличие практического опыта.

Принцип соблюдения культуры достоинства позволяет избежать каких-либо определенных оценок личности и поведения участников. Не следует отнимать у участника право самому принимать решения и формулировать выводы, подавлять его своей компетентностью, статусом, имиджем. Необходимо предоставлять всем возможность высказаться, выговориться. Этот принцип означает также глубокое уважение себя как человека и как педагога-психолога.

Остановимся на процедурных аспектах тренинговых групп. Оптимальная численность группы, как указывают исследователи тренинга, составляет 11-15 чел., которые включаются в занятие исходя из принципа добровольности, т.е. свободного выбора данного вида обучения. Оправдывает себя практика соединения в одной группе людей разного пола, возраста, образования, степени знакомства. Группа участников, которые учатся в одной группе, классе или работают в одном учреждении или организации, тоже может быть создана, но она несколько более трудна для работы. Цикл тренинговых занятий обычно рассчитан на 30-50 ч, средняя продолжительность каждого занятия – 3-4 ч. В отдельных случаях проводятся занятия-марафоны, продолжительность одного занятия при этом составляет 8-12 ч.

В контрольной работе надо разработать и подробно расписать методику проведения одного занятия.

 

Ориентировочный план контрольной работы

1. Введение: актуальность, выбранной темы, цель, задачи тренинга, возможности развития личности.

2. Теоретическое осмысление основных формируемых психологических новообразований.

3. Методическое обоснование занятий учебной тренинговой группы, принципы организации и работы.

4. Содержание занятия: теоретические знания, психодиагностика, упражнения, рефлексия.

5. Анализ и выводы по проведенному занятию.

6. Список использованной литературы.

7. Приложения.

 







Date: 2016-05-13; view: 371; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию