Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Половой (гендерный) вопрос в работах «отцов-основателей» европейских общественных наук ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Дебаты о «женском вопросе», весьма актуальные в конце XIX – начале XX в. бросили вызов ограничению «женского пространства» исключительно домашней сферой. Однако это не нашло отражения в культурологической и социологической мысли того времени, хотя косвенные свидетельства о значимости гендерного аспекта проблем культуры и общества можно найти в трудах некоторых исследователей. Кратко рассмотрим отношение к гендерной проблеме некоторых видных мыслителей, оказавших сильнейшее влияние на представления о культуре и общества в XX в. Фридрих Энгельс (1820 – 1895) Ф. Энгельс анализировал разделения проблемы труда. Энгельс не придерживался иерархического взгляда на мужскую и женскую роль в архаических обществах. Он признавал исторический характер разделения труда: в доисторические времена мужчины и женщины были равны (их роли были равноценными)[1]. Общество в доисторические времена воспроизводилось через «материнское право», а развитие частной собственности привело к историческому поражению женского пола и к установлению «отцовского права», моногамного брака и подчинению женщины в семье. Однако Энгельс считал, что всегда существовало разделение труда между мужчинами, которые обеспечивали семью, и женщинами, которые вели домашнее хозяйство и выполняли обязанности материнства. Т.е. Энгельс само разделение труда воспринимал как естественное, изначально заложенное в природе мужчины и женщины.
Георг Зиммель (1858 – 1918) Г. Зиммель осознавал неравновесие сил между мужчиной и женщиной, признавая, что маскулинность рассматривалась как человеческая норма, а фемининность – как отклонение от нее. По мнению Зиммеля, историческое взаимоотношение между полами можно выразить с точки зрения хозяина и раба: частью привилегий хозяина является то, что он не думает постоянно о том факте, что он хозяин, в то время как положение раба несет в себе постоянное напоминание о его рабском положении. Так и женщина гораздо реже забывает, что она женщина, чем мужчина, что он мужчина.
Толкотт Парсонс (1902 – 1979; американский культуролог и социолог) Т.Парсонс анализировал институт семьи в функциональном аспекте. По мнению Парсонса, существует комплементарное (дополняющее) разделение труда между мужем и женой, которое стабилизирует семью и интегрирует ее в общество. Соответственно, социальные роли мужчины и женщины и их роль в культуре тоже различны: мужчины, работающие вне дома, специализируются на целеориентированных ролях, а женщины, для которых основной сферой деятельности является дом, - на аффективных. Т.о., подчеркивается оппозиция рационального и эмоционального начал, которые в течение долгого времени считались доминантами маскулинности и фемининности соответственно.
С развитием социогуманитарного знания, появлением новых научных дисциплин, а также в связи с новыми открытиями и успехами гуманитарных дисциплин этот андроцентричный (мужской) взгляд начинает постепенно меняться, появляются работы, более критичные в плане оценки половых ролей. Об этом и пойдет речь в следующей нашей лекции.
[1] Это потом было подтверждено многими археологическими и историческими данными в XX в. Date: 2016-05-13; view: 439; Нарушение авторских прав |