Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основания науки (их 3)





В основаниях науки можно выделить три главных компонента:

1) идеалы и нормы исследования

2) научная картина мира

3) философские основания науки

Идеалы и нормы исследовательской деятельности. Любая деятельность регулируется определенными идеалами и нормативами, в которых выражаются представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Среди идеалов и норм науки можно выделить: 1) познавательные установки; 2) социальные нормативы, которые определяются заказом общества.

Познавательные идеалы науки имеют достаточно сложную организацию. В их системе можно выделить следующие основные формы: 1) идеалы и нормы объяснения и описания; 2) доказательности и обоснованности знания; 3) построения и организации знаний. В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа.

Сделаем вывод: первый блок оснований науки составляют идеалы и нормы исследования. Они образуют целостную систему с достаточно сложной организацией. Эту систему, если воспользоваться аналогией Эддингтона, можно рассмотреть как своего рода «сетку метода», которую наука «забрасывает в мир» с тем, чтобы «выудить из него определенные типы объектов». «Сетка метода» детерминирована, с одной стороны, социокультурными факторами, определенными мировоззренческими презумпциями, доминирующими в культуре той или иной исторической эпохи, с другой – характером исследуемых объектов. Это означает, что с трансформацией идеалов и норм меняется «сетка метода» и, следовательно, открывается возможность познания новых типов объектов.

Второй блок оснований науки составляет научная картина мира. В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы – образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности. Эти образы часто именуют специальными картинами мира. Термин «мир» применяется здесь в специфическом смысле – как обозначение некоторой сферы действительности, изучаемой в данной науке («мир физики», «мир биологии»…). Наиболее изучена физическая картина мира. Подобные картины есть в любой науке. По степени общности различают следующие три типа научной картины мира:

общенаучную, которая выступает как форма систематизации знаний, вырабатываемых естествознанием и социальными науками;

естественно–научную картину природы и научную картину общества, каждая из которых, будучи относительно самостоятельной стороной, в целокупности дает общенаучную картину мира;

специальные картины мира отдельных наук, т.е. мир отдельно взятой науки, например, физическая картина мира, химическая картина мира, биологическая картина мира.

Специальные картины мира служат материалом, на базе которого складывается естественно–научная и общенаучная картины мира. Переход от специальной к общенаучной картине мира означает движение от дисциплинарного к междисциплинарным уровням систематизации знаний. Важно иметь в виду, что такой переход осуществляется не как простое суммирование специальных картин мира, а как их синтез, в процессе которого решающую роль играют картины реальности лидирующих научных дисциплин.

Современная общая научная картина мира предстает перед нами как целостная развивающаяся система научных представлений о генетически связанных уровнях развития материи и соответствующих им формах движения, включающая представление о возникновении и развития общества. Эта картина мира не просто систематизирует знания о природе и обществе, но и функционирует как исследовательская программа, которая дает видение взаимосвязей между предметами различных наук и определяет стратегию переноса представлений и методов из одной науки в другую.

Третий блок оснований науки. Включение научного знания в культуру предполагает его философское обоснование. Оно осуществляется посредством философских идей и принципов, которые обосновывают онтологические постулаты науки, а также ее идеалы и нормы.

Как правило, в фундаментальных областях исследования развитая наука имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте. Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Поэтому научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода), не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи. Такую «стыковку» обеспечивают философские основания науки. В их состав входят, наряду с обосновывающими постулатами, также идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. Развитие философских оснований выступает необходимой предпосылкой экспансии науки на новые предметные области.

Вывод. В качестве исходной единицы методологического анализа структуры теоретического знания берется не отдельно взятая теория в ее взаимоотношении с опытом, а научная дисциплина. Основания науки выступают системообразующим фактором научной дисциплины. Они включают: 1) специальную научную картину мира (дисциплинарную онтологию), которая входит в обобщенный образ предмета данной науки в его главных системно–структурных характеристиках; 2) идеалы и нормы исследования (идеалы и нормы описания и объяснения, доказанности и обоснования, а также идеалы строения и организации знания), которые определяют обобщенную схему метода научного познания; 3) философские основания науки, которые охватывают принятую картину мира, а также идеалы и нормы науки, благодаря чему вырабатываемые наукой представления о действительности и методах ее познания включаются в поток культурной трансляции. Основания науки имеют наряду с дисциплинарной также и междисциплинарную компоненту, которая обеспечивает взаимодействие различных наук, переходы идей и методов из одной науки в другую. Теоретические знания функционируют и развиваются как сложная система внутридисциплинарных и междисциплинарных взаимодействий.

 

22. Идеалы и нормы исследования (+ см. вопрос 21).

Перестройка самих оснований науки может происходить на «территории» внутридисциплинарного развития, т.е. затрагивая лишь принадлежащие к данной области дисциплины. Мо­жет происходить и за счет междисциплинарных связей, когда более прогрессивная дисциплина транслирует изменение своих оснований на другие смежные или даже весьма отдаленные дисциплинарные области. Основания науки напрямую связаны с порождением знания и выполняют генетическую функцию.

Система идеалов и норм распадается на: 1) идеалы и нормы объяс­нения и описания; 2) идеалы и нормы доказательности и обоснованно­сти знания; 3) идеалы и нормы построения и организации знания. Иде­алы и нормы имеют двоякую детерминацию: они зависят как от специ­фики изучаемых объектов, так и от конкретно-исторических условий той или иной эпохи. Несмотря на то, что идеалы и нормы тесно связа­ны и могут «перетекать» друг в друга, их не следует отождествлять.

Во-первых, норма указывает на типичное, усредненное правило, на должное и обязательное в науке. Идеал — на высшую эталонную форму развития объекта, которая выходит за рамки нормы.

Во-вторых, нормы претендуют на повсеместную реализацию. От идеалов требовать универсальной степени реализуемость вряд ли пра­вомерно, они в большей мере выступают как ориентир.

В-третьих, норма, выступая как ординарное средство познаватель­ного процесса, задает пределы пространства для реализации целей. Идеал есть экстремум, в котором совпали цели и ценности, цель реа­лизуется как предельно-совершенное состояние, как, например, иде­ал истины, либо идеал гуманитарно ориентированного использова­ния науки.

В-четвертых, нормы подвержены изменениям и трансформаци­ям, идеалы же отличаются большей устойчивостью, система идеалов менее динамична, так как ориентирует на совершенный образец зна­ния. Когда норма достигает своего совершенного выражения, как на­пример, в геометрии Евклида, он может приобрести статус идеала, превратиться в идеал дедуктивного построения знания.

Идеалы и нормы исследования влияют на исследовательский про­цесс с самых ранних его стадий, они определяют постановку и форму­лировку проблемы как исходного пункта исследования. В проблеме должно содержаться противоречие, указывающее на существующий предел знания и те новые факты, для объяснения которых и необхо­димо научное исследование. В этом суть требования прогрессивного сдвига и решения проблемы. Основания, включающие в себя идеалы, нормы и научную картину мира, придают систематический характер совокупной системе знания, поэтому за ними закреплена функция си­стематизации и интеграции. Соотношение социокультурных ценнос­тей и когнитивных, собственно научных, идеалов и норм научно-тео­ретического исследования оказывает большое влияние на развитие научных направлений.

Современные ученые считают, что идеалы и нормы науки выпол­няют роль регулятивных принципов. Они задают цели, определяют процесс воспроизведения объекта, ход исследовательской деятельно­сти. Идеалы и нормы имеют конкретно-исторический характер и на­кладывают свой отпечаток и на процесс коммуникации ученых, они проявляются в оформлении научно-исследовательских работ и в са­мой тактике построения научного исследования.

 

Date: 2016-05-13; view: 896; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию