Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты и анализ результатов





По результатам проведения тестирования по Тесту школьной зрелости Керна-Йерасика (модификации теста А. Керна) были получены такие результаты исследования по группам испытуемых (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Распределение средних баллов по Тесту школьной зрелости Керна-Йерасика

Группа М±σ U-критерий р
Мальчики 7,87±2,95 200,0 р≥0,174
Девочки 6,40±2,13

Примечание: p – асимптотитическое значение, уровень значимости U-критерия

 

Предварительно можно констатировать по полученным баллам, что сравнение средних показателей школьной зрелости не показало значимых отличий между группами мальчиков и девочек (U=200,0, р≥0,174). При этом девочки показали 6,40±2,13 баллов, пальчики 7,87±2,95.

Анализ результатов по уровням проявления показателей школьной зрелости показал следующее распределение (рис. 2.1).

Таким образом, в группе мальчиков высокий уровень школьной зрелости показали 26,7% школьников, средний уровень зрелости выявлено у 40% детей, а низкий уровень показали 33,3% школьников. У девочек результаты отличаются так: высокую школьную зрелость показали 40% школьников, средний уровень зрелости выявлено у 46,7% детей, а низкий уровень показали 13,3% школьников.

 

Рис. 2.1. Распределение уровней школьной зрелости

 

Такое распределение свидетельствует, что несмотря на более низкий средний балл девочек по сравнению с мальчиками (хотя и не значимо) не означает в общем более низкий уровень школьной зрелости девочек, у которых оказался более высокий процент школьниц с высоким и средним уровнями школьной зрелости, а также значимо ниже процент детей с низким уровнем зрелости по сравнению с мальчиками.

Результаты предполагают провести сравнение детей по баллам проявления уровней школьной зрелости (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Распределение средних баллов по уровням школьной зрелости

Уровни Мальчики (М±σ) Девочки (М±σ) U-критерий р
Высокий 4,5±0,57 4,5±0,55 33,0 р≥1,00
Средний 7,3±1,21 6,86±0,89 44,0 р≥0,45
Низкий 11,2±1,6 10,5±0,71 7,0 р≥0,68

Примечание: p – асимптотитическое значение, уровень значимости U-критерия

 

Проведенный анализ показал, что можно констатировать по полученным баллам средних показателей уровней школьной зрелости в группе мальчиков и девочек отсутствие значимых отличий, хотя визуальное отличие средних по низкому и среднему уровням школьной зрелости присутствует.

Результаты исследования по тесту «Солнце, дождик, тучка» показали следующие отличия по группам испытуемых (табл 2.3).

Таблица 2.3

Распределение средних баллов по Тесту «Солнце, дождик, тучка»

Шкалы теста Мальчики (М±σ) Девочки (М±σ) U-критерий р
В классе мне 2,6±0,63 2,93±0,26 202,0 р≥0,069
Дома мне 2,53±0,74 2,8±0,41 214,5 р≥0,334
С друзьями мне 2,87±0,52 2,93±0,26 232,0 р≥0,962

Примечание: p – асимптотитическое значение, уровень значимости U-критерия

 

Результаты исследования не показали значимых отличий средних показателей по шкалам методики. Так по параметру «в классе мне –», который свидетельствует об адаптированности ребенка к школьной среде, баллы набранные мальчиками (2,6±0,63) не показали отличий от баллов девочек (2,93±0,26, U=202,0, р≥0,069), поэтому предварительно можем заключить, что отличий в адаптированности детей к школе по группам испытуемых мальчиков и девочек не наблюдается.

По параметру «дома мне –», который свидетельствует об адаптированности ребенка к домашней обстановке, баллы набранные мальчиками (2,53±0,74) не показали отличий от баллов девочек (2,8±0,41, U=214,5, р≥0,334), поэтому предварительно можем заключить, что отличий в адаптированности детей к домашней среде по группам испытуемых мальчиков и девочек не наблюдается.

По параметру «с друзьями мне –», который свидетельствует об адаптированности ребенка к референтной группе, баллы набранные мальчиками (2,87±0,52) не показали отличий от баллов девочек (2,93±0,26, U=232,0, р≥0,962), поэтому предварительно можем заключить, что отличий в адаптированности детей к референтной группе по группам испытуемых мальчиков и девочек не наблюдается.

При этом нами также был проведен частотный анализ данных для выяснения процентного соотношения детей по указанным параметрам (рис. 2.2. – 2.4.).

Рис. 2.2. Распределение детей по адаптированности к школьной среде

 

Как видно на рис. 2.2., высокий уровень адаптации к школьной среде выявлен у 66,6% мальчиков и 93,3% девочек, средний уровень адаптации – у 26,7% мальчиков и 6,7% девочек, а дезадаптивные признаки – низкого уровня адаптации (не могут найти общий язык со сверстниками, другие дети не хотят общаться с ними, обижают его, дразнят и так далее) выявлены у 6,7% мальчиков и не проявились у девочек. Таким образом, можем определить более адаптированными к школьной среде девочек по сравнению с мальчиками.

Как видно на рис. 2.3., высокий уровень адаптации к домашней среде выявлен у 66,7% мальчиков и 80% девочек, средний уровень адаптации – у 20% мальчиков и 20% девочек, а низкий уровень адаптации выявлен у 13,3% мальчиков и не проявился у девочек. Таким образом, девочки оказались более адаптированными к домашней обстановке.

Рис. 2.3. Распределение детей по адаптированности к домашней среде

 

Как видно на рис. 2.4., высокий уровень адаптации к референтной группе выявлен у 93,3% мальчиков и 93,3% девочек, средний уровень адаптации – у 6,7% девочек и не проявился мальчиков, а низкий уровень адаптации выявлен у 6,7% мальчиков и не проявился у девочек. Таким образом, девочки оказались условно более адаптированными к референтной группе.

Рис. 2.4. Распределение детей по адаптированности к

 

Результаты исследования по тесту Диагностика уровня школьной мотивации у учащихся начальной школы Н.Г. Лускановой показали такие данные по группам испытуемых (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Распределение средних баллов по уровню школьной мотивации у учащихся начальной школы Н.Г. Лускановой

Группа М±σ U-критерий р
Мальчики 17,27±5,24 216,0 р≥0,492
Девочки 18,67±4,82

Примечание: p – асимптотитическое значение, уровень значимости U-критерия

 

Сравнение средних школьной мотивации у учащихся не показало значимых отличий по группам мальчиков (17,27±5,24) и девочек (18,67±4,82, U=216,0, р≥0,492). В среднем данные свидетельствуют о проявлении положительного отношения к школе, но школа больше привлекает испытуемых обеих групп внеучебными сторонами.

Также был проведен сравнительный анализ соотношения младших школьников по уровням проявления школьной мотивации и учебной активности, как показателя адаптированности.

Так нами были выделены три группы испытуемых. Дети, которые набрали от 20 до 30 баллов, были отнесены в группу с высоким уровнем школьной мотивации и учебной активности; дети, которые набрали 15–19 баллов, были отнесены в группу со средним уровнем школьной мотивации и учебной активности; дети, которые набрали до 14 баллов, были отнесены в группу с низким уровнем школьной мотивации и учебной активности и могут свидетельствовать о некоторой степени дезадаптированности (особенно у детей, которые набрали до 10 баллов). Результаты соотношения приведены на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Соотношение испытуемых по уровням школьной мотивации

 

Таким образом, в группе мальчиков высокий уровень школьной мотивации и активности показали 26,7% школьников, средний уровень мотивации и активности выявлено у 40% детей, а низкий уровень мотивации и активности показали 33,3% школьников. У девочек высокий уровень мотивации и активности показали 40% школьников, средний уровень мотивации и активности выявлено у 46,7% детей, а низкий уровень мотивации и активности показали 13,3% школьников.

Результаты предполагают провести сравнение детей по баллам проявления уровней школьной мотивации и активности (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Распределение средних баллов по уровням школьной мотивации и активности

Уровни Мальчики (М±σ) Девочки (М±σ) U-критерий р
Высокий 24,75±0,96 23,83±1,47 33,0 р≥1,00
Средний 16,67±1,21 16,29±1,11 44,0 р≥0,453
Низкий 12,0±1,58 11,5±2,12 7,0 р≥0,676

Примечание: p – асимптотитическое значение, уровень значимости U-критерия

 

Проведенный анализ показал, что можно констатировать по полученным баллам средних показателей уровней школьной мотивации и активности в группе мальчиков и девочек отсутствие значимых отличий, хотя визуальное отличие средних по всем выявленным уровням школьной мотивации и активности наблюдается.

В результате дети с высоким уровнем школьной мотивации и активности (26,7% мальчиков (24,75±0,96) и 40% девочек (23,83±1,47) характеризуются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением выполнять все школьные требования, преобладанием познавательных мотивов над социальными, они аккуратно выполняют все школьные задания.

Дети со средним уровнем школьной мотивации и активности (40% мальчиков (16,67±1,21) и 46,7% девочек (16,29±1,11) характеризуются положительным отношением к школе, они довольно комфортно чувствуют себя в школе, но больше их привлекает общение, им свойственно преобладание социальных мотивов над познавательными.

Дети с низким уровнем школьной мотивации и активности (33,3% мальчиков (12,0±1,58) и 13,3% девочек (11,5±2,12) характеризуются неохотным посещением школы, часто ссылаются на плохое самочуствие, отвлекаются на игры.

С целью выявления связи между исследуемыми параметрами адаптированности младших школьников к школьному обучению нами был проведен корреляционный анализ по непараметрическому критерию Спирмена всего массива полученных баллов. Результаты корреляционного анализа приведены в таблице 2.6.

Результаты корреляционного анализа показали наличие значимых связей адаптированности младших школьников и показателей школьной зрелости, школьной мотивации и активности:

 


 

Таблица 2.6

Корреляционные связи адаптированности и показателей школьной зрелости, школьной мотивации и активности

Корреляция по Спирмену Школьная зрелость Адаптация к школьной среде Адаптация к домашней среде Адаптация к референтной группе Школьная мотивация
Школьная зрелость   0,267 0,024 0,013 0,883**
Адаптация к школьной среде 0,267   0,121 0,510** 0,173
Адаптация к домашней среде 0,024 0,121   -0,160 -0,124
Адаптация к референтной группе 0,013 0,510** -0,160   0,014
Школьная мотивация 0,883** 0,173 -0,124 0,014  

**. Корреляция значимая на уровне 0.01 (2-сторон.).

 

Результаты корреляционного анализа показали наличие значимых связей адаптированности младших школьников и показателей школьной зрелости, школьной мотивации и активности:

– прямые значимые связи между «адаптацией к школьной среде» и показателями адаптации к «референтной группе» (p≤0,01);

– прямые значимые связи между «школьной мотивацией и активностью» и «школьной зрелостью» (p≤0,01).

В результате выявленных корреляционных связей можем обозначить, что адаптированность младших школьников к школьной среде прямопропорционально связана с показателями адаптации во взаимоотношениях со сверстниками, а также школьная зрелость обуславливает уровень школьной мотивации и активности детей младшего школьного возраста. В частности, чем выше отдельные показатели адаптации к школьной среде и референтной группе (психосоциальная зрелость, доминирование познавательного мотива над социальным, школьная зрелость) тем выше адаптированность младшего школьника к школьному обучению.

Таким образом, можем констатировать подтверждение выдвинутой гипотезы исследования об отсутствии гендерной обусловленности адаптации младших школьников к обучению в школе.

 

Выводы

Адаптация – очень важный процесс. Результатом адаптации является преобразование (эволюция) системы качеств личности, умений и навыков, которые обеспечивают успешность дальнейшей жизнедеятельности ребенка в школе. Особое значение адаптация младших школьников должна представлять для учителей и родителей, на которых ложится вся ответственность за их воспитанников. Лишь успешная адаптация в младшем школьном возрасте будет способствовать дальнейшему развития ребенка как личности в будущем.

Адаптация направлена на сохранение гомеостаза и равновесия организма. В педагогике и психологии приобрел распространение термин «школьная адаптация». Он используется для описания проблем и трудностей, которые возникают в школе.

Школа – это тот институт социализации, в стенах которого ребенок получает не только знание по дисциплинам, но и учится гармонично сосуществовать с окружающей средой. От того как пройдет адаптация в школе, будет зависите кем станет ребенок в будущему, какая у него сформируется самооценка, ведь начальная школа – это первые ступеньки ребенка в самостоятельную жизнь.

Высокий уровень адаптации определяет способность школьника положительно относиться к школе, адекватно воспринимать правила и требования, легко усваивать учебный материал. Средний уровень адаптации определяет способность школьника положительно относиться к школе, понимать программный материал, когда учитель объясняет его довольно детально. Низкий уровень адаптации определяет отрицательное или безразличное отношение ребенка к школе, который часто жалуется на здоровье, нарушает дисциплину, фрагментарно усваивает материал, который объясняет учитель. Из-за этого у учеников повышается раздраженность, вялость, апатия, которая ведет к нарушению поведения школьников, невоспитанности. Поэтому очень важно чтобы педагоги и психологи школы помогли ребенку лучше адаптироваться.

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Готовность к школьному обучению рассматривается как совокупность морфологических и физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, который обеспечивает успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению. Составляющими компонентами психологической готовности ребенка к школе являются: мотивационная (личностная), интеллектуальная, эмоционально-волевая. Психологическая готовность к школе состоит не в том, что у ребенка оказываются сформированными именно эти качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению. Ребенок, который поступает в школу, должен иметь определенные признаки школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. К умственной области относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т.п. Определяет готовность ребенка к школьному обучению и уровень развития его речи, умения связно, последовательно описывать предметы, картины, события; передавать ход мысли, объяснять то или другое явление, правило. Большое значение имеет ориентирование ребенка в пространстве и времени.

Таким образом, адаптация – это важный процесс в жизни каждого человека, в том числе ребенка, и для ее нормального протекания нужно создать надлежащие условия. Адаптационная миссия школы состоит в обеспечении прав ребенка, формировании у него необходимого адаптационного потенциала, создании соответствующих условий для его самореализации, а также минимизации негативных влияний общества, классного коллектива на личность путем использования благоприятных факторов школьного окружения.

Результаты эмпирического исследования гендерных различий адаптационных способностей учащихся первых классов показали, что по исследуемым параметрам адаптационных способностей учащихся первых классов на основе их школьной зрелости, особенностей взаимоотношений учащихся в коллективе и уровня школьной мотивации и активности не было выявлено значимых отличий. Эмпирическим путем не выявлено значимых отличий показателей школьной зрелости между группами мальчиков и девочек. Но при этом в группе мальчиков высокий уровень школьной зрелости показали 26,7% школьников, средний – 40% детей, а низкий – 33,3%. У девочек высокую школьную зрелость показали 40%, средний уровень – 46,7%, низкий уровень – 13,3%. Результаты исследования не показали значимых отличий между группами мальчиков и девочек в средних показателях адаптированности ребенка к школьной среде, к домашней среде и к референтной группе. Также не выявлено значимых отличий школьной мотивации и активности, как показателя адаптированности, по группам мальчиков и девочек. Корреляционный анализ показал, что адаптированность младших школьников к школьной среде прямопропорционально связана с показателями адаптации во взаимоотношениях со сверстниками, а школьная зрелость обуславливает уровень школьной мотивации и активности детей младшего школьного возраста.

Можем констатировать подтверждение выдвинутой гипотезы исследования об отсутствии гендерной обусловленности адаптации младших школьников к обучению в школе.


 

Приложения

Приложение 1

Тест «Солнце, тучка, дождик»

Инструкция к тесту. Определи своё самочувствие и настроение (эмоциональное состояние) в классе, дома и с друзьями с помощью природных явлений.

В классе мне –

Дома мне –

С друзьями мне –

 


 

Приложение 2

Date: 2016-06-06; view: 1346; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию