Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель, гипотеза, задачи исследования





Цель эмпирического исследования – провести эмпирическое исследование гендерных различий адаптационных способностей учащихся первых классов на основе выявления их школьной зрелости, особенностей взаимоотношений учащихся в коллективе и уровня школьной мотивации и активности.

Задачи эмпирического исследования:

1. Исследовать уровни проявления школьной зрелости, адаптированности к школьной среде, к домашней среде, к референтной группе и уровня школьной мотивации и активности учащихся первых классов.

2. Выявить гендерные отличия адаптированности к школьной среде, к домашней среде, к референтной группе и уровня школьной мотивации и активности учащихся первых классов.

3. Провести корреляционный анализ связей между исследуемыми параметрами адаптированности младших школьников к школьному обучению.

4. Провести качественный анализ и интерпретацию полученных результатов и обосновать выводы эмпирического исследования.

Гипотеза исследования – не существует гендерной обусловленности адаптации младших школьников к обучению в школе.

Выборку исследования составили младшие школьники. 1 группу составили 15 мальчиков младшего школьного возраста, 2 группу – 15 девочек младшего школьного возраста. Дети учащиеся 1-го класса, возраст испытуемых 7-8 лет, все дети из полных семей, чем была достигнута гомогенность выборки.

С целью получения эмпирических данных использовались такие методы исследования.

Метод опроса (беседа, интервью, анкетирование) базируется на целевом получении информации путем устного или письменного опроса.

Этот метод предусматривает такие требования:

- предварительно разработанную программу прямых и опосредствованных вопросов;

- обеспечение лаконичной формулировки, однозначности и конкретности вопросов, а также их последовательности от простых к сложным;

- разработки надежной системы критериев оценок вопросов;

- обеспечение исследователем условий и ситуаций, которые стимулируют и поощряют респондентов к ответам;

- обеспечение исследователем удобной формы фиксации ответов и их обработки.

Метод опроса используется в то же время с другими методами.

Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Анкета – упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов, который имеет вид опросника. Этот метод в психологии используется с целью выяснения данных биографического характера, взглядов, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт опрашиваемых.

Тестирование – метод психологической диагностики, ведущим организационным моментом которого является применение стандартизированных вопросов и заданий (тесты), которые имеют определенную шкалу значений. Тесты широко применяют в психологии. Метод используется для стандартизированного измерения индивидуальных отличий личности.

Методика тестирования условно разделяется на три этапа:

1) выбор теста (предопределенный целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста);

2) проведение теста (обусловливается инструкцией к тесту);

3) интерпретация результатов теста (определяется системой теоретических предположений относительно предмета исследования).

В исследовании гендерных различий адаптационных способностей учащихся первых классов были использованы следующие методики исследования.

Тест школьной зрелости Керна-Йерасика, являющийся модификацией теста А. Керна. Тест состоит из трех заданий: рисование фигуры по представлению, графическое копирование написанной фразы и точек в определенном пространственном положении. Время на выполнение каждого задания не ограничено, не торопите ребенка, пусть он покажет все, на что способен. При выполнении данного теста помощь оказывать запрещается. Тест состоял из трех заданий.

Задание 1. «Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь». Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы.

Задание 2. Когда рисунок закончен, попросите, чтобы ребенок перевернул лист, на обратной стороне которого написан образец фразы: Он ел суп. «Посмотри, что здесь написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее».

Задание 3. «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке». Образец точек:

Если ребенок не может высидеть выполнение всех заданий, за время выполнения теста встает, убегает, машет руками и т.п., это может говорить о незрелости эмоционально-волевой сферы.

Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту.


Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 3 до 5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе.

6–7 баллов – средний уровень готовности к школе, так называемый «зреющий». В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе.

8–9 баллов – уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнительных занятиях.

Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.

Диагностическая методика «Солнце, дождик, тучка».

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанности друг к другу, определить нравственную сторону отношений учащихся. Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

Выполнение работы. «Определи своё самочувствие и настроение (эмоциональное состояние) в классе, дома и с друзьями с помощью природных явлений».

В классе мне –. Дома мне –. С друзьями мне –.

В результате были получены ответы детей, которые нами кодировались по такому принципу:

– солнце (тепло, дружно, уютно) – 3 балла;

– туча (не очень комфортно) – 2 балла;

– дождик (скучно, не комфортно) – 1 балл.

Диагностика уровня школьной мотивации у учащихся начальной школы Н.Г. Лускановой. Тест состоит из 10 вопросов с тремя вариантами ответов на каждый. Детям предлагается выбрать один из трех вариантов ответов, которые оцениваются следующим образом:

– 3 балла, если ответ на поставленный вопрос свидетельствует о положительном отношении к школе. Например, когда на вопрос: «Если бы учитель сказал, что завтра в школу идти необязательно, ты бы пошел в школу?», ребенок дает ответ «Да»;

– 1 балл, если ребенок дает нейтральный ответ: «Не знаю» или «Бывает по-разному».

– 0 баллов, если ребенок дает ответ, который позволяет судить об отрицательном отношении ребенка к школе.

По всем ответам баллы суммируются, и соотносятся с несколькими уровнями мотивации:

– 25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации и учебной активности.

– 20–24 балла – хорошая школьная мотивация.

– 15–19 баллов – положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами.

– 10–14 баллов – низкий уровень школьной мотивации.

– ниже 10 баллов – школьная дезадаптация, негативное отношение к школе.

Во время математического анализа результатов исследования были применены такие методы статистической обработки.

Математические методы психологии имеют широкое применение. Они принадлежат к методам анализа, интерпретации и толкования данных теоретического и практического исследования. Их использование предопределено причинами:

1) математические методы дают возможность сделать процесс исследования психологических явлений более четким, структурированным и рациональным;

2) они необходимы для обработки большого количества эмпирических данных (их количественных показателей), для обобщения и организации исследования в «эмпирическую картину».


Статистические методы – это методы прикладной математической статистики, которые применяются в психологии по большей части для обработки экспериментальных данных. Основная цель применения статистических методов – обоснованность выводов в психологических исследованиях благодаря использованию вероятности логики и вероятности моделей.

Во время математического анализа результатов исследования были применены такие методы статистической обработки.

Среднее арифметическое – величина, сумма негативных и положительных отклонений от которой равняется нулю. В статистике его обозначают буквой «М» или «» (Х). Чтобы подсчитать среднее арифметическое, нужно добавить все значения ряда и разделить сумму на количество значений, которые добавлялись.

Среднее арифметическое () в простейшем случае вычисляется по формуле:

,

где xi – числовые значения показателя, п – их количество (или количество исследуемых).

Среднее квадратичное отклонение () – мера разнообразия объектов, которые входят в группы, которая показывает, насколько в среднем отличается каждая варианта от среднего арифметического.

Средним квадратичным отклонением () случайной величины xi называют корень квадратный из дисперсии, то есть:

Величину корня квадратного из дисперсии еще называют стандартным отклонением (, Sx).

Вычисление дисперсии применяют для выделения выборочной совокупности, определение ошибки выборки, однородности исследуемой совокупности по определенному признаку.

С целью проверки статистической значимости отличия в расхождениях эмпирических показателей между группами испытуемых (независимые выборки) применен непараметрический U-критерий Манна-Уитни.

U-критерий Манна-Уитни (англ. Mann-Whіtney U-test) – статистический критерий, используемый для оценивания расхождений между двумя независимыми выборками по уровню какого-нибудь признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять расхождение в значении параметра между малыми выборками. Этот метод определяет, достаточно ли малая зона перекрестных значений между двумя рядами (ранжированными рядами значений параметра в первой выборке и таким же во второй выборке). Чем меньшее значение критерия, тем вероятнее, что расхождение между значениями параметра в выборках достоверные. Критерий поэтапно рассчитывается по такому алгоритму:

1. Составить единый ранжированный ряд с обеих выборок, которые сравниваются, расставив их элементы по степени нарастания признака и приписав меньшему значению меньший ранг. Общее количество рангов выйдет равным:

N = n 1 + n 2,

где n 1 – количество единиц в первой выборке, а n 2 – количество единиц во второй выборке.

2. Разделить единый ранжированный ряд на два, что составляются соответственно из единиц первой и второй выборок. Подсчитать отдельно сумму рангов, которые приходятся на часть элементов первой выборки, и отдельно – на часть элементов второй выборки. Определить большую с двух ранговых сумм (Tx), что соответствует выборке с nx единиц.


3. Определить значение U-критерия Манна-Уитни по формуле:

4. По таблице для избранного уровня статистической значимости определить критическое значение критерия для данных n1 и n2. Если полученное значение U меньше табличного или равняется ему, то признается наличие существенного расхождения между уровнем признака в рассмотренных выборках (принимается альтернативная гипотеза). Если же полученное значение U больше табличного, принимается нулевая гипотеза. Достоверность расхождений тем выше, чем меньшее значение U.

Для корреляционного анализа применен коэффициент корреляции Пирсона, точная формула которого была введена Френсисом Гальтоном:

,

где – средние значения выборкаx х и y; S x, S y – среднеквадратичные отклонения; r xy – называют также теснотой линейной связи. Если | r xy|=1, то x, y – линейно зависимы. При условии rxy= 0, то x и y – линейно независимы.

Для упрощения обработки полученных эмпирических результатов были использованы такие программы обработки статистических баз данных: Microsoft Office Excel 2007, SPSS – 21.0.

 

 







Date: 2016-06-06; view: 570; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию