Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предвидение будущего
Предвидение будущего образа организации вдохновляет и стимулирует людей на достижение великих целей. Однако при том условии, что «придуманная история будущего» — истинная история, а не просто реклама. Это предвидение и выражается в миссии, в кратком итоговом документе, где говорится о том, какой организация хочет быть, каковы ее цели, что стоит за ее нормами и ценностями, каковы ее внутренние отношения и каково ее поведение непосредственно по отношению к внешней 42 ВиссемаХ. Стратегический менеджмент. М., 2000. С. 14. 43 Там же. С. 64. Часть 1. Мир организации среде. В свою очередь, миссия выражается в целях — конкретных, реалистичных, измеримых. Таким образом, формулировка миссии позволяет ответить на три важных вопроса: 1. Кто мы? 2. Чего мы хотим достичь? 3. Каким нормам и ценностям мы следуем в отношениях друг с другом и с внешним миром? Первые два вопроса связаны с предвидением будущего, а последний — с убеждениями (кредо организации). Отсюда формулой миссии является: Миссия = предвидение + кредо44. Трехуровневая концепция миссии организации Рис. 2.3 Таким образом, миссия является главным критерием организации, влияющим на стратегию, структуру и культуру. Если сфера деятельности, в которой функционирует данная организация, подвергается интенсивному развитию, то требуются фундаментальные изменения стратегии, структуры и культуры. Именно миссия обеспечивает общее направление в данном процессе и согласованность изменений. Вот почему так важно в современном менеджменте создание объективного и полноценного видения будущего компании. 44 Виссема Х. Стратегический менеджмент. М., 2000. С. 66-67.
Рис. 2.4 Повышение эффективности менеджмента в организации связано, на наш взгляд, с интегрированностью индивидуального восприятия конкретных работников формулы «Миссия = предвидение + кредо» внутри организации, что, по сути, и позволяет организации самоидентифицироваться на рынке услуг и товаров. В то же время составляющие этой формулы должна находиться в равновесии с внешним миром, в данном случае с микросредой организации, то есть соответствовать актуальным потребностям и ценностям потребителей услуг или товаров, партнеров, общественности, принятым правилам конкуренции и так далее. Эндрю Кэмпбелл, исследовавший способ составления и применения миссии, делит ее на четыре компонента45: 1) цель компании, ее смысл; 2)стратегия, конкурентоспособность компании и ее особая основная компетентность; 3) ценности, то, во что компания верит; 4) нормы и правила поведения, политика и модели поведения, которые формируют базу для ее особой компетентности и системы ценности. 45 Campbell A., Devine M. and Young D. A sense of mission. The Economist Boobs. Hutchinson Business Books, 1990. 58 Часть 1. Мир организации Соответственно, первые два компонента относятся к предвидению, а вторые два — к убеждениям (кредо). Любое преобразование организации начинается с пересмотра предвидения и ценностей, то есть оно начинается с интеллектуального процесса, который затем ведет к реальному преобразованию культуры, стратегии и структуры организации. Таким образом, в основные задачи компетентного руководства входит интеграция поведенческого и психологического аспектов. Ведь доверяют не словам, а поступкам. Поэтому определение своих ценностей — ничто, если организация живет вопреки этим ценностям, по существу их игнорируя. ОТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ Важным, на наш взгляд, является понимание разницы между стратегическим планированием и стратегическим управлением, а также между способами их реализации. Еще недавно особенность стратегического планирования заключалась в ее тейлористском характере. Руководство или совет директоров разрабатывало цели и стратегии, опираясь на кропотливую работу персонала. Затем их решения доводились до оперативного руководства, при этом результаты периодически оценивались. Таким образом, стратегическое планирование было основано на идеях единоначалия (это мог быть один человек или группа руководителей, который оценивал всю работу в целом, а затем устанавливал субординацию деятельности). В результате все выполняли именно то, что решало начальство (все точно так, как с линией сборки). Считалось, что качество плана было решающим фактором в конкурентном сражении. Стратегическое планирование было, по существу, концепцией тейлористского типа. Для своего времени тейлористский подход был прост и удачен: прежде всего, нужен талант, чтобы изобрести продукт и процесс производства, затем следовало точно и подробно описать все необходимые задачи, объединить их в плане, обучить работников тому, что от них требуется по плану, соблюдать тщательный контроль, создать группу изобретателей, которые бы постоянно работали над усовершенствованием Глава 2. Миссия организации продукта и процесса производства. Таким образом, вы получали товары высокого качества с низкими издержками. Тот факт, что все автомобили, которые вы производите, исключительно черного цвета, — лишь незначительное неудобство на рынке, где клиент уже доволен тем, что имеет возможность что-нибудь купить вообще. В основном стратегическое планирование выполнялось таким образом: набирали знающих людей, чтобы разработать наиболее реальный план организации, используя при этом самую лучшую из доступных технологий. Затем, чтобы в точности осуществить план, инструктировалось среднее звено. Качество плана определяло успех организации, поэтому все усилия были сосредоточены на том, чтобы получить самый лучший по возможности план. Именно поэтому стратегическое планирование сопровождалось появлением большого штабного аппарата. Однако вскоре оказалось, что такая система перестала работать. Начиная с 1970-х годов в литературе появляются статьи, в которых показаны неудачные последствия стратегической политики и предлагаются всевозможные варианты корректировок. Так, в классической статье К. Рингбэкка «Почему планирование терпит крах?» написано: «Толстый кожаный переплет с золотой надписью „Корпоративный план" часто является гордым достижением отдела планирования компании. Однако план остается красиво выставленным на полке, нераскрытым и незамеченным. В чем же причина? План кажется бессмысленным и абстрактным для тех, кто должен им пользоваться, главным образом, потому, что он был разработан без участия линейного руководства»46. Так, один важный директор-распорядитель объяснил, что в те дни он рассматривал создание стратегической политики как игрушку для высшего руководства («Пусть у них будет своя игрушка»). Другой сказал, что раньше люди, по обыкновению, приподнимали свои шляпы, когда встречали директора. Теперь они уже реже поступают так и лишь вежливо выслушивают стратегические объяснения. Рассел Аккофф назвал такое отношение «корпоративным танцем заклинания дождя»47. Средство решения проблемы стало очевидным: ответственность за составление стратегических планов должна быть 46 Ringbakk К. A. Why planning fails// European Business. Spring, 1971. N 29. 47 AckoffR. L The corporate rain dance //The Wharton magaine. Winter, 1977. P. 36-41. 60 Часть 1. Мир организации перенесена от штабного аппарата на линейное руководство. Планирование предполагалось больше сосредоточить на нормативных аспектах (точно зная, что вы хотите) и меньше — на деталях. Такой подход требует современной и предвосхищающей информации, ориентированной на будущее, а не основанной на прошлом. Таким образом, внимание было переключено от планирования как определенной процедуры к планированию как процессу, рассматриваемому под различными углами. Неудачи стратегического планирования привели к следующим выводам48: 1) данный подход должен быть не нисходящим или восходящим, а взаимным. Стратегическое планирование — процесс связи с высшим руководством, принимающим окончательное решение; 2) планирование, или, точнее, «подготовка» политики должна осуществляться непосредственно линейным руководством; 3) высшее руководство создает предпосылки для вдохновленной работы линейного руководства, но при этом решает также ряд собственных задач; 4) плановикам организации отводится новая роль «регулировщика» — координатора поступления и передачи информации, спарринг-партнера. Таким образом, появилась принципиально новая задача, требующая управленческого решения, — задача коммуникации и передачи информации, организации тесного взаимодействия линейных менеджеров, менеджеров штабного аппарата и высших менеджеров, с целью интеграции представлений разных людей, работающих в одном направлении, на конкретные цели организации и внешние достижения (рис. 2.5). Стратегическое планирование переросло в стиль управления, который, превращаясь в структурированный процесс, получил название стратегического управления. Этот термин, как и термин «корпоративная стратегия», впервые встречается у Игоря Ансоффа49. 48 ВиссемаХ. Стратегический менеджмент. М., 2000. С. 36. 49AnsoffH. I. Strategic Management. The MacMillan Press, 1979; AnsoffH. I. Implanting Strategic Management. Prentice Hall International, 1984. Глава 2. Миссия организации 61 Менеджер и информация Рис. 2.5 Стратегическое управление стали понимать как ориентированный на будущее и на конкуренцию стиль управления, а также как процесс, охватывающий информацию, коммуникацию, принятие решений и планирование, в котором высшее руководство, штабной аппарат и линейный вместе устанавливают конкретные бизнес-цели. Все это опирается на внешние и внутренние источники информации и ее оценки, находит отражение в стратегической ориентации всех работников организации и в синхронизированных планах подразделений, которые должны достичь поставленных целей50 (рис. 2.6). В данном определении важным является выделение двух моментов: 1) стиль управления. Этот термин подчеркивает идею о том, что мы имеем дело не с составлением справочника, где указаны цели и стратегии, а с поведением менеджеров; 2) процесс. Стратегическое управление — это не только процесс планирования и принятия решений, а в первую очередь коммуникационный процесс, основанный на информационном обмене. Стратегическое управление связано с поставкой 50 Виссема Х. Стратегический менеджмент. М., 2000. С. 36-37. Часть 1. Мир организации
Рис. 2.6 информации друг другу и с учетом различных точек зрения для того, чтобы найти ответы на актуальные вопросы руководителей, например такой: «Как наилучшим образом использовать штат и ресурсы?» По мнению Ханса Виссемы, стратегическое управление становится внутренним процессом ведения переговоров о целях компании. Данный процесс направлен на создание гибкой системы, способной к смягчению влияния внешних изменений51. Стратегическое управление использует те же методы, которые применялись и в период стратегического планирования. Однако участие большого количества людей в планировании гарантирует создание более широкой информационной базы, более надежного основания для принятия конечных решений и облегчает процесс приобретения нового опыта. Таким образом, взаимодействие организации с микросредой, как частный случай организационного поведения («поведения» компании), аналогично поведению людей, оно формируется под влиянием разных причин, эмоций и намерений. «Эмоциональный» компонент организационного поведения связан с проницательностью и размышлениями, которые являются результатом интуитивного и коллективного опыта, в соответствии 51 Виссема Х. Стратегический менеджмент. М., 2000. С. 37. Глава 2. Миссия организации с которым люди склонны по-разному реагировать на различные ситуации. У каждой конкретной организации, так же как у каждого отдельного человека, существует широкий диапазон реагирования. Ситуации внешней среды и их восприятие и оценка по-разному воздействуют на поведение людей, что отражается в предвидении будущего и ценностях. Предвидение составляет сущность целей организации (рациональную часть), в то время как ценности и убеждения (кредо) отражают сущность организационной культуры (интуитивной части). Предвидение будущего и кредо тесно связаны между собой. Они объединены в миссии, демонстрирующие, как организация будет реагировать на внешние и внутренние проблемы, как она будет взаимодействовать с микросредой (рис. 2.7).
Методология организационного поведения ГЛАВА 3 ХАРАКТЕР ОРГАНИЗАЦИИ ...малое есть зеркало — малое зеркало большой бесконечности....небольшие психологические этюды индивидуальной психологии являются в действительности малым зеркалом больших исторических и социальных явлений. Мераб Мамардашвили ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают, а некоторые из них в конце концов прекращают свое существование. Немногим из них предстоит существовать бесконечно долго, и ни одна из них не может жить без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие — исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Распространенным является понятие о жизненном цикле организаций, отражающем этапы их роста и развития. При этом переходы от одного этапа к другому носят предсказуемый и отнюдь не случайный характер. Существует множество теорий поэтапного описания жизненного цикла организации. Несмотря на то что каждая из них по-своему уникальна, большинство исследователей-консультантов тем или иным образом проводят аналогию жизненного цикла организации с развитием человеческого организма. Действительно, организация и есть живой организм. И, как все живое, обладает своей индивидуальностью, уникальностью, неповторимым сочетанием своих черт и особенностей. Глава 3. Характер организации Фактически, индивидуальность организации, ее уникальность составляют ценнейшее достояние общества и ее самой. Более того, отсутствие или недостаток организаций какого-либо типа есть одна из форм так называемой социальной бедности, неразвитости общества. Так, например, у нас обстоят дела со сферой услуг. Организаций этой сферы деятельности у нас явно не хватает. Уникальность организаций, способность иметь свое лицо — важнейший фактор их выживания и успеха на рынке. Редкая и ценная услуга надежнее всего закрепляет за ней экономическую или статусную нишу, создает репутацию и гарантирует известность. Как и всякое живое существо, организация, с присущими ей стадиями развития, обладает и своим индивидуальным характером, который проявляется в ее активности, в поведении в целом. Необходимо подчеркнуть, что мысль о том, что организация имеет свой характер, основана на простой аналогии: организации похожи на людей. Но, как и всякая аналогия, она условна. Не следует забывать, что люди — существа биологические, с ограниченным жизненным циклом, а организации — существа социальные, жизненный цикл которых может составлять и пятнадцать, и двести лет. Кроме того, по отношению к человеку невозможно применить такие понятия, как изъятие капиталовложений, приобретение, новый стиль руководства, расширение, сокращение. Тем не менее использование подобной аналогии позволяет понять, почему организации действуют определенным образом, почему зачастую они с таким трудом поддаются изменениям и что реально можно сделать, если стоит задача управления организационной результативностью. Важно понимать и то, что организации, в той или иной степени, отражают те социальные процессы и сложившуюся культуру, которые характеризуют сообщество в целом, то есть существуют и проявляют себя на макроуровне. Одной из попыток определения специфики организационного характера является работа современного американского психолога-консультанта Уильяма Бриджеса, который при описании типа или характера организации попытался использовать 66 Часть 1. Мир организации подход, применяемый для анализа типологических особенностей человека52. Он заметил, что организации, находясь в ситуации изменения, проявляют себя по-разному: кто-то способен предвидеть грядущие перемены и спокойно подготовиться к ним, а кого-то эти изменения, даже самые незначительные, всегда застают врасплох. Некоторые организации всегда очень внимательны к тем людям, которые работают в них, стараясь оценить, как изменения могут повлиять, прежде всего, на людей, другие же просто объявляют об этих переменах и не колеблясь увольняют тех, кто им не соответствует. У. Бриджес, консультируя работников разных организаций, испытывающих состояние стресса, пришел к мысли, что зачастую организации ведут себя так же, как люди, а значит, как в случае с отдельным человеком, можно определить и характер отдельной организации. Так, использование одного из популярнейших за рубежом личностного типологического опросника И. Майерс — К. Бриггс53 привело к созданию новой методики «Индекс организационного характера». Date: 2016-05-25; view: 584; Нарушение авторских прав |