Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уфимский государственный нефтяной технический университетСтр 1 из 30Следующая ⇒
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Речевая коммуникация» Для студентов заочной формы обучения Часть I Теоретические основы Методические указания для студентов Материалы для самостоятельной работы студентов Уфа 2012 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра русского языка и литературы Вильданова Н.Г., Сулейманова А.К. Учебно-методический комплекс Дисциплины «Речевая коммуникация» Для студентов заочной формы обучения Часть I Теоретические основы Методические указания для студентов Материалы для самостоятельной работы студентов Рекомендовано Министерством образования Республики Башкортостан Уфа 2012 УДК ББК Н Рецензенты: Кафедра русского языка и литературы УГНТУ (зав. кафедрой, д-р филол. наук, проф. В.А. Шаймиев) Доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» Фаткуллина Ф.Г. Вильданова Н.Г., Сулейманова А.К. Учебно-методический комплекс дисциплины «Речевая коммуникация» для студентов заочной формы обучения. Ч.1. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2012. – 170с.
В связи с развитием информационных технологий, расширением границ коммуникативного пространства и сфер деятельности человека особенно актуализировались в последние десятилетия вопросы межличностного общения, а стиль делового общения стал неотъемлемой частью общественной жизни в целом. Введение в программу негуманитарных вузов дисциплины «Речевая коммуникация» способствует формированию у студентов понимания значимости речевой коммуникации в их будущей профессиональной деятельности. Учебно-методический комплекс дисциплины «Речевая коммуникация» адресован студентам негуманитарных вузов. УДК ББК Н ISBN © УГНТУ, 2012 © Вильданова Н.Г., Сулейманова А.К. СОДЕРЖАНИЕ
Введение Дисциплина «Речевая коммуникация» введена в ФГОС-3 всех направлений и специальностей технических вузов как компонент цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Речевая коммуникация изучает основы коммуникативной деятельности и нацелена на обучение речевому общению путём совершенствования навыков всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо). Целью освоения дисциплины является формирование у будущих специалистов, бакалавров, магистрантов навыков и умений логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь. Задачи дисциплины: - сформировать у бакалавров понимание значимости речевой коммуникации в профессиональной деятельности; - привить обучающимся умения и навыки правильной и эффективной устной и письменной речевой коммуникации. Освоение дисциплины «Речевая коммуникация» необходимо как основа для изучения последующих за ней дисциплин, таких как «Этика и корпоративная культура организаций», «Деловой этикет и культура коммуникаций», «Риторика и основы ораторского искусства», «Глобальные проблемы современности». В результате освоения дисциплины «Речевая коммуникация» обучающимися должны быть приобретены и продемонстрированы как общекультурные, так и профессиональные компетенции, сообразующиеся с целями воспитания и обучения. Под компетенцией, или компетентностью, в широком смысле слова в сфере профессионального образования понимают способность индивида переносить навыки и умения, т. е. умение практического и оперативного применения знаний на конкретные ситуации, а также возможность действовать адекватно в широких областях профессиональной деятельности. Общекультурные компетенции (ОК) должны развивать способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, используя основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук на основе анализа социально значимых проблем и процессов. Профессиональные компетенции (ПК) дают возможность индивиду участвовать в постановке целей проекта, его задач и в разработке структуры их взаимосвязей, определения приоритетов решения задач с учётом правовых и нравственных аспектов профессиональной деятельности, которая требует умения разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, отстаивать свою позицию как в устной, так и письменной формах.
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны Знать - нормы, виды и средства ясной, аргументированной, литературной устной и письменной речи (ОК-2, ПК-13); - особенности восприятия и обобщения вербальной и невербальной речевой информации (ОК-1, ПК-6); - особенности работы с официально-деловыми (нормативными правовыми) документами в своей деятельности (ПК-13); - основные положения и принципы гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); Уметь - логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - выстраивать общение с коллегами на работе (ОК-9, ПК-6); - работать с официально-деловыми (нормативными правовыми) документами в своей деятельности (ОК-1, ПК-13); - стремиться к саморазвитию, приобретать новые знания в области гуманитарных наук (ОК-1, ОК-9); - уважительно и бережно относиться к культурным традициям (ОК-1, ОК-9); владеть - навыками продуцирования аргументированной, ясной, кодифицированной устной и письменной речи, правильного оформления результатов мышления (ОК-2, ПК-13); - культурой мышления и речи, способностью к восприятию, анализу и обобщению информации (ОК-1, ПК-6); - навыками социального взаимодействия на основе принятых в обществе моральных и правовых норм. На изучение дисциплины «Речевая коммуникация» по учебному плану направления обучения выделены 2 зачётные единицы (72часа). В зависимости от количества часов содержание речевой коммуникации подразделяется на два модуля как частей образовательного процесса в рамках установленных компетенций. Формой промежуточной аттестации обучающихся является зачёт в семестре, указанном в учебном плане. Одним из важных этапов в подготовке к промежуточной аттестации является выполнение домашней контрольной работы, которая позволяет оценить: - уровень теоретических знаний и объём приобретённых на их основе компетенций; - сформированность навыков самостоятельной работы с литературой; - объём практических умений синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. Контрольная работа для студентов всех форм обучения включает практические задания, охватывающие весь объём содержания дисциплины. Для выполнения контрольной работы и её успешной защиты обучающимся необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, усвоить модули дисциплины, знать ответы на вопросы для итоговой аттестации, изучить рекомендованную литературу. Контрольная работа выполняется на листах формата А 4 в программе Microsoft Office Word, версия не ранее 2003 г. Задания могут выполняться в свободной последовательности с обязательным сохранением номера задания, инструкции к нему и его исходного текста. Ответ на задание даётся сразу после него шрифтовым выделением. Контрольная работа сдаётся в деканат заочного факультета за 1 месяц до начала экзаменационной сессии. В соответствии с компетенциями, обозначенными в ФГОС-3 высшего профессионального образования, содержание дисциплины «Речевая коммуникация» представлено в двух модулях: 1 Речевая коммуникация как процесс. Основные понятия речевой коммуникации: - понятие речевой коммуникации; - формы и типы речевой коммуникации (устная и письменная формы; типы в зависимости от условий коммуникации, от количества участников, от целей общения, от характера ситуации); - основные единицы речевого общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие); - универсальная модель речевой коммуникации (понятия адресанта, адресата, сообщения, кодирования и декодирования информации); - коммуникативные барьеры и их разновидности; - язык как основное средство речевой коммуникации (литературный язык, его состав; разговорная речь); - функциональные стили современного русского литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический книжные стили и устные формы речи); стилеобразующие факторы (лексические, морфологические, синтаксические; текстовые и жанровые особенности стилей); - основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения; нормативный аспект речи; понятие нормы (орфоэпические и акцентологические нормы; лексические нормы; морфологические нормы; синтаксические нормы). 2 Совершенствование навыков речевой деятельности: - речевые тактики и общие принципы речевой коммуникации (понятия стратегии и тактики, разновидности речевых тактик и их классификация, законы общения); - этика речевой коммуникации (понятия этики и этикета, этические нормы, принципы делового этикета); - совершенствование навыков устной речи; вербальные и невербальные средства речевой коммуникации (нравственные установки участников коммуникации; виды публичной коммуникации; виды общения; средства общения; вербальное общение; факторы вербального речевого воздействия; факторы невербального речевого воздействия (жесты, мимика и т. п.); - логико-композиционное построение речи: логические формы изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщение); - приемы изложения (индукция, дедукция, традукция); композиция речи (вступление, основная часть, заключение); - техника речи: компоненты техники речи (интонация, голос, дыхание, темп, пауза, дикция, ударение, мелодика); смыслоразличительная роль интонации; основные качества профессионального речевого голоса (динамический диапазон, полетность, тембр, подвижность, выносливость); тембр как психофизический навык; - лексические и синтаксические средства речевой выразительности. Учебно-методический комплекс дисциплины «Речевая коммуникация» для студентов заочной формы обучения для негуманитарных направлений обучения включает: 1) утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации учебный план специальности; 2) выписку из государственного образовательного стандарта; 3) рабочую учебную программу дисциплины; 4) теоретические основы дисциплины; 5) методические указания для студентов; 6) материалы для самостоятельной работы студентов; 7) контрольно-измерительные материалы для итогового контроля усвоения дисциплины. В соответствии с государственным образовательным стандартом в содержание основной образовательной программы по дисциплине «Речевая коммуникация» входят два модуля:
Учебный план предусматривает изучение дисциплины в объёме 72 часов, в том числе часы на аудиторные занятия, на подготовку к аудиторным занятиям, на самостоятельное изучение тем, на выполнение итоговой контрольной работы. Форма отчётности – зачёт.
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Специальность – негуманитарная
График учебного процесса
Рабочая программа дисциплины «Речевая коммуникация» 1 Цели освоения дисциплины «Речевая коммуникация» Целью освоения дисциплины «Речевая коммуникация» является обучение бакалавров логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь. Задачи дисциплины: сформировать у бакалавров понимание значимости речевой коммуникации в профессиональной деятельности; привить бакалаврам умения и навыки правильной и эффективной устной и письменной речевой коммуникации. Date: 2016-05-25; view: 1125; Нарушение авторских прав |