Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативные барьеры и их разновидности.Речевая коммуникация может не состояться, если имеются некоторые преграды, которые называюткоммуникативными барьерами





Каждому человеку знакома ситуация, когда слова, которые он произносит, «не доходят» до его собеседника или «доходят», но неправильно им воспринимаются. Может даже сложиться впечатление, что собеседник намеренно защищается от чужих слов, мыслей, переживаний, создавая преграды на пути общения.

Данная ситуация наглядно демонстрирует одну из ключевых проблем коммуникативистики – науки, изучающей проблему коммуникативных барьеров. Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.

В каждом виде человеческой деятельности – в политике, экономике, культуре и т. д. – присутствуют собственные барьеры, обусловленные спецификой данных видов деятельности. Различные виды и уровни коммуникации (вербальная – невербальная, устная – письменная) создают свои специфические барьеры. Поэтому имеют место разные попытки систематизации коммуникативных барьеров.

Обычно выделяют шесть наиболее явных барьеров: 1) дискомфорт физической среды, в условиях которой происходит общение; 2) инерция включенности (озабоченность слушателя иными проблемами); 3) языковой барьер (существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта); 4) антипатия к чужим мыслям (амбициозность); 5) профессиональное неприятие (некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта); 6) неприятие имиджа коммуникатора.

В литературе по психологии и коммуникативистике принято выделять четыре типа барьеров: 1) фонетический (невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов и др.); 2) семантический (различие в системах значений слов); 3) стилистический (несоответствие стиля речи коммуникатора ситуации общения или его психологического состояния); 4) логический (сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений).

В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

- акустические помехи – шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье дверей, звонки телефона и др. Их негативное влияние усиливается, если в помещении плохая акустика, а собеседник говорит слишком тихо или шёпотом;

- отвлекающая окружающая, обстановка – яркое солнце или, наоборот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном, портреты – все то, что способно отвлечь внимание собеседников;

- температурные условия – слишком холодно или слишком жарко в помещении;

- погодные условия – дождь, ветер, высокое или низкое давление и т. д.

Данный перечень внешних условий коммуникации можно продолжить. Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.

Технические барьеры. В технической литературе для их обозначения чаще всего используется термин «шумы», введенный в научный оборот авторами математической теории связи (коммуникации). Это понятие ассоциировалось с технологическими проблемами (например, с плохой телефонной связью или помехами в радиоэфире) и означало возмущения, не являющиеся частью сообщения, передаваемого источником.

Можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые одновременно обусловлены и человеческим фактором: неправильным использованием техники связи (отсутствие навыков работы с соответствующей техникой, ошибка в адресе электронной почты и др.); неправильным выбором технического средства для передачи сообщения (например, попытка передать по телефону сообщение, адекватное восприятие которого требует использования аудиовизуальных средств и др.).

На первый взгляд может показаться, что в мире современных технологий (спутниковой связи, компьютерной коммуникации, мобильных телефонов и др.) коммуникативные проблемы окончательно решены. В действительности новые технологии обеспечивают лишь новыми средствами связи, которые более компактны, действуют быстрее, надежнее, передают большую информацию. Однако качество осуществляемой с их помощью коммуникации по - прежнему определяется самими людьми.

«Человеческие» барьеры коммуникации. Как известно, главной причиной возникновения коммуникативных барьеров является сам человек. «Человеческие» барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические и социокультурные.


Психофизиологические барьеры. Одной из важнейших особенностей коммуникации является то, что она осуществляется через различные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморецепцию (чувство тепла и холода). Поэтому барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений, например, артикуляции, или отклонений, связанных с голосовым аппаратом, с глухотой, полной или частичной потерей зрения, потерей чувствительности кожи и т. д.

На способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики.

К наиболее распространенным формам психологического барьера относится нервное напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву, скованности мысли, неспособности решить даже простые задачи, к провалам в памяти, неадекватности восприятия и реагирования на действия других людей, речевым аномалиям и т. п. В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность, безразличие, апатия и даже депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, излишняя застенчивость, повышенная впечатлительность, стыдливость).

Психологические барьеры выполняют две основные функции:

- функцию психологического препятствия, мешающего общению с другими людьми, оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды. Причины возникновения такого рода препятствий усматриваются обычно в особенностях либо ситуации, либо сообщения, либо личностных характеристик коммуникатора (передающий информацию) и реципиента (принимающий информацию);

- функцию психологической защиты, которая способствует повышению уровня психологической защищенности личности, ее автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.

Социокультурные барьеры. В основе коммуникативных барьеров лежат социальные факторы, обусловленные принадлежностью людей к различным группам или организациям. Если взаимодействующие лица имеют сходные социальные характеристики и, следовательно, сходный социальный опыт (принадлежат одной семье, одному государству, одной расе, одному полу, одному возрасту, одной профессии и т. д.), то это значительно облегчает их взаимопонимание в процессе общения. Напротив, если взаимодействующие лица имеют разные социальные характеристики и разный социальный опыт (принадлежат разным семьям, государствам, расам, профессиям), их взаимопонимание может быть несколько осложнено.

Формируясь в определенной социальной среде, человек одновременно формируется в данной социальной среде со своей культурой, собственными знаковыми системами, стереотипом мышления и стандартами поведения, которые становятся очевидны при столкновении с другими культурами.

Это несовпадение порождает культурные барьеры коммуникации. Наиболее очевидные среди них – лингвистические и семантические барьеры. Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться «на разных языках», т. е. они могут говорить на одном и том же языке, но не понимать друг друга из - за различий лексиконов (например, богатый лексикон у одних и ограниченный у других).


Поэтому в процессе речевой коммуникации 1) не следует настаивать на том, что единственно правильными являются только те представления, которые сложились в данной культуре; 2) важно иметь правильное представление о психологии и культуре людей, с которыми осуществляется общение; именно в недооценке этого факта заключаются причины большинства коммуникативных неудач; 3) следует использовать как можно больше различных средств передачи информации 4) следует добиваться обратной связи и в процессе коммуникации сверять свои действия с ответной реакцией адресата.

Нравственные установки участников коммуникации. Общественная, политическая и деловая жизнь России демонстрирует нам многочисленные примеры некорректных, конфронтационных речевых актов. Неумение и нежелание вести конструктивный диалог нередко приводят к размежеванию участников, которые должны объединяться, становиться единомышленниками. Энергия зачастую тратится не на решение жизненно важных задач, а на уничтожение оппонента, что приводит к самоуничтожению сторон.

Одной из главных причин появления деструктивных элементов в процессе общения является отсутствие позитивных нравственных установок его участников по отношению друг к другу и к окружающему миру.

Нравственная установка – это готовность личности действовать в соответствии с определенными моральными нормами, принципами, представлениями о добре и зле, о социальной ответственности, справедливости, долге и т. д. Нравственная установка личности формируется в процессе социализации, то есть воспитания в семье, при получении образования, усвоении соответствующих профессиональных и корпоративных кодексов морали.

Учёные указывают на то, что наладить конструктивное сотрудничество между людьми, негативно относящимися друг к другу, невозможно, даже если они заинтересованы в этом и решаются скрыть свою неприязнь за формально вполне корректными речами. Истинные чувства, проявляясь непроизвольно в мимике, жестах, интонации, будут изобличать их и деструктивно действовать в процессе общения. О чем бы мы ни говорили с другим человеком, мы одновременно сообщаем ему и наше отношение.

В процессе речевой коммуникации партнер должен активизировать добрые начала, способствующие гармоничному сотрудничеству, и блокировать негативные тенденции.

Таким образом, нравственные установки личности оказывают решающее влияние на весь процесс организации речевого взаимодействия.

Вопросы для контроля

1.Дайте определение понятия «речевое общение».

2.Назовите основные единицы речевого общения.

3.Приведите алгоритм общения между коммуникантами.

4.Перечислите элементы речевой ситуации.

5.Дайте определение понятия «речевое взаимодействие».

6.На каких принципах строится речевое взаимодействие?

7.Что является результатом речевой деятельности?

8.Что является результатом речевого поведения?

9.Какие два компонента составляют речевое событие?

10.Что понимают под дискурсом?

11.Назовите четыре вида речевой деятельности. Дайте определение каждого из них.

12.Что понимают под моделью речевой коммуникации?

13.Назовите компоненты модели речевой коммуникации.

14.Назовите основные коммуникативные барьеры.

15.Назовите нравственные установки участников коммуникации, необходимые для налаживания конструктивного диалога.







Date: 2016-05-25; view: 675; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию