Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные единицыречевого общения
Основным способом удовлетворения личных потребностей человека в общении является речь. Именно поэтому принято терминосочетание речевое общение (вербальное) в отличие от невербальных средств общения, т. е. жестов, мимики, знаков, символов идр. Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки и протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Речевое общение может осуществляться между двумя собеседниками или многими людьми. Оно сознательно, целенаправленно и активно. Исследователи выделяют и описывают основные единицы общения – речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие. Текст, взятый в событийном аспекте (дискурс), протекающий в контексте речевой ситуации, называется речевым событием. Речевое событие включает два основных компонента: 1) словесную речь и то, что ее сопровождает (дискурс); 2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, их поведение (речевая ситуация). Исходным моментом любого речевого действия является ре чевая ситуация (поведение участников), то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т. п. Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сообщения, уточнить его целевую функцию (рекомендация, просьба, угроза и т. п.), выявить причинно - следственные связи данного высказывания с другими событиями. Речевая ситуациятребует от коммуникантов (собеседников) соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения (например, диалог с врачом; беседы в гостях или вербальное общение в транспорте). Речевая ситуация обусловливает не только прямой, но и косвенный (прагматический) смысл высказывания. Использование косвенных высказываний делает речь более выразительной, сжатой. Смысл высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации. Например, нейтральное, казалось бы, высказывание: У меня все нормально в зависимости от речевой ситуации может приобретать различные прагматические значения: В моей жизни ничего (нового) не происходит. Моя ситуация улучшилась. Я не хочу поддерживать разговор и др. Речевые ситуации принято классифицировать на канонические и неканонические. Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т. е. определен момент речи, когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат является конкретным лицом. Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т. е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления). Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – различных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скрытый (или имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, характер…). В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам. Речевое взаимодействие – сложное явление, связанное с речевой деятельностью. От природы человек наделен речемыслительным аппаратом, без которого невозможна была бы речевая деятельность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить и говорить, иметь осознанно мотивированную необходимость вступить в общение с кем - либо или сообщить что - либо. Для формирования социально активной личности необходимо знание языковой системы, владение речью и строгое соблюдение социальных норм речевого поведения. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность. Различие данных понятий состоит в том, что речевая деятельность – это осознанно мотивированная человеческая активность, в которой задействованы глубинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление к осознанию тех или иных поступков отсутствует. Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами. По определению ряда лингвистов, результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми и их эмоции. Под видами речевой деятельности понимают четыре основных аспекта речевой коммуникации:говорение, слушание, письмо, чтение. Однако среди некоторых психолингвистов существует мнение, что перевод с одного языка на другой также можно считать одним из видов речевой деятельности. Говорение – это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию. Слушание – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание. Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов. Чтение– расшифровка графических знаков и понимание их значений. В процессе речевой коммуникации механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, декодирования – при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, а при письме и чтении – графическими знаками. Универсальная модель речевой коммуникации. Указанные механизмы и сами участники речевого общения составляют так называемую модель речевой коммуникации. Существуют различные модели коммуникации. В основе этих моделей лежит единая схема, включающая определённые к омпоненты, такие как: 1) а дресант(субъект, отправитель информации) – отдельные индивиды, группы людей, государственные учреждения, политические партии, фирмы и др.; 2) р еференция (сообщение) – закодированная информация (текст в устной или письменной форме); 3) адресат (получатель информации, объект) – одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-нибудь его часть; 4) кодирование и декодирование (к одирование – переработка исходной идеи сообщения с целью ее доведения до адресата с помощью системы кодов – символов и знаков, одинаково интерпретируемых обеими сторонами, а декодирование – процесс выявления первоначального смысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения); 5) контекст – ситуация, обстоятельства, при которых происходит общение. Date: 2016-05-25; view: 409; Нарушение авторских прав |