Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные единицыречевого общения





 

Основным способом удовлетворения личных потребностей человека в общении является речь. Именно поэтому принято терминосочетание речевое общение (вербальное) в отличие от невербальных средств общения, т. е. жестов, мимики, знаков, символов идр.

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки и протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Речевое общение может осуществляться между двумя собеседниками или многими людьми. Оно сознательно, целенаправленно и активно.

Исследователи выделяют и описывают основные единицы общения – речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие.

Текст, взятый в событийном аспекте (дискурс), протекающий в контексте речевой ситуации, называется речевым событием.

Речевое событие включает два основных компонента: 1) словесную речь и то, что ее сопровождает (дискурс); 2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, их поведение (речевая ситуация).

Исходным моментом любого речевого действия является ре чевая ситуация (поведение участников), то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т. п. Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сообщения, уточнить его целевую функцию (рекомендация, просьба, угроза и т. п.), выявить причинно - следственные связи данного высказывания с другими событиями.

Речевая ситуациятребует от коммуникантов (собеседников) соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения (например, диалог с врачом; беседы в гостях или вербальное общение в транспорте).

Речевая ситуация обусловливает не только прямой, но и косвенный (прагматический) смысл высказывания. Использование косвенных высказываний делает речь более выразительной, сжатой. Смысл высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации. Например, нейтральное, казалось бы, высказывание: У меня все нормально в зависимости от речевой ситуации может приобретать различные прагматические значения: В моей жизни ничего (нового) не происходит. Моя ситуация улучшилась. Я не хочу поддерживать разговор и др.

Речевые ситуации принято классифицировать на канонические и неканонические. Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т. е. определен момент речи, когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат является конкретным лицом. Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т. е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления).

Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – различных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скрытый (или имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, характер…). В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.

Речевое взаимодействие – сложное явление, связанное с речевой деятельностью. От природы человек наделен речемыслительным аппаратом, без которого невозможна была бы речевая деятельность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить и говорить, иметь осознанно мотивированную необходимость вступить в общение с кем - либо или сообщить что - либо.

Для формирования социально активной личности необходимо знание языковой системы, владение речью и строгое соблюдение социальных норм речевого поведения.

Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность. Различие данных понятий состоит в том, что речевая деятельность – это осознанно мотивированная человеческая активность, в которой задействованы глубинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление к осознанию тех или иных поступков отсутствует. Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами. По определению ряда лингвистов, результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми и их эмоции.

Под видами речевой деятельности понимают четыре основных аспекта речевой коммуникации:говорение, слушание, письмо, чтение. Однако среди некоторых психолингвистов существует мнение, что перевод с одного языка на другой также можно считать одним из видов речевой деятельности.

Говорение – это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию. Слушание восприятие речевых акустических сигналов и их понимание. Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов. Чтение– расшифровка графических знаков и понимание их значений.

В процессе речевой коммуникации механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, декодирования – при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, а при письме и чтении – графическими знаками.

Универсальная модель речевой коммуникации. Указанные механизмы и сами участники речевого общения составляют так называемую модель речевой коммуникации. Существуют различные модели коммуникации. В основе этих моделей лежит единая схема, включающая определённые к омпоненты, такие как:

1) а дресант(субъект, отправитель информации) – отдельные индивиды, группы людей, государственные учреждения, политические партии, фирмы и др.;

2) р еференция (сообщение) закодированная информация (текст в устной или письменной форме); 3) адресат (получатель информации, объект) – одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-нибудь его часть; 4) кодирование и декодирование одирование – переработка исходной идеи сообщения с целью ее доведения до адресата с помощью системы кодов – символов и знаков, одинаково интерпретируемых обеими сторонами, а декодирование – процесс выявления первоначального смысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения); 5) контекст – ситуация, обстоятельства, при которых происходит общение.

Date: 2016-05-25; view: 372; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию