Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Владимир Николаевич Мясищев⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Научные исследования В.Н. Мясищева (1892–1973) охватывали широкий круг вопросов психоневрологии, психофизиологии, общей и педагогической психологии, но наибольшее значение для современной психологии имеют разработанная В.Н. Мясищевым патогенетическая теория неврозов, а также его общепсихологическая теория личности, основу которой составляет оригинальная психология отношений человека. Личность, как присущее только человеку психическое образование, находится в особенно отчетливой зависимости от общественных условий развития человека, считал В.Н. Мясищев. В.Н. Мясищев в многообразии отношений, определяющих многосторонность и богатство личности как сложнейший синтетический продукт истории развития, выделял доминирующие отношения, характеризующие ее направленность. Он указывал на то, что процесс развития обусловлен внешними и внутренними условиями, а согласованность человека в его реакциях, выражающих отношения к действительности, позволяет говорить о структуре отношений личности. Важный компонент в характеристике личности представляет динамика ее отношений к действительности. В.Н. Мясищев выделил в направленности доминирующие отношения: а) отношение человека к людям, б) отношение его к себе и в) отношение к предметам внешнего мира. Категория отношения к людям является решающей и определяющей и носит характер взаимоотношения. Система взаимоотношений с окружающим определяет объективное положение ребенка и взрослого в окружающей социальной среде, их различную роль в ней, их отношение к социальному окружению. Кроме того, по мнению В.Н. Мясищева, личность, формируясь во взаимодействии с людьми, не только удовлетворяет свои потребности, но и регулирует свое поведение. Существенные условия и психологические закономерности педагогического успеха заложены в связи потребностей личности и требований окружающих, в связи привязанности к окружающим с удовлетворением ими потребностей личности, в вытекающей отсюда внутренней готовности выполнять на основе привязанности неприятные внешние требования или отказываться от желаемого, но запретного. Этот процесс наблюдается уже в раннем возрасте. В связи с существованием общественных требований и запретов у ребенка возникает сознание обязательного и запрещенного. Возникает различное соотношение внешнего и внутреннего мира — поведения «для себя» и «для других». Особенности типа нервной деятельности в соотношении с систематичностью, последовательностью и объективной обоснованностью (или противоположными особенностями) воздействия, считал В.Н. Мясищев, также влекут за собой образование различных свойств характера как особенностей отношения и способов реакции на различные обстоятельства. Осознание жизненной необходимости труда, любовь к нему, потребность в труде, так же как и противоположные свойства, вырастают с необходимостью из истории развития ребенка. Особое внимание В.Н. Мясищев обращал на рост личности, который, по его мнению, заключается в превращении персонального отношения в принципиальное, при котором незаметно происходит переход от зависимого действия (ради руководителя) к самостоятельному действию (ради принципа). В.Н. Мясищев с необходимостью отмечал, что, переходя от характеристики роли направленности отношений в структуре личности к характеристике процесса развития, в процессе развития повышается уровень личности, отношения интеллектуализируются, дифференцируются и обобщаются, усложняются и становятся все более опосредствованными всей сложностью прошлого опыта, переходят от внешних и случайных к внутренним, устойчивым, принципиальным. Структура отношений отражает систематичность, последовательность или противоречивость, объем и остроту формирующих влияний. Динамика отношений личности обусловлена не только динамикой высшей нервной деятельности (в смысле темперамента). Характеризуя эмоциональность отношений, их устойчивость или неустойчивость, прочность, стереотипность и в известной мере глубину и богатство отношений человека, она отражает также объективную динамику условий жизни. В.Н. Мясищев особо подчеркивал роль воспитания личности. По его мнению, это процесс организации и реорганизации личности, руководимой коллективом, осуществляется при активном участии личности в форме самовоспитания.
Таким образом, в истории отечественной психологии представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось. Преодолевались трудности, связанные с необходимостью осмысления личности именно как психологической категории. Но, тем не менее, происходило постепенное развитие основных идей, образующих в целом определенные предпосылки для становления психологической концепции личности. В настоящее время в отечественной психологии наблюдается тенденция к рассмотрению целостной личности, что является проявлением интегративной тенденции, которая коснулась не только понимания самого феномена личности, но и ее социальных детерминант. Заключение Несмотря на все многообразие подходов к определению личности как в отечественной так и в зарубежной психологии, наиболее убедительными, по нашему мнению, являются взгляды отечественных психологов, определяющие личность как открытую внешнему опыту саморегулирующую систему, включающую в свою структуру такие подструктуры как: мотивационная направленность, эмоциональная сфера (стиль переживания), стиль мышления (интеллектуальные способности, способ постижения, переработки и воспроизведения информации), способ общения с окружающими (индивидуальный стиль межличностного поведения). Личность – это динамическая система, открытая внешним воздействиям, реагирующая на изменения среды в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости. Высшие уровни самосознания, социальная направленность и иерархия ценностей индивида формируются не только исключительно под влиянием социума, но зависят также от индивидуального тропизма, неосознанного влечения, что значительно ограничивает количество степеней выбора конкретного человека при освоении им многообразия окружающего мира. Личность – понятие многомерное, каждый ее нижележащий уровень более примитивен, но содержит в себе зачатки тех структур, которые на более высоком, более сложном организованном уровне предстают в виде индивидуально-личностных образований, а в дальнейшем развитии и совершенствовании психики претворяются в социальные аспекты человеческого бытия. Приведенные высказывания отечественных психологов не исчерпывают всех тех характеристик, которые определяют личность человека. Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968. 2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1983. 3. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение,1970. 4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. 5. Леонтьев А.Н. и современная психология (Сборник статей памяти А.Н. Леонтьев) / Под ред. А.В. Запорожца и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 6. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986. 7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов-на-Дону, 1996. Том 2. 8. Проблемы психологии личности. Советско-финский симпозиум. – М,: Наука, 1982. 9. Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырева. – М.: Изд-во Мос.универ. 1982. 10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. 11. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. – М.: 1998. 12. Теоретические проблемы психологии личности / Отв. ред. Е.В. Шорохова. – М.: Изд-во “Наука”, 1974. 13. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. – М., 1989. 14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997.
[1] Л.С. Выготский. Избранные психологические исследования. М., 1956, с.158 [2] Выготский Л.С. Собр. Соч. Т.3. М., 1983., С, 144 [3] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 [4] Там же. С.211 [5] Там же. С. 224 [6] Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. – С. 250.
|