Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научающе-бихевиоралъное направление: Скиннер





Лидер научающе-бихевиоралъного направления Скиннер считает, что личность — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни, накоп­ленный набор изученных моделей поведения. В отличие от Фрейда и многих других персонологов, теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме». Напротив, они принципиально рассмат­ривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека.

Работы Скиннера убедительно доказывают, что воздействие окружа­ющей среды определяет наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено воз­можностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом, имплицитно, понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действи­ем и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии. По мнению мно­гих, он является одним из самых высокочтимых психологов нашего времени.

Скиннер полагал, что абстрактные теории не обязательны и ими можно пренеб­речь в пользу подхода, основанного на изучении влияния окружающей среды на поведение индивида. Он утверждал, что психология, особенно об­ласть научения, была недостаточно развита для того, чтобы найти обоснования построению крупномасштабной, формализованной теории. Не нужно проводить теоретически направленные исследования, так как они дают «объяснение наблюдаемых фактов, которые апеллируют к событиям, описан­ным в разных терминах и измеренным, если вообще их можно измерить, в разных величинах».

Скиннер оспаривал теории поведе­ния человека, часто дающие психологам ложное чувство уверенности в своем зна­нии и фактически не включающие в себя отношения между процессом поведения и обстоятельствами окружения, которые предшествовали этому поведению.

Как радикальный бихевиорист Скиннер отрицал все представления о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов (например, неосознанных импульсов, архетипов, черт лично­сти). Такие умозрительные концепции, замечал он, возникли в примитивном ани­мизме и продолжают существовать, потому что игнорируются условия окружения, управляющие поведением.

Нет нужды открывать для себя, что на самом деле представляет собой лич­ность, состояние ума, чувства, черты характера, планы, цели, намерения или что-то другое, характеризующее автономного человека, для того чтобы продвинуться в науч­ном анализе поведения.

Если к умозрительной концепции обращаются для того, чтобы объяснить поведение, ее нужно перевести в термины, релевантные экспери­ментальным действиям, применяющимся в исследовании и измерениях.

Придерживаясь бихевиористского подхода, Скиннер отстаивал функциональ­ный анализ поведения организма. Такой анализ устанавливает точные, реальные и обусловленные взаимоотношения между открытым поведением (реакцией) организма и условиями окружающей среды (стимулами), контролирующими их.. Эти переменные должны существовать независимо от нас, быть очевидными и определяемыми количественно. Причинно-следственные отношения, происте­кающие из функционального анализа, становятся всеобщим законом науки о по­ведении. Практической целью является возможность манипулирования перемен­ными окружающей среды (независимыми), которые позволяют делать прогноз, и затем измерение поведенческой реакции (зависимые переменные). Таким обра­зом, психологи могут работать в рамках естественной науки и тем не менее откры­вать законы, относящиеся к поведению отдельных организмов.

Скиннер не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение. Он считал такой подход пережитком примитивного анимизма, доктрины, заранее допускаю­щей существование чего-то похожего на дух, который изнутри двигает тело. Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивном анали­зе характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожден­ных способностей.

По Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и ре­зультатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивиду­альные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведе­ние - окружение во времени.

По Скиннеру, поведение наилучшим образом можно понять в терминах реакций на окружение. Подкрепление — ключевая концепция системы Скиннера. Им были описаны че­тыре различные режима подкрепления, которые имеют своим результатом различ­ные формы реагирования: с постоянным соотношением, с постоянным интервалом, с вариативным соотношением и с вариативным интервалом. Было также проведе­но различие между первичными, или безусловными, и вторичными, или условными подкрепляющими стимулами. По Скиннеру, вторичные подкрепляющие стимулы (деньги, внимание, одобрение) оказывают сильное влияние на поведение человека. Он также подчеркивал, что поведение контролируется аверсивными стимулами, такими как наказание и негативное подкрепление. Позитивное наказание имеет место, когда за реакцией следует неприятный стимул, а негативное наказание со­стоит в том, что за реакцией следует устранение приятного стимула. Напротив, негативное подкрепление встречается, когда организму удается ограничить или избежать предъявления аверсивного стимула.

В оперантном научении генерализация стимула происходит при подкреплении реакции, когда один стимул встречается вместе с другими подобными стимулами. Дискриминация стимулов, с другой стороны, состоит в том, чтобы реагировать по-разному на различные стимулы окружения. И то, и другое обязательно для эф­фективного функционирования. Метод последовательных приближений, или формирования включает подкрепление в том случае, когда поведение становится похоже на желаемое. Скиннер утверждал, что вербальное поведение, или язык приобретается через процесс формирования.

Концепции оперантного научения многократно подвергались эксперименталь­ной проверке. Современное применение принципов оперантного научения широко. Две ос­новные области такого применения — обучение навыкам общения и биологиче­ская обратная связь. Предполагается, что тренировка уверенности в себе, основан­ная на методиках репетиции поведения и самоконтроля, очень полезна для того, чтобы люди вели себя более успешно в различных социальных интеракциях.

Date: 2016-05-25; view: 341; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию