Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Феноменологическое направление: Карл РоджерсИдея феноменологического направления теории личности в том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологи, и его представитель К. Роджерс, полагают, что именно внутренняя система отсчета человека — или субъективная способность постигать действительность — играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Доводя эту мысль до логического конца, феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех. Материальная или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Этот тезис является краеугольным камнем феноменологического подхода к личности. Другое важнейшее положение, характеризующее феноменологическое направление — идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Феноменологи полагают, что люди свободны в решении, какой должна быть их жизнь в контексте врожденных способностей и ограничений. Убеждение в том, что самоопределение является существенной частью природы человека, приводит к заключению, что люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют. К.Роджерс как представитель феноменологического подхода к личности, утверждает, что люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. В частности, предполагается, что люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости. Концепция роста, сконцентрированная на процесс реализации внутренних возможностей и личностного потенциала человека, четко отражает позитивный и оптимистичный взгляд на человечество. В феноменологическом направлении центральное место занимает положение, что поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Феноменологический подход также подразумевает, что люди способны строить свою судьбу и что они, по своей сути, являются целеустремленными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися. Карл Роджерс хорошо известен тем, что сформулировал теорию личности, в которой подчеркиваются тезисы, связанные с феноменологией, наряду с особым вниманием к самости. В теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства — тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя. Эта тенденция побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытию потенциала. Несколько более специфично понятие организмического оценочного процесса, который показывает соответствуют ли настоящие переживания тенденции актуализации. По Роджерсу, люди стремятся к тем переживаниям, которые воспринимаются как я-интенсифицирующие, и избегают тех переживаний, которые воспринимаются как я-отрицающие. Характеризуя феноменологическое направление, Роджерс утверждал, что единственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность — личный мир переживаний человека. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит Я-концепции, наиболее важному персонологическому конструкту Роджерса. В его системе элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание. Роджерс подчеркивал, что детям для развития позитивной Я-концепции, которая позволит им стать полноценно функционирующими людьми, необходимо безусловное позитивное внимание. В то же время условия ценности заставляют детей жить в соответствии с навязанными ценностями, а не с собственным организмическим оценочным процессом. Роджерс утверждал, что люди большей частью ведут себя в соответствии с их Я-концепцией. Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между Я-концепцией и общим организмическим переживанием; тогда он пытается защитить целостность «Я» с помощью искажения или отрицания восприятия. Слишком большое несоответствие между Я-концепцией и действительным переживанием. Влияние трудов К.Роджерса общеизвестно и ни в коем случае не ограничено сферой теоретической психологии. Он играл ключевую роль в развитии групп встреч как средства помощи людям из всех слоев общества достичь улучшения и обогащения своих межличностных отношений. К тому же его идеи имели поразительное влияние на такие сферы, как социальная работа, уход за больными, семейное консультирование, групповая динамика и образование. Трудно переоценить огромное влияние Роджерса на формирование терапевтических и образовательных стратегий, используемых сегодня профессионалами. Никто, кроме Фрейда не оказал такого влияния на практику психотерапии, как Роджерс. Его подход, центрированный на личности, успешно применяется при консультировании и терапии в таких разных областях, как образование, расовые отношения, семейные отношения, политика и менеджмент. Утверждение целостности и уникальности человека, связанное с акцентом на важность Я-концепции, также имело громадное влияние на современную теорию и практику психологии. Можно заключить, что роджеровская теория человека не утратит свое влияние на персонологию еще в течение многих лет.
Вышеизложенные основные направления в теоретических взглядах на проблему личности в зарубежной психологии не исчерпывают всего разнообразия ныне существующих подходов. Остались нерассмотренными такие направления как дипозиционное (Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел, Ганс Айзенк), социально-когнитивное (Альберт Бандура, Джулиан Роттер) и ряд других. Вместе с тем, большинство из них объединяют следующие положения: n личность обладает такими качествами, которые отличают ее от других людей, следовательно, понять личность можно путем изучения индивидуальных различий; n личность - абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за ее поведением; n личность характеризуется в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды; n характеристики личности определяют устойчивые формы ее поведения. Личность относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся обстоятельствах. Вместе с тем следует отметить, что несмотря на ряд достоинств, которыми обладает как каждая отдельная теория личности, так и все они вместе методологически неоправданным, односторонним было бы сведение личности к “личине”, “маске”, к внешнему виду, впечатлению, к совокупности внешних наблюдаемых реакций. Односторонность характерна и для тех определений личности, в которых при рассмотрении диалектики внешнего, объективного, и внутреннего, субъективного, акцент переносится в одном случае на внутренние свойства в отрыве от объективных общественных отношений и связей или в другом случае объективные условия рассматриваются вне связи с социально-психологическими и психологическими характеристиками. При этом возникает опасность с двух сторон: либо личность сводится к чисто духовной сущности, либо личность растворяют в социальной среде, теряя ее индивидуальность и автономность. Сложность определения личности и раскрытия ее действительной системы заключается в том, что здесь не помогают не механическое объединение духовных свойств и объективных отношений, ни перечень всей совокупности психологических, культурных, интеллектуальных, социальных черт. Для психологической науки, кроме указанных выше трудностей определения понятия личности, существует еще дополнительная сложность. Как ни в какой другой науке, реальным объектом психологического исследования является специфическое образование, неповторимость которого составляет ее существенную характеристику. Возникает противоречие в связи с возможностью изучить личность, дать ей определение. Выход из этого положения, в которое попадают многие зарубежные психологи, состоит в применении тех категорий общего, единичного и особенного, которые принято использовать в отечественной психологии для изучения личности человека.
|