![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Сергей Леонидович Рубинштейн
Во всех свои психологических исследованиях С.Л. Рубинштейн (1889- 1960) выступает прежде всего как методолог и теоретик, последовательно и органично объединяющий в целостной системе теорию психологии, и ее эксперимент. Для раскрытия типа причинности, ключевого для гуманитарных наук, он выдвигает фундаментальную идею своей философско-психологической концепции - идею субъекта. Эта идея в начале 30-х годов оформляется в виде методологического принципа психологии - единство сознания и деятельности. Выявив проблему сознания деятельности, С.Л. Рубинштейн сумел вскрыть внутреннюю связь этих категорий благодаря разработке их единства через категорию субъекта. “Утверждение единства сознания и деятельности означало, что надо понять сознание, психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой деятельности, поведение человека раскрыть его психологический состав и сделать таким образом саму деятельность человека предметом психологического исследования”[6]. С.Л. Рубинштейн в своей классической формуле связи сознания и деятельности интерпретирует сущность развития через диалектику субъекта и объекта, а тем самым развитие сближается с функционированием: проявление сознания в деятельности есть одновременно (а не последовательно) развитие сознания через деятельность, его формирование. Личность в рубинштейновском понимании, исходящем из категории субъекта, одновременно оказывается понятием, благодаря которому преодолевается безличный, бессубъектный, а потому абстрактный характер связей сознания и деятельности. Через личность С. Л. Рубинштейн раскрывает систему различных связей сознания и деятельности: в личности и личностью эта связь замыкается и осуществляется. Для С.Л. Рубинштейна личность – это и основная психологическая категория, и предмет психологического исследования, и методологический принцип. С.Л. Рубинштейн по-новому рассматривал психику, сознание и личность в развитии. Он раскрывал в единстве исторический, антропогенетический, онтогенетический, филогенетический, функциональный и, наконец, бытийно-биографический аспекты развития личности. Кроме того, С.Л. Рубинштейн ввел в психологию различение индивидуальных и личностных свойств человека. Согласно С. Л. Рубинштейну, свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее и особенное и единичное. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Он считал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек является личностью, потому что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Благодаря сознанию и самосознанию личность соотносит выполнение своих различных функций с требованиями общества, его нормами и идеалами, планирует и регулирует осуществление этих функций, производит поиск и выбор решений, поведения и средств действия, оценивает их личностную и общественную значимость. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию – нет личности. Основная концепция С.Л. Рубинштейна, определяющая подход к психологическому изучению личности состоит в том, что внешние причины действуют через посредство внутренних условий и это определяет понимание путей ее психического развития. Все в психологии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий.
Date: 2016-05-25; view: 558; Нарушение авторских прав |