Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стилистические фигуры
Образной выразительности речи способствуют особые приемы построения фраз и предложений, получившие название синтаксических фигур.Их называют также стилистическими или поэтическими фигурами. Алогизм – фигура мысли, умышленная нелепость, сочетание несоединимых понятий: Причешите мне уши! (В.Маяковский). Анафора, или единоначатие,– повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание: Клянусь я первым днём творенья, Клянусь его последним днём… (Л.). Эпифора, или концовка, – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений): Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Г.). Антитеза (греч.antithesis – противоположение) – стилистический прием контраста, противопоставления явлений, понятий, положений, образов, состояний: Где стол был яств, там гроб стоит (Держ.). Бессоюзие или асидетон (греч. asyndeton– «бессоюзие»)– стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями. Если предложения и фразы строятся без соединительных союзов, то речь ускоряется. Приобретает динамичность и стремительность. Классический пример бессоюзия находим в поэме А. С. Пушкина «Полтава»: Горит восток зарёю новой. Уж на равнине, по холмам Грохочут пушки. Дым багровый Кругами ходит к небесам Навстречу утренним лучам. Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпались стрелки. Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки. Многосоюзие или полисиндетон (греч. polysyndeton– «многосоюзие»)– стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения: Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. Градация (от лат. gradus – ступень, степень)– стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее слово содержит усиливающееся (восходящая градация) (реже уменьшающееся – нисходящая градация) значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Акс.). Именительный представления – стилистическая фигура, при которой субъект, выраженный существительным, обозначающим предмет мысли, вынесен на первое место в высказывании для обособленного выделения с последующими его дублированием личным или другим местоимением. Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Любовь … Каждый представляет её себе по-своему, у каждого свои воспоминания. Инверсия (от лат.inversio – перестановка, переворачивание) – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. Слова, поставленные на непривычном месте, привлекают внимание читателя и приобретают большую смысловую и эмоциональную выразительность. Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в стране родной? Благодаря инверсионной постановке выделенных сказуемых и определений они имеют особую смысловую весомость, а конструкция предложений становится более оригинальной и запоминающейся, чем при обычном порядке слов. Композиционный стык или анадиплозис (греч. anadiplosis – «удвоение») – фигура речи, состоящая в повторении слова, находящегося в конце одной части высказывания, в начале его второй части: И вот наступает Новый год – год новых надежд и новых, пока еще неизвестных событий или Нас охватывает возмущение – возмущение всеми творимыми вокруг безобразиями. Климакс – высказывание в виде цепи, в котором какое-то слово предыдущей части повторяется в следующей несколько раз. Оксиморон (оксюморон) – стилистическая фигура, в которой сочетаются слова со взаимоисключающими значениями, что придаёт выражению оригинальность и необычность, соответствующие необычности названного им явления или переживания. Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов). Риторический вопрос – стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а только для того, чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению: Знаете ли вы украинскую ночь? (Г.) А также для того, чтобы утвердить мысль, в которой содержится вопрос: «И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери, всё!» - его ли душе не любить её? Её ли не любить. Когда в ней чудится что-то восторженно-чудное» (Г.). Риторическое обращение – речевой оборот в форме обращения к предметам или существам, которые не могут ответить на это обращение: Цветы, любовь, деревья, праздность, поле! Риторическое восклицание -оборот речи с подчёркнуто – восклицательной интонацией. Риторическое восклицание выделяет, усиливает смысловое и эмоциональное значение тех слов, на которые падает восклицательная интонация: Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Симплока (греч.symploke – «сплетение») – фигура речи, сочетающая анафору и эпифору: Какие книги больше всего читаются и раскупаются? Романы и повести. Какие книги пишут все наши литераторы, признанные и непризнанные? Романы и повести (Белинский В.Г.). Синтаксический параллелизм (от греч. рarallelos – «идущий рядом»)– одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт (Л. – К.). Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю или слушателю догадываться о невысказанном. К умолчанию говорящий (или пишущий) прибегает тогда. Когда он или находится в состоянии предельной взволнованности, или боится до конца высказать свою мысль перед слушателями (или даже перед самим собой): Но мне ли, мне ль, любимцу государя… Но смерть… но власть… но бедствия народны… Синтаксические фигуры особенно широко употребляются в лирических произведениях, придавая речи задушевность и выразительность. В прозе они чаще всего встречаются в речи персонажей, особенно в тех сценах и эпизодах, в которых герой переживает сильные чувства и душевные потрясения. Хиазм – фигура, в которой повторяются два элемента, причём при повторе они располагаются в обратном порядке. Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске, какого – либо подразумеваемого члена предложения: Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги. Использование эллипсиса придаёт высказыванию динамичность, взволнованный характер интонацию живой речи, повышает художественную выразительность, кроме того, речь, в которой много пропусков, отличается большой сжатостью. Лексические повторы – повторение одного и того же слова, словосочетания. Лексический повтор отличается очень мощным эмоциональным зарядом. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие: И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, кА их нужно разогревать (Е. Шварц). Парцелляция (от франц. рarcelle – частица) – стилистический прием, состоящий в выделении из предложения какого-либо члена – чаще всего второстепенного – и оформление его (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения: Во всем мне хочется дойти до самой сути. В равботе. В поисках пути. В сердечной смуте. (Б. Пастернак). 7. Богатство речи – это максимально возможное насыщение речи разными, не повторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения содержательной информации. Структурно-языковые пласты речи, создающие её богатство: Лексический О богатстве любого языка свидетельствует, прежде всего, его словарный состав. Известно, что 17- томный «Словарь современного русского литературного языка» включает 120480 слов. Но в нем отражена далеко не вся лексика общенародного языка: не включены топонимы, антропонимы, многие термины, устаревшие, просторечные, областные слова. «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля содержит 200 тыс. слов, хотя и в нём зафиксированы далеко не все слова, употреблявшиеся в русском языке середины XIX века. Определить с максимальной точностью количество слов в современном русском языке невозможно, т. к. он постоянно обновляется и обогащается. Словарный запас отдельного человека зависит от ряда причин: уровня его общей культуры, образованности, профессии, возраста. Ученые считают, что современный образованный человек активно употребляет в устной речи примерно 10-12 тысяч слов, а в письменной – 20-24 тысячи. Однако богатство языка и речи определяется не только и даже не столько количественными показателями словарного запаса, сколько семантической насыщенностью словаря, широкой разветвленностью значений слов. Около 80% слов в русском языке многозначны; причем, как правило, это наиболее активные, частотные в речи слова. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, которая создается явлениями многозначности, омонимии, синонимии и др. В русском языке немало многозначных слов. Причем число значений одного слова бывает самым различным. Так, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова глагол идти имеет 40 значений. Очень богат наш язык синонимами. Они делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Например, понятие о большом количестве чего-либо передается словами: много, тьма, пропасть, прорва, туча, рой, океан, море, лес. Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мыли, т. е. обладают экспрессией. Так, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня характеризуются отрицательной экспрессией. Фразеологический Фразеологизмы русского языка многообразны по выражаемым значениям и стилистической роли, они являются важным источником речевого богатства. Богатая русская фразеология представлена во «Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией А.И. Молоткова. В нем содержится 4 тыс. Словарных статей. Date: 2016-05-25; view: 1230; Нарушение авторских прав |