Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морально-этические взгляды в естествознании и медицине





Государственное Автономное Образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«Евпаторийский медицинский колледж»

Тема занятия № 16 Проблемы гуманизма в философии и медицине

Основной материал лекции

Современный культурный и научно-технический прогресс, сверхдинамичное развитие медицинской науки и практики, революционные по своей сути биотехнологии в мировом здравоохранении - все это поставило перед философской мыслью принципиально новые морально-этические вопросы. Речь идет о поиске путей повышения общественной и профессиональной медицинской ответственности за распределение ограниченных ресурсов здравоохранения, за результаты расширяющейся практики трансплантации человеческих органов, искусственного оплодотворения и абортов. Нельзя забывать и о необходимости обсуждения права медиков в исключительных случаях «облегчать» участь безнадежно больных, то есть способствовать ускорению смерти (эвтаназия). В этой связи представляется чрезвычайно важным философское осмысление нравственных оснований вступления ученых и врачей на нетрадиционные участки медицинской науки и практики.

 

Морально-этические взгляды в естествознании и медицине

 

Среди заповедей древней медицины, дошедших до наших дней и известных каждому культурному человеку, одно из первых мест занимает призыв великого греческого врача и мыслителя Гиппократа «Не навреди» (non nocere), обращенный ко всем медикам. Аристотель считал, что сама культура дала людям уникальное оружие - интеллектуальную силу, но они нередко использовали это оружие не по назначению. Человек без нравственных устоев представляет собой существо дикое и несчастное. Таким образом, внутренняя суть каждого индивида напрямую зависит от уровня его нравственности. Но еще большая нравственная ответственность ложится на врачующего медика. Гиппократ в «Клятве» заявляет: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного…». Вся история человечества убеждает в том, что развитие медицинского искусства находится в прямой зависимости от образованности и воспитанности людей, уровня общей культуры народа, нравственных принципов справедливости в обществе. А справедливость, согласно Цицерону, заключается в том, чтобы «никому не вредить и приносить пользу».

В XIX веке русский врач и писатель В.В.Вересаев писал: «…Как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собой. Необходима этика в широком, философском смысле… Узкие вопросы врачебной практики, прежде всего, должны решаться именно с философской точки зрения: и только в этом случае мы сумеем, наконец, создать настоящую медицинскую этику». Сегодня моральные требования в медицинской сфере радикально изменились. Причиной тому служат новые медицинские реалии, выражающиеся в развитии современных теорий, технологий и методик типа искусственного оплодотворения, трансплантологии и т.д. Ныне привычными стали генно-инженерные вмешательства в человеческий организм, а также другие медицинские воздействия с целью не столько лечения, сколько качественного изменения природы человека (неоевгеника). Это обстоятельство одновременно и радует, и беспокоит.

Немало острейших моральных, философско-этических проблем порождают современные биомедицинские эксперименты, проводимые на животных. Примером служит выведение в 1996 году в лаборатории близ британского города Эдинбурга овечки по имени Долли новым способом клонирования. Эта овечка через некоторое время уже естественным образом родила здорового ягненка Бонни. А в 2000 году удачно клонировали пятерых поросят. Таким образом, эксперименты частично развеяли сомнения ученых, медиков, философов по поводу генетической полноценности клонированных животных.

Все эти и многие другие технологии намного опередили развитие традиционной морали и научной этики. Поэтому мировая общественность вынуждена вырабатывать принципиально иные этические принципы и критерии нравственных оценок в науке и медицине, создавать новые моральные контрольные структуры, действие которых должно быть направлено на обеспечение безопасности для каждого члена общества. Мораль всегда отражает действительные общественные интересы. При этом она реализуется внутри человеческой личности, выражая идеалы бескорыстия и альтруизма.


Врачебная этика формирует в каждом враче, фармацевте, в каждой медицинской сестре глубокую личную ответственность за качественное выполнение своего профессионального долга перед пациентами и всей мировой общественностью.

Работа медиков с пациентами требует исключительного такта. В результате философского образования и нравственного самовоспитания в медицинской среде уже утвердились новые категорические моральные запреты. Так, к примеру, чувство искренней благодарности больного врачу, медсестре, нянечке естественно и всем понятно. Но в данном случае медики занимают, так сказать, оборонительную позицию по отношению к своим пациентам: они решительно отказываются принимать дорогие подарки, ведь это может поставить под сомнение бескорыстие труда медика - его жизненного подвига.

Основные цели медицинской деонтологии наглядно характеризуют нравственный облик и моральные качества всех медицинских работников.

Можно припомнить немало случаев из медицинской практики, когда неосторожное слово врача во время беседы с пациентом причиняло последнему сильную душевную боль, а иногда наносило и физический ущерб. Для обозначения этого явления в медицине существует даже специальный термин - «ятрогения». Уже при первом разговоре с больным врач должен уловить личностные черты его характера. При этом необходимо помнить: то, что можно сказать одному, другому категорически говорить нельзя. Речь идет не столько о сохранении врачебной тайны, сколько о морально-психологической ответственности.

В современных условиях каждый медицинский работник должен настойчиво овладевать психолого-философскими знаниями, профессиональными навыками и обладать высокими нравственными качествами.

Указанные требования закрепились в деонтологии как в учении о врачебном долге, нравственном законе. Они появились еще в Древней Греции. А вот благодаря И.Канту деонтология (греч. deon - долг и logos - учение) стала синонимом нравственной философии. Английский философ И.Бентам первым предложил обозначать медицинскую этику термином «деонтология», для указания на нравственное долженствование врача.

 







Date: 2016-05-25; view: 480; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию